НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 02.07.1997 N 16 "О неподведомственности арбитражному суду исков антимонопольных органов о признании недействительными нормативных актов"

"О неподведомственности арбитражному суду исков антимонопольных органов о признании недействительными нормативных актов"
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 2 июля 1997 г. N 16
О НЕПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ АРБИТРАЖНОМУ СУДУ
ИСКОВ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ О ПРИЗНАНИИ
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
Согласно статье 12 и пункту 1 статьи 29 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" федеральный антимонопольный орган вправе давать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, противоречащих антимонопольному законодательству, а при неисполнении предписания может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании соответствующего акта недействительным.
В силу пункта 5 Положения о территориальном управлении Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации (ГАК России), утвержденного Приказом ГАК России от 13.11.95 N 145 на основании пункта 5 статьи 3 названного Закона, такими правами в отношении органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления наделены территориальные органы ГАК России.
При этом антимонопольные органы осуществляют предоставленные им законом контрольные полномочия и действуют в интересах граждан и организаций, права которых нарушены принятием неправомерных актов.
Однако при предъявлении антимонопольными органами вышеупомянутых исков в арбитражные суды следует учитывать, что на основании статьи 4 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, государственные и иные органы имеют право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов в случаях, когда это предусмотрено настоящим Кодексом.
Статьей 22 названного Кодекса установлена подведомственность арбитражным судам споров о признании недействительными ненормативных актов, не соответствующих закону и иным нормативным правовым актам, и нарушающих права и законные интересы граждан и организаций. Статьей 29 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" споры по искам антимонопольных органов о признании недействительными нормативных актов к юрисдикции арбитражных судов прямо не отнесены.
Следовательно, арбитражные суды обязаны принимать к рассмотрению поданные надлежащим образом исковые заявления антимонопольных органов по тем категориям дел, которые в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации составляют компетенцию арбитражных судов.
Подведомственность арбитражным судам споров о признании недействительными нормативных актов по искам антимонопольных органов ни материальным, ни процессуальным законом не установлена. Право антимонопольных органов на судебную защиту публичных интересов может быть реализовано ими путем предъявления упомянутых исков в суды общей юрисдикции.
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ