НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2022 № А26-2243/19


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 307-ЭС20-12620

г. Москва

дело № А26-2243/2019

Резолютивная часть определения объявлена 25.01.2022.

Полный текст определения изготовлен 01.02.2022.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.Е.,

судей Золотовой Е.Н., Поповой Г.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.12.2020 по делу
№ А26-2243/2019, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.06.2021 по тому же делу

по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к обществу с ограниченной ответственностью «Суоярвский леспромхоз» о признании недействительными положений об уточнении размера арендной платы, содержащихся в абзацах 3, 4, 5 приложения № 4
к договору аренды лесного участка от 23.12.2011 № 146-з, а также
о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде взыскания с ответчика 16 425 108 руб. задолженности по арендной плате
за период с 2015 по 2018 годы

при участии в судебном заседании представителя Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия ФИО1

Общество с ограниченной ответственностью «Суоярвский леспромхоз», извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителя для участия в судебном заседании не направило, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статьи 291.10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие его представителя.

Заслушав и обсудив доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Е.Е., а также выступление представителя ФИО1, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

УСТАНОВИЛА:

решением Арбитражного суда Республики Карелия от 01.11.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.06.2020 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Министерство), уточнив исковые требования, просило признать недействительными положения об уточнении размера арендной платы, содержащиеся в приложении № 4 к договору аренды лесного участка от 23.12.2011 № 146-з, и взыскать с ответчика задолженность по арендной плате за период с 11.03.2016 по 31.12.2018 в размере 14 585 105 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 16.12.2020 по делу № А26-2243/2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.06.2021, в удовлетворении иска отказано.

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось с кассационной жалобой на обжалуемые судебные акты и, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить, принять по делу новый судебный акт, которым иск удовлетворить.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации
от 16.12.2021 кассационная жалоба вместе с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли
на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.

Судами при рассмотрении настоящего дела установлено, что Министерством и обществом с ограниченной ответственностью «Суоярвский леспромхоз» (далее - общество) на основании протокола от 12.12.2011 № 1 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, заключен договор от 23.12.2011 № 146-з аренды лесного участка общей площадью
32 921 га, находящегося в Суоярвском лесничестве, в целях заготовки древесины на срок 25 лет.

Согласно условиям договора размер арендной платы составляет произведение ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов с учетом коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,3 и коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона в результате его проведения в размере 2,5 (пункт 2.1.1).

Приложением № 4 к договору ежегодный объем использования лесов установлен в размере 32 700 куб. м, а ежегодная арендная плата - в размере
10 039 650 руб. Также указанным приложением № 4 предусмотрено, что уточнение размера арендной платы производится на основании объемов древесины по делянкам, указанным в представленных лесных декларациях, и на основании материально-денежной оценки по данным делянкам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности; в случае подачи лесных деклараций в течение года на объем меньший, чем установлен настоящим договором, арендная плата на незаявленный объем использования лесов рассчитывается и взимается исходя из средних ставок за 1 куб. м по хозяйствам за текущий год; окончательный расчет производится по состоянию на 20 декабря (после чего лесные декларации на текущий год не принимаются) и доводится до арендатора извещением.

Дополнительным соглашением от 17.03.2014 к договору аренды ежегодный объем использования лесов увеличен сторонами спора до 43 100 куб. м.

Федеральным агентством лесного хозяйства в ходе плановой выездной проверки Министерства выявлено и отражено в акте от 20.07.2018 № 18/2018, что при заключении договора аренды лесного участка для заготовки древесины в нарушение статей 73, 74.1, 78, 80 Лесного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» включены условия, предусматривающие возможность изменения размера арендной платы в зависимости от декларируемого объема древесины.

Об устранении выявленного нарушения в срок до 01.04.2019 Министерству выдано предписание от 13.08.2018 № 18/2018.

Ссылаясь на то, что размер арендной платы, подлежащий расчету и внесению в соответствии с пунктом 2.1.1 договора, меньше размера, фактически уплаченного обществом за период с 11.03.2016 по 31.12.2018 (на
4 487 725 руб. в федеральный бюджет и на 10 097 380 руб. в бюджет Республики Карелия), а уточнение размера арендной платы в соответствии с условиями приложения № 4 к договору влечет уменьшение размера арендной платы по сравнению с ценой, определенной по результатам торгов, и противоречит порядку определения ее размера на торгах, Министерство обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении иска, суды руководствовались статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), статьями 71, 74, 79, 80, 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», учли разъяснения, содержащиеся в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды».

При этом суды исходили из того, что договор аренды лесного участка заключен по результатам проведения аукциона, размер арендной платы, указанной в приложениях № 4 к договору, составленных в 2015- 2018 годах по форме, изначально содержавшейся в аукционной документации, рассчитывался на основе как объемов вырубки леса, заявленных арендатором в подаваемых им лесных декларациях, так и с учетом объема недоиспользованной расчетной лесосеки.

Исходя из изложенного суды отклонили довод Министерства о том, что уточнение размера арендной платы за пользование лесным участком противоречит предусмотренному в протоколе от 12.12.2011 № 1 о результатах аукциона окончательному размеру платы и влечет изменение договорного порядка определения цены по результатам торгов. Поскольку ежегодное приложение № 4 к договору от 23.12.2011 не предполагает изменение размера арендной платы, а обязывает общество вне зависимости от количества изъятия лесного ресурса вносить арендную плату за весь ежегодный объем изъятия, установленный проектом освоения лесов, суды пришли к выводу, что арендная плата, рассчитанная Министерством с учетом обязательного ежегодного объема использования лесов, зафиксированного в протоколе о результатах аукциона и в договоре аренды, внесена обществом в полном объеме, и отказали в удовлетворении иска.

Между тем судами при рассмотрении спора не было принято во внимание следующее.

Согласно пункту 4 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса установлено, что порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В соответствии с положениями статьи 73 Лесного кодекса размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи (пункт 1).

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (пункт 2).

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 4).

В соответствии с частью 1 статьи 78 Лесного кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 143-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации») договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ по договору аренды государственного или муниципального имущества размер арендной платы, определяемый по результатам проведения торгов, не является регулируемым. Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.

Федеральным законом от 29.06.2015 № 206-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» глава 6 Лесного кодекса дополнена статьей 74.1, согласно которой изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом (пункт 1).

Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (пункт 2 в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 455-ФЗ).

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (пункт 3).

Спорный договор аренды лесного участка от 23.12.2011 заключен по результатам аукциона, размер арендной платы определен в соответствии с условием, содержащимся в пункте 2.1.1 этого договора и определяющим размер арендной платы как произведение ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов с учетом коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,3 и коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона в результате его проведения в размере 2,5. Приложением № 4 к договору ежегодный объем использования лесов установлен в размере 32 700 куб. м, а ежегодная арендная плата - в размере 10 039 650 руб.

Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Таким образом, с учетом вышеуказанных норм права, ежегодное изменение сторонами спора размера арендной платы путем соответствующего изменения редакции приложения № 4 к договору является ничтожной сделкой, а арендная плата подлежит начислению в соответствии с условиями договора, определенными по результатам проведения конкурентной процедуры – аукциона.

На основании изложенного судебная коллегия полагает, что выводы судов по настоящему делу об отсутствии оснований для удовлетворения иска нельзя признать законными и обоснованными, поскольку они приняты
с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими
на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11–291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.12.2020 по делу
№ А26-2243/2019, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.06.2021 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.

Председательствующий судья Е.Е. Борисова

Судьи Е.Н. Золотова

Г.Г. Попова