НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 23.04.2021 № 303-ЭС21-4368

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -ЭС21-4368

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

23 апреля 2021 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К.,                  изучив кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.09.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 и постановление  Арбитражного суда Дальневосточного округа   от 02.02.2021 по делу № А73-5132/2020

по иску федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» (далее - учреждение, истец) к Управлению                        Жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Амурского муниципального района Хабаровского края              (далее - управление), Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - министерство) о взыскании убытков в сумме               4 519 123 рублей 19 копеек (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),

установил:

решением Арбитражного суда Хабаровского края от 01.09.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 и постановлением  Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.02.2021, исковое требование удовлетворено частично, с министерства в пользу учреждения взысканы убытки в сумме                 4 519 123 рублей 19 копеек. В удовлетворении иска к управлению отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, министерство, ссылаясь на существенное нарушение судами норм права, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших
на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы
не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из судебных актов, учреждение является теплоснабжающей организацией, оказывающей коммунальные услуги по теплоснабжению.

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20.11.2017 № 33/23 (в редакции постановления от 27.06.2018 №15/23) для потребителей учреждения установлен экономически обоснованный тариф на тепловую энергию в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 4361,79 руб./Гкал; с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 4895,13 руб./Гкал (без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

При начислении гражданам платы за потребленные услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения учреждение использовало тарифы, установленные постановлением Губернатора Хабаровского края от 10.12.2018 № 85 «О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2019 год»: с 01.06.2019 по 30.06.2019 – 2286,74 руб./Гкал, с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 2378,21 руб./Гкал (без учета НДС).

В целях возмещения недополученных доходов от применения регулируемых тарифов (цен) на услуги теплоснабжения, оказываемых населению, проживающему на территории Амурского муниципального района Хабаровского края, учреждением и управлением заключено соглашение от 09.01.2019 № 8 о предоставлении субсидии на возмещение убытков.

Согласно пункту 3.4 соглашения перечисление субсидии управлением производится в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Хабаровского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период для Амурского муниципального района.

В силу пункта 3.3 соглашения перечисление субсидии производится с лицевого счета управления, открытого в территориальных органах Федерального казначейства по Хабаровскому краю, в течение 10 рабочих дней с зачисления средств на счета управления в соответствии с потребностью в субсидии.

В связи с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, учреждение недополучило за 2019 год  - 4 519 123 рубля 19 копеек.

Претензией от 04.03.2020 № 370/ЖКС/2/740, направленной в адрес управления, учреждение уведомило о необходимости возмещения убытков в течение семи календарных дней.

Отказ в удовлетворении претензионных требований явился основанием для обращения учреждения в арбитражный суд.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Закона Хабаровского края от 24.11.2004          № 222 «О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения», Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 150 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению», Порядком расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, и Порядком расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 № 35-пр «О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению», учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29.03.2011             № 2-П, а также разъяснения, содержащиеся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87         «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей», пришли к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с министерства заявленных сумм убытков, с чем согласился суд округа.

Судебные инстанции исходили из того, что осуществив деятельность по теплоснабжению населения по установленным льготным тарифам в период с 01.01.2019 по 31.12.2019, истец вправе требовать возмещения межтарифной разницы. При этом обязанность компенсировать теплоснабжающим организациям межтарифную разницу, образовавшуюся вследствие установления тарифа в размере ниже экономически обоснованного, может быть возложена на муниципальные образования лишь в случае выделения из бюджета субъекта соответствующих субвенций, в пределах которых производится компенсация.

Установив, что необходимые денежные средства для возмещения убытков муниципальному образованию из краевого бюджета не переданы, суд счел, что они подлежат взысканию именно с министерства, поскольку оно является на уровне Хабаровского края главным  распорядителем соответствующих бюджетных средств.

Расчет убытков, подготовленный учреждением с определением разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и размером тарифа, установленного ниже экономически обоснованного для населения, а также объема отпущенного населению коммунального ресурса (отопление) судами проверен и признан верным.

Доводы министерства, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела.

Ссылка министерства на судебную практику в обоснование своей позиции не свидетельствует о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального права с учетом обстоятельств настоящего спора.

Приведенные доводы направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

отказать Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

                         М.К.Антонова