НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 10.11.2021 № 305-ЭС21-3696


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Дело № -ЭС21-3696

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

25 ноября 2021 г.

Резолютивная часть определения объявлена 18.11.2021.

Полный текст определения изготовлен  25.11.2021.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Золотовой Е.Н. и Хатыповой Р.А.

при участии представителя Министерства экологии и природопользования Московской области ФИО1 (доверенность от 16.12.2020), общества с ограниченной ответственностью «Новое Заовражье 3» ФИО2 (доверенность от 10.11.2021),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новое Заовражье 3» (деревня Орешки, Рузский район, Московская область) на решение Арбитражного суда Московской области от 23.01.2020, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2020 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.12.2020 по делу № А41-52937/2019,

УСТАНОВИЛА:

Министерство экологии и природопользования Московской области (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Новое Заовражье 3» (далее – Общество) о взыскании  797 332 365 руб. разового платежа за право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых – гравийно-песчаных пород и суглинков.

Общество обратилось в арбитражный суд со встречным иском о взыскании с Министерства 7 583 702 руб. 15 коп. неосновательно полученных денежных средств (задатка), уплаченных Обществом по итогам аукциона.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области (далее – Комитет лесного хозяйства) и общество с ограниченной ответственностью «Планета К» (далее – общество «Планета К»).

При рассмотрении спора Министерство уточнило исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и попросило взыскать с Общества разовый платеж в размере 776 459 790 руб., исключив 20 872 575 руб., перечисленных Обществом в качестве задатка за участие в аукционе, что составляет 50 % суммы стартового  размера платежа за пользование недрами.

Арбитражный суд Московской области решением от 23.01.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.12.2020, взыскал с Общества 776 459 790 руб.,   прекратил производство  по делу в части требования Министерства о взыскании с Общества 20 872 575 руб., отказал в удовлетворении встречного иска Общества.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит пересмотреть в кассационном порядке указанные судебные акты.

Определением от 18.10.2021 судьи Верховного Суда Российской Федерации Грачевой И.Л. жалоба Общества вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Министерства просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.

Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 291.10 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Грачевой И.Л., выслушав объяснения представителей Общества и Министерства, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что судебные акты трех инстанций подлежат отмене в части удовлетворения первоначального иска Министерства.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Министерство приняло распоряжение от 29.12.2016 № 1114-РМ «О проведении аукциона         № ОПИ 16-30 на право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых – гравийно-песчаных пород и суглинков на участке Моревского месторождения площадью 128 га, расположенном в 1,9 км юго-западнее д. Лызлово Рузского района Московской области», на основании данного распоряжения разместило информацию о проведении открытого аукциона на право пользования участком недр путем оформления и выдачи лицензии на 5 лет с даты государственной регистрации  лицензии.

Согласно статье 13.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992           № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) основным критерием выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.

В аукционной документации стартовый платеж за пользование участком недр определен в размере  41 745 150 руб., шаг аукциона 5 % от стартового размера разового платежа, а также указано, что участие в аукционе обеспечивается внесением участниками задатка в размере 50 % суммы стартового платежа, что составляет 20 872 575 руб. Документацией предусмотрено, что участники аукциона  должны также уплатить  10 156 руб. 56 коп. - сумму сбора за участие в аукционе, которая определяется  исходя из стоимости и затрат  на подготовку, проведение  и подведение итогов аукциона, оплату труда привлекаемых экспертов.

В аукционной документации также указано, что  победитель аукциона – недропользователь  обязан уплатить разовый платеж за право пользования участком недр, установленный в ходе торгов на аукционе, не позднее 30 дней с даты государственной регистрации лицензии. В случае если недропользователь не уплатит разовый платеж в установленный срок, право пользования участком недр прекращается на основании пункта 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах, при этом задаток недропользователю не возвращается.

Для участия в аукционе были поданы 3 заявки. Участниками аукциона  внесены задатки на участие в аукционе в размере 20 872 575 руб.

По результатам проведенного аукционаОбщество, предложившее наибольший размер разового платежа за право пользования участком недр - 797 332 365 руб., признано победителем аукциона на право пользования недрами, что зафиксировано в протоколе от 13.12.2017 заседания Комиссии по проведению аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории Московской области, подписанном членами Комиссии и представителем Общества.

Министерство через год после проведения аукциона оформило Обществу сроком на 5 лет лицензию на право пользования недрами МСК 80323 ТЭ, зарегистрированную в реестре 18.01.2019.

Пунктом 5.1 Условий пользования недрами, являющихся  приложением к указанной лицензии и ее неотъемлемой частью, предусмотрено, что Общество – недропользователь  обязано не позднее 17.02.2019 уплатить разовый платеж в сумме 776 459 790 руб. за право пользования участком недр за вычетом задатка, уплаченного недропользователем в обеспечение участия в аукционе, а также указано, что  в  случае если недропользователь не уплатит разовый платеж в установленный срок, право пользования участком недр, предоставленным в пользование, прекращается на основании пункта 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах, при этом задаток недропользователю не возвращается.

Министерство 25.01.2019 направило Обществу письмо, в котором уведомило об оформлении лицензии, указало на необходимость для получения лицензии уплатить в соответствии с  подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственную пошлину за выдачу лицензии и обратиться с заявлением в Министерство  за получением лицензии, а также обратило внимание на прекращение права пользования недрами и невозвращение задатка в случае невнесения разового платежа.

Общество, получив указанное уведомление, 29.01.2019 направило в  Министерство заявление о признании недействительным аукциона, досрочном прекращении права пользования участком недр, снятии лицензии на право пользования недрами с государственного учета и возврате задатка, внесенного  за участие в аукционе, сообщив также, что лицензию не получило и пользование спорным участком не осуществляло.

В обоснование заявления  Общество сослалось в том числе на следующее: предмет аукциона не конкретизирован, поскольку не указана система координат, которая была использована при определении географических координат участка недр; в аукционной документации не было указано, что участок месторождения частично затронут разработками, границы неотработанного участка не определены, однако по результатам осмотра установлено, что половина участка имеет следы отработки (нарушения целостности недр); отсутствие в аукционной документации информации о конкретном объеме отработанных территорий не позволило на момент проведения аукциона установить площадь участка недр, право пользования которым предоставляется победителю аукциона; при этом отработанные, но не рекультивированные территории участка недр по умолчанию ложатся дополнительным финансовым обременением на победителя аукциона, о котором в аукционной документации не упоминалось.

В письме от 05.03.2019 Министерство указало Обществу на отсутствие предусмотренных законодательством оснований для признания недействительным аукциона.

Министерство распоряжением от 14.03.2019 № 183-РМ прекратило с 14.03.2019 право пользования недрами по лицензии МСК 80323 ТЭ, предоставленное Обществу для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, в связи с нарушением пользователем недр – Обществом пункта 5.1 Условий пользования недр (не уплачен разовый платеж за право пользования участком недр в установленный срок).

Полагая что, несмотря на прекращение права пользования недрами по лицензии МСК 80323 ТЭ, у Общества сохраняется обязанность по уплате в бюджет Московской области разового платежа в размере 776 459 790 руб.,  Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на возникновение убытков в размере неполученного платежа.

Общество, предъявляя встречные требования о взыскании 7 583 702 руб. 15 коп. – части задатка, внесенного для  участия в аукционе, указало на наличие у Министерства неосновательного обогащения в названном размере, поскольку пользование недрами не осуществляло.

Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на статьи 309, 310, 380, 381, 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –             ГК РФ), статьи 11, 12, 13.1, 20, 40 Закона о недрах, постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 802 «Об условиях и порядке рассрочки разового платежа за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии», пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска Министерства и отсутствии оснований для удовлетворения встречного требования Общества.

Суды исходили из следующего: согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – Президиум         ВАС РФ), изложенной в постановлении от 04.02.2014 № 13728/13, характер разового платежа за пользование недрами определяется как плата за приобретение права пользования недрами (право за доступ к пользованию недрами), а в случае, когда лицензия прекращается ввиду наличия нарушений со стороны пользователя недрами, разовый платеж не подлежит возвращению; Общество как победитель аукциона, подписав протокол о результатах аукциона, взяло на себя обязательства уплатить разовый платеж, а Министерство - выдать победителю торгов лицензию на пользование недрами;  поскольку полученное Обществом по результатам проведенного аукциона право пользования недрами прекращено досрочно в связи с нарушением последним лицензионных условий, а разовый платеж за право пользования недрами им не оплачен, с Общества подлежит взысканию разовый платеж в размере 776 459 790 руб. с учетом внесенного задатка за участие в аукционе;  Общество не доказало, что неисполнение им условий договора, заключенного по итогам торгов, вызвано виновными действиями Министерства, а равно не представило доказательств прекращения обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения.

Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Между тем суды трех инстанций, удовлетворяя первоначальный иск Министерства, не учли следующее.

Закон о недрах регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи недр, в том числе определяет  порядок предоставления участков недр в пользование, содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

В статье 6 Закона о недрах указаны виды пользования недрами, к которым относится разведка и добыча полезных ископаемых.

В силу статьи 2, пункта 10 статьи 3, пункта 7 статьи 4 Закона о недрах распоряжение недрами, в том числе предоставление их участков в пользование в разрешительном порядке осуществляют публично-правовые образования.

Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода – геометризованного блока недр, правила пользования которым определяются в лицензии на пользование недрами, в том числе для добычи полезных ископаемых (статья 7 Закона о недрах).

Согласно части 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (часть 7 статьи 9 Закона о недрах).

Из статьи 12 Закона о недрах следует, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о недрах при пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование;

2) регулярные платежи за пользование недрами;

3) сбор за участие в конкурсе (аукционе).

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За предоставление лицензии на право пользования недрами взимается государственная пошлина (пункт 92 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу части 7 статьи 13.1 Закона о недрах размер разового платежа за право пользования участком недр является основным критерием выявления победителя при проведении аукциона на право пользования недрами.

Согласно частям 1 и 5 статьи 40 указанного Закона пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами.

Частью 2 статьи 40 Закона о недрах предусмотрено, что минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее чем десять процентов величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации.

Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами (часть 3 статьи 40 Закона о недрах).

Согласно пункту 5.1 Условий пользования недрами, являющихся  приложением к лицензии, оформленной Министерством 18.01.2019, размер разового платежа за право пользования участком недр местного значения, установленный по результатам аукциона, составляет 797 332 365 руб.

Недропользователь обязан не позднее 17.02.2019 уплатить разовый платеж в сумме 776 459 790 руб. за право пользования участком недр за вычетом задатка, уплаченного недропользователем в обеспечение участия в аукционе, в размере 20 872 575 руб.

Пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах установлено, что право пользования недрами прекращается при возникновении определенного  условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами.

Решение уполномоченного органа о досрочном прекращении (приостановлении, ограничении) пользования недрами следует расценивать как специальную меру государственного принуждения, которая должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты не только публичных интересов государства, связанных с его экономической и экологической безопасностью, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в сфере недропользования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.03.2017 № 565-О).

Пунктом 27 аукционной документации и пунктом 5.2 Условий пользования недрами предусмотрено досрочное прекращение права пользования участком недр на основании пункта 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах и невозвращение недропользователю задатка в качестве санкции за нарушение недропользователем обязательства по внесению разового платежа.

При этом ни специальный Закон о недрах, ни аукционная документация, ни Условия пользования недрами не содержат положений, устанавливающих обязанность недропользователя уплатить в соответствующий бюджет весь разовый платеж после досрочного прекращения права пользования недрами по причине невнесения недропользователем указанного платежа в срок,  предусмотренный Условиями пользования недрами.

Отсутствие в Законе о недрах указанных положений не означает возможность применения в данном случае части 9 статьи 40 этого Закона, согласно которой не подлежат возврату недропользователю внесенные им в период пользования недрами разовые платежи за пользование недрами в случае прекращения, в том числе досрочного, права пользования недрами.

Ссылка судов трех инстанций при рассмотрении настоящего спора на постановление Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 № 13728/13 ошибочна, поскольку в данном постановлении сделан вывод об отсутствии у уполномоченного органа обязательства по возврату разового платежа, внесенного недропользователем, осуществлявшим пользование недрами более двух лет с нарушением правил, и право пользования которого прекращено в связи с совершением им виновных действий.

Как следует из материалов настоящего дела, Министерство прекратило право пользования недрами до истечения двух месяцев с даты выдачи лицензии в связи с неисполнением Обществом обязательства по внесению разового платежа. При этом Общество данную лицензию не получало, пользование участком недр не осуществляло и никаких работ на участке не проводило. Данные обстоятельства Министерством не оспариваются.

Характер разового платежа за пользование недрами, срок его внесения (в течение месяца после государственной регистрации лицензии), отсутствие финансово-правовых мер государственного принуждения в отношении  неплательщиков позволяют сделать вывод о том, что вопрос о возможности взыскания неуплаченной суммы разового платежа, когда такая неуплата послужила основанием для досрочного прекращения права пользования недрами, должна решаться по общим правилам Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом условий, содержащихся в лицензии на пользование недрами и в ее неотъемлемых составных частях (в данном случае – Условия пользования недрами).

Поскольку Законом о недрах и Условиями пользования недрами не предусмотрена возможность взыскания с недропользователя разового платежа,  подлежат применению положения статьи 448 ГК РФ, аукционной документации и Условий пользования недрами, которыми установлена  ответственность недропользователя - победителя торгов, уклонившегося от исполнения обязанности по внесению разового платежа, в виде утраты задатка и обязанности возместить убытки.

При этом, как следует из искового заявления, в настоящем деле Министерством заявлены требования о взыскании денежных средств, в том числе со ссылкой на статьи 15 и 393 ГК РФ и наличие у публичного органа убытков ввиду неуплаты Обществом суммы разового платежа.

Между тем суды трех инстанций не рассмотрели требование Министерства с применением общих правил гражданского законодательства о возмещении убытков.

Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В соответствии со статьями 15 и 393 ГК РФ, разъяснениями, приведенными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Пленума № 25), лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, обязано доказать, что в результате противоправных действий (бездействия) ответчика нарушены права и законные интересы истца и ему причинены убытки, а также доказать их размер. Суд определяет размер подлежащих возмещению убытков с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

По общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).

Обоснованность требований доказывается на основе принципа состязательности. Министерство, заявившее требование к Обществу о взыскании убытков, как и Общество, возражающее против этих требований, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений (статья 65 АПК РФ).

В силу пунктов 3.3 и 3.4 Условий пользования недрами до начала проведения работ по разведке и добыче на участке недр, предоставленном в пользование, недропользователь обязан оформить правоустанавливающие документы, необходимые для использования земельных участков в целях разведки и добычи; не позднее 18.08.2019 разработать проект на проведение геологоразведочных (геологоревизионных)  работ, получить на него положительное заключение экспертизы, согласовать и утвердить его в установленном действующим законодательством порядке.

Пунктом 3.6 Условий пользования недрами предусмотрено, что недропользователю запрещается проведение работ по разведке предоставленного в пользование участка до выполнения требований пунктов 3.3 и 3.4 данных Условий.

Общество в адресованном Министерству письме от 29.01.2019 и в дальнейшем при рассмотрении спора указывало, что по результатам осмотра и анализа участка месторождения были выявлены обстоятельства, не изложенные в аукционной документации, в том числе наличие на значительной части  участка месторождения следов отработки (нарушения целостности недр), рекультивация которых ложится дополнительным финансовым обременением на победителя аукциона, о котором в аукционной документации не упоминалось. Кроме того, часть участка недр обременена правопритязанием на пользование недрами общества «Планета К», арендатора лесных участков по договорам, заключенным с Комитетом лесного хозяйства. Общество полагает, что данные обстоятельства препятствовали бы ему в оформлении правоустанавливающих документов в отношении земельных участков, необходимых для того, чтобы приступить к пользованию недрами.

Как пояснил в судебном заседании Судебной коллегии представитель Общества, после выявления данных обстоятельств, наличия многочисленных судебных споров с участием общества «Планета К»  Обществом было принято решение об отказе в получении лицензии на право пользования недрами, о чем оно надлежащим образом уведомило Министерство. При этом Общество, как победитель аукциона, осознавало правовые последствия данного отказа от исполнения обязательств, в том числе связанные с невозвратом ему задатка, внесенного для участия в аукционе.

По мнению Общества, Министерство не понесло убытков в заявленном в иске размере в связи с невнесением ответчиком разового платежа, поскольку  распоряжением от 09.09.2020 № 1174-РМ утвердило результаты нового аукциона на право пользования спорным участком недр, победитель которого обязан внести разовый платеж за право пользования недрами.

Суды не дали оценку приведенным доводам Общества и не исследовали представленные в его обоснование доказательства, не оценили на предмет разумности и добросовестности (статья 10 ГК РФ, пункт 1 постановления Пленума № 25) действия Министерства, выразившиеся в выставлении на аукцион участка недр площадью 128 га, в границы которого вошли лесные участки, предоставленные обществу «Планета К» в аренду для разработки месторождений полезных ископаемых. Между тем исследование данных обстоятельств необходимо для решения вопроса о наличии оснований для взыскания с Общества убытков и определения их размера с учетом и того, что последним предоставлено для участия в аукционе обеспечение  - задаток.

При таком положении Судебная  коллегия считает, что судебные акты в части удовлетворения требования Министерства приняты с нарушением норм материального и процессуального права и без исследования обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.

 Правила о распоряжении задатком устанавливают, что если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны (пункт 2 статьи 381 ГК РФ).

Согласно пункту 5 статьи 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Ввиду того, что аукцион на право пользования участком недр местного значения в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан, аукционной документацией и Условиями пользования недрами предусмотрено невозвращение недропользователю задатка за нарушение обязательства по внесению разового платежа, отсутствуют предусмотренные законом основания для возврата Обществу, ставшего победителем аукциона, задатка, внесенного для участия в аукционе.

Поскольку суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении встречного иска, принятые по делу судебные в указанной части следует оставить без изменения.

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия считает, что  решение от 23.01.2020, постановление апелляционного суда от 03.08.2020 и постановление окружного суда от 10.12.2020 в части удовлетворения первоначального иска и взыскания с Общества в доход федерального бюджета 200 000 государственной пошлины по первоначальному иску подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 АПК РФ, а дело в указанной части - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное; исследовать доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование их доводов и возражений; установить наличие оснований для взыскания с Общества по иску Министерства убытков; на основании установленных обстоятельств принять законное и обоснованное решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Арбитражного суда Московской области от 23.01.2020, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2020 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.12.2020 по делу № А41-52937/2019 отменить в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью «Новое Заовражье 3» в пользу Министерства экологии и природопользования Московской области 776 459 790 руб. и в части взыскания с этого общества в доход федерального бюджета 200 000 руб. государственной пошлины.

Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.

В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 23.01.2020, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2020 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.12.2020 оставить без изменения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.

Председательствующий                                                         И.Л. Грачева

Судьи                                                                            Е.Н. Золотова

                                                                                                Р.А. Хатыпова