НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 09.12.2016 № 02АП-1866/2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 301-ЭС16-17851

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 9 декабря 2016 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В. изучила  кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Республики  Коми «Центр правового обеспечения», действующего в интересах  Министерства финансов Республики Коми и Министерства труда, занятости и  социальной защиты Республики Коми, на решение Арбитражного суда  Республики Коми от 04.02.2016 по делу № А29-10546/2015, постановление  Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2016 и постановление  Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.09.2016 по тому же делу 

по иску Администрации муниципального образования городского округа  «Сыктывкар» (Республика Коми, г. Сыктывкар, далее – администрация) к  Республике Коми в лице Министерства финансов Республики Коми 

(г. Сыктывкар, далее – Минфин Республики Коми), Республике Коми в лице  Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми 

(г. Сыктывкар, далее – Минтруд Республики Коми) о взыскании убытков в  размере 1 925 467 рублей 50 копеек, возникших в связи с необходимостью  предоставления ФИО1 вне очереди  благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма. 


К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов  администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»  (г. Сыктывкар), Комитет жилищной политики администрации муниципального  образования городского округа «Сыктывкар» (г. Сыктывкар), 

установила:

решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.02.2016,  оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного  апелляционного суда от 21.04.2016 и постановлением Арбитражного суда  Волго-Вятского округа от 16.09.2016, убытки в заявленном размере взысканы с  Республики Коми в лице Минтруда Республики Коми за счет казны Республики  Коми. 

В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене названных  судебных актов со ссылкой на допущенные судами нарушения норм  материального и процессуального права. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы,  представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе,  представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших  на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра  судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса  о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство  в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения  в материалах дела. 

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют. 


Как установлено судами, вступившим в законную силу решением  Сысольского районного суда Республики Коми от 23.10.2012 по делу 

 № 2-555/2012 на администрацию возложена обязанность по предоставлению  ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как гражданину, относящемуся к  категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне  очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения,  отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, установленным  жилищным законодательством, общей площадью 33 квадратных метра. 

На основании заявления ФИО1 от 15.11.2011 постановлением  руководителя Администрации муниципального района «Сысольский» от  08.12.2011 ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений,  предоставляемых по договорам социального найма. 

Рыночная стоимость жилого помещения, необходимого для  предоставления ФИО1, определена согласно сведениям  Территориального органа Федеральной службы государственной статистки по  Республике Коми, и составила 1 925 467 рублей 50 копеек. 

Ссылаясь на возникновение у муниципального образования убытков в виде  расходов, которые будут понесены для восстановления нарушенного права  ФИО1, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим  иском. 

Суды нижестоящих инстанций с учетом установленных по делу  обстоятельств и правоотношений сторон, а также законов, подлежащих  применению по данному делу, пришли к выводу об удовлетворении иска  за счет средств казны Республики Коми, при этом суды исходили из того, что  убытки администрации подлежат компенсации за счет средств бюджета  Республики Коми, поскольку обязательство по обеспечению детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится  к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации в соответствии 


со статьями 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ 

«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей». 

Ответственность за убытки возложена на Республику Коми в лице  Минтруда Республики Коми, которое является главным распорядителем  бюджетных средств в области (сфере) в том числе социального обслуживания,  социальной защиты населения, организации предоставления государственных  услуг в сфере социальной защиты, включая организацию предоставления  социальных гарантий населению в Республике Коми, установленных  законодательством Российской Федерации и законодательством Республики  Коми, организацию социального обслуживания населения, предоставлению  государственных услуг в области (сфере) социальной защиты населения, в  соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  Положением о Министерстве труда, занятости и социальной защиты  Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики  Коми от 11.12.2015 № 519. Кроме того, обязанность по предоставлению  бюджету муниципального образования городской округ «Сыктывкар» иного  межбюджетного трансферта на исполнение судебных решений по обеспечению  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми  помещениями муниципального жилого фонда по договорам социального найма  возложена на Минтруда Республики Коми соглашением от 17.03.2014,  заключенным между администрацией и Агентством Республики Коми по  социальному развитию (с 23.12.2015 – Министерство труда и социальной  защиты Республики Коми; с 01.01.2016 – Министерство труда, занятости и  социальной защиты Республики Коми). 

Судами установлено, что выделенных администрации денежных средств  недостаточно для исполнения всех судебных решений о предоставлении  льготной категории граждан жилых помещений, в том числе решения  Сысольского районного суда Республики Коми от 23.10.2012 по делу 

 № 2-555/2012 в отношении ФИО1


Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства,  а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном  применении судами норм права. 

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

отказать Государственному казенному учреждению Республики Коми  «Центр правового обеспечения», действующего в интересах Министерства  финансов Республики Коми и Министерства труда, занятости и социальной  защиты Республики Коми, в передаче кассационной жалобы для рассмотрения  в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации М.В. Пронина