| |
№ -ЭС20-11239 | |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
г. Москва | 09.09.2020 |
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Костромской области на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.06.2020 по делу № А31-235/2019 Арбитражного суда Костромской области,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства Костромской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Святобор" (далее - Общество) о расторжении договора аренды лесного участка от 13.03.2012 N 548.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное казенное учреждение "Парфеньевское лесничество" (далее - Лесничество).
Арбитражный суд Костромской области решением от 11.09.2019 удовлетворил требование.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.06.2020, решение отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить постановления апелляционного и окружного судов, оставив в силе решение первой инстанции, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что согласно пункту 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Исходя из положений статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются, в том числе создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, проведение мероприятий по охране, защите ,воспроизводству лесов.
В данном случае обязательства сторон основаны на заключенном сторонами договоре аренды лесного участка, одним из условий которого предусмотрена обязанность арендатора осуществлять уход за минерализованными полосами, ремонт дорог противопожарного назначения, содействие естественному возобновлению леса, уход за лесными культурами, подготовку почвы для создания лесных культур, создание лесных культур (приложение №6 к договору аренды ленного участка).
Согласно пункту 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Указанные положения применительно к случаям невыполнения лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов, а также воспроизводства лесов содержатся в пункте 3 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации и пункте 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации.
Выполнение лесовосстановительных и пожарных мероприятий является обязанностью арендатора предусмотренной не только договором, но и статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации.
Невыполнение противопожарных мероприятий может повлечь за собой угрозу причинения вреда окружающей среде, а также жизни и здоровью граждан.
Суды апелляционной и кассационной инстанций не приняли во внимание приоритет норм лесного законодательства.
Требования о расторжении договора департамент мотивировал и основывал нарушением ответчиком условий проекта освоения лесов. Указанное обстоятельство законодатель определил специальной нормой как основание для досрочного расторжения договора.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, Департамент (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 13.03.2012 N 548, по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 29.02.2012 N 9 обязуется предоставить, арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 2359 гектаров, местоположение: Костромская область, Парфеньевский муниципальный район, областное государственное казенное учреждение "Парфеньевское лесничество", Татауровское участковое лесничество, кварталы 77, 80, 93, 94, 99 - 104; Вохомское участковое лесничество, кварталы 107, 108; номер учетной записи в государственном лесном реестре 34:234:15:0252 (пункты 1 и 2 договора).
В силу подпункта "ж" пункта 12 договора на арендатора возложена обязанность за свой счет осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке в объемах и сроки, указанные в проекте освоения лесов и приложении 6 к договору, если иное не установлено законодательством.
В соответствии с графиком объемов и сроков исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом участке, являющемуся приложением 6 к договору, арендатор обязался выполнить, в том числе, работы по обеспечению пожарной безопасности в эксплуатационных и защитных лесах - установку аншлагов (среднегодовой объем - 1 штука, 2 квартал), благоустройство территории (среднегодовой объем 2 гектара, 2 квартал); лесовосстановительные мероприятия в эксплуатационных лесах - подготовка почвы под лесные культуры (среднегодовой объем - 5,2 гектара, 3 квартал), уход за лесными культурами (среднегодовой объем - 26 гектаров, 2, 3 кварталы).
Согласно пункту 21 договора по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI договора.
Расторжение договора по решению суда по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случаях нарушения другой стороной условий договора (пункт 23 раздела VI договора).
Договор аренды лесного участка зарегистрирован в установленном законом порядке.
Члены комиссии Лесничества при проверке исполнения Обществом договора аренды установили, что арендатор не выполнил объем работ, установленный в условиях договора (приложение N 6) и в задании на 2018 год, а именно работы по: благоустройству зон отдыха в срок май - июнь 2018 года в объеме 1 штуки на Татауровском участковом лесничестве (квартал 93, выдел 29); установке и размещению объявлений (аншлагов) в срок апрель - май 2018 года в объеме 1 штуки на Татауровском участковом лесничестве (квартал 93, выдел 29); подготовке почвы в срок май - октябрь 2018 года в объеме 1,9 гектара на Татауровском участковом лесничестве (квартал 99, выдел 13); уходу за лесными культурами в срок май - октябрь 2018 года в объеме 17 гектаров на Татауровском участковом лесничестве (квартал 104, выдел 24 - 4 гектара трехкратно, квартал 103, выдел 6 - 5 гектаров). По результатам проверки составлен акт от 31.10.2018.
Департамент в претензии от 20.11.2018 N ЮР-/8367, полученной Обществом 23.11.2018, указал на невыполнение арендатором в 2018 году санитарно-оздоровительных мероприятий, лесовосстановления и ухода за лесом на лесном участке, предусмотренных в подпункте "ж" пункта 12 договора аренды от 13.03.2012 N 548, предложил устранить выявленные нарушения до 17.12.2017, расторгнуть договор по соглашению сторон.
Оставление требований арендодателя без внимания послужило основанием для обращения Департамент в арбитражный суд с иском.
Руководствуясь частью 2 статьи 24,частью 3 статьи 51,частью 4 статьи 51, частью 4 статьи 71,статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, учитывая систематический характер неисполнения ответчиком принятых обязательств по выполнению объемов работ по охране, защите и воспроизводству лесов в 2016-2018 годах.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, исходил из следующего.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. Основанием для расторжения договора по требованию одной из сторон в судебном порядке является существенное нарушение договора другой стороной либо иные основания, прямо предусмотренные законом или договором.
При регулировании правоотношений сторон по договору аренды лесного участка приоритетными являются положения Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым установлена обязательность лесных регламентов и проектов освоения лесов.
Выполнение утвержденного в особой процедуре проекта освоения лесов является обязательным для арендатора при осуществлении деятельности. Осуществление действий с его нарушением свидетельствует о противоправности поведения данного лица.
В силу статей 24 (части 2), 51 (части 8) и 61 (части 4) Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков.
Повторно исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что после получения уведомления о расторжении договора ответчик в разумный срок принял меры по устранению нарушения, послужившего основанием для расторжения договора, иных нарушений обязательств по договору аренды им не допущено. Приняв во внимание, в том числе, длительный срок договора аренды, суд апелляционной инстанций пришел к обоснованным выводам, что при отсутствии доказательств нанесения ответчиком существенного вреда охраняемым правоотношениям в сфере рационального использования и эффективного воспроизводства лесов, последующее выполнение Обществом лесохозяйственных работ не может являться существенным нарушением договора; в данном случае такая мера ответственности, как расторжение договора, несоразмерна степени нарушенного обязательства и балансу интересов сторон.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в передаче кассационной жалобы Департамента лесного хозяйства Костромской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации | Н.С. Чучунова |