ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 49-КАД20-4-К6
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 31 марта 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой ЕВ. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу местной мусульманской религиозной организации «Махалля» № 2534 с. Камаево Бакалинского района Республики Башкортостан Центрального духовного управления мусульман России на кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 9 июня 2020 года по административному делу № 2а-1116/2019 по административному исковому заявлению местной мусульманской религиозной организации «Махалля» № 2534 с. Камаево Бакалинского района Республики Башкортостан Центрального духовного управления мусульман России о признании незаконными действий исполняющего обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан в виде выдачи предупреждения, а также отмене указанного предупреждения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя местной мусульманской религиозной организации «Махалля» № 2534 с. Камаево Бакалинского района Республики Башкортостан Центрального духовного управления мусульман России Хузиной Л.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Местная мусульманская религиозная организация «Махалля» № 2534 с. Камаево Бакалинского района Республики Башкортостан Центрального духовного управления мусульман России обратилась в суд с указанным административным иском.
В обоснование требований ссылалась на то, что оспариваемое предупреждение вынесено уполномоченным органом по результатам проведения ревизии учетного регистрационного дела на предмет соответствия наименования местной мусульманской религиозной организации действующему законодательству в части правомерности использования слов «Россия», «российский» и производных от них слов. Как следует из предупреждения, данная организация в своем наименовании содержит наименование централизованной организации, содержащее слово «Россия» в качестве подтверждения принадлежности к ее структуре, что, по мнению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан, нарушает положения действующего законодательства в части использования слова «Россия» без соответствующего разрешения, в связи с чем названным актом установлен срок для устранения нарушения - до 7 октября 2019 года, а также указано на возможность привлечения местной мусульманской религиозной организации к ответственности в случае неисполнения требований административного ответчика.
Жалобы заявителя на вынесенное предупреждение в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан и Министерства юстиции Российской Федерации оставлены без удовлетворения.
Решением Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2019 года, административное исковое заявление удовлетворено. Действия исполняющего обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан в виде выдачи предупреждения № 02/0319-5652 от 2 августа 2019 года признаны незаконными; названное предупреждение, вынесенное в отношении административного истца, отменено.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 9 июня 2020 года решение Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2019 года отменены. По делу принято новое решение, которым требования административного истца оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной административным истцом в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене
кассационного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
В обоснование кассационной жалобы административный истец указывает на то, что действующее законодательство предусматривает возможность указания в наименовании религиозной организации принадлежность к централизованной организации. Правомерность использования Центрального духовного управления мусульман России в своем наименовании слова «Россия» сторонами не оспаривалась, судами не опровергнута. Полагает оспариваемое предупреждение, вынесенное административным ответчиком административным наказанием, которое было применено к административному истцу в отсутствие соответствующих процедур в рамках КоАП РФ.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2020 года административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2021 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, Судебная коллегия считает, что судом кассационной инстанции такие нарушения допущены.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 16 ноября 2017 года протоколом № 1 собрания местной мусульманской религиозной организации (т. 1, л.д. 23- 26) 10 членов махалля и имам-хатыб (председатель религиозной организации) приняли решение о создании местной мусульманской религиозной организации, выбрали председателя совета данной организации, ревизионную комиссию, уполномоченного для проведения регистрации прихода в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан. Указанным протоколом также утвержден устав названной организации (т. 1, л.д. 132-139).
Местная мусульманская религиозная организация «Махалля» № 2534 с. Камаево Бакалинского района Республики Башкортостан Центрального духовного управления мусульман России является местной мусульманской религиозной организацией, входящей за номером 2534 в состав Центрального духовного управления мусульман России (далее также - ЦДУМ России) (пункт 1.1).
В гражданских правоотношениях махалля осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, действующего законодательства Российской Федерации, устава ЦДУМ России, а также своего устава (пункт 1.3).
Махалля канонически и административно входит в состав ЦДУМ России (пункт 1.6), состоит на учете в ЦДУМ России на основании протокола собрания (пункт 1.9). Атрибутами махалля являются атрибуты ЦДУМ России (пункт 1.18).
К исключительной компетенции собрания махалли относится в том числе и внесение изменений, дополнений в устав с последующим утверждением ЦДУМ России (пункт 5.13).
Имам-хатыб назначается Шейх-уль-Исламом Верховным муфтием - председателем ЦДУМ России на основании ходатайства собрания и действует по свидетельству о назначении на духовную должность (пункт 7.2). В случае невыполнения имам-хатыбом своих обязанностей, превышения им своих полномочий или противоречия его деяний нормам шариата, уставу ЦДУМ России и действующему законодательству Российской Федерации, он может быть освобожден от занимаемой должности указом Шейх-уль-Ислама Верховного муфтия - председателя ЦДУМ России (пункт 7.3).
Согласно свидетельству о государственной регистрации запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц от 13 марта 2018 года за основным государственным регистрационным номером 1180280015816 под наименованием местной мусульманской религиозной организации «Махалля» № 2534 с. Камаево Бакалинского района Республики Башкортостан Центрального духовного управления мусульман России (т. 1, л.д. 12).
Пунктом 3.2.1 устава Центрального духовного управления мусульман России, принятого V съездом мусульман Европейской части СССР и Сибири 8 июня 1990 года (т. 1 л.д. 62-76), предусмотрено, что структура ЦДУМ России состоит, в том числе из местных мусульманских религиозных организаций - махалля.
Для координации деятельности территориальных мусульманских религиозных организаций ЦДУМ России образует свои структуры - духовные управления, входящие в состав ЦДУМ России, для оперативного управления и надзора за деятельностью махаллей при духовных управлениях образуются структурные подразделения, без статуса юридического лица - мухтасибаты (пункт 3.2.2).
Согласно справке Совета по делам религии при кабинете Министров Республики Башкортостан от 24 января 2000 года № 10 Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ было учреждено именным Указом императрицы Екатерины Второй 22 сентября 1788 года с резиденцией в г. Уфа, с момента учреждения деятельность духовного управления не прерывалась (т. 1, л.д. 30). Данная справка стала основанием для регистрации ЦДУМ России Министерством юстиции Российской Федерации.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан, проанализировав положения нормативных правовых актов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, исходя из наличия у ЦДУМ России, в состав которого входит местная мусульманская религиозная организация, права использования в своем наименовании слова «Россия», пришел к выводу об отсутствии в законодательстве Российской Федерации запрета на указание в наименовании местной религиозной организации ее принадлежности к централизованной религиозной организации.
Отменяя решение суда и апелляционное определение и отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд кассационной инстанции, сославшись на пункты 4 и 5 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», указал на наличие права на использование местной религиозной организацией, входящей в структуру централизованной религиозной организации, в своем наименовании слова «Россия», а также слов, производных от него, исключительно по разрешению, выдаваемому Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 753 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования».
Вместе с тем судом кассационной инстанции не учтено следующее.
В силу положений пункта 4 статьи 25 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ) при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган и их должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях или совершения религиозной организацией действий, не соответствующих целям, предусмотренным ее уставом, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное религиозной организации, может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона № 125-ФЗ в уставе религиозной организации указывается наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование.
Следовательно, исходя из анализа приведенной нормы законодательства Российской Федерации, местная религиозная организация, входящая в структуру централизованной религиозной организации, обязана указать на свою принадлежность к централизованной религиозной организации.
Из материалов дела следует, что наименование местной мусульманской религиозной организации «Махалля» № 2534 с. Камаево Бакалинского района Республики Башкортостан Центрального духовного управления мусульман России включает в себя указание на принадлежность данной организации к централизованной, не предполагающее произвольного использования административным истцом в своем наименовании слова «Россия», что, с учетом положений пункта 2 статьи 10 Федерального закона № 125-ФЗ, а также целей идентификации местной мусульманской религиозной организации ее членами, сторонниками, иными лицами в качестве организации, законно осуществляющей деятельность на соответствующей территории в составе централизованной религиозной организации - Центрального духовного управления мусульман России, не противоречит положениям пункта 5 статьи 8 названного федерального закона и пункта 4, подпункта 1 пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которым официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, используются без разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в наименованиях централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации.
Учитывая изложенное, а также то, что местная мусульманская религиозная организация, как это установили суды и следует из уставных документов, входит в состав ЦДУМ России, принимая во внимание отсутствие спора сторон касательно правомерности использования ЦДУМ России в своем наименовании слова «Россия», суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о возможности использования без разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в наименовании административного истца, входящего в структуру централизованной религиозной организации, наименования централизованной религиозной организации, используемого в качестве указания на его принадлежность к последней.
При таких обстоятельствах, выводы суда кассационной инстанции о незаконности решения суда первой инстанции и апелляционного определения и об оставлении без удовлетворения требований административного истца приняты с нарушением норм материального и процессуального закона, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов административного истца, в связи с чем кассационное определение
подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 9 июня 2020 года отменить, решение Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2019 года оставить в силе.
Председательствующий
Судьи