ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 46-КА19-20
КАССАЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 3 июня 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова ОН.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Поповой Валентины Васильевны на решение Самарского районного суда г. Самары от 12 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 2 июля 2019 года по административному делу № 2а-278/19 по административному исковому заявлению Поповой Валентины Васильевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным решения и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Самарского районного суда г. Самары от 12 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии
по административным делам Самарского областного суда от 2 июля 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления Поповой В.В. о признании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на подземную кабельную линию электроснабжения, возложении обязанности на Управление Росреестра по Самарской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности, отказано.
Определением судьи Самарского областного суда от 25 сентября 2019 года в передаче кассационной жалобы Поповой ВВ. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе Попова ВВ. просит названные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2019 года административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 21 февраля 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанции.
Как усматривается из материалов дела, уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 5 декабря 2018 года Поповой ВВ. отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на подземную кабельную линию электроснабжения (электроустановку) длиною 330 м, мощностью 0,4 Кв, расположенную на арендуемом административным истцом земельном участке с
кадастровым номером <...>, и прилегающих к нему земельных участках, собственность на которые не разграничена, поскольку заявителем не представлены: разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию сооружения, решение суда о признании права собственности на сооружение и правоустанавливающие документы на все земельные участки, в пределах которых расположена кабельная линия.
Не согласившись с таким решением, Попова ВВ. обратилась в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что Законом Самарской области на момент осуществления строительства сооружения перечень объектов недвижимости, для строительства и реконструкции которых не требуется разрешение на строительство не был утвержден, пришли к выводу о том, что строительство указанного линейного объекта должно было осуществляться на основании разрешения на строительство, а по завершении строительных работ необходимо было получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
С такими выводами судов нельзя согласиться исходя из следующего.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и
устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона № 218-ФЗ истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных названным законом, не допускается.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату вынесения оспариваемого отказа Управления Росреестра по Самарской области) установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Согласно пунктам 3, 5 части 17 указанной статьи не требуется выдача разрешений на строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, а так же в иных случаях, если в соответствии с названным Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с пунктом 101 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации линии электропередач относятся к линейным объектам.
Из представленного в материалы дела технического плана следует, что подземная кабельная линия электропередачи является сооружением электроэнергетики; согласно Проектной документации № 11.11/04-ЭСН-1 её строительство осуществлялось в целях электроснабжения двух жилых домов, то есть названное сооружение носит вспомогательный характер.
Также, в силу пункта 2 части 1 статьи 3.1 Закона Самарской области от 12 июля 2006 года № 90-ГД (в редакции от 13 февраля 2017 года) «О градостроительной деятельности на территории Самарской области», получение разрешения на строительство не требуется при строительстве, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения и других связанных с ними сооружений или элементов (электроустановки, газорегуляторные пункты) от места присоединения к системам коммунальной инфраструктуры до строящихся (реконструируемых) объектов, расположенных на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, вопреки выводам судов, на дату вынесения оспариваемого отказа Управления Росреестра по Самарской области, для строительства указанного сооружения подземной кабельной линии электроснабжения получение разрешения на строительство не требовалось.
Кроме того, как следует из материалов дела, между ГУ «Самарский лесхоз» Комитета природных ресурсов по Самарской области и Поповой ВВ. 9 октября 2001 г. заключен договор аренды земельного участка лесного фонда № 125, согласно условиям которого земельный участок лесного фонда, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Самарский лесхоз, 12 квартал Пригородного лесничества, площадью 600 кв.м передается Поповой В.В. в аренду для культурно-оздоровительных целей сроком на 49 лет.
В соответствии со статьей 66 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ, действовавшего на момент выдачи Самарским Лесхозом разрешения на строительство указанного сооружения, проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопопользования, если для этого не требуется перевод лесных земель в нелесные земли и (или) их изъятие, осуществляются на основании разрешения лесхоза федерального органа управления лесным хозяйством.
Самарским Лесхозом 14 ноября 2003 года Поповой В.В. выдано разрешение на прокладку, строительство линий кабельного электроснабжения, водоснабжения и канализации к лесному участку, расположенному по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Самарский лесхоз, 12 квартал Пригородного лесничества, при условии соблюдения требований к охране окружающей природной среды и норм безопасности.
МП г. Самары городской административно-технической инспекцией по благоустройству 3 августа 2005 года выдано разрешение № 2201 на производство земляных работ для прокладки нового объекта - электрокабеля.
В 2006 году в соответствии с Генеральным планом электроснабжения № 11.11/04-ЭСН-1, согласованным с департаментом и службами администрации г. Самары в 2004 году (в том числе с отделом капитального строительства), завершено строительство подземной кабельной линии электроснабжения длиною 330 м, мощностью 0,4 Кв.
Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Самарской области 14 сентября 2006 года выдано разрешение № 631204140906 на эксплуатацию электрической энергоустановки, принадлежащей Поповой В.В.
Частью 17 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент осуществления строительства) установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Таким образом, принимая во внимание, что для строительства указанного сооружения подземной кабельной линии электроснабжения получение разрешения на строительство не требовалось, заявителем в соответствии с частью 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на указанное сооружение не требовалось предоставление разрешения на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию сооружения.
Не требовалось для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права и представление правоустанавливающих документов на все земельные участки, в пределах которого расположено указанное сооружение.
Подземная кабельная линия электропередачи расположена на арендуемом административным истцом земельном участке с кадастровым номером 63:01:02099001:8 и прилегающих к нему земельных участках, собственность на которые не разграничена.
Согласно статье 39 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» линии электропередач классом напряжения до 35 кВ, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, отнесены к перечню таких объектов.
Самовольной постройкой согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции на дату вынесения оспариваемого отказа Управления Росреестра по Самарской области) является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих
согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Таким образом, указанное сооружение построено в соответствии с действующим на момент осуществления строительства законодательством и признакам самовольной постройки не отвечает, в связи с чем для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права не требовалось представление разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и решение суда о признании права собственности на самовольную постройку.
При указанных обстоятельствах, у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права Поповой В.В.
С учетом изложенного, Судебная коллегия приходит к выводу, что судами допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, что служит основанием для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду первой инстанции следует учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
определила:
решение Самарского районного суда г. Самары от 12 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 2 июля 2019 года по административному делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Председательствующий