НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 31.07.2019 № 57-АПА19-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 57-АПА19-1

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 31 июля 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
при секретаре Виноградовой Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  апелляционной жалобе Васильченко Галины Леонидовны на решение  Белгородского областного суда от 20 марта 2019 года, которым отказано в  удовлетворении ее административного иска о признании не действующими  пунктов 4764 и 5110 Перечня объектов недвижимого имущества, в  отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость,  на 2016 год, утвержденного постановлением правительства Белгородской  области от 23 ноября 2015 года № 416-пп и пунктов 6922 и 7405 Перечня  объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база  определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного  распоряжением департамента имущественных и земельных отношений  Белгородской области от 29 ноября 2016 года № 416-р. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Хаменкова В.Б., объяснения представителя Васильченко Г.Л. адвоката  Агафонова Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации  Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без 


изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации 

установила:

постановлением правительства Белгородской области от 23 ноября 2015  года № 416-пп, размещенным 26 ноября 2015 года на сайте «Вестник  нормативных правовых актов Белгородской области»  (пир://\у\улу.2акоп.Ъе1ге§юп.ш), утвержден перечень объектов недвижимого  имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их  кадастровая стоимость на 2016 год (далее - Перечень на 2016 год). 

Согласно Перечню на 2016 год нежилое помещение (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,  9, 10) с кадастровым номером <...>, расположенное в  многоквартирном жилом доме по адресу: <...><...> (пункт 4764) и нежилое помещение (1 этаж: 1-11, 13) с  кадастровым номером <...>, расположенное в  многоквартирном жилом доме по адресу: <...>, <...> (пункт 5110), являются объектами недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их  кадастровая стоимость. 

Данный нормативный правовой акт размещен 30 ноября 2016 года на  сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» в  информационно-телекоммуникационной сети интернет  (Ьир://\улуш.2акоп.Ье1ге§1оп.ш). 

Васильченко Г.Л., являющаяся собственником названных выше  помещений, обратилась в суд с административным иском о признании  недействующими приведённых норм, обосновывая требования тем, что  помещения не обладают признаками объектов налогообложения, в  отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая  стоимость, включение их в Перечни на 2016 и 2017 годы не соответствует  положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и  нарушает ее права, поскольку влечёт увеличение налоговой базы по налогу  на имущество физических лиц. 

Решением Белгородского областного суда от 20 марта 2019 года в  удовлетворении административного иска Васильченко Г.Л. отказано. 

В апелляционной жалобе Васильченко Г.Л. просит решение отменить,  принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. 


Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены  решения суда и считает его правильным. 

Налог на имущество физических лиц является местным налогом,  устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом  Российской Федерации и нормативными правовыми актами  представительных органов муниципальных образований, и обязателен к  уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2  статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса). 

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются  физические лица, обладающие правом собственности на имущество,  признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401  этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные  здание, строение, сооружение, помещение. 

Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации  установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения,  включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7  статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой  стоимости. 

Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный  (представительный) орган государственной власти субъекта Российской  Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до  1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта  Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из  кадастровой стоимости объектов налогообложения. 

Законом Белгородской области от 2 ноября 2015 года № 9  «Об установлении единой даты начала применения на территории  Белгородской области порядка определения налоговой базы по налогу на  имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов  налогообложения» такой датой определено 1 января 2016 года (статья 1). 

Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса  Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая  стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как  административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и  помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2  пункта 1), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 этого же  кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать  особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого  имущества. 

Законом Белгородской области от 27 ноября 2003 года № 104 «О налоге  на имущество организаций» (в редакции, действовавшей на момент 


определения Перечней на 2016 и 2017 годы) такая особенность установлена в  отношении административно-деловых центров и торговых центров  (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, назначение  которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости  или документами технического учета (инвентаризации) объектов  недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов,  объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые  фактически используются для размещения офисов, торговых объектов,  объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункты 1 и 2  части 1 статьи 3.1). 

Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи  378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции,  действовавшей на момент утверждения Перечней) признается недвижимым  имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой  стоимости, если его назначение в соответствии с кадастровыми паспортами  объектов недвижимости или документами технического учета  (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение  офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового  обслуживания либо которые фактически используются для размещения  офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового  обслуживания. 

При этом фактическим использованием нежилого помещения для  размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и  (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее  20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых  объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового  обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской  Федерации). 

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое  помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого  исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания,  обладающего признаками административно-делового или торгового центра,  или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в  подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской  Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно- деловому, ни к торговому центру. 

В судебном заседании судом установлено и подтверждается  техническим паспортом, составленным Белгородским городским филиалом  ГУП «Белоблтехинвентаризация» по состоянию на 29 января 2008 года и  экспликацией к нему, что встроенное нежилое помещение с кадастровым  номером <...>, общей площадью 103,5 кв.м, расположено на  1 этаже многоквартирного жилого дома, имеет назначение - торговое,  использование - по назначению, включает в себя, в том числе торговые залы,  общей площадью 64,2 кв.м. 


Из технического паспорта, составленного Белгородским городским  филиалом ГУП «Белоблтехинвентаризация» по состоянию на 2 сентября  2009 года и экспликации к нему, видно, что встроенное нежилое помещение  с кадастровыми номером <...>, общей площадью 135,2 кв.м,  расположено на 1 этаже многоквартирного жилого дома, имеет  наименование - встроенное нежилое помещение магазина, назначение - торговое, использование - магазин № 3, включает в себя, в том числе  торговые залы, общей площадью 109,8 кв.м. 

В силу изложенного выше, суд пришел к верному выводу о том, что  помещения подлежали включению в Перечни на 2016 и 2017 годы на  основании сведений, содержащихся в документах технического учета  (инвентаризации), которыми подтверждается, что более 20 процентов общей  площади этих помещений предназначено для использования в целях  размещения торговых объектов, что является самостоятельным основанием  для включения указанных помещений в оспариваемые Перечни на 2016 и  2017 годы. 

При таких обстоятельствах не имеют правового значения доводы  апелляционной жалобы о непроведении обследования на предмет  установления вида фактического использования названных выше  помещений, поскольку для включения объекта недвижимости в  оспариваемые Перечни на 2016 и 2017 годы, достаточно того, чтобы объект  недвижимости отвечал хотя бы одному из условий, предусмотренных в  статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену решения,  апелляционная жалоба не содержит. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

определила:

решение Белгородского областного суда от 20 марта 2019 года оставить  без изменения, апелляционную жалобу Васильченко Г.Л. - без  удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи