НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 37-АПА19-2

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 37-АПА19-2

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 25 июня 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Луговой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Сотсковой Людмилы Николаевны о  признании недействующим решения Свердловского районного Совета  народных депутатов от 27 сентября 2018 г. № 18/136 «Об утверждении  Положения о порядке назначения, перерасчёта, индексации, выплаты и  доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и доплаты к  трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещающим на  постоянной основе муниципальные должности Свердловского района  Орловской области», и не действующим в части Положения о порядке  назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу  лет муниципальным служащим и доплаты к трудовой пенсии по старости  (инвалидности) лицам, замещающим на постоянной основе муниципальные  должности Свердловского района Орловской области (далее - Положение),  утверждённого решением Свердловского районного Совета народных  депутатов от 27 сентября 2018 г. № 18/136 (далее - решение), по  апелляционной жалобе Сотсковой Л.Н. на решение Орловского областного  суда от 26 февраля 2019 г., которым в удовлетворении административного  искового заявления Сотсковой Л.Н. отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя административного истца 


Сазоновой Ю.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой  Л.Ф., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

установила:

Решением Свердловского районного Совета народных депутатов  Орловской области от 27 сентября 2018 г. № 18/136 утверждено Положение о  порядке назначения, перерасчёта, индексации, выплаты и доставки пенсии за  выслугу лет муниципальным служащим и доплаты к трудовой пенсии по  старости (инвалидности) лицам, замещающим на постоянной основе  муниципальные должности Свердловского района Орловской области. Текст  решения размещен 01 октября 2018 г. на официальном сайте муниципального  образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  \улулу.ао'т2т1еука.ги. 

Данным решением признаны утратившими силу ранее действующее  аналогичное Положение и соответствующие решения названного совета  депутатов, которыми в это Положение вносились изменения (пункт 2);  предписано соответствующим структурным подразделениям администрации  Свердловского района Орловской области произвести перерасчёт пенсий за  выслугу лет со дня вступления этого решения в силу, заказным письмом  уведомить граждан, которым назначена пенсия за выслугу лет, с указанием  суммы, подлежащей выплате с учётом изменений, установленных этим же  решением, в течение 5 календарных дней со дня вступления решения в силу  (пункт 3); определено, что решение вступает в законную силу с момента его  официального обнародования и распространяет своё действие на всех лиц,  получающих пенсию за выслугу лет (пункт 5). 

Положением определён порядок назначения, перерасчёта, индексации,  выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и  доплаты к трудовой по старости (инвалидности) и лицам, замещающим  муниципальные должности на постоянной основе, Свердловского района  Орловской области. 

Положением предусмотрено, что при расчёте размера пенсии за  выслугу лет (доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности)  применяется ограничительный коэффициент, устанавливаемый в размере 0,2  (абзац четвёртый пункта 4.1); исчисление размера пенсии за выслугу лет  (доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) производится по  формуле, в которой применяется ограничительный коэффициент (ОК) (абзац  первый пункта 4.2); перерасчёт размера пенсии за выслугу лет производится  в случаях: изменения размера страховой пенсии по старости (инвалидности), 


изменения порядка исчисления размера пенсии. Пенсия за выслугу лет,  установленная до вступления в силу указанных изменений, подлежит  перерасчёту (абзац второй пункта 7.1). 

Сотскова Л.Н., являвшаяся до 26 декабря 2012 г. муниципальным  служащим и получающая пенсию за выслугу лет в соответствии с  вышеуказанным Положением, обратилась в суд с административным  исковым заявлением о признании недействующими решения № 18/136,  абзаца четвёртого пункта 4.1, абзаца первого пункта 4.2, абзаца второго  пункта 7.1 Положения, ссылаясь на то, что названное решение принято в  нарушение установленного порядка, противоречит действующему  законодательству в части официального опубликования. Установленный  абзацем четвёртым пункта 4.1 и абзацем первым пункта 4.2 Положения  порядок расчёта пенсии за выслугу лет с использованием в формуле  ограничительного коэффициента 0,2 не содержит обоснования. Фактически  оспариваемыми положениями установлен иной порядок пенсионного  обеспечения муниципальных служащих, при котором общая сумма пенсии за  выслугу лет и страховой пенсии по старости не может достичь  установленного законодательством верхнего предела в размере 75%  месячного содержания гражданского служащего. Положения абзаца второго  пункта 7.1 Положения, предусматривающие перерасчёт пенсии за выслугу  лет, установленной до вступления в силу вышеуказанных изменений,  нарушают право административного истца на социальное обеспечение с  учётом принципов правовой определённости, поскольку выплачиваемая  доплата к страховой пенсии по старости значительно уменьшилась. 

Решением Орловского областного суда от 26 февраля 2019 г.  Сотсковой Л.Н. в удовлетворении административного иска отказано. 

В апелляционной жалобе Сотскова Л.Н. выражает несогласие с  решением суда, считая его незаконным и необоснованным. 

Относительно апелляционной жалобы Свердловским районным  советом народных депутатов и прокуратурой Орловской области поданы  письменные возражения о несостоятельности доводов жалобы и законности  судебного акта. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав заключение  прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации считает решение суда не подлежащим отмене. 

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в  соответствии с целями социального государства (часть 1 статья 7)  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери  кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом  (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации  данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и 


доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными  категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих  выплат, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39). 

В Федеральном законе от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной  службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 2 марта  2007 г. № 25-ФЗ) право на пенсионное обеспечение в соответствии с  законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав  муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11). Согласно пункту 5  части 1 статьи 23 данного федерального закона муниципальному служащему  гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с  инвалидностью. 

Исходя из положений пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции  Российской Федерации, статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г.   № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»  (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ), пункта 4 статьи  7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный  закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ) вопросы социальной защиты,  пенсионного обеспечения находятся в совместном ведении Российской  Федерации и субъекта Российской Федерации; правовое регулирование  муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также  принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской  Федерации и уставами муниципальных образований; установление условий  предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счёт средств  субъектов Российской Федерации и средств органов местного  самоуправления отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и  органов местного самоуправления. 

В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15  декабря 2001 г. № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой  пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с  Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается  одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию  муниципальным служащим за счёт средств местных бюджетов определяются  актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и  иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусматривает,  что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления  осуществляется исключительно за счёт собственных доходов бюджетов  соответствующих муниципальных образований (часть 9 статьи 34);  исполнение расходных обязательств муниципальных образований  осуществляется за счёт средств соответствующих местных бюджетов в 


соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации  (часть 2 статьи 53). 

Федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона от  2 марта 2007 г. № 25-ФЗ предусмотрел распространение прав  государственного гражданского служащего, установленных федеральными  законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объёме на  муниципального служащего. 

Закон Орловской области от 9 января 2008 г. № 736-03 «О  муниципальной службе в Орловской области» устанавливает, что в области  пенсионного обеспечения в соответствии с федеральным законом на  муниципального служащего в полном объёме распространяются права  государственного служащего, установленные федеральными законами и  Законом Орловской области от 4 июня 2012 г. № 1350-03 «О регулировании  отдельных правоотношений в сфере государственной гражданской службы  Орловской области». Определение размера государственной пенсии  муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным  законом Орловской области соотношением должностей муниципальной  службы и должностей государственной гражданской службы Орловской  области. Максимальный размер государственной пенсии муниципального  служащего не может превышать максимальный размер государственной  пенсии государственного гражданского служащего Орловской области по  соответствующей должности государственной гражданской службы  Орловской области (части 1 и 2 статьи 23). 

Согласно части 4 статьи 15 Закона Орловской области от 4 июня 2012  г. № 1350-03 «О регулировании отдельных правоотношений в сфере  государственной гражданской службы Орловской области» гражданским  служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа  государственной гражданской службы Российской Федерации не менее  стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в  соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному  закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ в размере 45% месячного денежного  содержания гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по  старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и  повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в  соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О  страховых пенсиях». За каждый полный год стажа государственной  гражданской службы Российской Федерации сверх указанного стажа пенсия  за выслугу лет увеличивается на 3% месячного денежного содержания. При  этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости  (инвалидности) не может превышать 75% месячного денежного содержания  гражданского служащего. 


В пункте 2 Положения о порядке назначения, перерасчёта, индексации,  выплаты и доставки пенсии за выслугу лет государственным гражданским  служащим Орловской области, утверждённого постановлением  Правительства Орловской области от 28 февраля 2011 г. № 59,  предусмотрено, что его действие распространяется на лиц, замещавших  должности государственной гражданской службы Орловской области,  предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской  службы Орловской области, при наличии условий, дающих право на пенсию  за выслугу лет и установленных статьёй 15 упомянутого Закона Орловской  области от 4 июня 2012 г. № 1350-03. 

Таким образом, в указанных областных законах установлены лишь  максимальные размеры денежного содержания, из которых исчисляется  пенсия за выслугу лет, и не предусмотрены минимальные размеры  денежного содержания для такого исчисления, в связи с чем установление  меньших размеров денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за  выслугу лет, не противоречит вышеуказанным положениям областного  законодательства. 

Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришёл к  обоснованным выводам о том, что Свердловский районный Совет народных  депутатов Орловской области уполномочен был принимать решения в  области пенсионного обеспечения муниципальных служащих за выслугу лет.  Поскольку финансирование данной пенсии производится за счёт средств  муниципального бюджета, то совет депутатов вправе был вводить и изменять  порядок и условия выплаты данной пенсии, исходя из бюджетных  возможностей названного муниципального образования, а также в связи с  тем, что установленный размер состава денежного содержания не превышает  максимальный размер денежного содержания, установленного Законом  Орловской области от 4 июня 2012 г. № 1350-03 «О регулировании  отдельных правоотношений в сфере государственной гражданской службы  Орловской области». 

Кроме того, суд первой инстанции, проверив оспариваемое решение №  18/136 на соответствие требованиям, предъявляемым к форме, порядку  принятия, правил введения в действие и опубликования муниципального  правового акта, правомерно не усмотрел таких нарушений. 

Частями 2 и 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г.   № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации» определено, что муниципальные нормативные  правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и  гражданина, вступают в силу после их официального опубликования  (обнародования). 

Уставом Свердловского района Орловской области, утверждённым  решением Свердловского районного Совета народных депутатов Орловской 


области от 22 января 2015 г. № 43/258, предусмотрено, что муниципальные  нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности  человека и гражданина подлежат официальному опубликованию  (обнародованию) и вступают в силу после их официального опубликования.  Официальное опубликование муниципальных правовых актов района  осуществляется в районной газете «Сельская новь» и на официальном  Интернет сайте администрации района: аёггшшеука.ги. Обнародование  муниципального правового акта осуществляется путём размещения  указанного акта на информационных стендах, досках объявлений в  организациях и учреждениях (части 4-7 статьи 48). 

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 31  постановления от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами  дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих  разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»  разъяснил, что целью официального опубликования нормативного правового  акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого  акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных  случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания,  осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых  актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании  оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта  (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами  публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена  населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы  затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.  Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования  нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву  опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения  населения в ином порядке. 

При рассмотрении данного административного дела судом первой  инстанции достоверно установлено, что оспариваемые решение и Положение  размещены на официальном сайте муниципального образования в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» асштгпиеука.ги, а  также их тексты находятся в Свердловской центральной районной  библиотеке, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что все  заинтересованные лица имели возможность ознакомиться с содержанием  муниципальных нормативных правовых актов. 

При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований признавать  нарушенным порядок опубликования оспариваемых актов. 

На основании изложенного Судебная коллегия считает, что  обжалуемое решение является законным и обоснованным. Оснований для его  отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку данные 


доводы основаны на неверном истолковании норм материального права,  повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции,  проверялись судом и получили правильную оценку в решении. 

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного  судопроизводства, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Орловского областного суда от 26 февраля 2019 г. оставить  без изменения, апелляционную жалобу Сотсковой Людмилы Николаевны - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи