НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 03.07.2019 № 50-АПА19-8

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 50-АПА19-8

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 3 июля 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Николаевой О.В.,
при секретаре Виноградовой Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью  «АвтоСила-55» на решение Омского областного суда от 15 марта 2019 года,  которым отказано в удовлетворении административного искового заявления  общества с ограниченной ответственностью «АвтоСила-55» о признании не  действующим в части пункта 3 Порядка возмещения затрат, связанных с  предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельным  категориям граждан, проживающих на территории Омской области,  утверждённого постановлением Правительства Омской области от 25 ноября  2009 года № 224-п «О мерах социальной поддержки по проезду отдельных  категорий граждан в Омской области». 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой Л.А., объяснения представителей Правительства Омской области,  Министерства финансов Омской области и Министерства труда и  социального развития Омской области Вульф Н.Ю., Кауровой С.А.,  Нагорной Л.Н., возражавших против удовлетворения доводов апелляционной  жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации Сударчиковой Л.В., полагавшей решение суда первой инстанции  законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

установила:

В соответствии с пунктом 3 Порядка возмещения затрат, связанных с  предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельным 


категориям граждан, проживающих на территории Омской области  (приложение № 2), утверждённого постановлением Правительства Омской  области от 25 ноября 2009 года № 224-п (в редакции постановления  Правительства Омской области от 28 декабря 2016 года № 409-п),  возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной  поддержки по проезду, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 Порядка,  отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской  области, осуществляется на основании отчётности о фактическом  количестве поездок отдельных категорий граждан, которым в соответствии с  областным законодательством предоставлена мера социальной поддержки, и  стоимости проезда, определённой в размере: регулируемого тарифа на  перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок,  установленного органом исполнительной власти Омской области, при  осуществлении поездок по муниципальным маршрутам регулярных  перевозок по регулируемым тарифам; оплаты проезда для пассажиров  транспорта общего пользования, установленной органом местного  самоуправления Омской области (далее - оплата проезда), или тарифа,  установленного перевозчиком, осуществляющим регулярные перевозки по  нерегулируемым тарифам (в случае, если размер указанного тарифа ниже  оплаты проезда), но не более 18 рублей за разовую поездку, при  осуществлении поездок по муниципальным маршрутам регулярных  перевозок по нерегулируемым тарифам. 

Общество с ограниченной ответственностью «АвтоСила-55»  обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не  действующей приведённой выше региональной нормы в части ограничения  размера возмещения затрат для перевозчиков, осуществляющих регулярные  перевозки по нерегулируемым тарифам, размером оплаты проезда для  пассажиров транспорта общего пользования, установленной органом  местного самоуправления Омской области, а также в части установления  предельной суммы возмещения не более 18 рублей за разовую поездку. 

Заявление мотивировано тем, что порядок компенсации  недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным  категориям граждан льгот на проезд установлен без согласования с  перевозчиком, установление предельной суммы возмещения затрат в размере  не более 18 рублей является дискриминационным и экономически  необоснованным, причиняющим убытки перевозчику. 

Решением Омского областного суда от 15 марта 2019 года в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

В апелляционной жалобе ООО «АвтоСила-55» просит отменить  судебное постановление, как постановленное с нарушением норм  материального и процессуального права. 

Относительно доводов апелляционной жалобы участвовавшим в деле  прокурором, Правительством Омской области, Министерством финансов  Омской области, Региональной энергетической комиссией Омской области и 


Министерством труда и социального развития Омской области представлены  письменные возражения. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой  инстанции не подлежащим отмене. 

Разрешая вопрос о законности оспариваемого правового  регулирования, суд, руководствуясь исходил из того, что для перевозчика,  предоставление льгот на проезд, утверждённых в установленном порядке,  приобретает характер обязанности только при наличии договорных  отношений, включающих согласование возмещения перевозчику затрат на  перевозку льготных категорий пассажиров, осуществляющего регулярные  перевозки по нерегулируемым тарифам. Применительно к  административному истцу такое согласование осуществлено посредством  заключения договоров о возмещении затрат, связанных с предоставлением  мер социальной поддержки по проезду, компенсация за перевозку льготных  категорий пассажиров за период 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года  ООО «АвтоСила-55» получена. Установленные различия в определении  размера возмещения затрат перевозчикам по нерегулируемым тарифам и  перевозчикам по регулируемым тарифам не являются произвольными,  регулирование тарифов осуществляется методом экономически  обоснованных расходов (затрат) на основании представленных в  регулирующий орган документально подтверждённых расходов (затрат),  складывающихся в условиях эффективного функционирования перевозчика;  для пересмотра ранее установленных тарифов перевозчики в обязательном  порядке представляют в регулирующий орган фактические данные о доходах  и расходах за базовый и предшествующий периоды, при этом предусмотрена  допустимая периодичность изменения регулируемых тарифов. Что касается  расходов бюджета Омской области на предоставление мер социальной  поддержки по проезду, они неуклонно возрастают. 

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются  доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи  84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и  согласуются с предписаниями пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса  Российской Федерации, пункта 18 части 1 статьи 3, части 1 статьи 20  Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации  регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и  городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и  о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации», статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу  которых в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми  актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за  перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесённые в связи с этим расходы  возмещаются транспортной организации за счёт средств соответствующего  бюджета. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 

з


органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным  категориям граждан за счёт средств бюджета льготы на проезд при  осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам при  условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным  предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым  выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему  маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с  предоставлением таких льгот. 

В связи с изложенным, принимая во внимание, что доводов, влекущих  безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не  приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, 

определила:

решение Омского областного суда от 15 марта 2019 года оставить без  изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной  ответственностью «АвтоСила-55» - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи