Дело № 12-38/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Зубцов 04 июля 2016 г.
Зубцовский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Титовой Л.Н.,
с участием лица представителя Межрайонной ИФНС России № 7 по Тверской области ФИО2,
при секретаре Буряковой Е.В.,
рассмотрев жалобу Межрайонной ИФНС России № 7 по Тверской области на постановление мирового судьи судебного участка Зубцовского района Тверской области № 5-245/2016 от 24 апреля 2016 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ, в отношении ФИО3 ФИО9,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка Зубцовского района Тверской области Старовойтовой Е.В. от 21 апреля 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст. 15.5 КоАП РФ в отношении ФИО3, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст. 15.5 КоАП РФ, в отношении ФИО3 было прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Межрайонная ИФНС России № 7 по Тверской области (далее Инспекция) направила в суд жалобу, в которой просит отменить постановление мирового судьи судебного участка Зубцовского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ в отношении ФИО3 и прекратить производство по делу в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Инспекция считает, что постановление принято с нарушением норм материального права по следующим основаниям:
Руководитель МУП «Погорельское коммунальное хозяйство Зубцовского района» ФИО3 несвоевременно представил налоговую декларацию по водному налогу за 1 квартал 2015 г., дата представления декларации – ДД.ММ.ГГГГ.
Ч. 3 ст. 7 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 статьи 6 Федерального закона, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Согласно ст. 2.4. КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно п.п. 4 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 6 ст. 80 Налогового кодекса налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п. 1 ст. 333.15 налоговая декларация по водному налогу представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.
В соответствии с п. 2 ст. 333.14 НК РФ водный налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, которым в соответствии со ст. 333.11 НК РФ признается квартал.
Таким образом, установленный законодательством срок представления декларации по водному налогу за 1 квартал 2015 года – не позднее 20 апреля 2015 года.
Следовательно, время совершения административного правонарушения – 21.04.2015 года.
Налоговая декларация по водному налогу за 1 квартал 2015 года представлена 28.04.2015 года.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.5 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Инспекции – главным государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок №ФИО1 в отношении руководителя МУП «Погорельское коммунальное хозяйство Зубцовского района» ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении № за несвоевременное представление декларации по водному налогу за 1 квартал 2015 года.
На составление протокола об административном правонарушении ФИО3 не явился (извещение № от ДД.ММ.ГГГГ).
В судебное заседание ФИО3 не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также копию распоряжения о прекращении трудового договора.
Согласно копии распоряжения №-к от ДД.ММ.ГГГГ администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с директором МУП «Погорельское коммунальное хозяйство Зубцовского района» ФИО3 прекращено, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 уволен по собственному желанию.
Мировым судьей судебного участка Зубцовского района Тверской области по результатам рассмотрения вышеуказанного протокола вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ в отношении п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, т.е. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Мировой судья судебного участка Зубцовского района Тверской области посчитал, что ФИО3 ни на момент возникновения у МУП «Погорельское коммунальное хозяйство Зубцовского района» обязанности по предоставлению декларации в налоговый орган, ни на момент составления в отношении него протокола по делу об административном правонарушении по ст. 15.5 КоАП РФ не являлся руководителем МУП «Погорельское коммунальное хозяйство Зубцовского района».
ФИО3 не может быть признан специальным субъектом, что является необходимым элементом состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ, следовательно, данное административное дело подлежит прекращению.
Данные доводы мирового судьи считают необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лицу и индивидуальных предпринимателей» для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Подпункт «л» п. 1 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает, что в едином государственном реестре юридических лиц содержаться сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в п. 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «о», «р», и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в п. 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «н», «п», а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица – физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту соответствующего нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в п. 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренным главой VI настоящего Федерального закона.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ руководителем МУП «Погорельское коммунальное хозяйство Зубцовского района» является ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Запись содержит следующие сведения: прекращение полномочий руководителя МУП «Погорельское коммунальное хозяйство Зубцовского района» ФИО3 возложение полномочий на конкурсного управляющего ФИО4
Таким образом, в материалах регистрационного дела содержатся сведения о том, что ФИО3 являлся руководителем МУП «Погорельское коммунальное хозяйство Зубцовского района» до ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая вышеизложенное, Межрайонная ИФНС России № по Тверской области считает, что Постановление мирового судьи судебного участка Зубцовского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ должно быть отменено.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России № по Тверской области ФИО2 доводы жалобы поддержала, по основаниям изложенным в жалобе, пояснив, что в 2015 году ФИО3 в налоговую инспекцию с заявлением о внесении каких-либо изменений в ЕГРЮЛ в отношении МУП «ПКХ» не обращался.
Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Возражений по поводу рассмотрения дела суду не представил.
Исследовав материалы дела в их совокупности, выслушав представителя заявителя, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 26.1КоАП РФ подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, иных протоколах, предусмотренных КоАП РФ, объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниях свидетелей, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Статья 15.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что в действиях ФИО3 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ, поскольку ни на момент возникновения у МУП «ПКХ» обязанности по предоставлению декларации в налоговый орган (не позднее ДД.ММ.ГГГГ), ни на момент составления в отношении него протокола по делу об административном правонарушении по ст. 15.5 КоАП РФ (ДД.ММ.ГГГГ) не являлся руководителем МУП «ПКХ», что подтверждается копией распоряжения №-к от ДД.ММ.ГГГГ администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, согласно которому действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с директором МУП «ПКХ» ФИО3 прекращено, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 уволен по собственному желанию. Следовательно, данное административное дело подлежит прекращению.
Между тем с таким выводом мирового судьи нельзя согласиться.
Согласно п. 1 ст. 333.15 НК РФ налоговая декларация по водному налогу представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.
В силу п. 2 ст. 333.14 НК РФ водный налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, которым в соответствии со ст. 333.11 НК РФ признается квартал.
Таким образом, установленный законодательством срок представления декларации по водному налогу за 1 квартал 2015 года – не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что налоговая декларация по водному налогу за 1 квартал 2015 года представлена МУП «Погорельское коммунальное хозяйство <адрес>» (далее МУП «ПКХ») в Межрайонную ИФНС России № по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по каналам телекоммуникационной связи, регистрационный №, в нарушение сроков, установленных законодательством.
Учитывая эти обстоятельства, ДД.ММ.ГГГГ главным государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № Межрайонной ИФНС России № по Тверской области ФИО5 в отношении ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренным ст. 15.5 КоАП РФ.
Мировой судья при рассмотрении дела об административном правонарушении. Пришел к выводу, что в действиях ФИО3 отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ, в связи с чем дело подлежит прекращению.
Данные выводы суд апелляционной инстанции находит преждевременными и вынесенными с нарушением процессуальных и материальных норм права.
Исходя из положений статей 1.5, 2.1, 24.1 КоАП РФ в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации.
П.п. 4 п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 80 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков по предоставлению в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 28 НК РФ действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 года № 402, ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 статьи 6 Федерального закона, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лицу и индивидуальных предпринимателей» для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Подпункт «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает, что в едином государственном реестре юридических лиц содержаться сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в п. 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «о», «р», и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в п. 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «н», «п», а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица – физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту соответствующего нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в п. 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренным главой VI настоящего Федерального закона.
Как следует из Выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица МУП «ПКХ», руководителем юридического лица, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица является ФИО3
Из Выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ видно, что запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, не связанных с несением изменений в учредительные документы в отношении МУП «ПКХ» внесена ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки, прекращены полномочия руководителя юридического лица ФИО3, возложены полномочия руководителя юридического лица на конкурсного управляющего ФИО4
Таким образом, в силу своего должностного положения и ч.1 ст.27 НК РФ ФИО3 является законным представителем налогоплательщика - МУП «Погорельское коммунальное хозяйство Зубцовского района».
Как установлено в судебном заседании, а также слеудет из указанных выписок ЕГРЮЛ, каких-либо заявлений о смене руководителя в Межрайонную ИФНС России № 7 по Тверской области, не поступало.
Таким образом, судом установлено, что на дату совершения административного правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 являясь руководителем МУП «ПКХ» совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.5 КоАП РФ.
Однако в нарушение требований ст. 26.1 КоАП РФ мировой судья при вынесении постановления от ДД.ММ.ГГГГ указанные доводы не проверил, а указанным доказательствам не дал никакой правовой оценки, положив в основу вывод об отсутствии состава административного правонарушения в действиях ФИО3 доказательства, представленные ФИО3: распоряжение о прекращении трудового договора с работником, указав при этом в постановлении, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию.
Исходя из положений ст.2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, судья приходит к выводу, что постановление мирового о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ, в отношении ФИО3 ФИО10 нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Межрайонной ИФНС России № 7 по Тверской области на постановление мирового судьи судебного участка Зубцовского района Тверской области от 24 апреля 2016 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ, в отношении ФИО3 ФИО11 – удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка Зубцовского района Тверской области от 24 апреля 2016 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ, в отношении ФИО3 ФИО12 – отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья: Л.Н.Титова