НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Змеиногорского городского суда (Алтайский край) от 16.06.2021 № 2А-222/2021

Дело № 2а-222/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2021 года г. Змеиногорск

Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Кунанбаевой Е.С.,

при секретарях Зиновьевой А.С., Шаршовой О.А.,

с участием административного ответчика Банникова Е.Н.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №12 по Алтайскому краю к Банникову Евгению Николаевичу о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, пени

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная ИФНС России №12 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Банникову Е.Н. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование и пени, указывая, что административный ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 25.11.2004 по 21.02.2020 и в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), является плательщиком страховых взносов. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. За 2020 год административному ответчику начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 4662,07 руб., на обязательное медицинское страхование 1210,63 руб. Поскольку указанные суммы не уплачены административному ответчику начислены пени в соответствии со ст. 75 НК РФ за неуплату страховых взносов на ОПС в сумме 63,54 руб., за неуплату страховых взносов на ОМС в сумме 26,35 руб.

Инспекцией налогоплательщику направлено требование об уплате страховых взносов и пени № 70716 от 06.07.2020 со сроком исполнения требования до 26.07.2020.

Поскольку требование не исполнено, административный истец обратился в судебный участок Змеиногорского района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с должника задолженности по страховым взносам и пени. 11.09.2020 мировым судьей судебного участка Змеиногорского района вынесен судебный приказ о взыскании с должника задолженности по страховым взносам и пени. 01.10.2020 указанный судебный приказ отменен.

Просит взыскать с Банникова Е.Н. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части пенсии в сумме 2919,25 руб., пени в сумме 63,54 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1210,63 руб. и пени в сумме 26,35 руб.

Представитель административного истца - межрайонной ИФНС России №12 по Алтайскому краю о дате, времени и месте проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя налогового органа.

Административный ответчик Банников Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, просил отказать в их удовлетворении.

На основании ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке участников процесса.

Исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» определен круг плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное пенсионное и медицинское страхование, к которым относятся и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в вышеназванные фонды, а также контролем за исчислением и уплатой таковых, урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившим силу с 1 января 2017 года.

С 1 января 2017 года порядок уплаты страховых вносов регулируется главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В силу п. 3 ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 425 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой (п. 1).

Тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой:

1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10 процентов;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8 процента;

3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

В силу п.1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года, 29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года (29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 рублей за расчетный период 2018 года, 6884 рублей за расчетный период 2019 года и 8426 рублей за расчетный период 2020 года.

В соответствии со ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам (п. 2).

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (п.5).

Как следует из материалов дела, с 25.11.2004 по 21.02.2020 Банников Е.Н. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей административный ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 21.02.2020.

Согласно ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4).

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6).

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (п. 8).

Поскольку Банников Е.Н. не исполнил обязанность по уплате страховых взносов за 2020 год, Межрайонная ИФНС России № 12 по Алтайскому краю направила первому требование об уплате недоимки по страховым взносам №70716 об уплате суммы страховых взносов в размере 4129, 88 и пени в размере 89,89 руб., по сроку уплаты до 26.07.2020.

Поскольку требование инспекции исполнено не было, Межрайонная ИФНС России № 12 по Алтайскому краю обратилась к мировому судье судебного участка Змеиногорского района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам в сумме 4219,77 руб.

11.09.2020 мировым судьей судебного участка Змеиногорского района вынесен судебный приказ по делу № 2а-2736/2020 о взыскании с Банникова Е.Н. задолженности по страховым взносам за 2020 год. Определением от 01.10.2020 судебный приказ от 11.09.2020 по делу № 2а-2736/2020 отменен.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что процедура направления требования в адрес Банникова Е.Н. была соблюдена.

Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения Межрайонной ИФНС России №12 по Алтайскому краю в суд.

Расчет недоимки по страховым взносам, произведенный административным истцом, соответствует положениям главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации, административным ответчиком не оспорен.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (подп. 1 п. 2 ст. 44 НК РФ).

Административным ответчиком сумма задолженности по налогам и пени не оспаривалась, суду представлены доказательства оплаты налогов и пени в заявленных истцом размерах.

Так согласно чекам-ордерам от 02.09.2020 оплачены суммы в размере 26 руб. 35 коп., 63 руб. 54 коп., 1210 руб. 63 коп. и 2919 руб. 25 коп.

В соответствии с ответом ИФНС от 27.05.2021 № 01-06-03/500 на запрос суда, ИФНС сообщено, что оплата произведенная Банниковым Е.Н. 02.09.2020 зачтены следующим образом:

- 1210, 63 руб. – страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС) работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, отражен в информационных ресурсах налогового органа по сроку уплаты 31.12.2019 (за 2019 год) в связи с отсутствием «Назначение платежа» в квитанции об оплате;

- 2919, 25 руб. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года), отражен в информационных ресурсах налогового органа по сроку уплаты 31.12.2019 (за 2019 год) в связи с отсутствием «Назначение платежа» в квитанции об оплате. На 02.09.2020 (дата платежа) за Банниковым Е.Н. числилась задолженность по страховым взносам на ОПС в сумме 32273, 25 руб., по страховым взносам на ОМС в сумме 8094, 63 руб. На 27.05.2021 за ответчиком числится общая задолженность по страховым взносам на ОПС в сумме 31096, 82 руб., по страховым взносам на ОМС в сумме 6884 руб. Таким образом, предоставленные суду квитанции не имеют отношения к делу о взыскании задолженности по страховым взносам за 2020 год, следовательно, основания для изменения исковых требований отсутствуют.

Суд не соглашается с позицией административного истца о разнесении оплаченных сумм в погашение предыдущей задолженности за 2019 год, поскольку требований о взыскании задолженности по налогам за 2019 год административным истцом не заявлялось, правомерность (неправомерность) её начисления судом не проверялась.

Кроме того, суммы в размере 4219,77 руб. оплачены по реквизитам.

В связи с погашением ответчиком задолженности по налогам в заявленных размерах, оснований для взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование и пени за 2020 г., не имеется.

С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России №12 по Алтайскому краю к Банникову Е.Н. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, пени за 2020 г., следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 12 по Алтайскому краю к Банникову Евгению Николаевичу о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, пени отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16.06.2021.

Судья Е.С. Кунанбаева