№ 2-1072/2022
24RS0016-01-2020-001977-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Железногорск Красноярского края 18 мая 2022 года
Железногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи С.Н. Владимирцевой,
при ведении протокола помощником судьи Смирновой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социальной политики Красноярского края к ФИО1 о взыскании необоснованно полученных выплат и по иску ФИО1 к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании действий незаконными
УСТАНОВИЛ:
Министерство социальной политики Красноярского края обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическому работнику образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа), мотивируя свои требования тем, что 14.07.2010г. ответчиком было подано заявление о назначении мер социальной поддержки как педагогу, проживающему в сельской местности, в котором она была предупреждена, что при наступлении обстоятельств, влекущих изменение условий предоставления мер социальной поддержки (в том числе смена льготной категории). Она обязуется в течение 10 дней предоставить документы, подтверждающие изменение условий предоставления мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством. Ответчику, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, меры социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставлялись с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.Только 31.07.2020г. истцу стало известно о злоупотреблении ответчиком правом на получение мер социальной поддержки как педагогическому работнику сельской местности, так как ФИО1 подала заявление и трудовую книжку для присвоения звания «Ветеран труда края», согласно сведениям которой, было установлено, что 11.01.2016г. ею прекращена педагогическая деятельность в должности преподавателя «Азбуки театра» МДОУ ДОД «Детская школа искусств №» на условиях внутреннего совместительства. При этом ответчик продолжала работать в указанном учреждении в должности – заведующей библиотекой. В последующем трудовые отношения с указанным образовательным учреждением ответчиком прекращены 29.05.2020г. Таким образом, после прекращения педагогической деятельности в должности преподавателя «Азбуки театра», с 01.02.2016г. ответчиком было утрачено право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных ст. № для педагогических работников в сельской местности. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не обосновано получены меры социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическому работнику образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) в размере 232 128 руб. 88 коп. В связи с тем, что ответчик с 11.01.2016г. прекратила трудовую деятельность в качестве педагогического работника, но продолжила работать в той же организации на должности библиотекаря, а с 01.01.2018г. по ДД.ММ.ГГГГ – на должности заведующей библиотекой, то с 01.02.2016г. по ДД.ММ.ГГГГ ей был произведен перерасчет и назначение мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. от ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной поддержки населения при оплате жилья и коммунальных услуг» по категории «специалист культуры (библиотекарь) краевых государственных и муниципальных образовательных организаций». Сумма перерасчета составила 120639,7 руб. ДД.ММ.ГГГГ№ ответчику было направлено уведомление о возврате денежных средств в добровольном порядке, которое осталось без ответа. Ссылаясь на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,от 10.06.2010г. № «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отоплений и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках» с учетом уточнения истец просит взыскать с ФИО1 в пользу Министерства социальной политики Красноярского края сумму необоснованно полученной меры социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическому работнику образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) в размере 232 128 руб. 88 коп.
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края о признании действий незаконными, мотивируя свои требования тем, что она получила уведомление о возврате денежных средств от 31.08.2020г. от территориального отделения краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по ЗАТО г. Железногорск Красноярского края в котором указано, что ею за период с 01.02.2016г. по 30.06.2020г. были излишне получены денежные средства в виде мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения по причине непредставления в ТО КГКУ «УЗСН» по ЗАТО г. Железногорск сведений о прекращении педагогической деятельности. В связи с чем они требуют возвратить денежные средства в размере 232128,88 руб. Между тем с ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована и проживает по адресу:. Более того, в период с 01.02.2016г. по 30.06.2020г. она являлась получателем пенсии по старости. 01.02.2016г. она прекратила трудовую деятельность в МБУ ДО «Детская музыкальная школа №». Кроме того, имеет стаж в образовательных организациях, который составляет более 10 лет. Таким образом, компенсация по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организацией в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) ей должна предоставляться бессрочно. Считает, действия ответчика связанные с предъявлением к ней требований о возврате выплаченной ей денежных средств на оплату жилой площади с отоплением и освещением в размере 232128,88 руб. незаконными. Просит суд признать действия ответчика, связанные с предъявлением требования о возврате выплаченных ей денежных средств на оплату жилой площади с отоплением и освещением за период с 01.02.2016г. по 30.06.2020г. в размере 232128,88 руб. незаконными.
Определением суда ответчик Администрация ЗАТО г. Железногорск Красноярского края заменен на надлежащего ответчика – Территориальное отделение краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по ЗАТО г.Железногорск Красноярского края».
Определением от 19.01.2021 г. в силу ч. 4 ст. 151 ГПК РФ гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному отделению краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по ЗАТО г. Железногорск Красноярского края» и гражданское дело по иску Министерства социальной политики Красноярского края к ФИО1 о взыскании необоснованно полученных денежных выплат объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения, так как такое объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела.
Представитель истца Министерства социальной политики Красноярского края ФИО2 (полномочия по доверенности) в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
При этом как представитель ответчика КГКУ «УСЗН» в ЗАТО г. Железногорск Красноярского края возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1, так как предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения регулируются: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом края от 10.06.2010г. № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (посёлках городского типа)». 14.07.2010г. ФИО1 было подано заявление о назначении мер социальной поддержки как педагогу, проживающему в сельской местности, в котором она была предупреждена, что при наступлении обстоятельств, влекущих изменение условий предоставления мер социальной поддержки (в том числе смена льготной категории), она обязуется в течение 10 дней предоставить документы, подтверждающие изменение условий предоставления мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством. ФИО1, как педагогическому работнику, работающего и проживающему в сельской местности, меры социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставлялись с 01.07.2010 по 30.06.2020г. 31.07.2020 КГКУ «УСЗН» стало известно о злоупотреблении ФИО1 правом на получение мер социальной поддержки как педагогическому работнику сельской местности. Согласно сведениям трудовой книжки было установлено, что 11.01.2016г. ФИО1 прекращена педагогическая деятельность в должности преподавателя «Азбуки театра» МОУ ДОД «Детская школа искусств № 2» на условиях внутреннего совместительства. Таким образом, после прекращения педагогической деятельности в должности преподавателя «Азбуки театра» с 01.02.2016г. ответчиком было утрачено право на получение социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных ст. 3 Закона края № 10-4691 для педагогических работников в сельской местности. Доводы о том, что ФИО1 имела право на компенсацию по оплате жилых помещений, отопления и освещения как пенсионер из числа бывших работников, работавших и проживающих в сельский местности безосновательны.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Направила в суд письменное ходатайство, в котором просила дело рассмотреть без ее участия. В ранее поданных в суд возражениях на иск указала, что законодательством не предусмотрена обязанность ответчика по информированию истца о прекращении трудовых отношений, но предусмотрена обязанность истца по взаимодействию с иными организациями, учреждениями. Только 30.09.2020г. в целях организации взаимодействия между КГКУ «Управление социальной защиты населения» и МБУ ДОД «Детская школа искусств №» было заключено соглашение № от 30.09.2020г. Если бы истец надлежащим образом исполнял свои обязанности по взаимодействию с иными организациями, учреждениями, то он должен был принять решение о прекращении предоставления компенсации в феврале 2016г. Ссылка истца на указание в заявлении о предоставлении мер социальной поддержки от 14.07.2010г. информирования о наступлении обстоятельств, влекущих изменение условий предоставления мер социальной поддержки, является несостоятельной, так как в заявлении не указана обязанность ответчика по информированию о прекращении трудовых отношений. Просит в иске отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО1- ФИО3 (полномочия по устному заявлению) в судебное заседание не явилась о дате, времени и месте судебного заседания извещалась заказным письмом с уведомлением, которое возвращено в суд по истечении срока хранения.
Третье лицо МБУ ДО «Детская школа искусств №» в судебное заседание своего представителя не направило о дате, времени и месте судебного заседания сторона извещена надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.
Выслушав пояснения представителя истца и КГКУ «Управление социальной защиты населения», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с положениями статьи от ДД.ММ.ГГГГ N 6-2519 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об образовании в", педагогические работники краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, городских поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законом края. Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам является расходным обязательствоми финансируется за счет средств краевого бюджета.
На основании ст. от ДД.ММ.ГГГГ N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)" педагогическим работникам предоставляются компенсации в следующих размерах:
а) 100 процентов оплаты жилого помещения;
б) 100 процентов оплаты тепловой энергии, в том числе приобретения твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива при проживании в домах, не имеющих центрального отопления, и при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, или платы за электрическую энергию, потребляемую в целях отопления при проживании в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, исходя из объема потребленной на отопление жилого помещения электрической энергии, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на отопление жилого помещения, утверждаемой;
в) 100 процентов оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой.
Согласно статье от ДД.ММ.ГГГГ N 10-4691 установлен перечень документов, представляемых педагогическими работниками или их законными представителями для предоставления денежных выплат в краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения" по месту постоянного жительства либо в краевое государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", то есть, предусмотрен заявительный характер предоставления выплат и условия возмещения расходов педагогических работников, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.
Статьями 5 и от ДД.ММ.ГГГГ N 10-4691 определены сроки и порядок предоставления денежных выплат, компенсирующих расходы педагогических работников на оплату жилых помещений, отопления и освещения, основания и сроки перерасчета размера денежных выплат, прекращения предоставления денежных выплат.
В силу п. «б» ч.1 ст. от ДД.ММ.ГГГГ N 10-4691 уполномоченная организация принимает решение о прекращении предоставления компенсаций, указанных в статье 3 настоящего Закона, в том числе, в случае прекращения педагогическим работником трудовых отношений с краевой государственной или муниципальной образовательной организацией - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором педагогический работник прекратил трудовые отношения.
В соответствии с ч.3 ст. от ДД.ММ.ГГГГ N 10-4691 возврат в краевой бюджет необоснованно полученных средств компенсаций, указанных в статье 3 настоящего Закона, производится педагогическим работником добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что 11 февраля 2009 г. ФИО1 принята в МОУ ДОД «Детская школа искусств N2» на должность библиотекаря, с 1 сентября 2009 г. принята по совместительству преподавателем «Азбуки театра», что подтверждается трудовым договором от 1 сентября 2009 г. N 80 о работе истца в должности преподавателя с указанной даты по внутреннему совместительству, записями в трудовой книжке ФИО1
Согласно заявлению ФИО1 от 14 июля 2010 г. в УЗСН Администрации ЗАТО г.Железногорск о назначении ей мер социальной поддержки, основанием их назначения заявителем в п. 7 заявления указано «педагог, проживающий в сельской местности». При этом в заявлении указана обязанность заявителя в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение условий предоставления мер социальной поддержки (смена адреса, изменение состава семьи, льготной категории, номера лицевого счета в кредитном учреждении) в течение 10 дней представить документы, подтверждающие изменение условий предоставления мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством. Под данным текстом имеется подпись ФИО1 и дата подписания: 14 июля 2010 г. Принятие заявления и разъяснение заявителю вышеуказанной обязанности подтверждено подписью ведущего специалиста Управления социальной защиты населения от той же даты (т. 2 л.д. 17).
Протоколами УЗСН Администрации ЗАТО г. Железногорск от 16 сентября 2010 г. ФИО1 с учетом площади занимаемого жилого помещения, были назначены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и электроэнергии в соответствии сот ДД.ММ.ГГГГ N10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности в размере 100%, которые производились в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг.
Вместе с тем, 11 января 2016 г. трудовой договор с ФИО1 о работе по совместительству прекращен по инициативе работника, что подтверждено копией трудовой книжки.
Таким образом, после указанной даты - 11 января 2016 г. ФИО1 утратила статус педагогического работника, и с учетом отсутствия иного стажа педагогической деятельности в сельской местности, кроме периода работы с 1 сентября 2009 г. по 11 января 2016 г. в МОУ ДОД «Детская школа искусств № 2» преподавателем «Азбуки театра» по совместительству, не имела статус педагога-пенсионера.
29 мая 2020 г. ФИО1 была уволена с должности заведующей библиотекой МОУ ДОД «Детская школа искусств № 2» по инициативе работника.
31 июля 2020 г. ФИО1 обратилась в Министерство социальной политики края с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда края», приложив к заявлению копию трудовой книжки.
Протоколом ТО КГКУ «УСЗН» по ЗАТО от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 за период с февраля 2016 г. по май 2020 г. (включительно) были назначены компенсации на оплату ЖКУ отдельным категориям граждан поот ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» по категории: «Лица, работающие и проживающие в сельской местности», общая сумма которых за указанный период по услугам: жилищная услуга, отопление, взнос на капитальный ремонт, горячая вода, компонент тепловая энергия на СОИ, горячая вода, компонент на теплоноситель на СОИ, холодная вода на СОИ, составила 117 453,65 руб., по электроэнергии и электроэнергии на СОИ - 3 186,05 руб., а всего - 120 639,7 руб.
ДД.ММ.ГГГГ ТО КГКУ «УСЗН» по ЗАТО направило ФИО1 уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления мер социальной поддержки как педагогическому работнику с ДД.ММ.ГГГГ в связи с прекращением с ДД.ММ.ГГГГ работы преподавателем и перерасчете и назначении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. от ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» по категории «Специалист культуры (библиотекарь) краевых государственных и муниципальных образовательных организаций» с этой же даты, в связи с чем образовалась переплата по предоставленным мерам социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 232 128,88 руб. Данную сумму предложено добровольно возвратить в краевой бюджет в течение одного месяца со дня получения уведомления.
На данные уведомления от ФИО1 ответа получено не было, денежные средства не были возвращены в краевой бюджет.
Согласно представленному истцом расчету, сумма начисленных и излишне выплаченных ответчику ФИО1 денежных средств составляет 232 128,88 руб.
Оценивая представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд учитывает, что нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст.1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ст. 17, 1. 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ И 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерацию) педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что такое правовое регулирование направлено на создание благоприятных условий для осуществления профессиональной деятельности и обеспечения социальной защищенности педагогических работников образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что меры социальной поддержки соответствующих категорий граждан являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение.
Согласно ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с положениями ст. от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об образовании в», педагогические работники краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, городских поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законом края.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам является расходным обязательствоми финансируется за счет средств краевого бюджета.
Статьей от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) определено понятие педагогического работника для целей данного Закона, и к ним в соответствии с действующей редакцией Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 11-5186 «О внесении изменений в Закон Края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа), отнесены: педагогический работник краевой государственной или муниципальной образовательной организации, работающий и проживающий в сельском населенном пункте, городском поселке (поселке городского типа), для которого работа в краевой государственной или муниципальной образовательной организации является основным местом работы; пенсионер, являвшийся педагогическим работником, проживающий в сельском населенном пункте, городском поселке (поселке городского типа), последним местом работы которого до выхода на пенсию была образовательная организация в сельском населенном пункте, городском поселке (поселке городского типа), имеющий общий стаж по основному месту работы в образовательных организациях в сельском населенном пункте, городском поселке (поселке городского типа), за исключением федеральных государственных образовательных организаций, не менее 10лет.
от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) в редакции, действующей в период спорных правоотношений, предусматривает что, педагогический работник - это педагогический работник краевой государственной или муниципальной образовательной организации, работающий и проживающий в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), для которого работа в краевой государственной или муниципальной образовательной организации является основным местом работы, а также педагогический работник, проживающий в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), последним местом работы которого до выхода на пенсию была образовательная организация в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), имеющий общий стаж по основному месту работы в образовательных организациях в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), за исключением федеральных государственных образовательных организаций, не менее 10 лет.
На основании ст. от ДД.ММ.ГГГГ N 10- 4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) педагогическим работникам предоставляются компенсации в следующих размерах: а) 100 процентов оплаты жилого помещения; б) 100 процентов оплаты тепловой энергии, в том числе приобретения твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива при проживании в домах, не имеющих центрального отопления, и при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, или платы за электрическую энергию, потребляемую в целях отопления при проживании в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, исходя из объема потребленной на отопление жилого помещения электрической энергии, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на отопление жилого помещения, утверждаемой; В) 100 процентов оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой.
Статьей от ДД.ММ.ГГГГ N10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) установлен перечень документов, представляемых педагогическими работниками или их законными представителями для предоставления денежных выплат в краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» по месту постоянного жительства либо в краевое государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», то есть, предусмотрен заявительный характер предоставления выплат и условия возмещения расходов педагогических работников, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.
Статьями 5 и 6 указанногоот ДД.ММ.ГГГГг. № определены сроки и порядок предоставления денежных выплат, компенсирующих расходы педагогических работников на оплату жилых помещений, отопления и освещения, основания и сроки перерасчета размера денежных выплат, прекращения предоставления денежных выплат.
В силу п. «6» 1.1 ст. от ДД.ММ.ГГГГг. № «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) уполномоченная организация принимает решение о прекращении предоставления компенсаций, указанных в ст. 3 настоящего Закона, в том числе, в случае прекращения педагогическим работником трудовых отношений с краевой государственной или муниципальной образовательной организацией - с l-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором педагогический работник прекратил трудовые отношения.
В соответствии с ч.3 ст. от ДД.ММ.ГГГГ№ возврат в краевой бюджет необоснованно полученных средств компенсаций, указанных в статье 3 настоящего Закона, производится педагогическим работником добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № l-п, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет, в том числе, оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося ежемесячной жилищно-коммунальной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы пенсии подлежат взысканию по правилам ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ стороной истца не представлено доказательств недобросовестности в действиях ФИО1 при получении в спорный период сумм ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, а так же доказательств надлежащего исполнения сотрудниками ТО КГКУ «УСЗН» по ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, должностных обязанностей, связанных с контролем за предоставлением ФИО1 меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, осуществляемой на территории субъекта Российской Федерации - Красноярского края - в форме ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в течение периода с 2010 года без регулярной проверки сведений о месте ее работы.
Доводы истца о том, что ФИО1 была обязана уведомить УСЗН о прекращении трудовых отношений по должности педагога, суд не принимает, поскольку указанная в заявлении от 14 июля 2010 г. о предоставлении мер социальной защиты обязанность заявителя в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение условий предоставления мер социальной поддержки (смена адреса, изменение состава семьи, льготной категории, номера лицевого счета в кредитном учреждении) в течение 10 дней представить документы, подтверждающие изменение условий предоставления мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством, не содержит форму, вид и способ уведомления органов социальной защиты населения о прекращении трудовых отношений, разъяснений о последствиях непредставления соответствующих документов в виде взыскания излишне выплаченной суммы.
Рассматривая заявление ФИО1 о применении срока исковой давности суд приходит к следующему:
В п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 данного кодекса. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В ходе судебного заседания представитель истца пояснила, что о нарушении их права им стало известно 31.07.2020 года (дата подачи заявления ФИО1 о присвоении звания «Ветеран труда Красноярского края»), в связи с чем срок исковой давности не пропущен.
Однако, судом установлено следующее: 14.07.2010 года ФИО1 обратилась в КГКУ «УСЗН» с заявлением на получение мер социальной поддержки как педагогу, проживающему в сельской местности.
11.01.2016г. прекратила трудовую деятельность в качестве педагогического работника, но продолжила работать в той же организации на должности библиотекаря, а с 01.01.2018г. по 29.05.2020 – на должности заведующей библиотекой.
31.07.2020 года ФИО1 обратилась с заявлением о присвоении звания ветеран труда края
Исковое заявление направлено в суд 23.11.2020 года (что подтверждается оттиском почтового штемпеля на конверте).
Из анализа вышеприведенных положений закона следует, что законодательством не предусмотрена обязанность ответчика по информированию истца о прекращении трудовых отношений.
ДД.ММ.ГГГГ в целях организации взаимодействия между КГКУ «УСЗН» и МБОУ ДОД «Детская школа искусств №» заключено соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, при надлежащем исполнении истцом обязанности по взаимодействию с иными организациями, учреждениями, истец имел возможность принять решение о прекращении предоставления компенсации с февраля 2016 года, следовательно, началом течения срока исковой давности является день, когда уполномоченный орган узнал или должен был узнать, исходя из его полномочий по контролю за расходованием его средств, о возможной утрате гражданином права на получение ежемесячной денежной, с ДД.ММ.ГГГГ является моментом возникновения у уполномоченного органа права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке).
Суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности, который истек в феврале 2019 года.
Таким образом, исковые требования Министерства социальной политикик ФИО1 о взыскании необоснованно полученных выплат не подлежат удовлетворению, в том числе потому, что заявлены по истечении срока исковой давности.
Кроме того суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании действий ответчика, связанных с предъявлением требования о возврате выплаченных ей денежных средств на оплату жилой площади с отоплением и освещением за период с 01.02.2016г. по 30.06.2020г. в размере 232128,88 руб. незаконными, не имеется, поскольку оспариваемые действия сами по себе незаконными не являются, сотрудниками КГКУ «УСЗН» совершены в соответствии с их компетенцией, действия направлены на возврат излишне, по мнению государственного учреждения, выплаченных денежных средств, поскольку законом не запрещено добровольное возмещение таких сумм получателем льгот, равно как и взыскание неосновательно полученных сумм в случае установления недобросовестных действий гражданина – получателя компенсационных выплат, в судебном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые Министерства социальной политики Красноярского края к ФИО1 о взыскании необоснованно полученных выплат оставить без удовлетворения.
Исковые требования ФИО1 к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании действий незаконными оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Дата принятия решения в окончательной форме 24 мая 2022 г.
Председательствующий С.Н. Владимирцева