НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) от 07.01.2019 № 2-2088/19

№дела 2-2088/2019

УИД 04RS0007-01-2019-002446-98

Решение

Именем Российской Федерации

06 июня 2019 г. г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Гурман З.В., с участием прокурора Виляк Н.А., при секретаре Тапхаровой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Титивой Е.А. к ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

установил:

Обращаясь в суд с настоящим иском, Титова Е.А. сослалась на то, что с 01 августа 2016 г. она работала в должности специалиста по кадрам в Улан-Удэнском филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту». 15 апреля 2019 г. приказом руководителя учреждения она была уволена по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией филиала. Ее увольнение по указанному основанию является незаконным, так как фактически произошла не ликвидация филиала, а его передача в подчинение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия», и изменение подчиненности не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. Поэтому просила отменить приказ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» о прекращении действия трудового договора от 12 апреля 2019 г., восстановить ее на работе в прежней должности специалиста по кадрам, обязать ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» произвести перевод в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05 июля 2018 г. №604, обязать ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» произвести прием в соответствии с ранее занимаемой должностью и установленным штатным расписанием, взыскать с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула за период с 16 апреля 2019 г. по день восстановления на работе, взыскать с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» компенсацию морального вреда в размере 40 000 руб.

В судебном заседании истец Титова Е.А. исковые требования поддержала и суду пояснила, что, несмотря на наличие гарантийного письма о ее трудоустройстве в должности специалиста по кадрам в Улан-Удэнском филиале по железнодорожному транспорту ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия», при ликвидации Улан-Удэнского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», где она работала с 01 августа 2016 г., ей не была предложена соответствующая должность в учреждении, и 15 апреля 2019 г. она была уволена в связи с ликвидацией филиала.

Данное увольнение является незаконным, так как фактически филиал своей деятельности не прекращал, его права и обязанности перешли к ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия», все работники филиала продолжили работу в данном учреждении, лишь ее и еще двоих неугодных сотрудников уволили в связи с ликвидацией филиала. Какие-либо дополнительные соглашения к трудовому договору ей подписывать не предлагали, акты о ее отказах от подписания таких соглашений оформлены задним числом и не соответствуют действительности. Руководством учреждения на нее оказывалось давление с целью вынудить ее уволиться по собственному желанию, также ее пытались уволить по статье, в связи с чем на нее необоснованно налагались дисциплинарные взыскания, одно из которых оспорено ею в суде, и ее требования были удовлетворены. В настоящее время она желает продолжить работу в прежней должности в Улан-Удэнском филиале по железнодорожному транспорту ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия». При увольнении в связи с ликвидацией филиала ей были произведены все предусмотренные законом выплаты, с размером которых она согласна. Также она согласна, что при расчете среднего заработка за время вынужденного прогула подлежит зачету сумма выплаченного ей выходного пособия в размере 35 198 руб. 20 коп. По ее расчетам, размер среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 16 апреля 2019 г. по 06 июня 2019 г. составляет 35 900 руб.

Представитель ответчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» Абанин М.В. против удовлетворения иска Титовой Е.А. возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве. При этом суду пояснил, что в связи с переподчинением Улан-Удэнского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» все работники филиала были переведены в данное учреждение. Титова Е.А. от перевода отказалась, в связи с чем ей 14 февраля 2019 г. было вручено уведомление о предстоящем расторжении трудового договора, а 15 апреля 2019 г. она была уволена в связи с ликвидацией филиала. Ответчиком была полностью соблюдена предусмотренная трудовым законодательством процедура увольнения в связи с ликвидацией организации, расчет с Титовой Е.А. произведен своевременно и в полном объеме, какие-либо права Титовой Е.А. при этом нарушены не были.

Представители ответчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» Ширапов В.Э., Егоров Б.С. против удовлетворения иска Титовой Е.А. возражали, сославшись на то, что о предстоящей ликвидации филиала его работники были уведомлены заблаговременно, и с 01 января 2019 г. все они, за исключением троих, продолжили работу в прежних должностях в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия», заключив дополнительные соглашения к трудовым договорам. Титова же постоянно саботировала деятельность учреждения, на собраниях задавала провокационные вопросы, организовывала отдельные собрания. Несмотря на это, в конце декабря 2018 г. и в начале января 2019 г. Титовой Е.А. предлагалось подписать дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении наименования работодателя и продолжить работу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» в прежней должности, от чего она отказалась, были составлены соответствующие акты. 14 января 2019 г. Титова отказалась передать

руководству учреждения документы сотрудников филиала, затем покинула свой кабинет, оформила больничный лист. Так как данные документы требовались для начисления работникам авансовых платежей по заработной плате, администрации пришлось вскрывать сейфы в кабинете Титовой и изымать их. К учреждению действительно перешла часть полномочий Улан-Удэнского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», но в настоящее время возможности трудоустройства Титовой Е.А. в прежней должности не имеется в связи с отсутствием такой вакансии.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в деле, заслушав заключение прокурора Виляк Н.А., полагавшей исковые требования Титовой Е.А. о восстановлении на работе обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 01 августа 2016 г. Титова Е.А. была принята на работу в Улан-Удэнский филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» на должность специалиста по кадрам.

Приказом работодателя от 12 апреля 2019 г. трудовой договор с Титовой Е.А. расторгнут и она уволена с 15 апреля 2019 г. в связи с ликвидацией филиала по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ), обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации или индивидуальным предпринимателем.

Основанием для увольнения работников по пункту 1 части первой статьи 81 Кодекса может служить решение о ликвидации юридического лица, т.е. решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (статья 61 ГК РФ).

При рассмотрении дела судом установлено, что 05 июля 2018 г. руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Поповой А.Ю. издан приказ №604 об осуществлении с 01 октября 2018 г. передачи в подчинение федеральным бюджетным учреждениям здравоохранения – центрам гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации филиалов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» без изменения их местонахождения и штатной численности.

При этом в письме руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Поповой А.Ю. от 31 октября 2018 г. содержались разъяснения о том, что изменение подчиненности не является

основанием для расторжения трудовых договоров с работниками или изменения их трудовых функций. Поэтому главным врачам ФБУЗ – центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации были даны указания об оформлении трудовых соглашений к трудовым договорам, ранее заключенным с работниками филиалов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по транспорту», в части преамбулы, подписей и реквизитов сторон в связи с изменением работодателя; оформлении приказов о продолжении трудовых отношений (с сохранением должности и определением конкретной даты продолжения трудовых отношений); внесении двух записей в трудовые книжки работников: о переподчинении соответствующего филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» соответствующему федеральному бюджетному учреждению здравоохранения – центру гигиены и эпидемиологии в субъекте Российской Федерации на основании приказа Роспотребнадзора от 05 июля 2018 г. №604 и о продолжении трудовых отношений на основании приказа учреждения о продолжении трудовых отношений.

Во исполнение данного приказа от 05 июля 2018 г. и содержащихся в разъясняющем письме от 31 октября 2018 г. указаний, с 01 января 2019 г. работники Улан-Удэнского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» продолжили трудовые отношения с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» в прежних должностях и на прежних рабочих местах.

При этом 13 ноября 2019 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об изменениях в Устав ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия», и п. 1 раздела I Устава изложен в следующей редакции: «Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» является коммерческой организацией, обеспечивающей деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту на территории Республики Бурятия»; пункт 49 раздела VI дополнен сведениями об Улан-Удэнском филиале по железнодорожному транспорту ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» и о его местонахождении по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Революции 1905 года, дом 36.

По мнению суда, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что, несмотря на внесение 24 января 2019 г. в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности Улан-Удэнского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», права и обязанности филиала, связанные с осуществлением деятельности по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту на территории Республики Бурятия, перешли к ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия», при этом большинство сотрудников филиала продолжили трудовые отношения с данным учреждением в прежних должностях и на прежних рабочих местах, а в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены сведения об Улан-Удэнском филиале по железнодорожному транспорту ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия», расположенному по тому же адресу, где ранее располагался Улан-Удэнский филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по

железнодорожному транспорту».

При таких обстоятельствах, когда действительного прекращения деятельности филиала не произошло, увольнение Титовой Е.А. по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (в связи с ликвидацией филиала) не может быть признано обоснованным, в связи с чем ее исковые требования о признании незаконным приказа об увольнении подлежат удовлетворению.

Разрешая требования Титовой Е.А. о ее восстановлении на работе в прежней должности, возложении на ответчиков обязанности по ее переводу и приему на работу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия», суд исходит из того, что восстановление Титовой Е.А. на прежней работе невозможно в связи с ликвидацией Улан-Удэнского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», являвшегося ее работодателем по трудовому договору от 01 августа 2016 г. Поэтому суд находит, что восстановление нарушенных трудовых прав истца возможно путем обязания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» оформить дополнительное соглашение к трудовому договору, ранее заключенному с Титивой Е.А. (в части преамбулы и реквизитов сторон в связи с изменением работодателя), приказ о продолжении трудовых отношений с Титивой Е.А. и внести в трудовую книжку Титивой Е.А. запись о переподчинении Улан-Удэнского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» на основании приказа Роспотребнадзора от 05 июля 2018 г. №604 и о продолжении трудовых отношений, что не противоречит существу заявленных Титовой Е.А. требований.

В силу ч. 2 ст. 394 Трудового кодекса РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

В соответствии с п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением правительства РФ от 24 декабря 2007 г. №922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

В соответствии с п. 10 указанного Положения средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3).

Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,3) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.

Исходя из приведенных положений закона и сведений о выплаченном Титовой Е.А. выходном пособии (35 198 руб. 20 коп.) – в размере среднего месячного заработка, подлежащего зачету, а также суммы среднедневного заработка Титовой Е.А. в размере 1 201 руб. 30 коп. (35 198 руб. 20 коп./29,3), суд взыскивает с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному

транспорту» в пользу Титовой Е.А. средний заработок за время вынужденного прогула в размере 25 803 руб. 97 коп. (15,62 (количество неотработанных дней в апреле 2019 г.)х1 201 руб. 30 коп.) + 5,86 (количество неотработанных дней в июне 2019 г.)х1201 руб. 30 коп.).

Так как вышеперечисленными неправомерными действиями работодателя, связанными с незаконным увольнением Титовой Е.А., нарушены трудовые права истца, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований Титовой о компенсации морального вреда. С учетом объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, степени вины работодателя, требований разумности и справедливости, на основании ст. 237 ТК РФ, суд взыскивает с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

Таким образом, всего суд взыскивает с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» в пользу Титовой Е.А. денежную сумму в размере 30 803 руб. 97 коп. (25 803 руб. 97 коп. + 5 000 руб.).

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» в доход государства государственную пошлину в размере 1 274 руб. 12 коп., от уплаты которой истец была освобождена при обращении с иском о защите трудовых прав.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Титивой Е.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» от 12 апреля 2019 г. №158 л/с о расторжении трудового договора и об увольнении Титивой Е.А. в связи с ликвидацией филиала.

Обязать ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» оформить дополнительное соглашение к трудовому договору, ранее заключенному с Титивой Е.А. (в части преамбулы и реквизитов сторон в связи с изменением работодателя), приказ о продолжении трудовых отношений с Титивой Е.А. и внести в трудовую книжку Титивой Е.А. запись о переподчинении Улан-Удэнского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» на основании приказа Роспотребнадзора от 05 июля 2018 г. №604 и о продолжении трудовых отношений. В указанной части решение суда подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» в пользу Титивой Е.А. денежную сумму в размере 30 803 руб. 97 коп.

Исковые требования Титивой Е.А. в остальной части оставить без удовлетворения.

Взыскать с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» в доход государства государственную пошлину в размере 1 274 руб. 12 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в

апелляционном порядке в течение месяца с момента его принятия судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 11 июня 2019 г.

Судья: З.В.Гурман