НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым) от 27.11.2017 № 2А-1909/2017

Дело № 2а-1909/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2017 года город Симферополь

Железнодорожный районный суд города Симферополя в составе:

председательствующего – судьи Плиевой Н.Г.,

при секретаре – Подоляне А.А.,

с участием административного истца – Москвичевой Н.А.,

представителя административного ответчика – Патраш А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Симферополе дело по административному иску Москвичевой Натальи Александровны к Службе государственного строительного надзора Республики Крым о признании действий незаконными, понуждении совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Москвичева Н.А. обратилась в суд с административным иском к Службе государственного строительного надзора Республики Крым о признании недействительным отказа в регистрации декларации на начало строительных работ № 2202/исх от 28.06.2017 года; признании недействительным отказа в регистрации декларации на начало строительных работ Службы государственного строительного надзора № 2551/исх от 20.07.2017 года; понуждении административного ответчика повторно рассмотреть последнюю поданную административным истцом декларацию о начале выполнения строительных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнила, что просит признать действия административного ответчика, выразившееся в отказе в регистрации декларации, незаконными, а не недействительными.

Заявленные требования Москвичева Н.А. мотивировала тем, что она является собственником земельного участка по <адрес> в <адрес>, предназначенного для индивидуального жилищного строительства.

Истцом был заказан проект индивидуального жилого дома, общей площадью 216,1 кв.м, с хозяйственными постройками и сооружениями: гараж, баня, навес, септик, согласно которого, проект жилого дома и построек был внесен в генплан земельного участка, согласно Градостроительного кодекса Российской Федерации.

14.06.2016 в Службу государственного строительного надзора Республики Крым была подана декларация о начале выполнения строительных работ, однако, 28.06.2016 года № 2202/исх ей было отказано в регистрации декларации, в связи с тем, что: отсутствует отметка «Рассмотрено без замечаний» в проектной документации администрации муниципального образования согласно Поручению Главы Республики Крым от 08.06.2016 № 01-62/160; в проектной документации отсутствует проект на хозяйственные постройки; в проектной документации отсутствует план кровли. Административный истец считает, что сотрудниками Службы государственного строительного надзора Республики Крым незаконно был расширен перечень документов, необходимых для регистрации декларации на начало строительных работ.

После получения отказа в регистрации декларации на начало строительных работ № 2202/исх от 28.06.2017 года, Москвичевой Н.А. была подана новая декларация в Службу государственного строительного надзора Республики Крым с приложением документов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, из которой ею было исключена информация, касающаяся проекта индивидуального жилого дома (разработанного для личного пользования).

Однако в ее регистрации вновь было отказано, по следующим основаниям: отсутствует отметка «Рассмотрено без замечаний» в проектной документации администрации муниципального образования согласно Поручению Главы Республики Крым от 08.06.2016 № 01-62/160; не приложена копия документа, послужившего основанием для разработки проектной документации – письмо УАиГ Администрации Симферопольского района № 664/20-01 от 05.05.2016 не соответствует требованиям утвержденной формы декларации и не является основанием для разработки проектной документации; отсутствует информация о проектной организации, руководителе проекта, утверждении проектной документации, информация о лицах, осуществляющих авторский и технический надзор; в проектной документации отсутствует ТЭП на хозяйственные постройки.

Истец считает отказы в регистрации деклараций незаконными, просит признать их таковыми, в связи с тем, что сотрудниками Службы государственной строительного надзора Республики Крым (далее- Служба) дополнительно расширен перечень документов, являющийся исчерпывающим, необходимых для получения разрешения на строительство индивидуальных жилых домов. Также административный истец просит обязать административного ответчика повторно рассмотреть последнюю поданную ею декларацию на начало строительных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Определением судьи Железнодорожного районного суда от 29.09.2017 административное исковое заявление было принято к производству и назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 24.10.2017.

В связи с неявкой ответчика предварительное судебное заседание было отложено на 14.11.2017.

Определением председателя Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 27.10.2017 срок рассмотрения административного дела был продлен на один месяц.

14.11.2017 в предварительном судебном заседании с учетом мнения сторон, суд окончил подготовку дела к рассмотрению и перешёл к разбирательству дела по сути исковых требований.

В судебном заседании объявлялся перерыв и рассмотрение дела откладывалось.

Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме и дала пояснения в соответствии с административным иском.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела административный истец подала ходатайство о вынесении в адрес административного ответчика частных определений.

Представитель административного ответчика представил письменные возражения на исковые требования, которые поддержал в судебном заседании. Считает, что истец не учитывает особенности регулирования градостроительных отношений на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, установленные Федеральным конституционном законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Согласно статье 12.1. Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ установлено, что особенности регулирования, в том числе, градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Процедура получения документа, разрешающего характера, дающего право на выполнение строительных работ на территории Республики Крым, урегулирована Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года № 2040-6/14, которым утвержден Порядок выполнения строительных работ (далее – Порядок). Согласно указанному Порядку строительные работы на объектах могут выполняться заказчиком после получения документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, а именно при регистрации декларации о начале выполнения строительных работ - по объектам, относящимся к I—III категории сложности.

Так, Москвичевой Н.А. была представлена на регистрацию в Службу декларация о начале выполнения строительных работ по объекту «Жилой дом с хозяйственными постройками по адресу: <адрес>, Республики ФИО2, <адрес> с категорией сложности - II».

В соответствии с Порядком заказчик отвечает за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации и прилагаемых документах, в соответствии с законом.

В случае если декларация подана или заполнена с нарушением Порядка, в десятидневный срок, Служба возвращает такую декларацию заказчику на доработку для приведения ее в соответствие с требованиями настоящего Порядка, при этом в Службе не остается экземпляр декларации, который она не зарегистрировала.

После устранения недостатков, послуживших основанием для возврата декларации на доработку, заказчик вправе повторно направить декларацию в соответствии с Порядком.

При изучении декларации № 2202-вх от 15.06.2017, поступившей в Службу Госстройнадзора РК было установлено, что декларация подлежит возврату для приведения ее в соответствие с требованиями Порядка.

Административный истец представила на регистрацию декларацию о начале выполнения строительных работ объекта «жилой дом с хозяйственными постройками», тогда как в проектной документации отсутствовал проект на хозяйственные постройки.

Соответственно, административный истец желает зарегистрировать декларацию на заявленный объект капитального строительства «жилой дом с хозяйственными постройками», без отражения его в полном объеме в прилагаемой к декларации проектной документации.

Относительно повторно поданной декларации (№ 2551-вх от 11.07.2017), поступившей в Службу Госстройнадзора РК было установлено, что декларация также подлежит возвращению для приведения ее в соответствии с требованиями Порядка.

В декларации заказчик представила на регистрацию декларацию о начале выполнения строительных работ объекта «жилой дом с хозяйственными постройками».

Таким образом, административный истец желает зарегистрировать декларацию на заявленный объект капитального строительства «жилой дом с хозяйственными постройками», без прилагаемой к декларации проектной документации и копии заключения управления архитектуры и градостроительства Симферопольского района Республики Крым, которые являются основанием для изготовления проектной документации.

Представитель ответчика считает не применимыми нормы права, указанные Москвичевой Н.А. в обоснование своих исковых требований.

В письмах Службы № 2202/исх. от 28.06.2017 и № 2551/исх. от 20.07.2017 указано об отсутствии отметки «рассмотрено без замечаний» в проектной документации, которая выполняется администрацией соответствующего муниципального образования согласно Поручению Главы Республики Крым № 01-62/160 от 08.06.2016.

Для Службы государственного строительного надзора Республики Крым Поручения Главы Республики Крым являются обязательными к исполнению.

По мнению представителя Службы государственного строительного надзора Республики Крым, анализ действующих на территории Республики Крым норм права и обстоятельства административного дела в полной мере подтверждают законность и обоснованность решения Службы государственного строительного надзора Республики Крым о возврате поданной Москвичевой Н.А декларации о начале выполнения строительных работ по объекту: «Жилой дом с хозяйственными постройками, <адрес>» для доработки и приведения ее в соответствие с требованиями Порядка выполнения строительных работ.

Изучив доводы административного иска, письменные возражения административного ответчика, заслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела № 2а-1909/2017, оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд находит требования Москвичевой Н.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Ст.15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Ст.76 Конституции Российской Федерации устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Вопросы по осуществлению градостроительной деятельности урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее ГрСК РФ).

В ст.3 ГрСК РФ установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (ч.1 ст. 4 ГрСК РФ).

Ст. 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.

Ч.3 ст.7 Закона № 6-ФКЗ устанавливает, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Согласно ч.1 ст.23 Закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Ст.12.1 Закона № 6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности осуществления градостроительной деятельности в Республике Крым регулирует Закон Республики Крым от 16.01.2015 № 67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым» (далее Закон РК).

Согласно статье 3 Закона РК полномочия исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в сфере градостроительной деятельности определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Особенности разрешительных и регистрационных функции в сфере градостроительной деятельности регламентированы статье 21 Закона РК.

Согласно части 2 статьи 21 вышеуказанного закона осуществление разрешительных функций в сфере градостроительной деятельности заключается в выдаче исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора, разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, кроме объектов, поднадзорных федеральным органам исполнительной власти в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст. 54 ГрСК РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

Согласно ч.1 ст.51 ГрСК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч.2 ст.51 ГрСК РФ).

В соответствии с п. 9 ст. 51 ГрСК РФ, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;

4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта.

Пунктом 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на строительство органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи, в которых направление указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов осуществляется исключительно в электронной форме.

Согласно п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;

4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 г. № 2040-6/14 был утвержден Порядок выполнения строительных работ (далее Порядок №2040), который (в редакции Постановления Государственного Совета Республики Крым от 24.12.2014 г. N 387-1/14, действовавшего на момент подачи декларации истцом) определяет процедуру выполнения строительных работ на объектах капитального строительства (далее объекты).

Согласно п. 2 Порядка №2040 строительные работы на объектах могут выполняться заказчиком после получения документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком:

1) при регистрации декларации о начале выполнения строительных работ - по объектам, относящимся к I - III категориям сложности;

2) при выдаче разрешения на выполнение строительных работ - по объектам, относящимся к IV и V категориям сложности.

П.3 Порядка №2040 установлено, что регистрацию документов, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящего Порядка, и выдачу документов, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящего Порядка, осуществляет Служба государственного строительного надзора Республики Крым (далее Служба).

В соответствии с п.3 гл. 2 Порядка №2040 в случае если декларация подана или заполнена с нарушением настоящего Порядка, в срок, предусмотренный для регистрации, служба возвращает такую декларацию заказчику на доработку для приведения ее в соответствие с требованиями настоящего Порядка.

Судом установлено, что Москвичева Н.А. является собственником земельного участка по <адрес> в <адрес>, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, на основании свидетельства о государственной регистрации от 28.03.2016 года.

05.05.2016 года управлением архитектуры и градостроительства Симферопольского района Республики Крым № 664/20-01 дано заключение, являющееся для разработки проектной документации, выданное органом местного самоуправления.

14.06.2016 года, действуя согласно требованиям Порядка №2040 через многофункциональный центр, административным истцом была подана декларация о начале выполнения строительных работ, поступившая в Службу государственного строительного надзора 15.06.2017 года вх. № 2202.

Письмом врио начальника Службы государственного строительного надзора от 28.06.2016 года № 2202/исх Москвичевой Н.А. декларация о начале выполнения строительных работ по объекту «Жилой дом с хозяйственными постройками, <адрес>» возвращена для доработки, в связи с несоответствием ее заполнения требованиям «Порядка выполнения строительных работ, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 года № 2040-6/14 с дополнениями и изменениями, внесенными Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 24.12.2014 года № 387-1/14, в связи с тем, что: отсутствует отметка «Рассмотрено без замечаний» в проектной документации администрации муниципального образования согласно Поручению Главы Республики Крым от 08.06.2016 года № 01-62/160; в проектной документации отсутствует проект на хозяйственные постройки; в проектной документации отсутствует план кровли.

Суд считает безосновательными доводы административного ответчика о возврате деклараций для доработки по причине отсутствия в проектной документации отметки администрации соответствующего муниципального образования «рассмотрено без замечаний», согласно Поручению Главы Республики Крым № 01-62/160 от 08.06.2016.

В соответствии с пунктом 98 Регламента Совета министров Республики, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 06.08.2014 № 242 акты Главы Республики Крым, а в случае если Глава Республики Крым не совмещает свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым - Председателя Совета министров Республики Крым по вопросам, отнесенным к его компетенции, издаются в форме указов и распоряжений Главы Республики Крым, распоряжений Председателя Совета министров.

Указы и распоряжения Главы Республики Крым, носящие нормативный правовой характер, вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено самими правовыми актами Главы Республики Крым, но не ранее дня официального опубликования.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 9 Постановления от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» определил существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт. Такими признаками являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

По своей сути поручение Главы Республики Крым от 08.06.2016 № 01-62/160 не является нормативным правовым актом.

Как усматривается из материалов дела все документы, необходимые для получения разрешения на строительство, с учетом того, что земельный участок, находящийся в собственности у истца, не отнесен к территории исторического поселения федерального или регионального значения, истицей были предоставлены ответчику.

Предоставление проектной документации при получении разрешения на строительство не предусмотрено действующим градостроительным законодательством Российской Федерации, следовательно, отказ ответчика по основаниям, что в проектной документации отсутствует план кровли, является незаконным.

Ч то касается отказа в регистрации декларации в связи с отсутствием в проектной документации проекта на хозяйственные постройки суд также приходит к выводу об их необоснованности в связи со следующим.

Как указано выше, согласно п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

При этом согласно п. 10 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с системным толкованием указанных норм, под строениями и сооружениями вспомогательного характера следует понимать любые постройки, за исключением основного здания (например, жилого дома на земельном участке, принадлежащем гражданину), которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер, например, сарай, баня, летняя кухня, беседка, иные надворные постройки, теплицы, парники, навесы и т.д.

В силу изложенного суд приходит к выводу, что административный ответчик, отказывая в регистрации декларации по причине отсутствия проекта на хозяйственные постройки, действовал с нарушением норм законодательства.

10.07.2017 года Москвичевой Н.А. через многофункциональный центр в Службу государственного строительного надзора Республики Крым вновь подана декларация о начале выполнения строительных работ с приложением документов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Письмом врио начальника Службы государственного строительного надзора от 20.7.2016 года № 2551/исх декларация о начале выполнения строительных работ по объекту «Жилой дом с хозяйственными постройками, Симферопольский район, с. Мирное, ул. Славы, 14» возвращена для доработки, в связи с несоответствием ее заполнения требованиям «Порядка выполнения строительных работ, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 года № 2040-6/14 с дополнениями и изменениями, внесенными Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 24.12.2014 года № 387-1/14, в связи с тем, что: отсутствует отметка «Рассмотрено без замечаний» в проектной документации администрации муниципального образования согласно Поручению Главы Республики Крым от 08.06.2016 года № 01-62/160, в ее регистрации вновь было отказано, по основаниям того, что: отсутствует отметка «Рассмотрено без замечаний» в проектной документации администрации муниципального образования согласно Поручению Главы Республики Крым от 08.06.2016 года № 01-62/160; не приложена копия документа, послужившего основанием для разработки проектной документации – письмо УаиГ Администрации Симферопольского района № 664/20-01 от 05.05.2016 года не соответствует требованиям утвержденной формы декларации и не является основанием для разработки проектной документации; отсутствует информация о проектной организации, руководителе проекта, утверждении проектной документации, информация о лицах, осуществляющих авторский и технический надзор; в проектной документации отсутствует ТЭП на хозяйственные постройки.

Суд соглашается с доводами административного истца, что ссылка в отказе в регистрации, изложенная в письме Службы № 2551/исх от 20.07.2017 на отсутствие в проектной документации отметки «рассмотрено без замечаний» администрации муниципального образования согласно Поручению Главы Республики Крым от 08.06.2016 № 01-62/162 является безосновательной, по вышеизложенным основаниям, также как и отсутствие ТЭП на хозяйственные постройки.

Кроме того, согласно п. 5 главы 1 Порядка технический надзор за выполнением строительных работ обеспечивается заказчиком, при этом административным истцом соответствующая графа в декларации заполнена, в связи с чем отказ по данным основаниям является незаконным.

Также, из материалов административного дела усматривается, что 05.05.2016 управлением архитектуры и градостроительства <адрес> Республики ФИО2 дано заключение о том, что использование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, не противоречит проекту детальной планировки района усадебной застройки площадью 87,00 га на район «Мирное-Плато» <адрес>. По сути, оно является заключением о соответствии размещения объекта градостроительной документации и служит основанием для разработки проектной документации, выданное органом местного самоуправления. Реквизиты данного заключения были указаны в графе Декларации о начале выполнения строительных работ «Основание для разработки проектной документации, выданное органом местного самоуправления (решение на разработку проекта, градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, заключение о соответствии размещения объекта утвержденной градостроительной документации)».

Форма декларации о начале выполнения строительных работ, указанная в приложении № 1 к Порядку выполнения строительных работ не содержит в себе требований к оформлению заключения о соответствии размещения объекта утвержденной градостроительной документации.

Таким образом, суд приходит к выводам, что действия ответчика по указанию в качестве основания для отказа в регистрации декларации о начале выполнения строительных работ - «не приложена копия документа, послужившего основанием для разработки проектной документации – письмо УАиГ Администрации Симферопольского района № 664/20-01 от 05.05.2016 года не соответствует требованиям утвержденной формы декларации и не является основанием для разработки проектной документации», являются незаконными.

Следует отметить, что отказ от 28.06.2017 не содержит ссылки на то, что письмо УАиГ Администрации Симферопольского района не соответствует требованиям утверждённой формы декларации и не является основанием для разработки проектной документации, хотя истцом к декларации было приложено то же самое письмо.

В силу п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство гаража, а также навеса на принадлежащем Москвичевой Н.А. земельном участке не требовалось по вышеизложенным основаниям.

Кроме того, согласно требованиям п. 9 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ предоставление застройщиком проектной документации для получения разрешения на строительство не требуется, в связи с чем административным ответчиком в письмом № 2551/исх от 20.07.2017 безосновательно отказано в регистрации поданной Москвичевой Н.А. декларации со ссылкой на отсутствие информации о проектной организации, руководителе проекта, утверждении проектной документации.

Что касается требований Москвичевой Н.В. о вынесении частных определений, суд не усматривает оснований для их удовлетворения, поскольку во-первых, вынесение частного определения является правом суда, а не обязанностью, во-вторых, требования административного истца, изложенные в ходатайстве о вынесении частных определений фактически являются дополнительными исковыми требованиями, которые не могут быть рассмотрены в данном производстве.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд –

р е ш и л:

Административный иск – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Службы государственного строительного надзора Республики Крым в регистрации поданной Москвичевой Натальей Александровной декларации о начале выполнения строительных работ, изложенный в письме врио начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым Исаева Н.Р. № 2202/исх от 28.06.2017 года.

Признать незаконным отказ Службы государственного строительного надзора Республики Крым в регистрации поданной Москвичевой Натальей Александровной декларации о начале выполнения строительных работ, изложенный в письме врио начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым Исаева Н.Р. №2551/исх от 20.07.2017 года.

Обязать Службу государственного строительного надзора Республики Крым повторно рассмотреть поданную 11.07.2017 Москвичевой Натальей Александровной декларацию о начале выполнения строительных работ.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Крым через суд первой инстанции.

Судья Н.Г. Плиева

Мотивированное решение изготовлено 04 декабря 2017 года.

Судья Н.Г. Плиева