Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2018 года <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Новиковой И.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО8,
с участием истца ФИО1 и её представителя адвоката ФИО2, представителя ответчика МКУ «УСЗН <адрес>» - ФИО3 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к МКУ «УСЗН <адрес>» о возложении обязанности предоставить адресную помощь в виде социального пособия,
установил:
в обоснование вышеназванного иска к МКУ «УСЗН <адрес>», истец ФИО1, действующая также в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, указала, что решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № МКУ «УСЗН <адрес>» истцу отказано в предоставлении государственной услуги «Социальная поддержка малоимущим гражданам» (предоставление адресной социальной помощи в виде социального пособия) семье ФИО1
Основанием для отказа послужило не предоставление ответчику справки о месте регистрации семьи истца по месту жительства в <адрес>.
При этом, семья ФИО1 стоит на учете в МКУ «УСЗН <адрес>» как малообеспеченная. Средний доход семьи составляет 2073 рубля 20 копеек. Движимого и недвижимого имущества в собственности члены семьи ФИО1 и сама истец не имеют.
С декабря 2011 г. ФИО1 с семьей проживала в <адрес>, куда была вселена администрацией <адрес>, без заключения каких-либо договоров, и, соответственно, без регистрации по месту жительства.
Возможность приобрести жильё на вещном праве или снимать жилое помещение по договору коммерческого найма истец и члены её семьи не имеют в связи с тяжелым материальным положением, а потому стать на регистрационный учет по месту жительства для истца не представляется возможным по объёктивным обстоятельствам.
Ссылаясь на данные обстоятельства и на положения действующего законодательства, истец полагает отказ МКУ «УСЗН <адрес>» в предоставлении истцу и членам её семьи государственной социальной помощи в виде социального пособия в связи с отсутствием справки о составе семьи по месту регистрации, незаконным.
На основании изложенного, ФИО1 просит суд отменить решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № МКУ «УСЗН <адрес>» об отказе в предоставлении государственной услуги «Социальная поддержка малоимущим гражданам» (предоставление адресной социальной помощи в виде социального пособия).
Обязать МКУ «УСЗН <адрес>» удовлетворить заявление ФИО1 в предоставлении государственной услуги «Социальная поддержка малоимущим гражданам» (предоставление адресной социальной помощи в виде социального пособия).
В судебном заседании ФИО1 уточнила исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и просит суд признать право ФИО1 и членов ее семьи на предоставление государственной услуги «Социальная поддержка малоимущим гражданам» (предоставление адресной социальной помощи в виде социального пособия).
Обязать МКУ «УСЗН <адрес>» предоставить государственную услугу в установленном законом порядке.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель по ордеру – ФИО2 поддержали уточненные заявленные исковые требования, просили удовлетворить иск в полном объеме, дали пояснения аналогичные изложенным в обоснование иска.
Представитель ответчика МКУ «УСЗН <адрес>» ФИО3 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ возражала против удовлетворения иска, просила в иске отказать.
Выслушав истца и ее представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в МКУ «УСЗН <адрес>» с заявлением о назначении адресной социальной помощи в виде социального пособия в соответствии с Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «Об адресной социальной помощи в <адрес>» (л.д. 8-9).
Согласно абз. 1, ч. 1, ст. 7 Областного закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ЗС "Об адресной социальной помощи в <адрес>" право на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия и натуральной помощи имеют малоимущие семьи или одиноко проживающие граждане Российской Федерации, проживающие на территории <адрес>, имеющие по не зависящим от них причинам (объективные жизненные обстоятельства либо иные уважительные причины) среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума в целом по <адрес> в расчете на душу населения.
Согласно ч. 1, 2 ст. 8 Областного закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ЗС "Об адресной социальной помощи в <адрес>" адресная социальная помощь в виде социального пособия и натуральной помощи предоставляется областным органом исполнительной власти в сфере социальной защиты населения.
Организационную работу по оформлению и назначению адресной социальной помощи осуществляет орган социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, организационную работу по оформлению адресной социальной помощи - также многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом социальной защиты населения (далее - МФЦ).
Гражданин, претендующий на получение адресной социальной помощи, обращается с письменным заявлением от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи в орган социальной защиты населения или в МФЦ, в котором указываются сведения о составе семьи, о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с федеральным законодательством, о доходах, которые учитываются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Согласно ч. 4 ст. 8 Областного закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ЗС "Об адресной социальной помощи в <адрес>" для назначения адресной социальной помощи граждане представляют следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации; документы о заработке гражданина и членов его семьи за три месяца, предшествующие месяцу подачи заявления об оказании адресной социальной помощи; документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Областного закона, в случае если указанные сведения не находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Протоколом заседания комиссии по оказанию адресной социальной помощи в виде социального пособия от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 отказано в назначении социальной помощи в связи с тем, что ей был представлен не полный пакет документов, а именно отсутствует справка о регистрации по месту жительства о составе семьи, в связи сечем не было возможно рассчитать средний доход семьи из количества проживающих.
Между тем, ч. 4 ст. 8 Областного закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ЗС "Об адресной социальной помощи в <адрес>" не предусмотрена необходимость предоставления справка о регистрации по месту жительства о составе семьи, так как пункт 2 ч. 4 ст. 8 данного Областного закона, предусматривающий необходимость предоставления справки о составе семьи по месту регистрации гражданина, в случае если указанные сведения не находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, утратил силу на основании Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1054-ЗС "О внесении изменений в отдельные областные законы" (принят ЗС РО ДД.ММ.ГГГГ).
Кроме этого, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
Указанная позиция также отражена в определении Верховного Суда РФ №-КГ14-13 от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", ст. 20 ГК РФ следует, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).
Как было указано выше факт постоянного проживания ФИО1 и её детей на территории <адрес> на момент обращения к ответчику с заявлением о получении ежемесячного пособия на детей подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
По приведенным мотивам, суд полагает, что в данном случае при доказанности факта проживания истца ФИО1 и членов её семьи на территории <адрес> наличие либо отсутствие самой регистрации по месту жительства не может являться основанием, для отказа в предоставлении государственной услуги «Социальная поддержка малоимущим гражданам» и считает требования ФИО1 законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к МКУ «УСЗН <адрес>» о возложении обязанности предоставить адресную помощь в виде социального пособия – удовлетворить.
Признать право ФИО1 и членов ее семьи на предоставление государственной услуги «Социальная поддержка малоимущим гражданам» (предоставление адресной социальной помощи в виде социального пособия).
Обязать МКУ «УСЗН <адрес>» предоставить государственную услугу «Социальная поддержка малоимущим гражданам» ФИО1 и членам ее семьи, в соответствии с установленным законом порядком.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Новикова
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.