НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край) от 16.05.2014 № 2-1526/14

Дело № 2-1526/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Федореева Е.В.,

при секретаре Ким А.С.,

с участием представителя истца ФИО10,

представителя ответчика ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к нотариусу ФИО4 о признании незаконным действий нотариуса и взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к нотариусу ФИО4 о признании незаконным действий по исчислению нотариального тарифа и взысканию неосновательного обогащения, мотивировав его тем, что по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о принятии наследства нотариусом ФИО4 заведено наследственное дело № 24. ДД.ММ.ГГГГ нотариусом заявительнице выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию (<адрес>2) на 1/2 доли нижеуказанной квартиры. Наследницей по требованию нотариуса уплачена государственная пошлина в размере 6 256 руб. 74 коп. Нотариус, определяя стоимость наследственного имущества и размер подлежащего уплате нотариального тарифа, исходила из сведений кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно указанному документу стоимость наследственного имущества (<адрес>, находящаяся по адресу: <адрес>) составила 2 085 578,46 рублей. ДД.ММ.ГГГГ нотариусу была представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ года, выданная ХГКУП «<адрес>вое государственное унитарное предприятие технической инвентаризации и оценки недвижимости», согласно которой инвентаризационная стоимость наследуемой квартиры на день открытия наследства (ДД.ММ.ГГГГ) составляет 385 510 рублей. Считает, что нотариус неправомерно определила стоимость наследуемого имущества в размере 1 042 789,23 рублей и исчислила подлежащий уплате нотариальный тариф в сумме 6 256 руб. 74 коп. Свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом. Свидетельство выдается по заявлению наследника (ст. 1162 ГК РФ). Согласно ст. 22 «Основ законодательства РФ о нотариате» за совершение нотариальных действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в ч. 4 ст. 1 настоящих Основ, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством РФ о налогах и сборах. За совершение действий, указанных в части первой настоящей статьи, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Нотариус при определении размера подлежащего к уплате нотариального тарифа исходила из кадастровой стоимости наследуемого имущества и применила ст. 333.24 НК РФ, согласно которой за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию - другим наследникам - 0,6 процента стоимости наследуемого имущества. Однако нотариусом не учтены иные нормы НК РФ. Так согласно п. 5 ч. 1 ст. 333.25 НК РФ при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с подпунктами 7-10 настоящего пункта. Оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества на день открытия наследства (п. 6 ч. 1 ст. 333.25 НК РФ). В соответствие со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Наследодатель (ФИО1) умерла ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствие с п. 8 ч. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса РФ (действующей на момент открытия наследства) стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться как организациями, осуществляющими оценку недвижимости, так и организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения. В соответствии с подп. "в" п. 2 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ(в редакции от ДД.ММ.ГГГГ (также действующими на день открытия наследства) задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, в том числе являются обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе и информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно п. 12 указанного Положения сведения об объектах учета, полученные от организации органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного статистического учета, определения размера налога на имущество и др. Сведения об объектах учета предоставляются по заявлениям (запросам) наследников по закону или по завещанию (подп. "б" п. 16 Положения). Таким образом, исходя из функций и задач органов организаций технической инвентаризации, а также из нормы подп. 8 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации, которой гражданину предоставлено право выбора, в какую организацию обратиться за оценкой стоимости недвижимого имущества, с учетом того, что организации по государственному техническому учету и технической инвентаризации осуществляют инвентаризационную оценку недвижимости, при определении размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство следует исходить из стоимости недвижимого имущества (за исключением земельных участков), указанной в документе, выданном любой из организаций, указанных в подп. 8 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, нотариус при определении размера подлежащего уплате нотариального тарифа, должна была исходить из норм права действующих на момент открытия наследства (ДД.ММ.ГГГГ). Указанное следует и из положения ч. 2 ст. 5 Налогового кодекса РФ, в соответствие с которым российские акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. В материалы наследственного дела были представлены: кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ (стоимость имущества – 2 085 578,46 р.); справка об инвентаризационной стоимости (на день открытия наследства составила - 385 510 руб.). По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подпунктах 7-10 настоящего пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки). В случае представления нескольких документов, выданных лицами, указанными в подпунктах 7-10 настоящего пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества. В данном случае при определении размера нотариального тарифа нотариусу, следовало, исходить из инвентаризационной стоимости наследуемого имущества. Кроме того, согласно ст. 43 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» до ДД.ММ.ГГГГ устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее в настоящей статье - переходный период). В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета). Государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). Учитывая изложенное, действия нотариуса по определению стоимости наследуемого имущества в размере 1 042 789, 23 рублей и исчислении подлежащего уплате нотариального тарифа в сумме 6 256 руб. 74 коп., не соответствуют закону. Исходя из инвентаризационной стоимости наследуемого имущества с наследницы подлежала взысканию сумма нотариального тарифа в размере – 1 156,53 рублей. В силу положений ч. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Учитывая, что нотариус незаконно взыскала нотариальный тариф в размере 6 256 руб. 74 коп., тогда как подлежал взысканию нотариальный тариф в размере 1 156,53 руб., нотариус обязана возвратить неосновательное обогащение размере 5100, 21 рублей.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме.

Ответчик нотариус ФИО4 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила письменные возражения, согласно которым с требованиями не согласна.

Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала позицию ответчика, пояснив, что в производстве нотариуса ФИО4 находится наследственное дело после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, проживавшей в <адрес>. Наследниками по завещанию, удостоверенному нотариусом <адрес>ФИО7ДД.ММ.ГГГГ по реестру № 4-П 1372 в равных долях являлись: ФИО2 и ФИО3. Наследственное имущество состояло из квартиры, расположенной по адресу: <адрес> денежного вклада. Указанное наследственное дело заведено по заявлению ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, вторая наследница ФИО8 в судебном порядке восстановила срок для принятия наследства и в судебном порядке за ней было признано право собственности в порядке наследования на 1/2 долю наследуемой квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (решение Железнодорожного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дело № 2-7782/2013). Право собственности на указанную долю квартиры ей было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в управлении Росреестра по <адрес>. Свидетельство о праве на наследство по завещанию второй наследницы ФИО2 было выдано ДД.ММ.ГГГГ по реестру за № 1-72. В соответствии с Приказом министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № 99, при выдаче свидетельства о праве на наследство, кроме характеристики объекта недвижимого имущества, нотариус обязан указать его и стоимость. Подпунктом 8 п. 1 ст. 333.25 Налогового Кодекса установлено, что стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения (ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 205-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с ДД.ММ.ГГГГ вместо государственного технического учета объектов капитального строительства - зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, в отношении указанных объектов осуществляется государственный кадастровый учет. В соответствии с ч. 8 статьи 47 указанного Закона впредь до приведения законов и иных нормативны правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с названным Законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат названному Закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до ДД.ММ.ГГГГ. Во исполнение Закона о кадастре Правительство РФ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ признало утратившими силу Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства» и ряд Постановлений, которыми вносились изменения в указанное постановление. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ года, органом по учету объектов недвижимого имущества, указанным в п.п. 8 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса РФ, являются органы, осуществляющие кадастровый учет объектов недвижимого имущества. Статус органов технической инвентаризации как органов государственного технического учета объектов капитального строительства был прекращен с указанной даты. Наследницей ФИО2 была представлена справка с <адрес>вого государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости Подразделение по <адрес>от ДД.ММ.ГГГГ об инвентаризационной стоимости наследуемой квартиры, то есть когда, в соответствии с вышеуказанными законодательными актами статус данной организации был прекращен, следовательно, и понятие «инвентаризационная стоимость» тоже. В соответствии с этим, в свидетельстве о праве на наследство по завещанию, выданное ФИО2 16.01.2014г. по реестру № 1-72, была указана кадастровая стоимость и рассчитан размер государственной пошлины, в соответствии со ст. 333.24 НК РФ в размере 0,6%. Нотариус в рамках, возложенных на него государством публично - правового статуса, обязан в удостоверяемых им документах, а именно в свидетельствах о праве на наследство, указать достоверную информацию об объектах наследуемого недвижимого имущества в целях осуществления государственного контроля за ним и формирования достоверной налоговой базы. Кроме того, взысканная государственная пошлина никак не может являться неосновательным обогащением, в связи с чем, просила в требованиях отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 33 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ (далее – Основы), отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке.

Согласно ст. 49 Основ заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в районный суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы (нотариуса, занимающегося частной практикой).

Согласно ч. 1 ст. 310 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий.

Частью 3 указанной выше статьи предусмотрено, что возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом в порядке искового производства.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО2 нотариусом ФИО4 заведено наследственное дело после умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавшей в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ нотариусом ФИО4ФИО2 выдано свидетельство о праве на наследство в виде 1/2 доли в <адрес> в <адрес>, с указанием стоимости в размере 1 042 789 рублей 23 коп., в соответствии со ст. 333.24 НК РФ взыскано 6 256 рублей 74 коп.

Заявителем нотариусу представлена справка подразделения по <адрес> государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ года, кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>.

В соответствии со ст. 22 Основ за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в ч. 4 ст. 1 настоящих Основ, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно подп. 22 п. 1 ст. 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию другим наследникам - 0,6 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 1 000 000 рублей.

При этом, в силу п. 2 указанной статьи, данные положения применяются с учетом положений ст. 333.25 настоящего Кодекса.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ за совершение нотариальных действий государственная пошлина уплачивается с учетом того, что при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с подпунктами 7-10 настоящего пункта.

Подпунктом 8 п. 1 ст. 333.25 НК РФ, предусмотрено, что стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения.

В силу требований ч.ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 457, установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ в случае представления нескольких документов, выданных лицами, указанными в подпунктах 7-10 настоящего пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.

Исходя из указанной нормы, следует, что возможность предоставления плательщиком для исчисления государственной пошлины документов с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, ограничена кругом лиц, которые выдают указанные документы и которые, одновременно, должны быть указаны в подпунктах 7-10 п. 1 ст. 333.25 НК РФ.

Как установлено в судебном заседании заявителем нотариусу представлены два документа, в которых содержались сведения о стоимости наследуемого имущества, из которых только один документ – кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ был выдан лицом, указанным в подпункте 8 п. 1 ст. 333.25 НК РФ, а именно организацией по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения – филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>.

Из сведений, содержащихся в кадастровом паспорте, нотариусом указана в свидетельстве о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ стоимость 1/2 доли в <адрес> в <адрес> в размере 1 042 789 рублей 23 коп., исчислена государственная пошлина в размере 6 256 рублей 74 коп.

Поскольку на момент выдачи справки (ДД.ММ.ГГГГ года), подачи документов, и выдачи свидетельства о праве на наследство (ДД.ММ.ГГГГ года) подразделение по <адрес> государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости не являлось организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, оснований для принятия стоимости имущества указанной в справке данной организации от ДД.ММ.ГГГГ года, в целях расчета госпошлины в январе 2014 года, в силу прямого указания подпунктов 5, 8 п. 1 ст. 333.25 НК РФ, у нотариуса не имелось.

Доводы заявителя о необходимости применения при исчислении государственной пошлины положений подп. 6 п. 1 ст. 333.25 НК РФ, в котором говорится, что оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества на день открытия наследства, судом не принимаются, поскольку вопросы исчисления государственной пошлины указанный подпункт не регулирует.

При этом, принятие сведений о стоимости имущества, с целью исчисления государственной пошлины, должно производится с учетом подп. 8 п. 1 ст. 333.25 НК РФ, поскольку стоимость недвижимого имущества определяется оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения.

Ссылки заявителя на то, что Хабаровское государственное унитарное предприятие технической инвентаризации и оценки недвижимости на момент открытия наследства, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ года, являлось организацией, которая могла определять стоимость недвижимого имущества, в целях исчисления государственной пошлины, а также установленный Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» до ДД.ММ.ГГГГ переходный период, на обоснованность или необоснованность действий нотариуса при исчислении государственной пошлины в январе 2014 года не влияют.

Доводы заявления в указанной части суд не принимает, поскольку факт отсутствия у подразделения по <адрес> государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости на момент совершения нотариального действия статуса органа по учету объектов недвижимого имущества не опровергает.

Обстоятельств, свидетельствующих об установлении новых налогов и (или) сборов, повышающих налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающих или отягчающих ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающих новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, судом в ходе рассмотрения дела не установлено, в связи с чем, доводы заявителя в указанной части необоснованы.

Ссылки заявителя на то, что нотариус, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки) суд не принимает, поскольку нотариусом таких требований к плательщику не выдвигалось, стоимость имущества нотариусов указана в соответствии с кадастровым паспортом представленного заявителем.

Статья 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу положений п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Как установлено в судебном заседании нотариусом государственная пошлина за совершение нотариального действия взыскана в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ, на основании представленных заявителем сведений, признаков приобретения нотариусом денежных средств заявителя без установленных законом оснований, судом не усматривается.

Кроме того, подп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ предусмотрено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.

В соответствии с п. 3 указанной статьи заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Как установлено в судебном заседании заявитель с заявлением к нотариусу о возврате излишне уплаченной государственной пошлины не обращался.

При таких обстоятельствах, учитывая положения ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, согласно которым суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, оснований для удовлетворения исковых требований по данному делу суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к нотариусу ФИО4 о признании незаконным действий нотариуса и взысканию неосновательного обогащения - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в <адрес>вой суд в течение месяца, со дня изготовления в окончательной форме, через суд его вынесший.

Судья Е.В. Федореев

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.В. Федореев