Дело №а-1931/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2019 г. г. Зеленодольск
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.И. Шайдуллиной,
при секретаре судебного заседания Н.А. Ашмариной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В.С. Парамоновой к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан об оспаривании действий, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 18 января 2019 г., об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
В.С. Парамонова обратилась в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан (далее - МИФНС №8 по РТ), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), в котором просит:
признать незаконным требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № от 18.01.2019,
обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан прекратить начисление страховых взносов в ПФ и ОМС на 2019 г. и последующие периоды,
признать незаконной постановку В.С. Парамоновой на налоговый учет в качестве оценщика, занимающегося частной оценочной практикой,
обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан снять В.С. Парамонову с учета ФНС в качестве оценщика, занимающегося частной оценочной практикой,
признать незаконными действия МИФНС №8 по РТ, Росреестра.
В обосновании требований указано, что МИФНС №8 по РТ в отношении административного истца было выставлено требование №1002311 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся ИП) по состоянию на 18 января 2019г. в размере 11 488 руб. 56 коп. за страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии и 2 527 руб. 53 коп. за страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды с 1 января 2017г., а также пени в сумме 14 руб. 84 коп. Данное требование было получено истцом по почте 25 января 2019г. Истец считает данное требование незаконным и подлежащим отмене на том основании, что истец является физическим лицом, работающим на основании трудового договора, заключенного с ООО «Юридическое агентство «ЮНЭКС», которое своевременно оплачивает страховые взносы за работника; истец не является оценщиком, занимающимся частной практикой. В ходе выяснения причин, в связи с которыми истцу были начислены страховые взносы, истец выяснила, что согласно данным Росреестра истец поставлен на учет 26 июля 2018г. в МИФНС №8 по РТ в качестве оценщика, занимающегося частной практикой. Постановление о постановке на учет в установленный законом срок вручено не было. По мнению административного истца, налоговый орган не уведомил истца о постановке на учет, чем лишил его возможности предпринять действия к исправлению ситуации и появлению задолженности. В электронной версии требования №1002311 по состоянию на 18 января 2019г. указывается основание взыскания декларация №32311 от 10 января 2019г., № 32312 от 10 января 2019г., однако истец никакие декларации не подавал. Также сведения, предоставленные Росреестром в МИФНС №8 по РТ являются недостоверными, поскольку истец частную оценочную практику не вела и не ведет по настоящее время, других источников дохода, кроме как от работодателя не имеет. С момента вступления в саморегулирующую организацию оценщиков (СРО) истец не подписала ни одного отчета об оценке, что подтверждено выпиской из реестра членов СРО, составленной по состоянию на 26 февраля 2019г. Подтверждение изменений данных о статусе истца содержаться в ответе Росреестра от 1 марта 2019г. Согласно данному ответу, во исполнение требования п.4.1 статьи 85 НК РФ скорректированные сведения о работе истца в юридическом лице были направлены в ФНС России 22 февраля 2019г. и получены ими 25 февраля 2019г., однако в установленный законом 5-ти дневный срок истец не был снят с учета, не были сделаны необходимые перерасчеты, не было направлено уведомление в адрес истца о снятии ее с учета в качестве оценщика, занимающегося частной практикой.
В ходе рассмотрения дела административный истец дополнительно просил признать незаконным бездействие МИФНС №8 по РТ, выразившееся в ненаправлении уведомления о постановке на учет в качестве оценщика, занимающегося частной практикой, в нарушении срока принятия мер по снятию В.С. Парамоновой с учета в налоговом органе в качестве оценщика, осуществляющего частную практику, в нарушение срока направления уведомления о снятии с учёта физического лица в налоговом органе.
Ввиду отказа В.С. Парамоновой от административного иска к Росреестру производство по делу в части иска к указанному административному ответчику прекращено.
В судебном заседании административный истец В.С. Парамонова иск поддержала по изложенным в нём основаниям.
Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика МИФНС №8 по РТ, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не сообщившего суду о причинах неявки.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 КАС РФ предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа указанных положений следует, что необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании решения органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего являются несоответствие этого акта закону и нарушение таковым прав и интересов административного истца.
Установлено, что В.С. Парамонова с 26 июля 2018 г. является членом саморегулируемой организации «Союз Федерация Специалистов Оценщиков» (далее – СФСО), осуществляет оценочную деятельность в качестве работника ООО «Юридическое агентство «ЮНЭКС» с 17 мая 2017 г.
Сведения о В.С. Парамоновой внесены в реестр на основании обращения СФСО от 27 июля 2018 г., представленный пакет данных содержал только сведения о приеме В.С. Парамоновой в состав членов СФСО, сведения о юридическом лице, с которым В.С. Парамоновой заключен трудовой договор, отсутствовали.
14 августа 2018 г. в Росреестр от СФСО поступили сведения о том, что В.С. Пармоновой были ранее заключены трудовые договоры с ООО «ПрофЭкс» (дата начала трудового договора 15 мая 2015 г.) и ООО «Юридическое агентство «ЮНЭКС» (дата начала трудового договора 17 мая 2017 г.), даты окончания которых 15 мая 2015 г. и 17 мая 2017 г. соответственно.
На основании пункта 4.1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации 1 сентября 2018 г. сведения о В.С. Парамоновой были направлены в ФНС России, 3 сентября 2018 г. данные сведения приняты ФНС России.
Согласно уведомлению о постановке на учет физического лица в налоговом органе от 3 сентября 2018г. ... В.С. Парамонова с 26 июля 2018 г. поставлена на учет в МИФНС №8 по РТ в качестве оценщика, занимающегося частной практикой, на основании сведений, предоставленных Росреестром, содержащихся в сведениях о членах саморегулируемой организации оценщиков от 3 сентября 2018г.
МИФНС России №8 по РТ В.С. Парамоновой выставлено требование №1002311 об уплате налога, сборов, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 18 января 2019г. в размере 11 488 руб. 56 коп. за страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии и 2 527 руб. 53 коп. за страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды с 1 января 2017г., а также пени в сумме 14 руб. 84 коп. (л.д. 12).
15 февраля 2019 г. СФСО представило в Росреестр сведения, согласно которым трудовой договор, заключенный между В.С. Парамоновой и ООО «Юридическое агентство «ЮНЭКС» является действующим.
22 февраля 2019 г. Росреестром сведения о том, что В.С. Парамонова осуществляет оценочную деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом, направлены в ФНС России, 22 февраля 2019 г. данные сведения приняты ФНС России.
В связи с изложенным МИФНС России №8 по РТ 21 июня 2019 г. проведены мероприятия, направленные на актуализацию сведений в лицевой карточке плательщика страховых взносов В.С. Парамоновой, по результатам которой у В.С. Парамоновой отсутствует задолженность по страховым взносам, пеням, что подтверждается справкой № о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (л.д. 139).
Согласно уведомлению о снятии с учета физического лица в налоговом органе от 17 июня 2019 г. № В.С. Парамонова с 26 июля 2018 г. снята с учета в МИФНС №8 по РТ в качестве оценщика, занимающегося частной практикой, на основании сведений, предоставленных Росреестром 23 февраля 2019г.
В соответствии со статьей 84 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, заявления о постановке на учет (снятии с учета) медиатора. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить): организации (физическому лицу) - уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей (ему) недвижимого имущества и (или) транспортных средств (уведомление о снятии с учета в налоговом органе).
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации и физического лица по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, в течение пяти дней со дня получения соответствующего заявления или сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено абзацем девятым настоящего пункта, и в тот же срок выдать (направить) уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.
При изложенных обстоятельствах, руководствуясь приведенными нормами закона, суд приходит к выводу о том, что действия МИФНС России №8 по РТ по постановке на учет В.С. Парамоновой в качестве оценщика, занимающегося частной практикой, выставлению В.С. Парамоновой требования № об уплате налога, сборов, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 18 января 2019г. были совершены в соответствии требованиями Налогового кодекса Российской Федерации по причине представления Росреестром соответствующей вышеприведенной информации.
Между тем доводы административного истца о несвоевременном принятии МИФНС №8 по РТ мер по снятию В.С. Парамоновой с учета, несвоевременному направлению В.С. Парамоновой уведомлений о постановке и снятии её с учета в качестве оценщика, занимающегося частной практикой, заслуживают внимание.
Согласно не опровергнутому доводу В.С. Парамоновой уведомление о постановке ее на учет в качестве оценщика, занимающегося частной практикой, от 3 сентября 2018г. № не было направлено, данное уведомление В.С. Парамоновой было поучено самостоятельно в январе 2019 г.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ответчиком суду не представлено.
Сведения о том, что В.С. Парамонова осуществляет оценочную деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом, направлены в ФНС России 22 февраля 2019 г., данные сведения приняты МИФНС № по РТ 23 февраля 2019 г., однако уведомление о снятии с учета физического лица в качестве оценщика, занимающегося частной практикой, было составлено лишь 17 июня 2019 г. и направлено В.С. Парамоновой 27 июня 2019 г., что подтверждается почтовым конвертом, в котором поступило уведомление В.С. Парамоновой.
При таких обстоятельствах требования административного истца о признании незаконным бездействие МИФНС №8 по РТ, выразившегося в ненаправлении уведомления о постановке на учет в качестве оценщика, занимающегося частной практикой, в нарушении срока принятия мер по снятию В.С. Парамоновой с учета в налоговом органе в качестве оценщика, осуществляющего частную практику, в нарушение срока направления уведомления о снятии с учёта физического лица в налоговом органе являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Оснований для удовлетворения иных требований судом не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 218, 226, 227, частью 1 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Республике Татарстан, выразившееся в ненаправлении В.С. Парамоновой уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе в качестве оценщика, занимающегося частной практикой, от 3 сентября 2018г. №, в нарушении срока принятия мер по снятию В.С. Парамоновой с учета в налоговом органе в качестве оценщика, осуществляющего частную практику, в нарушении сроков направления В.С. Парамоновой уведомления о снятии физического лица в налоговом органе в качестве оценщика, занимающегося частной практикой, от 17 июня 2019 г. №.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья