НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение Завитинского районного суда (Амурская область) от 27.03.2018 № 2-56/2018

Дело № 2-56/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 марта 2018 года г. Завитинск

Завитинский районный суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Хробуст Н.О.,

При секретаре Манько Т.Н.,

С участием истца Степаненко В.Н., представителя ответчика главы Белояровского сельсовета Завитинского района Амурской области Ковалева В.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степаненко Веры Николаевны к администрации Белояровского сельсовета Завитинского района Амурской области о признании незаконным в части установленной суммы пенсии за выслугу лет решения комиссии по установлению права на социальные выплаты (доплаты), индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим № 1 от 11.01.2018 года, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет без вычета страховой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Степаненко В.Н. обратилась в Завитинский районный суд Амурской области с указанными исковыми требованиями, в обоснование указав, что решением комиссии по установлению права на социальные выплаты (доплаты), индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим от 11.01.2018 года № 1 ей как лицу, замещавшему муниципальную должность в качестве главы Белояровского сельсовета, произведен расчет пенсии за выслугу лет, в январе 2018 года ей назначена пенсия за выслугу лет в размере 75 % базового денежного вознаграждения по соответствующей должности согласно Положения «О порядке назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Белояровского сельсовета и лицам, замещавшим муниципальные должности Белояровского сельсовета Завитинского района» от 28.11.2017 года № 12. Комиссией произведен расчет пенсии за выслугу лет в следующем порядке: размер базового денежного вознаграждения главы Белояровского сельсовета умножен на 75 % и увеличен на районный коэффициент, из полученной суммы был вычтен размер страховой пении по старости без учета суммы, полагающейся в связи с валоризацией пенсионных прав. Данный расчет пенсии за выслугу лет истец считает незаконным в части того, что из полученной расчетным путем части денежного вознаграждения главы Белояровского сельсовета вычитается размер страховой пенсии по старости, в обоснование указав, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Амурской области от 30.06.2008 года № 71-ОЗ «О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещавшим муниципальные должности в Амурской области» указано, что лица, замещавшие муниципальные должности, имеют право на получение пенсии за выслугу лет в порядке и на условиях, установленных Уставом Белояровского сельсовета. В ч. 2 ст. 4 данного Закона Амурской области указано, что установление и выплата пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, производится в порядке, утвержденном для муниципальных служащих, исходя из размера денежного вознаграждения с учетом срока замещения муниципальной должности и иных особенностей назначения пенсии за выслугу лет. В п. 6 ст. 29 Устава Белояровского сельсовета указано, что лица, замещавшие муниципальные должности, имеют право на получение пенсии за выслугу лет в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами Амурской области, настоящим Уставом, решениями Белояровского сельского Совета народных депутатов и иными нормативными правовыми актами. Положением о муниципальной пенсии муниципальным служащим муниципальной службы сельсовета и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности сельсовета, утвержденным решением Белояровского сельского Совета народных депутатов от 24.02.2016 года № 110, в п. 1 ст. 6 указано, что лицо, замещавшее муниципальную должность, имеет право на получение пенсии за выслугу лет в порядке и на условиях, установленных настоящим Положением. Пунктом 4 ст. 7 данного Положения установлено, что пенсия устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». В ч. 6 ст. 12 Закона Амурской области от 12.12.2006 года № 260-ОЗ «О государственных должностях Амурской области» указано, что пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

На основании изложенного, уточнив в ходе производства по делу предмет заявленных исковых требований, Степаненко В.Н. просила суд признать несоответствующим действующему законодательству Амурской области и нормативно-правовым актам органа местного самоуправления Белояровского сельсовета решение комиссии ответчика по рассмотрению вопроса реализации пенсионных прав от 11.01.2018 года № 1, оформленное по форме приложения № 5, в части установленной суммы пенсии за выслугу лет в размере 3874 рубля, обязать администрацию Белояровского сельсовета назначить ей пенсию за выслугу лет без вычета страховой пенсии по старости.

В судебном заседании истец Степаненко В.Н. поддержала заявленные исковые требования с учетом их уточнения и доводы искового заявления. Пояснила, что имеет трудовой стаж в должности главы Белояровского сельсовета Завитинского района Амурской области 13 лет 9 месяцев 6 дней. 19.10.2017 года закончился срок ее полномочий в данной должности, 20.10.2017 года она подала заявление о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную выборную должность в качестве главы Белояровского сельсовета. Комиссией был произведен расчет пенсии за выслугу лет в следующем порядке: размер базового денежного вознаграждения главы Белояровского сельсовета умножен на 75 % и увеличен на районный коэффициент 1,3, получилось 16867 рублей, из данной суммы вычтен размер страховой пенсии по старости без учета суммы, полагающейся в связи с валоризацией пенсионных прав, получилось 3874 рубля, которые ей назначили в качестве пенсии за выслугу лет. Полагала, что комиссией ответчика неверно произведен расчет ее пенсии за выслугу лет, с данным расчетом она не согласна, поскольку он применим только к муниципальным служащим, а не к лицам, замещавшим выборные муниципальные должности. Указала, что при расчете ей пенсии за выслугу лет должны были учесть положения ст. 4 Закона Амурской области от 30.06.2008 года № 71-ОЗ и ст. 29 Устава Белояровского сельсовета Завитинского района Амурской области, согласно которым пенсия за выслугу лет лицу, замещавшему должность главы сельсовета, устанавливается к страховой пенсии по старости. При расчете ей пенсии за выслугу лет было применено Положение о порядке назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Белояровского сельсовета и лицам, замещавшим муниципальные должности Белояровского сельсовета Завитинского района, утвержденное решением Белояровского сельского Совета народных депутатов Завитинского района Амурской области от 28.11.2017 года № 12. Вместе с тем на момент ее ухода с должности и подачи ею заявления о назначении пенсии за выслугу лет 20.10.2017 года действовало и подлежало применению при расчете ей пенсии за выслугу лет разработанное в соответствии со ст. 4 Закона Амурской области от 30.06.2008 года № 71-ОЗ и Уставом Белояровского сельсовета Завитинского района Амурской области Положение о муниципальной пенсии муниципальным служащим муниципальной службы сельсовета и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности сельсовета, утвержденное решением Белояровского сельского Совета народных депутатов № 110 от 24.02.2016 года, в частности ст.ст. 6 и 7 данного Положения, согласно которым 16867 рублей должны быть прибавлены к ее страховой пенсии по старости. В ст. 4 Закона Амурской области от 30.06.2008 года № 71-ОЗ также не указано, что от данной суммы должны отнять размер страховой пенсии по старости. Указала, что когда она пришла работать в администрацию, она еще находилась в составе Завитинского района, перешли на местное самоуправление только с 01.01.2006 года. На иждивении у нее находится внучка. Просила удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика глава Белояровского сельсовета Завитинского района Амурской области Ковалев В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Степаненко В.Н., поддержал представленные в адрес суда письменные возражения администрации Белояровского сельсовета Завитинского района Амурской области на исковые требования, из которых следует, что в период времени с 18.04.2000 года по 31.03.2008 года и с 22.10.2012 года по 19.10.2017 года Степаненко В.Н. замещала муниципальную должность главы Белояровского сельсовета Завитинского района. Решением комиссии Степаненко В.Н. был установлен стаж муниципальной службы по замещаемой должности главы Белояровского сельсовета 13 лет 09 месяцев 06 дней. Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальных служащих за счет средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ (п. 12 ч. 1 ст. 11); в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23). Согласно ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ по соответствующей должности государственной гражданской службы РФ. Пункт 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и актами организаций. Основание возникновение права на пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности, а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения ее размера урегулированы Законом Амурской области от 31.08.2007 года № 364-ОЗ «О муниципальной службе в Амурской области», согласно ч. 2 ст. 21 которого установление и выплата пенсии за выслугу лет производится в порядке, определенном муниципальными правовыми актами, с учетом порядка, предусмотренного для государственных гражданских служащих. Порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения ее размера для муниципальных служащих Белояровского сельсовета и лиц, замещавших муниципальные должности Белояровского сельсовета, определен Положением о порядке назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Белояровского сельсовета и лицам, замещавшим муниципальные должности Белояровского сельсовета Завитинского района, утвержденным решением Белояровского сельского Совета народных депутатов от 28.11.2017 года № 12. Согласно п.п. 3.3.1, 3.32, 3.3.3 вышеуказанного Положения Степаненко В.Н. назначена муниципальная пенсия за выслугу лет в размере 3874 рубля. Расчет муниципальной пенсии за выслугу лет Степаненко В.Н. произведен исходя из размера базового денежного вознаграждения (составляющего по замещаемой Степаненко В.Н. должности 17299 рублей 73 копейки) путем умножения на 75 % (проценты за стаж работы Степаненко В.Н. по замещаемой должности), и увеличения полученного размера путем умножения на районный коэффициент 1,3 и последующего вычитания из полученной суммы страховой пенсии без учета суммы, полагающейся в связи с валоризацией пенсионных прав. В силу требований ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. При этом как следует из ч.ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» формирование расходов местного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями БК РФ. В поданном исковом заявлении Степаненко В.Н. ссылается на ч. 1 ст. 4 Закона Амурской области от 30.06.2008 года № 71-ОЗ «О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещавшим муниципальные должности в Амурской области», при этом не учитывает, что вышеуказанный закон внесены изменения Законом Амурской области от 28.12.2016 года № 46-ОЗ, согласно которых лица, замещавшие муниципальные должности, имеют право на получение пенсии за выслугу лет в порядке и на условиях, установленных уставом муниципального образования и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. Кроме того, истец ссылается на ч. 2 вышеуказанной статьи, которая законом Амурской области от 10.05.2016 года № 676-ОЗ утратила силу. Вместе с тем Положение о муниципальной пенсии муниципальным служащим муниципальной службы сельсовета и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, утвержденное решением Белояровского сельского Совета народных депутатов от 24.02.2016 года № 110, на которое ссылается истец в поданном исковом заявлении, в связи с несоответствием действующему федеральному законодательству и законодательству Амурской области, признано утратившим силу. Решением Белояровского сельского Совета народных депутатов от 28.11.2017 года № 12 утверждено новое Положение о порядке назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Белояровского сельсовета и лицам, замещавшим муниципальные должности Белояровского сельсовета Завитинского района. Поскольку пенсия за выслугу лет выплачивается за счет средств местного бюджета, то представительный орган муниципального образования самостоятельно с учетом действующего законодательства, социально-экономического положения и возможностей местного бюджета, установил порядок расчета пенсии за выслугу лет. При разработке и принятии Положения о порядке назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Белояровского сельсовета и лицам, замещавшим муниципальные должности Белояровского сельсовета Завитинского района, утвержденного решением Белояровского сельского Совета народных депутатов от 28.11.2017 года № 12, представительным органом местного самоуправления учитывалось, что бюджет Белояровского муниципального образования имеет низкие собственные доходы и является высокодотационным. Дополнительно представитель ответчика пояснил, что полагает, что расчет пенсии за выслугу лет произведен истцу верно. 20.10.2017 года истец обратилась с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет, после чего он стал изучать вопрос пенсионного обеспечения, просмотрел действующее на тот момент Положение № 110 от 24.02.2016 года, обратился в администрацию Завитинского района Амурской области, где ему пояснили, что в течение 2017 года были внесены изменения в Закон Амурской области от 30.06.2008 года № 71-ОЗ, в связи с чем указанное Положение необходимо привести в соответствие. Кроме того, данное Положение содержало несогласованные требования разных статьей. Так, хотя в статье Положения при определении размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности сельсовета, прямо не содержалось указание на необходимость вычета страховой пении по старости, в ст. 9 этого Положения было сказано, что изменение размера страховой пенсии по старости влечет перерасчет размера пенсии за выслугу лет. Поэтому с учетом изменений, внесенных в Закон Амурской области от 30.06.2008 года № 71-ОЗ, было разработано новое Положение о порядке назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Белояровского сельсовета и лицам, замещавшим муниципальные должности Белояровского сельсовета Завитинского района, которое было утверждено решением Белояровского сельского Совета народных депутатов 28.11.2017 года № 12. Указал, что собственная доходная часть местного бюджета Белояровского сельсовета составляет всего 30 % от бюджета, 70 % - это дотации, получаемые из районного и областного бюджета. В законе точной формулы, которая должна применяться при расчете пенсии за выслугу лет, нет. В каждом муниципалитете разрабатывают свою формулу расчета пенсии за выслугу лет. Возможность платить пенсию за выслугу лет истцу в большем размере у ответчика отсутствует в связи с большой дотационностью и дефицитом бюджета. В местном бюджете Белояровского сельсовета на 2017 года расходной статьи на пенсионное обеспечение предусмотрено не было, в связи с чем выплачивать истцу пенсию за выслугу лет было не откуда.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Степаненко В.Н. ранее замещала должность главы Белояровского сельсовета Завитинского района Амурской области.

Распоряжением главы Белояровского сельсовета Завитинского района Амурской области от 19.10.2017 года № 3-к Степаненко В.Н. была освобождена от занимаемой должности высшего должностного лица, главы Белояровского сельсовета, и уволена в связи с истечением срока полномочий 19.10.2017 года. Стаж муниципальной службы Степаненко В.Н. в должности главы Белояровского сельсовета Завитинского района Амурской области составляет 13 лет 9 месяцев 6 дней, общий срок замещения муниципальных должностей 14 лет.

20.10.2017 года Степаненко В.Н. обратилась в администрацию Белояровского сельсовета с заявлением о назначении ей как лицу, замещавшему должность главы Белояровского сельсовета, пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости, приобщив к заявлению справку о размере назначенной страховой пенсии, копию трудовой книжки.

При этом справкой КС в Завитинском районе УПФР в г. Райчихинске Амурской области от 26.10.2017 года № 630, справкой Отдела ПФР в Завитинском районе Амурской области от 06.04.2016 года № 103773/16 подтверждается, что Степаненко В.Н. в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 31.03.2016 года установлена страховая пенсия по старости, размер которой по состоянию на октябрь 2017 года составляет 14122 рубля 46 копеек, в том числе валоризация 1128,80 рублей, фиксированная базовая выплата 4805 рублей 11 копеек.

На основании решения № 1 от 11.01.2018 года комиссии по установлению стажа муниципальной службы и установлению права на социальные выплаты (доплаты), индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, состав которой был утвержден распоряжением главы Белояровского сельсовета Завитинского района Амурской области от 21.09.2017 года № 9, постановлением главы Белояровского сельсовета Завитинского района Амурской области от 16.01.2018 года № 3 с учетом изменений, внесенных в него постановлением от 19.03.2018 года № 12, истцу была установлена ежемесячная выплата пенсии за выслугу лет с 20.10.2017 года в размере 3874 рубля.

При этом представленными в материалы дела копиями платежных поручений № 38 от 27.02.2018 года, № 53 от 22.03.2018 года подтверждаются обстоятельства фактической выплаты Степаненко В.Н. пенсии за выслугу лет, исходя из вышеуказанного размера, за период с 20.10.2017 года по март 2018 года включительно.

Из материалов дела следует, что на момент назначения Степаненко В.Н. пенсии за выслугу лет действовало и было применено при назначении истцу пенсии за выслугу лет Положение о порядке назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Белояровского сельсовета и лицам, замещавшим муниципальные должности Белояровского сельсовета Завитинского района, утвержденное решением Белояровского сельского Совета народных депутатов Завитинского района амурской области от 28.11.2017 года № 12, обстоятельства обнародования которого подтверждаются справкой администрации Белояровского сельсовета от 22.12.2017 года № 23.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения оно определяет порядок назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Белояровского сельсовета Завитинского района, замещавшим должности муниципальной службы (далее – муниципальные служащие), и лицам, замещавшим муниципальные должности Белояровского сельсовета Завитинского района, а также иным лицам, указанным в п. 1.3 настоящего положения.

Согласно п. 1.6 Положения пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ».

В силу п. 3.3 Положения исчисление размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности сельсовета, производится в соответствии со ст. 4 Закона Амурской области от 30.06.2008 года № 71-ОЗ «О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещавшим муниципальные должности Амурской области, ст. 12 Закона Амурской области от 13.12.2006 года № 260-ОЗ «О государственных должностях Амурской области», настоящим Положением.

На основании п. 3.3.1 Положения лица, замещавшие муниципальные должности сельсовета, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта, имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую с учетом срока замещения исходя из базового денежного вознаграждения по соответствующей должности за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ». При определении размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности сельсовета в порядке, установленном настоящим положением, не учитываются суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности сельсовета, предусмотренный настоящим пунктом, увеличивается на районный коэффициент к заработной плате, установленный законом области для Завитинского района, и не может быть ниже 3386 рублей.

В силу п. 3.3.2 Положения лица, замещавшие должности сельсовета, вправе обратиться за установлением пенсии за выслугу лет в любое время, но не ранее назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочного назначения пенсии в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ».

Согласно п. 3.3.3 Положения лицу, замещавшему муниципальную должность сельсовета, пенсия за выслугу лет в связи с выходом на пенсию устанавливается в следующем размере: 1) при замещении муниципальной должности сельсовета сроком от трех до пяти лет – 25 процентов денежного вознаграждения по соответствующей должности; 2) при замещении муниципальной должности сельсовета сроком от пяти до семи лет – 45 процентов денежного вознаграждения по соответствующей должности; 3) при замещении муниципальной должности сельсовета сроком семь и более лет – 75 процентов денежного вознаграждения по соответствующей должности. Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на районный коэффициент к заработной плате, установленный законом области для Завитинского района.

В соответствии с п. 3.11 Положения выплата пенсии за выслугу лет, а также расходы на оплату услуг почтовой связи, оплату банковских услуг осуществляется за счет средств местного бюджета.

Обращаясь в суд с соответствующими требованиями, Степаненко В.Н. полагала, что комиссией ответчика неверно произведен расчет ее пенсии за выслугу лет, с данным расчетом она не согласна, поскольку он применим только к муниципальным служащим, а не к лицам, замещавшим выборные муниципальные должности. Считает, что при расчете ей пенсии за выслугу лет должны были учесть положения ст. 4 Закона Амурской области от 30.06.2008 года № 71-ОЗ и ст. 29 Устава Белояровского сельсовета Завитинского района Амурской области, согласно которым пенсия за выслугу лет лицу, замещавшему должность главы сельсовета, устанавливается к страховой пенсии по старости. На момент подачи ею заявления о назначении пенсии за выслугу лет 20.10.2017 года действовало и подлежало применению при расчете ей пенсии за выслугу лет разработанное в соответствии со ст. 4 Закона Амурской области от 30.06.2008 года № 71-ОЗ и Уставом Белояровского сельсовета Завитинского района Амурской области Положение о муниципальной пенсии муниципальным служащим муниципальной службы сельсовета и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности сельсовета, утвержденное решением Белояровского сельского Совета народных депутатов № 110 от 24.02.2016 года, в частности ст.ст. 6 и 7 данного Положения, в соответствии с которыми расчет размера ее пенсии за выслугу лет должен быть произведен следующим образом: 75 % базового денежного вознаграждения умножить на районный коэффициент, получается 16867 рублей, данная сумма должна быть добавлена к ее страховой пенсии по старости.

Разрешая исковые требования ФИО1, судом учитывается, что Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).

В Федеральном законе от 02.03.2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (п. 12 ч. 1 ст. 11).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 23 названного Федерального закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.

В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в ст. 21 Закона Амурской области от 31.08.2007 года N 364-ОЗ «О муниципальной службе в Амурской области», согласно ч.ч. 1, 2 которой в сфере пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законом области о государственной гражданской службе.

Муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы области, установленным настоящим Законом (приложение N 5).

Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего области по соответствующей должности государственной гражданской службы области.

Установление и выплата пенсии за выслугу лет производятся в порядке, определенном муниципальными правовыми актами, с учетом порядка, предусмотренного для государственных гражданских служащих, и настоящей статьи.

Приведенные нормативные положения направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

В соответствии с пп. 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней. Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Часть 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Особенности организации муниципальной службы в Амурской области и правовое положение лиц, замещающих муниципальные должности в Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 30.06.2008 года N 71-ОЗ «О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим муниципальные должности в Амурской области».

В соответствии с ч. 1 ст. 4 и ст. 5 названного областного закона (в редакции Законов Амурской области от 10.05.2016 N 676-ОЗ, от 28.12.2016 N 46-ОЗ) лица, замещавшие муниципальные должности и осуществлявшие свои полномочия на постоянной основе, имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», исходя из размера денежного вознаграждения и срока замещения муниципальной должности в порядке и на условиях, установленных уставом муниципального образования и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Финансирование расходов на пенсионное обеспечение лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности и осуществляющим (осуществлявшим) свои полномочия на постоянной основе, и депутатам осуществляются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из анализа статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 86 Бюджетного Кодекса Российской Федерации следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим. Решение вопросов о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности, отнесено к компетенции органа местного самоуправления.

В силу изложенного размеры пенсий за выслугу лет за счет средств органов местного самоуправления могут пересматриваться, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, в зависимости от финансового положения бюджета муниципального образования. Учитывая, что пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальную (выборную) должность, выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам страховой пенсии, назначаемой на общих основаниях, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера, а также отмена установленных гарантий, не может рассматриваться как нарушающее право лиц, замещавших муниципальную (выборную) должность, на пенсионное обеспечение и ухудшающее их положение.

Поскольку финансовыми источниками в этих случаях являются средства местного бюджета, то условия пенсионного обеспечения должны быть экономически гарантированными, в связи с чем они могут существенно различаться в различных муниципальных образованиях.

При этом представленными копиями решений Белояровского сельского Совета народных депутатов от 30.12.2014 года № 74 «Об утверждении бюджета сельского поселения Белояровский сельсовет на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов», от 30.12.2015 года № 103 «Об утверждении бюджета сельского поселения Белояровского сельсовета на 2016 год», от 23.12.2016 года № 126 «О бюджете сельского поселения Белояровского сельсовета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов», от 22.12.2017 года № 18 «Об утверждении бюджета сельского поселения Белояровского сельсовета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов», а также показаниями допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля заместителя начальника финансового отдела администрации Завитинского района Амурской области ФИО1 подтверждается, что бюджет Белояровского муниципального образования является стабильно дефицитным, высокодотационным, имеет низкие собственные налоговые и неналоговые доходы (около 30 %).

Рассматривая доводы истца о нарушении ее прав в связи с неприменением при установлении ей пенсии за выслугу лет Положения о муниципальной пенсии муниципальным служащим муниципальной службы сельсовета и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности сельсовета, утвержденного решением Белояровского сельского Совета народных депутатов от 24.02.2016 года № 110, действовавшего на момент обращения истца 20.10.2017 года за назначением пенсии за выслугу лет и признанного утратившим в силу с момента вступления в силу решения Белояровского сельского Совета народных депутатов Завитинского района Амурской области от 28.11.2017 года № 12 (п. 2 данного решения), суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Устава Белояровского сельсовета Завитинского района Амурской области в редакции, действовавшей как на момент обращения истца 20.10.2017 года за назначением пенсии за выслугу лет, так и на момент рассмотрения дела в суде, главе Белояровского сельсовета гарантируется пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами Амурской области, настоящим Уставом, решениями Белояровского сельского Совета народных депутатов, иными нормативными правовыми актами.

Глава сельсовета имеет право на пенсию за выслугу лет за счет средств местного бюджета, исходя из размера денежного вознаграждения с учетом срока замещения муниципальной должности сельсовета.

Право на песнею за выслугу лет возникает с момента возникновения права на получение пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях в РФ».

Лицу, замещавшему муниципальную должность сельсовета, пенсия за выслугу лет в связи с выходом на пенсию устанавливается в следующем размере: 1) при замещении муниципальной должности сельсовета сроком от трех до пяти лет – 25 процентов денежного вознаграждения по соответствующей должности; 2) при замещении муниципальной должности сельсовета сроком от пяти до семи лет – 35 процентов денежного вознаграждения по соответствующей должности; 3) при замещении муниципальной должности сельсовета сроком более семи лет – 75 процентов денежного вознаграждения по соответствующей должности.

Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на районный коэффициент к заработной плате, установленный законом области для соответствующей территории. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях в РФ».

Установление и выплата пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальную должность сельсовета производится в порядке, установленном для муниципальных служащих сельсовета, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Положения о муниципальной службе в Белояровском сельсовете, утвержденного решением Белояровского сельского Совета народных депутатов от 12.05.2017 года № 134, установление и выплата пенсии за выслугу лет производится в порядке, определенном Решением Белояровского сельского Совета народных депутатов, с учетом порядка, предусмотренного для государственных гражданских служащих, и настоящей статьи.

Так, согласно ч. 1 ст. 21 Закона Амурской области от 13.12.2006 года N 261-ОЗ «О государственной гражданской службе Амурской области» гражданским служащим при наличии стажа государственной службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

В соответствии с п. 1 ст. 4 Положения о муниципальной пенсии муниципальным служащим муниципальной службы сельсовета и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности сельсовета, утвержденного решением Белояровского сельского Совета народных депутатов от 24.02.2016 года № 110, муниципальным служащим пенсия за выслугу лет назначается за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Аналогичное положение содержится в п. 3.2.1 Положения о порядке назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Белояровского сельсовета и лицам, замещавшим муниципальные должности Белояровского сельсовета Завитинского района, утвержденного решением Белояровского сельского Совета народных депутатов Завитинского района Амурской области от 28.11.2017 года № 12.

Таким образом, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 29 Устава Белоярского сельсовета Завитинского района Амурской области установление пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальную должность сельсовета, производится в порядке, установленном для муниципальных служащих сельсовета, принимая во внимание, что ст. 29 Устава прямо не предусмотрено, что размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности сельсовета, подлежит определению без вычета страховой пенсии по старости, исходя из содержания ст. 4 Положения о муниципальной пенсии муниципальным служащим муниципальной службы сельсовета и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности сельсовета, утвержденного решением Белояровского сельского Совета народных депутатов от 24.02.2016 года № 110, согласующегося с положениями ч. 1 ст. 21 Закона Амурской области от 13.12.2006 года N 261-ОЗ «О государственной гражданской службе Амурской области», суд находит несостоятельными доводы истца о том, что указанное Положение не предусматривало вычет при определении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, страховой пенсии по старости, и соответственно о нарушении ее прав неприменением при установлении ей пенсии за выслугу лет указанного Положения.

Данный вывод подтверждается и иными нормами Положения о муниципальной пенсии муниципальным служащим муниципальной службы сельсовета и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности сельсовета, утвержденного решением Белояровского сельского Совета народных депутатов от 24.02.2016 года № 110.

Так, согласно ч. 3 ст. 5 Положения к заявлению о назначении пенсии за выслугу лет (Приложение 1) прилагается в том числе справка о размере пенсии с указанием страховой пенсии по старости (инвалидности) и срока ее назначения. В тексте заявления, содержащемся в Приложении № 1 к Положению, которое является единым как для муниципальных служащих, так и для лиц, замещавших муниципальные должности, и по форме которого было оформлено заявление Степаненко В.Н. от 20.10.2017 года, содержится обязательство лица, обращающегося за назначением пенсии за выслугу лет при изменении размера страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности в месячный срок сообщить об этом в администрацию Белояровского сельсовета.

Данное обязательство содержалось и в заявлении Степаненко В.Н. от 20.10.2017 года, к которому была приложена справка о размере страховой пенсии по старости.

Согласно ст. 9 Положения о муниципальной пенсии муниципальным служащим муниципальной службы сельсовета и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности сельсовета, утвержденного решением Белояровского сельского Совета народных депутатов от 24.02.2016 года № 110, изменение страховой пенсии влечет перерасчет размера пенсии за выслугу лет. При этом указанное основание для перерасчета размера пенсии за выслугу лет ввиду отсутствия иного прямого указания в Положении об обратном является общим как для муниципальных служащих, так и для лиц, замещавших муниципальные должности.

Согласно ч. 2 ст. 9 указанного Положения перерасчет размера пенсии за выслугу лет в связи с изменением размера страховой пенсии по старости (инвалидности) производится бухгалтериями органа местного самоуправления (структурными подразделениями) на основании справок о размере назначенной страховой пенсии по старости (инвалидности), предоставленных территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, со срока, предусмотренного для изменения размеров страховых пенсий.

В соответствии с ч. 8 ст. 8 данного Положения при выезде за пределы области на постоянное место жительства муниципальные служащие и лица, замещавшие муниципальные должности сельсовета, получающие пенсию за выслугу лет, обязаны для продолжения выплаты предоставить в орган местного самоуправления (структурное подразделение) справку от органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства муниципального служащего, о размере страховой пенсии по старости (инвалидности) и извещать о наступлении обстоятельств, влияющих на порядок выплаты пенсии за выслугу лет.

При таких обстоятельствах доводы истца о нарушении ее прав в связи с неприменением при установлении ей пенсии за выслугу лет Положения о муниципальной пенсии муниципальным служащим муниципальной службы сельсовета и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности сельсовета, утвержденного решением Белояровского сельского Совета народных депутатов от 24.02.2016 года № 110, и неверном расчете размера назначенной ей пенсии за выслугу лет, суд находит несостоятельными, нарушений прав и законных интересов Степаненко В.Н. судом не усматривается, в связи с чем суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований Степаненко В.Н. отказать.

Доводы истца о том, что когда она пришла работать в администрацию Белояровского сельсовета, она еще находилась в составе Завитинского района, а также о нахождении на иждивении истца внучки, правового значения при рассмотрении настоящего дела не имеют.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Степаненко Веры Николаевны к администрации Белояровского сельсовета Завитинского района Амурской области о признании незаконным в части установленной суммы пенсии за выслугу лет решения комиссии по установлению права на социальные выплаты (доплаты), индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим № 1 от 11.01.2018 года, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет без вычета страховой пенсии по старости, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 02.04.2018 года