НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область) от 14.08.2019 № 2-2333/19

Дело № 2-2333/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 августа 2019 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области

В составе: председательствующего судьи – Павловой О.Ю.,

при секретаре – Ли З.М.,

при участии представителя истца – Курумшиева А.А.,

ответчиков – Мезенцевой О.М., Солонович В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области» к Черных Юрию Павловичу, Мезенцевой Ольге Михайловне, Солонович Виталию Викторовичу о взыскании материального ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области» (далее по тексту ФКУ ИК-1) обратилось в суд с настоящим исковым заявлением к Черных Ю.П., Мезенцевой О.М., Солонович В.В. о взыскании материального ущерба, в обоснование заявленных требований указав, что в период с 03 по 19 июля 2018 года сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний проведена документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности УФСИН России по Сахалинской области, по результатам которой составлен акт от 19 июля 2018 года. В указанном акте отражено, что в ФКУ ИК-1 в 2017 году по государственным контрактам после проведения ремонтов кровли в нарушение пункта 1.1 приложения 1 Приказа ФСИН России от 13 ноября 2008 года выплата заработной платы осужденным осуществлена не из расчета оклада по штатному расписанию и действующему на тот период времени МРОТ (7 800 рублей), а исходя из показателей сметного фонда оплаты труда, что привело к переплате заработной платы спецконтингенту на общую сумму 299,0 тыс.руб. (в ноябре 2017 года в сумме 164,9 тыс.руб. (202,9-38,12=164,85), в декабре 2017 года в сумме 134,1 тыс.руб. (165,77-31,68=134,09). Таким образом сумма переплаты составила 299,0 тыс.руб. (164,9+134,1). В связи с этим, УФСИН России по Сахалинской области проведена служебная проверка, в результате которой установлено, что между УФСИН России по Сахалинской области (заказчик) и ФКУ ИК-1 (исполнитель) заключены государственные контракты от 10.11.2017 , от 10.11.2017 , в соответствии с которыми исполнитель взял на себя обязательство перед заказчиком выполнить капитальный ремонт кровли помещений, расположенных на территории Учреждения. Для исполнения взятых на себя обязательств по вышеназванным государственным контрактам к работам привлечены осужденные ФИО, ФИО, ФИО, отбывающие в Учреждении наказание в виде лишения свободы. Оклад по должности подсобного рабочего первого разряда в соответствии с приказом ФСИН России от 13 ноября 2008 года в ноябре и декабре 2017 года составлял 3339,0 руб. с учетом индексаций. Расценка по 1 разряду составляла 20,31 руб. за час работы, с учетом доплаты до МРОТ – 47,44 руб. за 1 час работы. В соответствии с частью 2 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного МРОТ. Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки (часть 3 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). По результатам выполненных работ между заказчиком и исполнителем подписаны акты выполненных работ с указанием трудоемкости и фонда оплаты труда:

- по государственному контракту от 10.11.2017 от 18.12.2017. Трудоемкость согласно наряду от 20.12.2017 составила 803,64 чел/час, выплаченный осужденным фонд оплаты труда составил 202,97 тыс.руб.;

- по государственному контракту от 10.11.2017 от 18.12.2017. Трудоемкость согласно наряду от 18.12.2017 составила 671,68 чел/час, выплаченный осужденным фонд оплаты труда составил 165,76 тыс.руб.

Фактические начисления осужденным согласно расчетной ведомости составили:

- в ноябре 2017 года (ФИО, ФИО, ФИО) – 202,97 тыс.руб. (по 67,655 тыс.руб. каждому).

- в декабре 2017 года (ФИО, ФИО, ФИО) – 165,77 тыс.руб. (по 55, 256 тыс.руб. каждому).

Таким образом, расчет с осужденными ФИО, ФИО, ФИО произведен исходя из тарифной ставки:

- в ноябре 2017 года - 252,56 руб. (202,97 тыс.руб./803.64 нормо/час);

- в декабре 2017 года -246,80 руб. (165,77 тыс.руб./671,68 нормо/час).

Руководствуясь требованиями приказа ФСИН России от 13 ноября 2008 года , принимая в учет тарифную ставку за 1 нормо/час, с учетом Трудового кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, для обеспечения МРОТ (ноябрь, декабрь 2017 года - 7800 рублей) и с учетом выработки следовало начислить осужденным заработную плату за выполненные объемы работ в следующих размерах:

- в ноябре 2017 года - 38,12 тыс.руб. (47,44х803,64);

- в декабре 2017 года - 31,86 тыс.руб. (47,44х671,68).

В связи с тем, что должностные лица Учреждения не руководствовались нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 710), требованиями приказа ФСИН России от 13 ноября 2008 года , переплата осужденным за выполненную работу составила 299 тыс.руб.

Наряды и табеля учета рабочего времени на сдельную работу осужденных для исполнения вышеназванных государственных контрактов исполнил инженер по нормированию труда планово-экономической группы центра трудовой адаптации осужденных (далее - ЦТАО) Учреждения Мезенцева О.М. Допущенная переплата образовалась вследствие ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. предусмотренных должностной инструкцией Мезенцевой О.М. (пункты 13, 14, 19, 25), за неисполнение которых предусмотрена ответственность (пункты 26, 27, 30). Кроме того, ответственность Мезенцевой О.М. предусмотрена пунктами 8, 30 трудового договора от 05.10.2017 .

Наряды на сдельную работу 20 декабря 2017 года утвердил заместитель начальника колонии - начальник ЦТАО Черных Ю.П. Допущенная переплата образовалась вследствие ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией Черных Ю.П. (пункты 6, 14, 15, 20), за неисполнение которых предусмотрена ответственность (пункты 51, 52). Кроме того, ответственность Черных Ю.П. предусмотрена пунктом 5.4 контракта о службе от 22.10.2013.

Проверку начисленной заработной платы спецконтингенту, задействованному на работах для исполнения государственных контрактов , , осуществлял Солонович В.В. По факту сложившейся заработной платы осужденным, превышающей МРОТ, руководству Учреждения не докладывал. Допущенная переплата образовалась вследствие ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией Солоновича В.В. (пункты 4, 5 раздела II, пункты 13, 19, 20, 21 раздела III), за неисполнение которых предусмотрена ответственность (пункты 4, 5, 9, 17 раздела IV). Кроме того, ответственность Солоновича В.В. предусмотрена п. 5.4 контракта о службе от 05.07.2017.

Таким образом, причинение ущерба, выразившегося в переплате заработной платы спецконтингенту, по мнению истца, допущено вследствие ненадлежащего исполнения должностных обязанностей Мезенцевой О.М., Черных Ю.П., Солонович В.В. По изложенным основаниям истец просит взыскать с ответчиков материальный ущерб в сумме 299 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца Курумшиев А.А., действующий на основании доверенности, требования поддержал по доводам иска.

Ответчик Солонович В.В. в судебном заседании с заявленными требованиям не согласился, просил в иске отказать.

Мезенцева О.М. в судебном заседании с иском не согласилась по доводам письменного отзыва, указав, что с 05 октября 2017 года принята по совместительству на 0,5 ставки на должность инженера по нормированию труда планово-экономической группы центра трудовой адаптации осужденных. Ввиду отсутствия на тот момент мастера строительного участка ее попросили составить наряды и табеля для начисления заработной платы на осужденных, занятых на выполнении строительных работ (что не входит в ее должностные обязанности), на основании государственных контрактов от 10 ноября 2017 года и , актов выполненных работ по форме КС-2,3. В нарядах были обозначены выполненные работы и фонд оплаты труда исходя из проектно-сметной документации, составленной ФИО, согласованной и утвержденной должностными лицами. Документы были переданы в бухгалтерию для дальнейшего распределения фонда оплаты на рабочих согласно отработанному времени. Также отмечает, что договор о полной материальной ответственности с ней по совмещаемой должности не заключался. Полагает, что совокупность установленных обстоятельств не позволяет достоверно установить ее вину в причинении ущерба, его размера, причинную связь между должностными обязанностями и наступившими последствиями.

Ответчик Черных Ю.П. в судебное заедание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил, представил письменный отзыв на иск, указав, что работодатель в нарушение требований статьи 247 Трудового кодекса Российской Федерации не взял у него объяснение; истцом не представлено доказательств причинения ущерба, реального уменьшения наличного имущества работодателя в связи с виновными действиями работника; договор о полной материальной ответственности с Черных Ю.П. не заключен.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено при имеющейся сторон.

Заслушав в судебном заседании пояснения участвующих в деле лиц, исследовав собранные в материалах дела доказательства, оценив их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 232 Трудового кодекса Российской Федерации сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем – выше, чем это предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Статья 233 Трудового кодекса Российской Федерации гласит, что материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

Статьёй 239 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

В соответствии со статьёй 238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»).

Согласно статье 242 Трудового кодекса Российской Федерации полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В силу статьи 243 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях: 1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей; 2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу; 3) умышленного причинения ущерба; 4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; 5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда; 6) причинения ущерба в результате административного правонарушения, если таковое установлено соответствующим государственным органом; 7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами; 8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Статья 247 Трудового кодекса Российской Федерации возлагает на работодателя обязанность устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения. До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт. Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их.

В соответствии с частью 1 статьи 248 Трудового кодекса Российской Федерации взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение о взыскании с виновного работника суммы причиненного ущерба может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного ущерба.

Таким образом, в обязанность работодателя входит установление размера ущерба и причин его возникновения, для этого работодатель обязан провести проверку и истребовать от работника письменное объяснение. Отсутствие документов, подтверждающих причины возникновения ущерба и его размер, лишает работодателя возможности возлагать на работника материальную ответственность за этот ущерб.

Судом установлено, что на основании контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 22 октября 2013 года ответчик Черных Ю.П. был принят на должность заместителя начальника колонии ФКУ Южно-Сахалинская ВК УФСИН России по Сахалинской области. Приказом УФСИН России по Сахалинской области от 28 апреля 2016 года Черных Ю.П. переведен на должность заместителя начальника колонии – начальника центра ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области.

Ответчик Солонович В.В. на основании приказа от 22 декабря 2012 года назначен на должность главного бухгалтера ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области.

На основании трудового договора от 05 октября 2017 года и приказа от 16 октября 2017 года Мезенцева О.М. была принята внутренним совместителем на 0,5 ставки по должности инженера по нормированию 2 категории (ДИБФ) планово-экономической группы центра трудовой адаптации осужденных.

Как следует из представленного в материалы дела акта от 19 июля 2018 года, на основании предписания директора ФСИН России от 23.05.2018 в период с 03 по 19 июля 2018 года сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний была проведена документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности УФСИН России по Сахалинской области, выявившая переплату заработной платы спецконтингенту.

Из материалов дела следует, что приказом врио начальника УФСИН России по Сахалинской области от 27 июля 2018 года была назначена служебная проверка по данному факту, в ходе которой установлено следующее.

В пункте 56 акта документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности УФСИН России по Сахалинской области указано, что в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области по государственным контрактам после проведения ремонтов кровли в нарушение пункта 2.1. приложения 1 Приказа ФСИН России от 13.11.2008 выплата заработной платы осужденным осуществлена не из расчета оклада по штатному расписанию и МРОТ, а исходя из показателей сметного фонда оплаты труда, что привело к переплате заработной платы спецконтингенту на общую сумму 299,0 тыс. руб. (в ноябре 2017 года в сумме 164,9 тыс.руб. (202,97-38,12=164,85), в декабре 2017 года в сумме 134,1 тыс.руб. (165,77-31,68=134,09).

10 ноября 2017 года между УФСИН России по Сахалинской области и ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области заключен государственный контракт на проведение капитального ремонта кровли общежития отряда 2, 3 ФКУ ИК-1 УФСИН России по <адрес>, в соответствии со сметой, подготовленной в УФСИН России по Сахалинской области. Цена контракта в соответствии с подготовленной сметой составила 1 130 187 рублей.

10 ноября 2017 года между УФСИН России по Сахалинской области и ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области заключен государственный контракт на проведение капитального ремонта кровли общежития отряда 1, 4 ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области расположенного по <адрес>, в соответствии со сметой, подготовленной в УФСИН России по Сахалинской области. Цена контракта в соответствии с подготовленной сметой составила 930 053 рублей.

Для подготовки локально-сметного расчетов к государственному контракту от 10.11.2017, к государственному контракту от 10.11.2017 использовался программный комплекс для составления и проверки сметных расчётов, а также составления актов выполненных работ по различным формам справок, составление всех видов сметной документации для определения стоимости строительства. Разработчик - группа компаний «ГРАНД». Стоимость работ и услуг определяются программным обеспечением в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2009 (зарегистрирован в Минюсте РФ от 23.03.2010 ).

В соответствии с требованиями раздела № 1 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2009 применение справочников базовых цен на проектные работы в строительстве предназначены для определения стоимости разработки проектной и рабочей документации для строительства новых зданий и сооружений, их реконструкции, расширения и технического перевооружения, определяемой с применением справочников базовых цен на проектные работы в строительстве. Положение распространяется на все справочники базовых цен на проектные работы в строительстве, внесенные в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства в качестве государственных сметных нормативов. В соответствии с разделом 3 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2009 применяются повышающие коэффициенты на проектную документацию.

Составлением проектно-сметной документации к государственным контрактам от 10.11.2017 , 10.11.2017 и подготовкой расчетов в УФСИН России по Сахалинской области занимался заместитель начальника отдела тылового обеспечения - капитан внутренней службы ФИО

Из объяснения заместителя начальника УФСИН России полковника внутренней службы ФИО следует, что поручение тыловой службе о подготовке документации и проектов государственных контрактов давал лично ФИО

В смету, подготовленную к государственному контракту от 10.11.2017, включены: материалы - 6420, машины и механизмы - 14969, ФОТ - 155887,1, накладные расходы - 224552,9, сметная прибыль - 95157, всего по смете - 1130187.

В смету, подготовленную к государственному контракту от 10.11.2017, включены: материалы - 530730, машины и механизмы - 12501, ФОТ - 127318, накладные расходы - 183999, сметная прибыль - 77542, всего по смете - 930053.

Кроме того, в локально-сметных расчетах к вышеуказанным государственным контрактам в обоснование выполняемых работ и обоснование цены включены сокращения (сборники) ФЭР (Федеральные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы), сборники ФЭР утверждены приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 09.02.2017 «Об утверждении методических рекомендаций по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы».

Согласно методическим рекомендациям единичные расценки учитывают среднеотраслевой оптимальный и организационный уровень строительного производства, техники и технологии выполнения работ, разработаны на основе сметных норм по принципу усреднения с определением необходимого и достаточного нормативного количества строительных ресурсов, для выполнения соответствующего вида работ (пункт 3.4); единичные расценки учитывают полный комплекс затрат для определения сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных работ, монтажа оборудования и пусконаладочных работ (пункт 5.1); сметными нормами, на основе которых разработаны соответствующие единичные расценки, учтены оптимальные технологические и организационные схемы производства работ, набор (перечень) машин, механизмов и материальных ресурсов при рациональной организации труда и производства, современного развития техники и технологии, соблюдения требований безопасности в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами (стесненность, загазованность и т.п.) и положительных значениях температуры воздуха (пункт 5.2).

После составления заместителем начальника отдела тылового обеспечения - капитаном внутренней службы ФИО проектно-сметной документации к проектам государственных контрактов и согласования с должностными лицами, проекты государственных контрактов, предметом которых является капитальный ремонт кровли общежития отряда 2, 3 и капитальный ремонт кровли общежития отряда 1, 4 ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области, были подписаны должностными лицами ФИО и ФИО17, проведена регистрация проектов государственных контрактов за от 10.11.2017, от 10.11.2017.

Подписание государственных контрактов проводилось на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Извещения о проведении закупки у единственного поставщика 0 от 01.11.2017, 0 от 01.11.2017.

Разделом 2 государственных контрактов и от 10.11.2017 установлено, что цена контракта определяется сметой, является твердой и не подлежит изменению на весь срок действия Контракта, за исключением снижения цены контракта по соглашению Сторон без изменения иных условий контракта.

В соответствии с разделом 1 государственных контрактов и от 10.11.2017 ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области взяло на себя обязательство перед УФСИН России по Сахалинской области по выполнению капитального ремонта на территории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области собственными силами и средствами.

В соответствии с главой 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» для исполнения взятых на себя обязательств по исполнению государственных контрактов от 10.11.2017 и от 10.11.2017 администрацией учреждения были привлечены к работам осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области:

- ФИО, назначенный на должность подсобного рабочего 1 разряда ЦТАО ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области со сдельной оплатой труда, согласно выполняемого объема работ, с 01.02.2016 приказом ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области от 01.02.2016 «О приеме на работу»;

- ФИО, назначенный на должность подсобного рабочего 1 разряда ЦТАО ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области со сдельной оплатой труда, согласно выполняемого объема работ, с 20.02.2017 приказом ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области от 22.02.2017 «О приеме на работу»;

- ФИО, назначенный на должность подсобного рабочего 1 разряда ЦТАО ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области со сдельной оплатой труда, согласно выполняемого объема работ, с 10.06.2015 приказом ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области от 10.06.2015 -ос «О приеме на работу».

Под сдельной оплатой труда в соответствии с действующим законодательством понимается механизм начисления работникам заработной платы, при котором они получают ее в непосредственной зависимости с непосредственной привязкой к объему исполненных рабочих обязанностей.

Статья 150 Трудового кодекса Российской Федерации разъясняет, что труд работников со сдельной оплатой труда, которые выполняют работы, тарифицированные ниже, чем установленный им разряд, оплачивается с учетом межразрядной разницы. Она представляет собой доплату к сдельному заработку, исчисленному с применением сдельных расценок за фактически выполненную работу, размер которой составляет разницу между тарифной ставкой по разряду, присвоенному работнику, и тарифной ставкой по разряду, установленному для выполненной работы.

Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Данный вопрос регулируется нормами главы 21 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Заработная плата каждого осужденного зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Оклад по должности подсобного рабочего первого разряда в соответствии с приказом ФСИН России от 13.11.2008 в ноябре и декабре 2017 года составлял 3339,00 руб. с учетом индексаций. Расценка по 1 разряду составляла 20,31 руб. за час работы, с учетом до МРОТ 47,44 руб. за 1 час работы.

В систему государственных гарантий по оплате труда осужденных включается величина МРОТ - гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В части 2 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного МРОТ.

Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки в соответствии с частью 3 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

По результатам выполненных работ между УФСИН России по Сахалинской области и ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области в соответствии с требованиями государственных контрактов подписаны акты выполненных работ с указанием трудоемкости и фонда оплаты труда:

- по государственному контракту от 10.11.2017 - акт выполненных работ по форме от 18.12.2017. Трудоемкость согласно наряду от 20.12.2017 составила 803,64 чел./час, выплаченный осужденным фонд оплаты труда составил 202,97 тыс.руб.;

- по государственному контракту 10.11.2017 - акт выполненных работ по форме от 18.12.2017 . Трудоемкость согласно наряду от 18.12.2017 составила 671,68 чел./час, выплаченный осужденным фонд оплаты труда составил 165,76 тыс.руб.

Акты выполненных работ по форме (утверждена постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 ) от 18.12.2017 к вышеуказанным государственным контрактам подписаны заместителем начальника ОТО УФСИН России по Сахалинской области - капитаном внутренней службы ФИО.

На основании вышеуказанных актов выполненных работ при закрытии нарядов начислена заработная плата на бригаду осужденных, занятых на работах, исходя из фонда оплаты труда в целом по акту выполненных работ, без учета части 2 статьи 710 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также без принятия к учету норм и требований приказа ФСИН России от 13.11.2008 .

Фактические начисления осужденным составили согласно расчетной ведомости:

- в ноябре 2017 года (ФИО, ФИО., ФИО) - 202,97 тыс.руб., по 67,655 тыс.руб. каждому,

- в декабре 2017 года (ФИО, ФИО., ФИО) - 165,77 тыс.руб., по 55,256 тыс.руб. каждому.

Таким образом, расчет с осужденными ФИО, ФИО, ФИО произведен исходя из тарифной ставки:

- в ноябре 2017 года - 252,56 руб. (202,97 тыс.руб./ 803,64 нормо/часа);

- в декабре 2017 года - 246,80 руб. (165,77 тыс.руб./ 671,68 нормо/часа)

Руководствуясь требованиями приказа ФСИН России от 13.11.2008 , принимая в учет тарифную ставку за 1 нормо/час, с учетом требований Трудового кодекса Российской Федерации, для обеспечении минимального размера оплаты труда (ноябрь, декабрь 2017 года - 7 800 рублей), статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ и с учетом перевыполнения нормы выработки, следовало начислить осужденным заработную плату за выполненные объемы работ в ноябре 2017 года - 38,12 тыс.руб. (47,44х803,64); в декабре 2017 года - 31,86 тыс.руб. (47,44х671,68).

В связи с тем, что администрация ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области в своей деятельности не руководствовалась нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности статьей 710, а также требованиями приказа ФСИН России от 13.11.2008, упущенная выгода ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области, а равно переплата осужденным составила 299 тысяч рублей.

Наряды и табеля учета рабочего времени на сдельную работу осужденных для исполнения государственных контрактов от 10.11.2017 и от 10.11.2017 исполнил инженер по нормированию труда планово-экономической группы центра ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области Мезенцева О. М.

В объяснениях инженер по нормированию труда планово-экономической группы центра ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области Мезенцева О.М. указала, что согласно статье 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда выплачивается работникам, отработавшим положенную норму часов в месяц и выполнившим установленную норму выработки, а так как осужденные, работающие по сдельной оплате труда, не вырабатывают положенную норму часов в месяц и установленную норму выработки, то им не должны доплачивать до МРОТ.

Дополнительно опросить Мезенцеву О.М. не представилось возможным, в связи с ее нахождением в отпуске с 13 августа 2018 года.

Согласно разделу 3 должностных обязанностей инженера по нормированию труда планово-экономической группы центра ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области Мезенцевой О. М. в ее обязанности входят составление штатного расписания рабочих ЦТАО в соответствии с лимитами по труду, утвержденной структурой управления, схемами должностных окладов и действующими нормативами (пункт 13); осуществление контроля за соблюдением штатной дисциплины, расходованием фонда заработной платы рабочих ЦТАО, за правильностью установления наименований профессий и должностей, применения должностных окладов, доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате в соответствии с тарифно-квалификационными справочниками разрядов и категорий специалистам, за соблюдением трудового законодательства (пункт 14); определение местных норм трудовых затрат, рассчитанных на основе анализа затрат рабочего времени (пункт 19).

Кроме того, Мезенцева О.М. несет ответственность за соблюдение штатной дисциплины, правильность установления наименований профессий и должностей, применения должностных окладов, доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате в соответствии с тарифно-квалификационными справочниками разрядов и категорий специалистам, за соблюдение трудового законодательства (пункт 25 раздела 4 должностной инструкции); за работу в области анализа затрат рабочего времени и разработки технически обоснованных норм трудовых затрат по различным видам работ ЦТАО (пункт 26); за своевременность доведения до рабочих новых норм и расценок, правильность применения их в ЦТАО (пункт 27); за выполнение Постановлений Правительства, приказов и распоряжений Минюста России, ФСИН России и УФСИН России по Сахалинской области по вопросам оплаты труда, трудового использования осужденных ЦТАО (пункт 30).

Наряды на сдельную работу утвердил заместитель начальника колонии - начальник центра ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области полковник внутренней службы Черных Ю.П. 20.12.2017.

Опросить заместителя начальника колонии - начальника центра ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области полковника внутренней службы Черных Ю.П. не представилось возможным в связи с его нахождением на дополнительных днях отдыха с 15.08.2018.

В соответствии с положениями должностной инструкции начальник ЦТАО ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области Черных Ю.П. осуществляет проверку и направление деятельности всех структурных подразделений центра, дает обязательные для всех сотрудников учреждения распоряжения и указания в пределах своей компетенции (пункт 6 раздела 2); обязан обеспечивать выполнение предприятием заданий государственного плана согласно установленным количественным и качественным показателям, программы обновления продукции, всех обязательств перед государственным бюджетом, поставщиками, заказчиками и банками, организовать производственно-хозяйственную деятельность ЦТАО на основе применения методов научно обоснованного планирования, нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат (пункты 14, 15 раздела 3); подводить итоги работы бригад, участков, цехов и ЦТАО в целом по выполнению заданий норм выработки и установленного заработка (пункт 20 раздела 3); несет ответственность за качество и эффективность работы ЦТАО, соблюдение законов РФ, приказов Минюста России, ФСИН России, УФСИН России по Сахалинской области (пункты 51, 52 раздела 4).

Начисление заработной платы и распределение по лицевым счетам осужденных производил бухгалтер бухгалтерии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области ФИО, проверку начисленной заработной платы осужденным производил главный бухгалтер бухгалтерии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области майор внутренней службы Солонович В.В. лично.

В своих объяснениях главный бухгалтер ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области капитана внутренней службы Солонович В.В. указал, что в соответствии с методикой начисления заработной платы при простой и сдельной форме оплаты труда, заработная плата начисляется в зависимости от общего объема выполненных работ с применением сдельных твердых расценок. В основу расчета сдельной заработной платы берется такой размер вознаграждения, который предусматривается за выполнение работником определенной операции или за производство единицы продукции. Начисление заработной платы за выполненные работы (услуги) по капитальному ремонту происходит пропорционально отработанному времени на основании представленных нарядов и табелей учета рабочего времени исходя из общего размера вознаграждения, т.е. из фонда оплаты труда определенного для данного вида работ (услуг).

В дополнительных объяснениях Солонович В.В. пояснил, что начислением заработной платы спецконтингенту, задействованному на работах для исполнения государственных контрактов , , занималась бухгалтер ФИО, в должностные обязанности которой входит начисление заработной платы спецконтингенту, однако с должностными обязанностями ФИО не ознакомлена. Причину пояснить затруднился. Проверкой начисленной заработной платы спецконтингенту, задействованному на работах для исполнения государственных контрактов , , занимался Солонович В.В. лично. Пояснил, что в соответствии с методикой начисленной заработной платы по прямой сдельной оплате труда в расчет принимается фонд оплаты труда; по факту сложившейся заработной платы осужденным, превышающей минимальный размер оплаты труда, руководству учреждения не докладывал.

В должностные обязанности главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области входит: установление служебных обязанностей для подчиненных ему работников бухгалтерии, дача им поручений и заданий, определяемых их должностными обязанностями (пункт 4); внесение начальнику ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области предложений по совершенствованию работы бухгалтерии и дача рекомендации руководителям структурных подразделений по вопросам совершенствования хозяйственной деятельности (пункт 5); обеспечение организации бухгалтерского и налогового учета, финансово-экономической деятельности ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области и контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а так же сохранность федеральной собственности, закрепленной на праве оперативного управления за ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области (пункт 13); обеспечение законности, своевременности и правильности оформления документов, составление экономически обоснованных смет по содержанию ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области по федеральному бюджету и смет доходов и расходов по предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисление и выдачу заработной платы (пункт 19); осуществление контроля над соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, проверок организации учета и отчетности (пункт 20); принятие мер по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства, по накоплению финансовых средств в целях обеспечения финансовой устойчивости предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (пункт 21); несет ответственность за нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств и средств от предпринимательской деятельности (пункт 4 раздела 4).

Причинами и условиями, способствовавшими переплате заработной платы спецконтингенту, задействованному для проведения ремонтов кровли, согласно выводам служебной проверки, явились недобросовестное исполнение своих должностных обязанностей лицами, осуществляющими расчет и контроль начисленной заработной платы за выполненный труд осужденных, в том числе личное нежелание руководствоваться нормами действующего законодательства, слабая исполнительская дисциплина лиц, участвующих в процессе подготовки проектов государственных контрактов, исполнение несвойственных по должности обязанностей, а также назначение на должности лиц, не имеющих опыта работы.

В ходе проведенной проверки по материалам к документальной ревизии установлено, что в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области по государственным контрактам после проведения ремонтов кровли в нарушение пункта 2.1 Приложения 1 Приказа ФСИН России от 13.11.2008 выплата заработной платы осужденным осуществлена не из расчета оклада по штатному расписанию и МРОТ, а исходя из показателей сметного фонда оплаты труда, что привело к переплате заработной платы спецконтингента на общую сумму 299,0 тыс.руб. (в ноябре 2017 года в сумме 164,9 тыс.руб. (202,97-38,12=164,85), в декабре 2017 года в сумме 134,1 тыс.руб. (165,77-31,68=134,09)).

По результатам служебной проверки принято решение об установлении вины Черных Ю.П., Солонович В.В., Мезенцевой О. М.

Вместе с тем, судом установлено, что оплата труда спецконтингента, привлеченного к исполнению государственных контрактов от 10 ноября 2017 года и от 10 ноября 2017 года, производилась в соответствии с фондом оплаты труда, установленным локальными сметными расчетами, являющимися неотъемлемой частью контрактов. Локальные сметные расчеты утверждены врио начальника ФКУ ИК-1 ФИО17 и врио начальника УФСИН России по Сахалинской области ФИО В соответствии с пунктами 2.2 контрактов и цена контракта определяется сметой, является твердой и не подлежит изменению на весь срок действия контракта, за исключением случая снижения цены контракта по соглашению сторон без изменения иных условий.

Согласно справкам о стоимости выполненных работ и затрат от 18 декабря 2017 года стоимость работ соответствует цене контрактов. Справки подписаны представителем исполнителя (УФСИН России по Сахалинской области) ФИО и представителем заказчика (ФКУ ИК-1) ФИО

Согласно статье 709 Гражданского кодекса Российской Федерации цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой.

В силу статьи 710 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ.

Таким образом, основываясь на анализе исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что установленная в ходе ревизии переплата заработной платы спецконтингенту в сумме 299 000 рублей является упущенной выгодой Учреждения, составляющей разницу между фондом оплаты платы труда, определенным локальными сметными расчетами к государственным контрактам от 10.11.2017 и от 10.11.2017 и заработной платой, которая могла быть выплачена работникам в соответствии с приведенными в заключении служебной проверки локальными нормативными актами, регулирующими порядок оплаты труда осужденных.

Сам истец в заключении служебной проверки указывает, что упущенная выгода ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области, а равно переплата осужденным составила 299 000 рублей, и обусловлена тем, что администрация ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области в своей деятельности не руководствовалась нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности статьей 710, а также требованиями приказа ФСИН России от 13.11.2008.

Между тем, как указано судом выше, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, тогда как неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат (статья 238 Трудового кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, ввиду непредставления истцом доказательств причинения действиями ответчиков реального ущерба, причинно-следственной связи между причиненным ущербом и действиями данных работников, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных к ответчикам исковых требований о взыскании в пользу ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области материального ущерба в заявленном размере.

В соответствии с частью 2 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.

Истцом при подаче иска государственная пошлина не оплачена, определением суда от 11 февраля 2019 года предоставлена отсрочка по ее оплате. В этой связи с истца на основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в доход муниципального образования подлежит взысканию государственная пошлина 6 190 рублей ((299000-200000)х1%+5200).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области» к Черных Юрию Павловичу, Мезенцевой Ольге Михайловне, Солонович Виталию Викторовичу о взыскании материального ущерба – отказать.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области» государственную пошлину в доход муниципального образования «Город Южно-Сахалинск» в сумме 6 190 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья О.Ю. Павлова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья О.Ю. Павлова