Дело № 2-241
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 ноября 2013 года г. Юрьевец Ивановской области
Юрьевецкий районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Котова А.Л., при секретаре Моревой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Юрьевец Ивановской области гражданское дело по иску Колчина А.А. и Колчина Д.А. к администрации Юрьевецкого муниципального района и администрации Юрьевецкого городского поселения Юрьевецкого муниципального района о признании за семьей Колчиных права на получение жилищного сертификата или социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложения обязанности ее выплаты на администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области
У с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с иском о признании за семьей Колчиных права на получение жилищного сертификата или социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности ее выплаты на администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, мотивируя свои требования следующим.
В Юрьевецком городском поселении Юрьевецком муниципальном районе Ивановской области 19 мая 2011 года произошла чрезвычайная ситуация оползень дома по адресу: «…», в результате оползня дом и имущество уничтожены полностью. Это подтверждает:
1) Протокол ЧС №16 от 19.05.2011 года. «Заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации Юрьевецкого городского поселения», данный протокол так же зарегистрирован в МЧС Ивановской области;
2) Заключение межведомственной комиссии №5 от 20.05.2011года о признание жилья не пригодным для проживания и уничтожения вещей, так же зарегистрировано в службе государственной жилищной инспекции Ивановской области;
3) Заключение ОАО «Геоцентр-Москва» независимого эксперта, у которого есть право давать такие заключения, Допуски СРО на геологические, геодезические работы.
Согласно решению Юрьевецкого районного суда от 15 августа 2012года данная чрезвычайная признана чрезвычайной ситуацией муниципального характера. Согласно ст. 62 ч 2. ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" классифицирует чрезвычайные ситуации в соответствии с размером ущерба и географией, и определяет исполнителя по устранению чрезвычайной ситуации. В случае если ситуация муниципального характера обязанность устранения возлагается на администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области.
Обязанность устранения чрезвычайной ситуации вытекает из Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ ст.18(Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
-на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
-на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; а также согласно требованию Статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая содержит норму, в соответствии с которой гражданам, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций жильё предоставляется бесплатно. Постановлением Верховного совета РФ от 22.11.1992 г. принята Декларация прав и свобод гражданина статья 10, которая гласит: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища».
На муниципальном, и местном уровне не приняты нормативные правовые акты определяющих порядок выделения средств на данные цели из местного бюджета как во многих других муниципалитетах (к примеру г. Рязань). Федеральные законы являются непосредственно действующими в силу ст. 76 Конституции РФ. В этой связи, даже при уполномочивании законодательными актами органов исполнительной государственной власти на установление механизмов их осуществления, и не издания ими своевременно таких документов, должны применяться нормы законодательного характера — нормы большей юридической силы. На областном уровне издано Постановление Правительства Ивановской области от 23.08.2011 N 296-п "Об утверждении Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Ивановской области". Настоящий Порядок определяет совокупность действий исполнительных органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления Ивановской области в случаях:
- утраты жилых помещений гражданами в результате произошедших на территории Ивановской области чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями;
- выбора Ивановской области в качестве постоянного места жительства гражданами, утратившими жилые помещения в результате произошедших на территории Российской Федерации чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Согласно решению Фрунзенского районного суда Ивановской области от 20 июня 2013г. признаны постоянно проживающими и зарегистрированными в момент оползня по адресу «…», Колчин Д.А. и Колчин А.А.
Согласно ст. 62 ч 2. ГПК РФ «Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица».
Истцы считают, что согласно Постановлению Правительства Ивановской области от 23.08.2011 N 296-п им положен сертификат или социальная выплата для приобретения жилья площадью 42 кв. метров на семью из 2 человек, умноженных на среднею стоимости 1 кв. метра общей площади, сложившейся в регионе, в котором произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие на дату выдачи.
В судебном заседании Колчин А.А., уточнил свои исковые требования, исключив из них требование о выдаче истцам жилищного сертификата. Просит обязать ответчиков произвести социальную выплату на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании Колчин А.А., действуя за себя и представляя интересы истца Колчина Д.А. по доверенности от 13.12.2012 года, удостоверенной нотариусом Юрьевецкого нотариального округа, исковые требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, и пояснил, что поскольку ни на муниципальном, ни на местном уровне не издан нормативный акт, предусматривающий порядок предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, то необходимо применить аналогию закона, то есть к данной ситуации применить постановление Правительства Ивановской области от 23.08.2011 N 296-п "Об утверждении Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Ивановской области".
Представитель администрации Юрьевецкого городского поселения Роганов Д.А. исковые требования не признал и пояснил, что администрация Юрьевецкого городского поселения должна участвовать в процессе как третье лицо, а не как ответчик, поскольку никаких требований к администрации не заявлено.
Представитель администрации Юрьевецкого городского поселения Свирина А.Д. иск не признала, поддержала позицию Роганова Д.А.
Ответчик – администрация Юрьевецкого муниципального района – в суд не явился. В представленной позиции по делу ответчик указал следующее. Администрация Юрьевецкого муниципального района возражает против удовлетворения иска. Исковые требования к администрации Юрьевецкого муниципального района необоснованные, поскольку в соответствии с частью 7 статьи 15 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено участие ответчика в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. В соответствии со статьей 14 названного ФЗ участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения. Кроме того, из системного анализа постановления Правительства РФ от 07.06.1995 № 561 « О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», постановления правительства Российской Федерации от 09.10.1995 № 982 «Об утверждении порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», постановления правительства Ивановской области от 23.08.2011 № 296-П «Об утверждении порядка предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» очевидно, что администрация Юрьевецкого муниципального района полномочий на выдачу жилищного сертификата и социальной выплаты не имеет.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Жилой дом по адресу «…» принадлежит на праве собственности Колчину А. А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
19 мая 2011 года в месте расположения названного дома произошел оползень.
По заключению ОАО «Геоцентр-Москва» от 23 мая 2011 года все строения, находившиеся на земельном участке по адресу: «…», оказались на теле оползня и по состоянию на 20 мая 2011 года значительно деформированы или разрушены.
В соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решениями Юрьевецкого районного суда от 15 августа 2012 года и Фрунзенского районного суда города Иваново от 20 июня 2013 года, вступившими в законную силу, установлено, что возникший оползень относится к чрезвычайной ситуации муниципального характера.
Также названными судебными решениями установлено, что на 19 мая 2011 года в доме были зарегистрированы Колчин А.А. и Колчин Д.А. – истцы по настоящему гражданскому делу.
Обосновывая свои исковые требования, истцы в исковом заявлении сослались на постановление Правительства Ивановской области от 23.08.2011 № 296-П «Об утверждении Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Ивановской области".
Вместе с тем, постановление Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 № 982 (ред. от 14.10.2010) "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 750 (ред. от 20.06.2013) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (вместе с "Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий") регламентируют действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, регионального и межрегионального характера.
На основании данных нормативных актов Правительством Ивановской области принято постановление от 23.08.2011 № 296-П «Об утверждении Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Ивановской области".
Ссылаясь на то, что в Юрьевецком муниципальном районе не принят нормативный акт, регулирующий порядок предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера, Колчин А.А. просит применить положения об аналогии закона. При этом истец считает, что органы местного самоуправления обязаны принять подобный нормативный акт.
Требования истцов суд признает необоснованными по следующим основаниям.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций изложены в статье 11 федерального закона от 21декабря1994N68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Так, в соответствии с п/пунктом «а» пункта 1 названной нормы органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера. В пункте 2 названной нормы, регулирующей обязанности органов местного самоуправления, полномочий об издании правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций муниципального характера не установлено.
В соответствии с п/пунктом 8 пунктом 1 статьи 14 федерального закона от 08.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а в соответствии с п/пунктом 7 пунктом 1 статьи 15 названного федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Таким образом, на органы местного самоуправления законодательно не возложены обязанности принятия нормативного акта о порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций муниципального характера, а действующим законодательством такая социальная выплата предусмотрена в случае чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального и регионального характера.
Вместе с тем, в сложившейся ситуации отношения регулируются другими нормативными актами. Так, администрацией Юрьевецкого муниципального района Ивановской области принято постановление от 30 марта 2006 года № 146 «Об утверждении положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Юрьевецкого муниципального района». В соответствии с пунктом 2 Положения резервный фонд администрации Юрьевецкого муниципального района создается для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий местного значения, не предусмотренных в бюджете Юрьевецкого муниципального района на соответствующий финансовый год. Пункт 4 Положения предусматривает, что средства резервного фонда расходуются на финансирование: проведения аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году; выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам; других мероприятий и расходов, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления Юрьевецкого муниципального района.
В связи с этим, заявление истцов о том, что органами местного самоуправления не изданы нормативные акты, регламентирующие выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций на местном уровне, несостоятельно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций как на региональном, так и на местном уровне урегулированы принятыми соответствующими органами нормативными актами. В этой связи положения об аналогии закона или права не могут быть применены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Колчину А.А. и Колчину Д.А. в удовлетворении иска к администрации Юрьевецкого городского поселения и Юрьевецкого муниципального района Ивановской области о признании за семьей Колчиных права на получение социальной выплаты на приобретении жилого помещения и возложения обязанности ее выплаты на администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Юрьевецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
Справка
Решение суда было обжаловано в апелляционном порядке истцом Колчиным А.А. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 15.01.2014 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.