Дело №2а-3471/2022 (12RS0003-02-2022-003306-50)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Йошкар-Ола 29 июня 2022 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Ибрагимовой Ю.Р.,
при секретаре судебного заседания Ивановой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Управление Федеральной налоговой службы по Эл (далее – УФНС по Эл) обратилось в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным иском о взыскании с ответчика ФИО1 задолженности по транспортному налогу в размере 49535 рублей, пени в размере 834 рубля 74 копейки.
В обоснование требований указано, что согласно сведениям, полученным УФНС по Эл, в соответствующие налоговые периоды ФИО1 принадлежали на праве собственности автомобиль грузовой марка/модель МАЗ 544008-060-031, госномер Т748ХУ/197, VIN , 2007 года выпуска, дата регистрации права 02.12.2018г.; и автомобиль грузовой марка/модель МАЗ 5432 госномер М044СХ/777, VIN , 2002 года выпуска, дата регистрации права У ответчика имеется задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 49535 рублей, а также в связи с просрочками уплаты начислены пени в размере 834 рубля 74 копейки.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, о причинах неявки суду не сообщил.
Административный ответчик извещался судом по адресу регистрации, судебная корреспонденция возвращалась в суд в связи с истечением срока хранения.
Суд считает возможным в соответствии с частью 5 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В силу статьи 18 ГК РФ граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Согласно статье 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (пункт 1). Региональными налогами признаются налоги, которые установлены названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 3 и пунктом 7 данной статьи. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены названным Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены данным Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются указанным Кодексом (пункт 3).
В соответствии с положениями статьи 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги, сборы, страховые взносы.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно статье 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу. Изменение установленного срока уплаты налога, сбора, страховых взносов допускается только в соответствии с данным Кодексом. При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных этим Кодексом. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе, уплатой пеней.
Согласно статье 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, граждане (физические лица) являются налогоплательщиками, обязаны своевременно уплачивать налоги и сборы - федеральные, региональные и местные, при этом региональные налоги и сборы могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации о налогах, и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на транспорт, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Республики Марий Эл -З от «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Эл».
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается указанным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено приведенной статьей.
В силу статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Статьей 363 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Главой 3 вышеуказанного Закона Республики Марий Эл «Транспортный налог» определены налоговые ставки, льготы, срок уплаты налога для организаций.
Согласно сведениям, полученным Управлением Федеральной налоговой службы по Эл, в налоговый период 2019 года ФИО1 принадлежали транспортные средства: автомобиль грузовой марка/модель МАЗ 544008-060-031, госномер Т748ХУ/197, VIN , 2007 года выпуска, дата регистрации права 02.12.2018г. и автомобиль грузовой марка/модель МАЗ 5432 госномер М044СХ/777, VIN , 2002 года выпуска, дата регистрации права 30.10.2017г.
Таким образом, ФИО1 является плательщиком транспортного налога, поскольку в указанный период являлась собственником указанных транспортных средств.
В связи с этим, налоговым органом административному ответчику было направлено налоговое уведомление от , которым к уплате выставлен транспортный налог в размере 49535 рублей.
Факт направления налогового уведомления подтверждается списком почтовых отправлений.
Поскольку обязанность по уплате указанного налога не была исполнена ответчиком в установленный срок, налоговым органом начислены пени на сумму неуплаченных налогов, в адрес ответчика направлены требования об уплате пени в размере 673 рублей 34 копеек по состоянию на со сроком уплаты до , требование об уплате недоимки по налогу в размере 49535 рублей и пени в размере 161 рубля 40 копеек по состоянию на со сроком уплаты до .
В соответствии с представленными суду письменными доказательствами размер задолженности ФИО1 по транспортному налогу составил 49535 рублей, пеня – 834 рубля 74 копейки.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
При этом согласно ранее действовавшей редакции абз. 4 ч.1 ст. 48 НК РФ указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. (в ред. Федеральных законов от N 20-ФЗ, от N 243-ФЗ), однако действующая редакция предусматривает, что указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. (в ред. Федеральных законов от N 20-ФЗ, от N 243-ФЗ, от N 374-ФЗ (п.9 ст. 1 вступает в силу с ).
Поскольку в требовании от об уплате недоимки по налогу в размере 49535 рублей и пени в размере 161 рубля 40 копеек определен срок уплаты налога до , соответственно, срок подачи заявления налоговым органом истекал .
С иском в суд административный истец обратился , со значительным пропуском данного срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска. При этом за вынесением судебного приказа он не обращался к мировому судье.
Несоблюдение налоговым органом срока подачи административного искового заявления, предусмотренного частью 1 статьи 286 КАС РФ, является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
Административный истец просит срок для подачи искового заявления восстановить, в обоснование ссылается на большой объем документооборота и недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме условиях ухудшения эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (из-за коронавируса COVID-19).
При оценке доводов административного истца суд учитывает, что возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено. Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на обращение в суд с административным иском в срок, установленный законом.
С вышеуказанным доводом суд согласиться не может, полагает, что в данном случае оснований для восстановления пропущенного процессуального срока не имеется. Причина, на которую ссылается административный истец, уважительной не является, поскольку налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, его сотрудники должны знать и соблюдать установленные законом требования для обращения с иском в суд.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от -О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, не может осуществляться.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, конкретные обстоятельства дела, суд приходит к итоговому выводу о том, что оснований для удовлетворения административного иска УФНС России по РМЭ не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Эл к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Р. Ибрагимова
Мотивированное решение
составлено
Решение28.07.2022