Дело № 2а-624/2022 (12RS0003-02-2021-007300-80)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Йошкар-Ола 9 марта 2022 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Ибрагимовой Ю.Р.,
при секретаре судебного заседания Ивановой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> Эл (далее – УФНС по <адрес> Эл) обратилось в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным иском о взыскании со ФИО1 задолженности по транспортному налогу с физических лиц в размере 4144 рублей, пени в размере 70 рублей 95 копеек, по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 655 рублей, пени в размере 4 рублей 90 копеек за 2016, 2017 годы.
В обоснование требований указано, что согласно сведениям, полученным УФНС по <адрес> Эл, в соответствующие налоговые периоды ФИО1 принадлежали на праве собственности автомобили: легковой, ВАЗ 21214 LADA 4x4, VIN <номер>, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак <***>, дата регистрации права <дата>, дата утраты права <дата>; легковой, ВАЗ 2121 40, VIN <***>, 2014 год выпуска, дата регистрации права <дата> и по настоящее время. У него имеется задолженность по транспортному налогу в размере 4144 рублей, а также в связи с просрочками уплаты начислены пени в размере 70 рублей 95 копеек. ФИО1 также является плательщиком налога на имущество, поскольку является собственником квартиры по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, кадастровый <номер>, площадью 56,90 кв.м, дата регистрации права <дата>. У административного ответчика имеется задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 655 рублей, а также в связи с просрочками уплаты начислены пени в размере 4 рублей 90 копеек. Ранее ИФНС России по <адрес> обращалась для вынесения судебного приказа, однако он был отменен по заявлению ответчика <дата>.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, о причинах неявки суду не сообщил. В суд направил сведения о наличии у ФИО1 задолженности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц, не погашенной о настоящее время.
Административный ответчик ФИО1 извещался судом по адресу регистрации, судебная корреспонденция возвращалась в суд в связи с истечением срока хранения. Судебное разбирательство неоднократно откладывалось для надлежащего извещения ФИО1
Суд считает возможным в соответствии с частью 5 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы настоящего дела, материалы административного дела <номер>а-2627/2019, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В силу статьи 18 ГК РФ граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Согласно статье 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (пункт 1). Региональными налогами признаются налоги, которые установлены названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 3 и пунктом 7 данной статьи. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены названным Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены данным Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются указанным Кодексом (пункт 3).
В соответствии с положениями статьи 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно статье 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу. Изменение установленного срока уплаты налога, сбора, страховых взносов допускается только в соответствии с данным Кодексом. При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных этим Кодексом. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться в том числе уплатой пеней.
Согласно статье 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, граждане (физические лица) являются налогоплательщиками, обязаны своевременно уплачивать налоги и сборы - федеральные, региональные и местные, при этом региональные налоги и сборы могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на транспорт, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Республики Марий Эл <номер>-З от <дата> «О регулировании отношений в области налогов и сборов в <адрес> Эл».
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается указанным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено приведенной статьей.
В силу статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Статьей 363 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Главой 3 вышеуказанного Закона Республики Марий Эл «Транспортный налог» определены налоговые ставки, льготы, срок уплаты налога для организаций.
Согласно сведениям, полученным Управлением Федеральной налоговой службы по <адрес> Эл, а также сведениям, представленным МВД по <адрес> Эл про запросу суда, в налоговые периоды 2016, 2017 годы ФИО1 владел автомобилями: легковой, ВАЗ 21214 LADA 4x4 VIN <номер>, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак <***>, дата регистрации права <дата>, дата снятия ограничений <дата>; легковой, ВАЗ 2121 40, VIN <***>, 2014 год выпуска, дата регистрации права <дата> и по настоящее время.
Таким образом, ФИО1 является плательщиком транспортного налога, поскольку в указанные периоды являлся собственником указанных транспортных средств.
Согласно статье 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 400 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 указанного Кодекса
В силу статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната.
Согласно статье 403 ГК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных приведенной статьей.
Согласно пункту 3 статьи 403 ГК РФ налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.
В городском округе «<адрес>» налог на имущество физических лиц установлен решением Собрания депутатов городского округа «<адрес>» от <дата><номер>-VI «Об установлении налога на имущество физических лиц», согласно которому Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости.
Пунктами 1, 2 статьи 409 НК РФ установлено, что налогоплательщики налога на имущество физических лиц уплачивают налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Судом установлено, что ФИО1 является плательщиком налога на имущество, поскольку является собственником имущества: квартиры по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, кадастровый <номер>, общей площадью 60,8 кв.м, дата регистрации права <дата>.
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
В связи с этим <дата> налоговым органом административному ответчику было направлено налоговое уведомление <номер>, которым к уплате не позднее <дата> выставлен транспортный налог в размере 2072 рублей и налог на имущество физических лиц в размере 253 рублей; <дата> налоговое уведомление <номер> – срок уплаты не позднее <дата> в сумме 2474 рублей, из которых транспортный налог - 2072 рубля и налог на имущество физических лиц - 402 рубля.
Факт направления налоговых уведомлений подтверждается списками почтовых отправлений.
Поскольку обязанность по уплате указанного налога не была исполнена ответчиком в установленный срок, налоговым органом начислены пени на сумму неуплаченных налогов, в адрес ответчика направлены требования об уплате налога <номер> от <дата>, <номер> от <дата>.
ФИО1 указанные требования не исполнил, в связи с чем ИФНС по <адрес> обратилось к мировому судье судебного участка <номер> Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с него образовавшейся недоимки, пени.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка <номер> Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от <дата> со ФИО1 взысканы в бюджет недоимка по транспортному налогу в размере 4144 рублей, пени в размере 70 рублей 95 копеек, недоимка на имущество физических лиц, взимаемой по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 655 рублей, пени в размере 4 рублей, 90 копеек. Однако в связи с поступлением от ФИО1 возражений определением мирового судьи от <дата> названный судебный приказ был отменен.
<дата> Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> Эл обратилась в суд с указанным иском.
В соответствии с представленными суду письменными доказательствами размер задолженности ФИО1 по транспортному налогу составил 4144 рубля, пеня – 70 рублей 95 копеек, по налогу на имущество физических лиц – 655 рублей, пеня – 4 рубля 90 копеек.
Административный иск подан в рамках срока, предусмотренного статьей 48 НК РФ, задолженность согласно представленным административными истцом сведениям не погашена, она подлежит взысканию с административного ответчика в полном объеме.
При таких обстоятельствах требования административного истца о взыскании со ФИО1 указанной задолженности являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Поскольку административный истец в силу статьи 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, последняя в силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит взысканию с административного ответчика пропорционально сумме удовлетворенных исковых требований с учетом правил статьи 333.19 НК РФ – в размере 400 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> Эл к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени удовлетворить.
Взыскать со ФИО1 (ИНН <***>) задолженность по транспортному налогу в размере 4144 рублей, пени в размере 70 рублей 95 копеек, задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 655 рублей, пени в размере 4 рублей 90 копеек.
Распределение взысканных сумм по бюджетам разных уровней возложить на Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> Эл.
Взыскать со ФИО1 в доход бюджета муниципального образования городского округа «<адрес>» государственную пошлину в размере 400 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Ю.Р. Ибрагимова
Мотивированное решение составлено
<дата> (вт.)
Решение17.03.2022