НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл) от 07.06.2022 № 2А-1953/2022

Дело № 2а-1953 /2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 7 июня 2022 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Юмановой Е.В., при секретаре Царегородцевой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл обратилось в Йошкар-Олинский городской суд с иском к ФИО1 о взыскании транспортного налога за 2016 год в размере 1750 руб., пени за период с 02 декабря 2017 года по 13 февраля 2018 года в размере 33,90 руб., пени за период с 14 февраля 2018 года по 25 июня 2019 года в размере 217,54 руб., налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2016 год в размере 91 руб., а также пени за период с 2 декабря 2017 года по 13 февраля 2018 года в размере 1,77 руб., пени за период с 14 февраля 2018 года по 25 июня 2019 года в размере 11,31 руб., налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2017 год в размере 184 руб., налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2018 год в размере 277 руб., а также пени за период с 3 декабря 2019 года по 25 июня 2020 года в размере 11,29 руб.; всего - на сумму 2577,81 руб.

В обоснование требований указано, что согласно сведениям, полученным УФНС по Республике Марий Эл, в соответствующие налоговые периоды ФИО1 принадлежали на праве собственности квартира по адресу: , дата регистрации права , автомобиль , 1992 года выпуска, дата регистрации права - , дата утраты права - . Налогоплательщик уведомлен о рассчитанных налоговых обязательствах за 2016 год налоговым уведомлением от 9 сентября 2017 года по транспортному налогу в размере 1750 руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 91 руб., за 2017 год налоговым уведомлением от 23 июня 2018 года по налогу на имущество физических лиц в размере 184 руб., за 2018 год налоговым уведомлениемот 27 июня 2019 года по налогу на имущество физических лиц в размере 277 руб. В связи с ненадлежащим исполнением налоговых обязательств ФИО1 направлено требование от уплате от 14 февраля 2018 года в отношении обязательств по транспортному налогу в размере 1750 руб., а также пени в размере 33,90 руб. за период с 2 декабря 2017 года по 13 февраля 2018 года, по налогу на имущество физических лиц в размере 91 руб., пени в размере 1,77 руб. за период с 2 декабря 2017 года по 13 февраля 2018 года сроком исполнения до 30 марта 2018 года; требование об уплате от 24 июня 2019 года в размере обязательств по налогу на имущество физических лиц в размере 184 руб. сроком исполнения до 3 сентября 2019 года; требование от 26 июня 2020 года в размере обязательств по налогу на имущество физических лиц в размере 277 рублей, а также начисленной суммы пени в размере 11 руб. 29 коп.за период с 03 декабря 2019 года по 25 июня 2020 года со сроком исполнения до 24 ноября 2020 года.

Неисполнение налоговых обязательств по истечении срока исполнения требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов способствовало обращению в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности по налогам.

У административного ответчика имеется задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 552 руб., а также в связи с просрочками уплаты начислены пени в размере 24 руб. 37 коп.; задолженность по транспортному налогу в размере 1750 руб., а также в связи с просрочками уплаты начислены пени в размере 251 руб. 44 коп.. Ранее ИФНС России по г. Йошкар-Оле обращалась для вынесения судебного приказа, однако он был отменен по заявлению ответчика 12 октября 2021 года.

Представитель административного истца в судебном заседании требования поддержал.

Административный ответчик ФИО1 извещался надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Суд считает возможным в соответствии с частью 5 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы настоящего дела, материалы административного дела судебного участка № 3 Йошкар-Олинского судебного района , суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В силу статьи 18 ГК РФ граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Согласно статье 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (пункт 1). Региональными налогами признаются налоги, которые установлены названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 3 и пунктом 7 данной статьи. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены названным Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены данным Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются указанным Кодексом (пункт 3).

В соответствии с положениями статьи 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно статье 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу. Изменение установленного срока уплаты налога, сбора, страховых взносов допускается только в соответствии с данным Кодексом. При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных этим Кодексом. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться в том числе уплатой пеней.

Согласно статье 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, граждане (физические лица) являются налогоплательщиками, обязаны своевременно уплачивать налоги и сборы - федеральные, региональные и местные, при этом региональные налоги и сборы могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на транспорт, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Республики Марий Эл № 59-З от 27 октября 2011 года «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл».

В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается указанным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено приведенной статьей.

В силу статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Статьей 363 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Главой 3 указанного Закона Республики Марий Эл «Транспортный налог» определены налоговые ставки, льготы, срок уплаты налога для организаций.

Согласно сведениям, полученным Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл в налоговый период 2016 год ФИО1 владел автомобилем: легковой, , 1992 года выпуска, государственный регистрационный знак дата регистрации права года, дата утраты права

Таким образом, ФИО1 является плательщиком транспортного налога, поскольку в указанные периоды являлся собственником указанного транспортного средства.

Согласно статье 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Статьей 400 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 указанного Кодекса

В силу статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната.

Согласно статье 403 ГК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных приведенной статьей.

Согласно пункту 3 статьи 403 ГК РФ налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.

В городском округе «Город Йошкар-Ола» налог на имущество физических лиц установлен решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 19 ноября 2014 года№ 19-VI «Об установлении налога на имущество физических лиц», согласно которому Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости.

Пунктами 1, 2 статьи 409 НК РФ установлено, что налогоплательщики налога на имущество физических лиц уплачивают налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Судом установлено, что ФИО1 является плательщиком налога на имущество, поскольку является собственником имущества: квартиры по адресу: , кадастровый , общей площадью 56,5 кв.м, дата регистрации права .

Таким образом, судом установлено, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.

В связи с этим 27 июня 2019 года налоговым органом административному ответчику было направлено налоговое уведомление , которым к уплате не позднее 2 декабря 2019 года выставлен налог на имущество физических лиц в размере 277 руб.; 23 июня 2018 года налоговое уведомление , которым к уплате не позднее 3 декабря 2018 года выставлен налог на имущество физических лиц в размере 184 руб.; 9 сентября 2017 года налоговое уведомление , которым к уплате не позднее 1 декабря 2017 года выставлен налог на имущество физических лиц в размере 91 руб. и транспортный налог в размере 1750 руб.

Факт направления налоговых уведомлений подтверждается списками почтовых отправлений.

Поскольку обязанность по уплате указанного налога не была исполнена ответчиком в установленный срок, налоговым органом начислены пени на сумму неуплаченных налогов, в адрес ответчика направлены требования об уплате налога от 26 июня 2020 года, от 26 июня 2019 года, от 24 июня 2019 года, от 14 февраля 2018 года.

ФИО2 указанные требования не исполнил, в связи с чем УФНС по Эл обратилось к мировому судье судебного участка Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с него образовавшейся недоимки, пени.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 14 сентября 2021 года с ФИО1 взысканы в бюджет недоимка по транспортному налогу в размере 1750 руб., пени в размере 266 руб. 12 коп., недоимка на имущество физических лиц, взимаемой по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 552 руб., пени в размере 24 руб. 91 коп. Однако в связи с поступлением от ФИО1 возражений определением мирового судьи от 12 октября 2021 года названный судебный приказ был отменен.

15 марта 2022 года Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл обратилась в суд с указанным иском.

В соответствии с представленными суду письменными доказательствами размер задолженности ФИО1 по транспортному налогу составил 1750 руб., пеня за период с 2 декабря 2017 по 13 февраля 2018 года – 33 руб. 90 коп., пеня за период с 14 февраля 2018 по 25 июня 2019 года – 217 руб. 54 коп., по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2016 год в размере 91 руб., а также пени за период с 2 декабря 2017 года по 13 февраля 2018 года в размере 1,77 руб., пени за период с 14 февраля 2018 года по 25 июня 2019 года в размере 11,31 руб., налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2017 год в размере 184 руб., налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2018 год в размере 277 руб., а также пени за период с 3 декабря 2019 года по 25 июня 2020 года в размере 11,29 руб.; всего - на сумму 2577,81 руб.

Административный иск подан в рамках срока, предусмотренного статьей 48 НК РФ, задолженность согласно представленным административными истцом сведениям не погашена, она подлежит взысканию с административного ответчика в полном объеме.

При таких обстоятельствах требования административного истца о взыскании с ФИО1 указанной задолженности являются правомерными и подлежат удовлетворению.

Поскольку административный истец в силу статьи 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, последняя в силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит взысканию с административного ответчика пропорционально сумме удовлетворенных исковых требований с учетом правил статьи 333.19 НК РФ – в размере 400 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 ) задолженность по транспортному налогу за 2016 года в размере 1750 рублей, пени за период с 2 декабря 2017 по 13 февраля 2018 года в размере 33 руб. 90 коп., пени за период с 14 февраля 2018 по 25 июня 2019 года в размере 217 руб. 54 коп.; задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2016 год в размере 91 руб., пени за период с 2 декабря 2017 года по 13 февраля 2018 года в размере 1,77 руб., пени за период с 14 февраля 2018 года по 25 июня 2019 года в размере 11,31 руб.; задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2017 год в размере 184 руб.; задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2018 год в размере 277 руб., а также пени за период с 3 декабря 2019 года по 25 июня 2020 года в размере 11,29 руб.; всего на общую сумму 2577,81 руб.

Распределение взысканных сумм по бюджетам разных уровней возложить на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования городского округа «Город Йошкар-Ола» государственную пошлину в размере 400 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Е.В. Юманова

мотивированное решение составлено 20 июня 2022 года.

Решение01.07.2022