Дело № 2а-76/2022
УИД 22RS0071-01-2022-000041-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2022 года г.Яровое
Яровской районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Огневой В.М.,
при секретаре Сулима В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю к Чернышовой Татьяне Васильевне о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю обратилась в суд с названным административным иском, указав в обоснование своих требований, что Чернышова Т.В., являясь собственником земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, дата регистрации права 22.08.2008, дата утраты права 25.04.2019, и земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, дата регистрации права 01.01.2002, земельный налог, исчисленный за 2017 г. в размере 585 руб. и 295 руб., соответственно, в срок, установленный в налоговом уведомлении №50771207 от 13.09.2018 не оплатила. Также не оплатила земельный налог, на земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, исчисленный за 2018 г. в размере 587 руб. в срок, установленный в налоговом уведомлении №547223 от 27.06.2019. Налоговые уведомления направлены в адрес налогоплательщика с использованием сервиса «Личный кабинет налогоплательщика». В связи с неуплатой в установленный законом срок сумм налога в адрес налогоплательщика с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» направлены требование №3980 об уплате налога за 2017 год от 04.02.2019 и пени, за 2018 год и пени от 26.12.2019 №52527. По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка г.Яровое 26.07.2021 вынесен судебный приказ №2а-1273/2021 о взыскании задолженности по земельному налогу и соответствующих сумму пеней, от налогоплательщика поступили возражения относительно его исполнения, в связи с чем 30.07.2021 определением мирового судьи судебный приказ отменен. На основании изложенного, руководствуясь ст.48 НК РФ, ст.286 КАС РФ, административный истец просил суд взыскать с Чернышовой Т.В. недоимки: - по земельному налогу в размере 1172 руб., из них 585 руб. за 2017 год, 587 руб. за 2018 год; пени в размере 12,18 руб. из них: 9,31 руб. на недоимку за 2017 год., 2,87 руб. на недоимку за 2018 год ; - по земельному налогу за 2017 год в размере 295 руб.. пени в размере 4,69 руб., на общую сумму 1483,87 руб.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще, причин не явки не сообщил, ходатайств об отложении не заявлял. В административном иске просил о рассмотрении дела без него.
Административный ответчик Чернышова Т.В. также в судебное заседание не явилась, извещена о его времени и месте надлежащим образом, об отложении не просила.
Ранее, принимая участие в судебном заседании, административный ответчик возражала против удовлетворения административного иска. Пояснила, что является ветераном труда с 19.06.2012, считает, что на ней не лежит обязанность оплачивать налоги. Ранее до 2017 она получала письма из налоговой инспекции и вносила оплату, однако в 2017, 2018 г.г. налоговая инспекция ее не уведомляла о необходимости платить налоги. В 2017 г. она уволилась, работала в школе, в декабре 2017 г. уехала, извещения от административного истца не получала. В 2021 г. оплачивала пени – 8 руб. через личный кабинет на портале «Госуслуги». Сервисом «Личный кабинет налогоплательщика» не пользуется, при этом сообщила, что возможно, работая в 2015 г. в школе, заходила в Личный кабинет, но никогда там не оплачивала налоги. Налоговые уведомления и требования за заявленный период не получала. В 2022 году она получила уведомление о том, что за ней числится задолженность юза 2017-2018 г.г., не оплатила, поскольку у нее нет квитанций. Когда обращалась в ИФНС, ее информировали, что у нее имеется Личный кабинет налогоплательщика. Считает, что ИФНС должны направлять уведомления и требования по почте. Наличие в собственности земельных участков в заявленные налоговые периоды не отрицала, при этом полагала, что освобождена от уплаты земельного налога, как ветеран труда Алтайского края. Подтвердила, что телефон № принадлежит ей.
В соответствии со ст.289 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие не явившегося административного истца.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах – п.1 ст.45 НК РФ.
Земельный налог в силу ст.15 НК РФ является местным налогом.
В силу ч.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Полностью освобождены от уплаты земельного налога физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (пп.7 п.1 ст.395 НК РФ).
Для отдельных категорий граждан п.п.8 п.5 ст.391 НК РФ определено уменьшение налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся, в том числе для пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также для лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
Подпункт 8 п.5 ст.391 НК РФ введен в действие Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п.13 ст.14 указанного Федерального закона положения пункта 5, абзаца первого пункта 6.1 и пункта 7 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьи 13 настоящего Федерального закона применяются к порядку исчисления земельного налога за налоговые периоды, начиная с 2017 года.
Уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.
Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет. Уведомление о выбранном земельном участке может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Перечень мер социальной поддержки Ветеранам труда Алтайского края закреплен в п.2 ст.3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции, действовавшей в спорные налоговые периоды) ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется ряд мер социальной поддержки (ежемесячная денежная выплата, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, и т.д.). Указанный перечень меру социальной поддержки в виде освобождения от уплаты налога на движимое имущество не содержит.
В соответствии со ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:1) земли сельскохозяйственного назначения;2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;4) земли особо охраняемых территорий и объектов;5) земли лесного фонда;6) земли водного фонда;7) земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч.4 ст.37 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ).
Согласно ст.394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно п.1 ст.396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение, государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.3 ст.396 НК РФ).
В налоговых периодах 2017-2018 г.г. на территории г.Славгорода Алтайского края действовало решение Славгородского Городского Собрания депутатов от 21.08.2012 №71 «Об установлении и введении земельного налога на территории муниципального образования город Славгород Алтайского края» (в ред. действующей в спорные периоды), устанавливающее налоговую базу и налоговые ставки.
Согласно названному решению налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, налоговая ставка земельного налога – 0,3% в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
В налоговом периоде 2017 г. на территории г.Яровое Алтайского края действовало решение Городского Собрания депутатов города Яровое от 02.10.2009 №46 «О введении земельного налога на территории муниципального образования город Яровое Алтайского края» (в ред. действующей в спорный период), устанавливающее налоговую базу и налоговые ставки.
Согласно названному решению налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, налоговая ставка земельного налога – 0,3% в отношении земельных участков занятых жилищным фондом.
В соответствии со ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Подпунктом 9 п.1 ст.32 НК РФ предусмотрена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 НК РФ).
В силу ч.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст.11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Доступ налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика на момент возникновения спорных правоотношений (направления уведомлений за 2017, 2018 г.г. №50771207 от 13.09.2018, №547223 от 27.06.2019, требований за 2017, 2018 г.г. №3980 от 04.02.2019, №52527 от 26.12.2019) осуществлялся в соответствии с Приказом ФНС России от 22.08.2017 г. N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика".
Согласно п.6 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России от 22.08.2017 года № ММВ-7-17/617@ в личном кабинете налогоплательщика размещаются следующие документы (информация), сведения, в том числе: о подлежащих уплате налогоплательщиком суммах налога, обязанность по исчислению которого возложена на налоговые органы; о суммах налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, уплаченных физическим лицом; используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, размещение которых осуществляется налоговым органом в личном кабинете налогоплательщика.
В соответствии с п.8 указанного Порядка доступ налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием:
1) логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком;
2) усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица;
3) идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА) в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13 апреля 2012 г. N 107 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2012 г., регистрационный номер 23952), с изменениями, внесенными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 августа 2012 г. N 218 "О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 сентября 2012 г., регистрационный номер 25546), приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 278 "О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 октября 2015 г., регистрационный номер 39470) и приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 7 июля 2016 г. N 307 "О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 ноября 2016 г., регистрационный номер 44379).
В силу положений п.6 ст.58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.п.1 и 3 п.1 ст.45 НК РФ).
В соответствии с п.2 ст.69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п.1 ст.70 НК РФ).
В соответствии с п.6 ст.69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п.4 ст.69 НК РФ).
Согласно п.1 и 8 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате пени.
В силу п.1 ст.72 НК РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 3 ст.75 Кодекса установлено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса.
Согласно п.4 ст.75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ст.75 Кодекса пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст.ст.46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 настоящего Кодекса.
В силу абз.1 и 2 п.1, абз.1 и 2 п.3 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока).
В силу ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Частью 3 ст.48 НК РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Как следует из собранных материалов административного дела Чернышова Т.В. в налоговый период (2017г. и 2018г.) являлась собственником земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 16437461 кв.м. (в период с 01.01.2016 по 07.10.2019) (кадастровый номер №), вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, доля в праве 3/263, кадастровая стоимость на 01.01.2017, 01.01.2018 – 17157802,39 руб., и земельного участка по адресу: <адрес>, 2815 кв.м. (кадастровый номер №), вид разрешенного использования: обслуживание жилого дома, доля в праве 1/10, кадастровая стоимость на 01.01.2017 – 983476,55 руб. (л.д.34-35, 43, 44, 45, 101).
Административным истцом земельный налог за 2017 г. в размере 585 руб. рассчитан верно, исходя из категории земельного участка по адресу: <адрес>, с учетом установленных налоговых ставок при верном определении налоговой базы (кадастровой стоимости) с уменьшением налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка (17157802 Х 3/263 – 626 руб. (17157802 Х 600/16437461) Х 0,3% Х 12/12).
Земельный налог за 2017 г. в отношении земельного участка по адресу: <адрес>, исчислен исходя из категории земельного участка с учетом установленных налоговых ставок при верном определении налоговой базы (кадастровой стоимости) в размере 295 руб. (983476 Х 1/10 Х 0,3% Х 12/12).
С 2018 года вычет на земельный участок предоставлен в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в связи с чем за 2018 г. налоговый период земельный налог в отношении земельного участка по адресу: <адрес>, рассчитан без уменьшения налоговой базы в размере 587 руб. исходя из категории данного земельного участка с учетом установленных налоговых ставок при верном определении налоговой базы (кадастровой стоимости) (17157802 Х 3/263 Х 0,3% Х 12/12), с чем соглашается суд.
Таким образом, довод административного ответчика о неприменении налоговой льготы при расчете земельного налога несостоятелен. Освобождение от уплаты земельного налога в полном объеме, как для Ветеранов труда Алтайского края, так и пенсионеров, законодательством не предусмотрено.
Налоговое уведомление №50771207 от 13.09.2018 о необходимости уплатить не позднее 03.12.2019 земельный налог на земельный участок по адресу: <адрес>, и земельный налог на земельный участок по адресу: <адрес>, за налоговый период 2017 г. направлено налогоплательщику Чернышовой Т.В. (л.д.11, 12, 76).
В установленный в налоговом уведомлении срок Чернышова Т.В. земельный налог за налоговый период 2017 год не оплатила, в связи с чем налогоплательщику направлено требование №3980 об уплате, числящейся по состоянию на 04.02.2019 задолженности по земельному налогу и пени, рассчитанной за период с 04.12.2018 по 03.02.2019, в срок до 13.03.2019 (л.д.13, 15, 75, 78).
27.06.2019 налогоплательщику направлено налоговое уведомление №547223 об уплате не позднее 02.12.2019 земельного налога за расчетный период 2018 г. на земельный участок по адресу: <адрес> (л.д.16-18,76, 77).
В установленный в налоговом уведомлении срок Чернышова Т.В. земельный налог за налоговый период 2018 год не оплатила, в связи с чем налогоплательщику начислены пени за период с 03.12.2019 по 25.12.2019, и направлено требование №52527 об уплате числящейся по состоянию на 26.12.2019г. задолженности по земельному налогу, пени в срок до 28.01.2020 (л.д.18-20, 75, 78).
Налоговые уведомления и требования направлены Чернышовой Т.В. через личный кабинет налогоплательщика.
В подтверждение исполнения обязанности по направлению налогоплательщику налоговых уведомлений и требований об уплате налогов, пени и их получения в электронной форме Инспекцией предоставлен скриншот с интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», АИС Налог-3 ПРОМ (л.д.20, 71-76, 77-78).
В отсутствии заявления о получении доступа к электронному ресурсу «Личный кабинет налогоплательщика», о невозможности предоставления которого заявлено представителем Инспекции в ходе судебного разбирательства (л.д.47), факт получения налогоплательщиком доступа в личный кабинет подтверждается предоставленными сведениями из Личного кабинета налогоплательщика о смене первичного пароля 16.06.2015, выборе электронной формы документооборота (л.д.22, 48).
Факт использования личного кабинета налогоплательщиком подтверждается также сведениями о дате последнего входа в личный кабинет 02.07.2015, а также историей операций об оплате Чернышовой Т.В. недоимок по налогам, пени за иные периоды (л.д.48, 72-74).
В связи с чем, доводы административного ответчика, что названным ресурсом налогоплательщик не пользовалась, подлежат отклонению судом.
О необходимости получать от налогового органа документы (информацию), сведения на бумажном носителе, уведомление Чернышовой Т.В. не подавалось, следовательно, после регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика направление налоговыми органами физическому лицу документов (информации), сведений осуществляется только через личный кабинет налогоплательщика. При этом доступ к личному кабинету налогоплательщика Чернышовой Т.В. получен 16.06.2015, о получении пароля и осуществлении входа в личный кабинет свидетельствуют сведения данных личного кабинета на указанную дату, а также информация о смене ею первичного пароля (л.д.48).
Требования об уплате налога, пени исполнено не было, 23.07.2021 Инспекция обратилась в судебный участок г.Яровое в порядке главы 11.1 КАС РФ с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Чернышовой Т.В. недоимки по земельному налогу, пени. 26.07.2021 мировым судьей судебного участка г.Яровое Алтайского края вынесен судебный приказ №2а-1273/2021, который определением мирового судьи судебного участка г.Яровое Алтайского края от 30.07.2021г., вступившим в законную силу, отменен в связи с поступлением возражений от должника (л.д.50-57).
28.01.2022 налоговый орган предъявил в суд настоящее административное исковое заявление (л.д.32). Таким образом, установленные ст.48 НК РФ сроки обращения в суд сначала с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Чернышовой Т.В. недоимки по налогам и пени, затем с административным иском после отмены судебного приказа административным истцом соблюдены.
На момент вынесения решения по настоящему делу ответчик ни полностью, ни в части сумму задолженности по земельному налогу и пени в добровольном порядке не оплатила.
Принимая во внимание, что Чернышова Т.В. в 2017-2018 г.г. являлась плательщиком земельного налога, соблюдение налоговым органом сроков обращения в суд и порядка взыскания недоимки по земельному налогу и пени, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России №16 по Алтайскому краю о взыскании с Чернышовой Т.В. задолженности по земельному налогу за 2017, 2018 г.г. в сумме 1467 руб. и пени в сумме 16,87 руб. (на недоимку по земельному налогу за 2017,2018г.г.).
В соответствии со ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ч.1 ст.111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) (п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ).
По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иск до 20000 руб. 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей (абз.1 п.1 ч1 ст. 333.19 НК РФ).
Принимая во внимание удовлетворение заявленных требований в полном объеме, а также то, что доказательств, подтверждающих наличие льгот по оплате государственной пошлины, предусмотренных нормами НК РФ, ходатайств об освобождении от уплаты государственной пошлины, Чернышовой Т.В. суду не представлено, с нее в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю удовлетворить.
Взыскать с Чернышовой Татьяны Васильевны, проживающей по адресу: <адрес>, задолженность:
- по земельному налогу (земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер №) за налоговый период 2017 год в размере 585 руб. 00 коп., перечислив данные денежные средства в Отделение Барнаул Банк России, получатель УФК по Алтайскому краю (Межрайонная ИФНС России №4 по Алтайскому краю), ИНН 2208012087, счет банка получателя 40102810045370000009, БИК 010173001, КБК 18210606042041000110, ОКТМО 01719000 (вид платежа – земельный налог),
- по пене (по земельному налогу за 2017 год) в размере 9 руб. 31 коп., перечислив данные денежные средства в Отделение Барнаул Банк России, получатель УФК по Алтайскому краю (Межрайонная ИФНС России №4 по Алтайскому краю), ИНН 2208012087, счет банка получателя 40102810045370000009, БИК 010173001, КБК 18210606042042100110, ОКТМО 01719000 (вид платежа – пени по земельному налогу с физических лиц),
- по земельному налогу (земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер №) за налоговый период 2018 год в размере 587 руб. 00 коп., перечислив данные денежные средства в Отделение Барнаул Банк России, получатель УФК по Алтайскому краю (Межрайонная ИФНС России №4 по Алтайскому краю), ИНН 2208012087, счет банка получателя 40102810045370000009, БИК 010173001, КБК 18210606042041000110, ОКТМО 01719000 (вид платежа – земельный налог),
- по пене (по земельному налогу за 2018 год) в размере 2 руб. 87 коп., перечислив данные денежные средства в Отделение Барнаул Банк России, получатель УФК по Алтайскому краю (Межрайонная ИФНС России №4 по Алтайскому краю), ИНН 2208012087, счет банка получателя 40102810045370000009, БИК 010173001, КБК 18210606042042100110, ОКТМО 01719000 (вид платежа – пени по земельному налогу с физических лиц),
- по земельному налогу (земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер №) за налоговый период 2017 год в размере 295 руб. 00 коп., перечислив данные денежные средства в Отделение Барнаул Банк России, получатель УФК по Алтайскому краю (Межрайонная ИФНС России №4 по Алтайскому краю), ИНН 2208012087, счет банка получателя 40102810045370000009, БИК 010173001, КБК 18210606042041000110, ОКТМО 01730000 (вид платежа – земельный налог),
- по пене (по земельному налогу за 2017 год) в размере 4 руб. 69 коп., перечислив данные денежные средства в Отделение Барнаул Банк России, получатель УФК по Алтайскому краю (Межрайонная ИФНС России №4 по Алтайскому краю), ИНН 2208012087, счет банка получателя 40102810045370000009, БИК 010173001, КБК 18210606042042100110, ОКТМО 01730000 (вид платежа – пени по земельному налогу с физических лиц).
Взыскать с Чернышовой Татьяны Васильевны в бюджет города Яровое Алтайского края государственную пошлину в размере 400 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Яровской районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.М.Огнева
Решение в окончательной форме изготовлено 18.05.2022 года.
Копия верна: судья В.М.Огнева