Дело № 12-10/2023
УИД 22RS0071-01-2023-000300-42
РЕШЕНИЕ
г. Яровое 15 ноября 2023 года
Судья Яровского районного суда Алтайского края Майер Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу муниципального унитарного предприятия «Яровской теплоэлектрокомплекс» на постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Алтайскому краю Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 17 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия «Яровской теплоэлектрокомплекс»,
УСТАНОВИЛ:
Славгородской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о пользовании водным объектом в муниципальном унитарном предприятии «Яровской теплоэлектрокомплекс» (далее - МУП «ЯТЭК», Предприятие), по результатам которой 24 июля 2023 года Славгородским межрайонным прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении МУП «ЯТЭК» производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Алтайскому краю Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Веприк М.Ю. от 17 августа 2023 года муниципальное унитарное предприятие «Яровской теплоэлектрокомплекс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, «МУП ЯТЭК» в лице и.о. директора Кохана М.В. обратилось в суд с жалобой, в которой просит названное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что при вынесении постановления должностное лицо административного органа не приняло во внимание факт наличия в промышленной зоне г. Яровое предприятия АО «Алтайский Химпром», которое может являться источником повышенного содержания загрязняющих веществ в сточных водах, что подтверждается протоколами испытаний, декларацией о составе сточных вод за 2022 год, поданной АО «Алтайский Химпром».
Защитник МУП «ЯТЭК» Болдырев Р.О., действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Должностное лицо Веприк М.Ю. в судебном заседании возражала против доводов жалобы, указывая, что отсутствуют основания для прекращения дела, полагая, что постановление является обоснованным, просила оставить постановление без изменения.
Славгородский межрайонный прокурор в судебном заседании просил оставить постановление без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Заслушав защитника МУП «ЯТЭК», прокурора, должностное лицо, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по доводам жалобы (протеста), при этом суд не связан доводами жалобы (протеста).
Согласно ч.ч. 2, 4 ст. 35 Водного кодекса РФ, нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. При этом количество загрязняющих веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включённых в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчётным путём на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учётом фонового состояния компонентов природной среды.
Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды», для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчёта нормативов состава сточных вод абонента.
На основании п. 1 ст. 31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (далее - Декларация). Одновременно с подачей Декларации представляются расчёты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. Декларация представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Согласно ч. 1 ст. 35 Водного кодекса РФ, поддержание поверхностных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путём установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Требования к охране водных объектов от загрязнения и засорения предусмотрены ст. 56 Водного кодекса РФ.
Согласно данной статье содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы (часть 4). Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6).
В силу п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, основанием привлечения к административной ответственности является нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 8.45 настоящего Кодекса.
Материалами дела подтверждается, что МУП «ЯТЭК» осуществляет сброс сточных вод в озеро Большое Яровое на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование № 144 от 4 июня 2021 года peг. № 22-13.02.00.003-О-РСВХ-С-2021-01840/00 от 23 июня 2021 года, срок водопользования до 30 июня 2025 года. Все условия указанного решения являются существенными (п. 4.2).
МУП «ЯТЭК» эксплуатирует следующие объекты негативного воздействия на окружающую среду с присвоением им II категории:
Биологические очистные сооружения - 01-0122-001129-П, адрес местоположения: Алтайский край, г. Яровое, Промзона, категория объекта - II, дата постановки на учёт – 28 сентября 2020 года;
Производственная территория № 2 карты гидрозолоудаления, код объекта - 01-0122-001608-П, адрес местоположения: Алтайский край, г. Яровое, пл. Предзаводская, 2/19, 2 км восточнее, категория объекта - II, дата постановки на учёт – 2 марта 2017 года;
Производственная территория № 1, ТЭЦ, код объекта - 01-0122-001609-П, адрес местоположения: Алтайский край, г. Яровое, Предзаводская площадь, дом 2/19, категория объекта - II, дата постановки на учёт - 2.03.2017.
По указанным объектам МУП предоставляет декларации о воздействии на окружающую среду с указанием нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ.
Согласно обжалуемому постановлению, проведённой проверкой установлены факты сброса МУП «ЯТЭК» сточных вод с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ, установленных Декларацией о воздействии на окружающую среду, через выпуски Т1 (период с 17 января 2023 года по 15 мая 2023 года), Т2 (период с 25 января 2023 года по 11 мая 2023 года), Т 5 (период с 17 января 2023 года по 15 мая 2023 года), Т6 (период с 25 января 2023 года по 11 мая 2023 года), Т 8 (период с 17 января 2023 года по 15 мая 2023 года) и Т9 (период с 17 января 2023 года по 15 мая 2023 года). Указанный вывод сделан на основании представленных протоколов испытаний.
Факт осуществления сбросов сточных вод в озеро Большое Яровое, а также само наличие превышения допустимого содержания в стоках загрязняющих веществ заявителем не оспаривается.
Между тем, заслуживают внимания доводы МУП «ЯТЭК» о том, что источником повышенного содержания загрязняющих веществ в сточных водах может являться результат осуществления деятельности в промышленной зоне г. Яровое предприятия АО «Алтайский Химпром», применяющего в производстве нефтепродукты и химические вещества. В обоснование своих доводом МУП «ЯТЭК» представило административному органу доказательства. В то же время, должностным лицом, вынесшим обжалованное постановление, указанным доводам оценка не дана, в решении отсутствуют выводы относительно совокупности представленных в дело Предприятием доказательств.
В рамках возбужденного дела об административном правонарушении не проведена экологическая экспертиза проб воды по фактам сброса Предприятием сточных вод с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ.
Данные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, в том числе для правильного установления субъекта правонарушения, ведущим специалистом-экспертом при вынесении постановления оставлены без исследования и оценки, выводы об установленных по делу обстоятельствах, в части установления субъекта, в нарушение п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении должным образом не мотивированы.
Указанное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, является существенным, повлиявшим на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения настоящего дела.
По смыслу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП, составляет один год.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица административного органа не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение, в ходе которого следует учесть изложенное, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении в их совокупности, дать оценку всем доводам и доказательствам, при необходимости осуществить другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ, и правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Алтайскому краю Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Веприк М.Ю. от 17 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия «Яровской теплоэлектрокомплекс» отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии решения.
Судья Д.И. Майер
Копия верна: судья Д.И. Майер
Решение не вступило в законную силу:________________________________