НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вышневолоцкого городского суда (Тверская область) от 12.05.2021 № 2А-406/2021

Дело № 2а – 406/2021

Решение

Именем Российской Федерации

12 мая 2021 г. г. Вышний Волочёк

Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Некрасова Р.Ю.,

при секретаре Широковой Е.А.,

с участием представителя административного истца помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Рузаевой К.Н.,

представителя административных ответчиков Администрации Вышневолоцкого городского округа, Управления жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности и благоустройства Администрации Вышневолоцкого городского округа Кулаковой О.Ш.,

представителя административного ответчика руководителя Управления жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности и благоустройства Администрации Вышневолоцкого городского округа Андреева С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности и благоустройства Администрации Вышневолоцкого городского округа, Управлению земельно-имущественных отношений и жилищной политики Администрации Вышневолоцкого городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обращению с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи автомобильной дороги местного значения и предоставлению документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возложении обязанности поставить на учет как бесхозяйную вещь автомобильную дорогу местного значения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, принять указанный объект недвижимого имущества в муниципальную собственность, организовать содержание и обслуживание автомобильной дороги местного значения,

установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности и благоустройства Администрации Вышневолоцкого городского округа, Управлению земельно-имущественных отношений и жилищной политики Администрации Вышневолоцкого городского округа, просил с учетом уточнения административного иска признать незаконным бездействие Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области и Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики Администрации Вышневолоцкого городского округа, выразившееся в непринятии мер по обращению с заявлением о постановке на учет в качестве безхозяйной вещи и предоставлением документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в отношении автомобильной дороги местного значения от д. № 42 по ул. Ржевский тракт до д. № 29 по ул.Лесная г. Вышний Волочек Тверской области. Обязать Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области и Управление земельно-имущественных отношений и жилищной политики Администрации Вышневолоцкого городского округа в течение 6 (шести) месяцев с даты вступления решения в законную силу поставить на учет как бесхозяйную вещь в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество автомобильную дорогу местного значения - от д. № 42 по ул. Ржевский тракт до д. № 29 по ул.Лесная г. Вышний Волочек Тверской области. Обязать Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области после истечения 1 (одного) года со дня постановки на учёт в качестве бесхозяйной недвижимой вещи автомобильную дорогу местного значения - от д. № 42 по ул. Ржевский тракт до д. № 29 по ул. Лесная г.Вышний Волочек Тверской области, принять в муниципальную собственность указанный бесхозяйный объект недвижимого имущества. Обязать Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области и Управление жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности и благоустройства Администрации Вышневолоцкого городского округа в течение 3 (трёх) месяцев со дня принятия в муниципальную собственность бесхозяйного объекта недвижимого имущества автомобильной дороги местного значения - от д. № 42 по ул.Ржевский тракт до д. № 29 по ул. Лесная г.Вышний Волочек Тверской области, организовать содержание и обслуживание автомобильной дороги местного значения от д. № 42 по ул. Ржевский тракт до д. № 29 по ул. Лесная г. Вышний Волочек Тверской области.

В обоснование административного иска указано, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Вышневолоцкого городского округа законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, по результатам которой установлено следующее.

В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно п.п. 1, 6, 12 ст. 13 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п.п. 6 и 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом, содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Как установлено ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Частью 2 ст. 12 указанного Федерального закона установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения установленных этим же законом вопросов местного значения.

При этом, согласно п. 1 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Пунктом 3 ст. 3 указанного закона предусмотрено, что искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Проведенная проверка показала, что автомобильная дорога от д. № 42 по ул. Ржевский тракт до д. № 35 по ул. Лесная г. Вышний Волочек расположена в границах муниципального образования Вышневолоцкий городской округ и не относится к автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, не является частной автомобильной дорогой. Следовательно, данный объект является бесхозяйным. В силу ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Проведенной проверкой установлено, что меры по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи указанной автомобильной дороги общего пользования местного значения, а также по ее оформлению в муниципальную собственность и включению в реестр муниципальной собственности администрацией Вышневолоцкого городского округа и Управлением земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа не принимались.

Отсутствие собственника автомобильной дороги влечет невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Указанный объект транспортной инфраструктуры используется для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, имеет структурные элементы объекта дорожного хозяйства - проезжую часть, грунтовое дорожное покрытие проезжей части. Дорога является элементом транспортной инфраструктуры, соединена в единую улично-дорожную сеть населенного пункта.

Таким образом, вышеуказанный объект дорожной сети, не имеющий собственника, отвечает признакам дороги, установленными в соответствии с требованиями п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ.

Следовательно, бездействие органа местного самоуправления по принятию мер по постановке на муниципальный баланс данной дороги, которая используется неопределенным кругом лиц, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

Бездействие органа местного самоуправления в указанной сфере может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, в частности, в сфере надлежащего обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку автомобильная дорога в настоящий момент находится в неудовлетворительном состоянии.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Рузаева К.Н. административный иск поддержала.

Представитель административных ответчиков Администрации Вышневолоцкого городского округа, Управления жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности и благоустройства Администрации Вышневолоцкого городского округа Кулакова О.Ш. возражала против удовлетворения административного иска. Из представленных письменных возражений следует, что по существу административного искового заявления Администрация Вышневолоцкого городского округа возражает в полном объеме и считает необходимым пояснить следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 6 статьи 3 указанного Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ, дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с ч.1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

На основании ч.9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

К полномочиям органов местного городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе относится: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (часть 1 статьи 13 Закона об автомобильных дорогах).

В силу статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.

Автомобильная дорога местного значения от д. 42 по ул. Ржевский тракт до д.35 по ул. Лесная г. Вышний Волочек Тверской области, в административном исковом заявлении Вышневолоцкого межрайонного прокурора от 25.02.2021 № 156ж-2021 в действительности не является автомобильной дорогой местного значения и не включена в реестр муниципальной собственности и перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области, не включена в адресный реестр, что подтверждается уведомлением Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа, постановлением Администрации Вышневолоцкого городского округа от 31.07.2020 № 305 и информацией Управления архитектуры и градостроительства администрации Вышневолоцкого городского округа.

Данная территория представляет собой земельный участок с элементами благоустройства, находится между частными домами, данный участок в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области отсутствует и представляет собой грунтовое основание, покрытое песчано-гравийной смесью, не являющийся объектом недвижимости.

В силу ст. 16 Земельного кодекса РФ земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.

При этом, в соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Таким образом, земля (земельный участок), не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, в силу закона является государственной собственностью и не может быть признана бесхозяйным имуществом.

В отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, администрация городского округа обладает только полномочиями по их предоставлению гражданам и юридическим лицам (ст. 3.1 и 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

По существу административное исковое заявление Вышневолоцкого межрайонного прокурора не имеет предмета для судебного рассмотрения.

В удовлетворении административного искового заявления просили отказать полностью.

В дополнении к возражениям указано, что информация Администрации Вышневолоцкого городского округа, направленная в адрес Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 15.12.2020 за №1025/1631, является ошибочной и первичными документами не подтверждается.

Представитель административного ответчика руководитель Управления жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности и благоустройства Администрации Вышневолоцкого городского округа Андреев С.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.

Представитель Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики Администрации Вышневолоцкого городского округа в судебное заседание не явился, о дате и времени извещены своевременно и надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (Управление Росреестра по Тверской области) в судебное заседание не явился, о дате и времени извещены своевременно и надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица МО МВД России «Вышневолоцкий» в судебное заседание не явился, о дате и времени извещены своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п.1,2 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно п.п. 1, 6, 12 ст. 13 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п.п. 6 и 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом, содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ) содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Частью 2 ст. 12 указанного Федерального закона установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пп. 1 и 6 ст.13 и ч.3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в частности, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения установленных этим же законом вопросов местного значения.

Согласно п. 1 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Пунктом 3 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ предусмотрено, что искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Из Акта обследования улично-дорожной сети, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 18.02.2021 года с приложенными фотоматериалами, следует, что на участке: от дома №42 ул. Ржевский тракт до дома №35 ул. Лесная города Вышний Волочек Тверской области о том, что: проезжая часть дороги имеет ширину, которая не предоставляет возможность для движения транспортных средств в двух направлениях, поэтому, движение транспортных средств, в случае встречного разъезда будет затруднено, при этом знаки приоритета отсутствуют. На проезжей части дороги между жилыми домами № 37 и 39 по улице Лесная города вышний Волочек Тверской области присутствует помеха в дорожном движении в виде водоотводной канавы, которая перпендикулярно пересекает дорогу. Кроме того, в водоотводной канаве отсутствует водопропускная труба, а также отсутствует необходимое инженерное сооружение, обеспечивающее беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов.

Из Акта осмотра автомобильной дороги, расположенной от д. № 42 по ул. Ржевский тракт до д. № 29 по ул. Лесная г. Вышний Волочек от 11 мая 2021 года, с приложенными фотоматериалами, следует, что от д. № 42 по ул. Ржевский тракт до д. № 29 по ул. Лесная г. Вышний Волочек расположена дорога длинной 180 метров, шириной 3,5 м., которая представляет собой приспособленную и используемую для движения транспортных средств неограниченного круга лиц полосу земли. Дорога включает в себя одну проезжую часть, которая выполнена в грунтовом исполнении. Дорога является объектом транспортной инфраструктуры, является элементом улично-дорожной сети г. Вышний Волочек. Данный объект отвечает признакам, указанным в статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ и пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Согласно сообщению Управления архитектуры и градостроительства администрации Вышневолоцкого городского округа от 25.03.2021 года, проезд от Ржевского тракта (в районе земельного участка номер 42) до ул. Лесная в г. Вышний Волочек Вышневолоцкого городского округа Тверской области, в соответствии с картой развития транспортной инфраструктуры Генерального плана города Вышний Волочек, является проектируемой улицей местного значения. Осуществление застройки примыкающих к проезду территорий должно быть завершено в период действия Генерального плана т.е. до 2039 года. Проектируемая улица местного значения - проезд от Ржевского тракта (в районе земельного участка номер 42) до ул. Лесная в г. Вышний Волочек Вышневолоцкого городского округа Тверской области в Адресный реестр не включена. Данные сведения подтверждаются картой развития транспортной инфраструктуры генерального плана города Вышний Волочек.

Таким образом, представленными в судебном заседании доказательствами, подтверждается, что объект транспортной инфраструктуры автомобильная дорога местного значения от д. № 42 по ул. Ржевский тракт до д. № 29 по ул.Лесная г. Вышний Волочек Тверской области используется для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, имеет структурные элементы объекта дорожного хозяйства - проезжую часть, грунтовое дорожное покрытие проезжей части. Дорога является элементом транспортной инфраструктуры города Вышний Волочек, соединена в единую улично-дорожную сеть города Вышний Волочек. Позиция административного ответчика Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области о том, что данная территория представляет собой земельный участок с элементами благоустройства, находится между частными домами, представляет собой грунтовое основание, покрытое песчано-гравийной смесью, не являющийся объектом недвижимости, опровергается исследованными в судебном заседании доказательствами.

Из ответа Администрации Вышневолоцкого городского округа от 04.09.2020г. на представление Вышневолоцкого межрайонного прокурора следует, что представление Вышневолоцкого межрайонной прокуратуры признано законным и обоснованным. Сотрудниками отдела дорожного хозяйства и транспорта Управления жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности и благоустройства Администрации Вышневолоцкого городского округа проведено обследование автомобильной дороги от ул.Ржевский тракт д.42 до ул.Лесная д.29 в г.Вышний Волочек. В результате проверки на данной автомобильной дороге имеет место нарушение профиля и целостности в виде просадки и выпучивания дорожного полотна. В сентябре 2020 года силами МБУ «Благоустройство» проведены работы по грейдированию данного участка автомобильной дороги. Автомобильная дорога от ул. Ржевский тракт д.42 до ул.Лесная д.29 в г.Вышний Волочек не числится в реестре муниципального имущества Администрации Вышневолоцкого городского округа. В настоящее время Управлением земельно-имущественных отношений и жилищной политики Администрации Вышневолоцкого городского округа ведутся работы по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи указанной автомобильной дороги общего пользования местного значения, а также по ее оформлению в муниципальную собственность и включению в реестр муниципальной собственности Администрации Вышневолоцкого городского округа.

Из обращения Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики Администрации Вышневолоцкого городского округа к Главе Вышневолоцкого городского округа от 22.03.2021г. следует, что Управление земельно-имущественных отношений и жилищной политики Администрации Вышневолоцкого городского округа просит уточнить бюджет, увеличить финансирование на реализацию муниципальной программы Управление имуществом и земельными ресурсами, расположенными на территории муниципального образования Вышневолоцкий городской округ на 2021 года, выделить денежные средства на выполнение работ по изготовлению технических планов и внесение сведений об объектах недвижимости в ЕГРН в отношении автомобильной дороги от ул. Ржевский тракт д.42 до ул.Лесная д.35 в г.Вышний Волочек.

Из представленного Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской следует, что автомобильная дорога от ул. Ржевский тракт д.42 до ул.Лесная д.29 в г.Вышний Волочек, не включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Согласно Уведомлениям от 19.04.2021г. об отсутствии в реестре муниципального имущества Вышневолоцкого городского округа Тверской области земельный участок и автомобильная дорога от ул. Ржевский тракт д.42 до ул.Лесная д.29 в г.Вышний Волочек, не включены в реестр муниципального имущества Вышневолоцкого городского округа Тверской области.

Согласно Договору оперативного управления муниципальным имуществом Вышневолоцкого городского округа от 21.02.2020г. автомобильная дорога от ул. Ржевский тракт д.42 до ул.Лесная д.29 в г.Вышний Волочек не передана в оперативное управление Управлению жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности и благоустройства администрации Вышневолоцкого городского округа для проведения текущего и капитального ремонта.

Таким образом, автомобильная дорога от д. № 42 по ул. Ржевский тракт до д. № 29 по ул. Лесная г. Вышний Волочек расположена в границах муниципального образования Вышневолоцкий городской округ и не относится к автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, не является частной автомобильной дорогой. Данная автомобильная дорога не включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, не включена в реестр муниципального имущества Вышневолоцкого городского округа Тверской области, не передана в оперативное управление Управлению жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности и благоустройства администрации Вышневолоцкого городского округа для проведения текущего и капитального ремонта, следовательно, данный объект является бесхозяйным.

В силу ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Представленными доказательствами подтверждается, что меры по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи указанной автомобильной дороги общего пользования местного значения, а также по ее оформлению в муниципальную собственность и включению в реестр муниципальной собственности администрацией Вышневолоцкого городского округа и Управлением земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа не принимались.

Отсутствие собственника автомобильной дороги влечет невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Бездействие органа местного самоуправления по принятию мер по постановке на муниципальный баланс данной дороги, которая используется неопределенным кругом лиц, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

При таких обстоятельствах следует признать незаконным бездействие Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области и Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики Администрации Вышневолоцкого городского округа, выразившееся в непринятии мер по обращению с заявлением о постановке на учет в качестве безхозяйной вещи и предоставлением документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в отношении автомобильной дороги местного значения от д. № 42 по ул. Ржевский тракт до д. № 29 по ул.Лесная г. Вышний Волочек Тверской области. Обязать Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области и Управление земельно-имущественных отношений и жилищной политики Администрации Вышневолоцкого городского округа в течение 6 (шести) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу поставить на учет как бесхозяйную вещь в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество автомобильную дорогу местного значения - от д. № 42 по ул. Ржевский тракт до д. № 29 по ул.Лесная г. Вышний Волочек Тверской области. Обязать Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области после истечения 1 (одного) года со дня постановки на учёт в качестве бесхозяйной недвижимой вещи автомобильную дорогу местного значения - от д. № 42 по ул. Ржевский тракт до д. № 29 по ул. Лесная г.Вышний Волочек Тверской области, принять в муниципальную собственность указанный бесхозяйный объект недвижимого имущества. Обязать Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области и Управление жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности и благоустройства Администрации Вышневолоцкого городского округа в течение 3 (трёх) месяцев со дня принятия в муниципальную собственность бесхозяйного объекта недвижимого имущества автомобильной дороги местного значения - от д. № 42 по ул.Ржевский тракт до д. № 29 по ул. Лесная г.Вышний Волочек Тверской области, организовать содержание и обслуживание автомобильной дороги местного значения от д. № 42 по ул. Ржевский тракт до д. № 29 по ул. Лесная г. Вышний Волочек Тверской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданный в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности и благоустройства администрации Вышневолоцкого городского округа, Управлению земельно-имущественных отношений и жилищной политики Администрации Вышневолоцкого городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обращению с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи автомобильной дороги местного значения и предоставлению документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возложении обязанности поставить на учет как бесхозяйную вещь автомобильную дорогу местного значения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, принять указанный объект недвижимого имущества в муниципальную собственность, организовать содержание и обслуживание автомобильной дороги местного значения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области и Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики Администрации Вышневолоцкого городского округа, выразившееся в непринятии мер по обращению с заявлением о постановке на учет в качестве безхозяйной вещи и предоставлением документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в отношении автомобильной дороги местного значения от д. № 42 по ул. Ржевский тракт до д. № 29 по ул.Лесная г. Вышний Волочек Тверской области.

Обязать Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области и Управление земельно-имущественных отношений и жилищной политики Администрации Вышневолоцкого городского округа в течение 6 (шести) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу поставить на учет как бесхозяйную вещь в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество автомобильную дорогу местного значения - от д. № 42 по ул. Ржевский тракт до д. № 29 по ул.Лесная г. Вышний Волочек Тверской области.

Обязать Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области после истечения 1 (одного) года со дня постановки на учёт в качестве бесхозяйной недвижимой вещи автомобильную дорогу местного значения - от д. № 42 по ул. Ржевский тракт до д. № 29 по ул. Лесная г.Вышний Волочек Тверской области, принять в муниципальную собственность указанный бесхозяйный объект недвижимого имущества.

Обязать Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области и Управление жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности и благоустройства Администрации Вышневолоцкого городского округа в течение 3 (трёх) месяцев со дня принятия в муниципальную собственность бесхозяйного объекта недвижимого имущества автомобильной дороги местного значения - от д. № 42 по ул.Ржевский тракт до д. № 29 по ул. Лесная г.Вышний Волочек Тверской области, организовать содержание и обслуживание автомобильной дороги местного значения от д. № 42 по ул. Ржевский тракт до д. № 29 по ул. Лесная г. Вышний Волочек Тверской области.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (21 мая 2021 года).

Председательствующий Р.Ю. Некрасов

Дело № 2а – 406/2021