ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 мая 2022 г. г. Вышний Волочек
Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Емельяновой Л.М.,
при секретаре Сычевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Вышневолоцкого городского округа Тверской области к Моисеевой Наталье Евгеньевне о взыскании излишне выплаченных денежных средств на преодоление трудной жизненной ситуации по социальному контракту,
установил:
Государственное казенное учреждение Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Вышневолоцкого городского округа Тверской области обратилось в суд с иском к Моисеевой Наталье Евгеньевне, в котором просит взыскать с ответчика остаток денежных средств, выплаченных Моисеевой Наталье Евгеньевне на преодоление трудной жизненной ситуации, в сумме 72865,22 руб.
В обоснование исковых требований указано, что между сторонами заключен социальный контракт, направленный на преодоление трудной жизненной ситуации на период с 29 июля 2021 г. по 28 января 2022 г. Моисеевой Н.Е. на основании названного контракта производилось оказание государственной социальной помощи в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 12144,22 руб. в течение 6 месяцев. Выплата произведена в полном объеме на общую сумму 72865,22 руб. В соответствии с программой адаптации, утвержденной комиссией по оказанию государственной социальной помощи на основе социального контракта, Моисеевой Н.В. в целях повышения уровня и качества жизни граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, необходимо было приобрести компьютер на общую сумму 72950 руб. В нарушение условий заключенного контракта Моисеевой Н.Е. не были предоставлены чеки о приобретенном товаре, в связи с чем выплаченная за шесть месяцев сумма в размере 72 865,22 рублей подлежит взысканию с ответчика.
Определением судьи от 4 апреля 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты населения Тверской области.
Представитель истца Государственного казенного учреждения Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Вышневолоцкого городского округа Тверской области в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее в судебном заседании представитель Смирнова И.В. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что Моисеева Н.Е. обратилась в Учреждение с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта, так как семья является многодетной и для обучения детей требовалось приобретение компьютера; сотрудники ГКУ выехали по месту жительства заявителя, провели обследование условий жизни семьи, было установлено, что детям для обучения необходим компьютер; Моисеевой Н.Е. денежные средства были перечислены в общей сумме 72865,22 руб., но за полученные средства ответчик не отчиталась, о целевом использовании денежных средств не сообщила; в устной беседе Моисеева Н.Е. сообщила сотрудникам ГКУ, что дети еще маленькие, могут подождать с покупкой компьютера, и что денежные средства потрачены ею на другие нужды; при заключении социального контракта Моисеевой Н.Е. было разъяснено, что он заключается в соответствии с программой социальной адаптации и денежные средства должны быть потрачены исключительно на приобретение имущества, указанного в программе адаптации. О времени и месте судебного заседания извещалась по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик Моисеева Н.Е.. в судебное заседание не явилась, ходатайств не заявила, возражений относительно исковых требований не представила. О времени и месте судебного заседания извещалась по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по адресу регистрации по месту жительства согласно адресной справке: <адрес>, судебная корреспонденция возвращена в суд по «истечении срока хранения».
Представитель третьего лица Министерство социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, ходатайств не заявили. О времени и месте судебного заседания извещались по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В пунктах 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» даны следующие разъяснения.
Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).
Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законом не предусмотрено иное.
Суд принял все необходимые меры для своевременного извещения ответчиа о времени и месте судебного заседания.
Ставя реализацию процессуальных прав в зависимость от принципов разумности и добросовестности, законодатель возлагает на лиц обязанность претерпевать негативные последствия в случае нарушения данных принципов.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих получению ответчиком судебного извещения по адресу регистрации по месту жительства, не представлено, ответчик имела возможность своевременно получить судебное извещение по месту постоянной регистрации и реализовать свои процессуальные права в суде.
Также суд учитывает, что избрав в качестве места регистрации вышеуказанное жилое помещение ответчик определила местом исполнения своих прав и обязанностей именно указанный адрес. В связи с этим, последствия, наступившие вследствие неполучения направленной на ее имя в указанный адрес судебной корреспонденции, являются результатом неисполнения Моисеевой Н.Е. обязанностей перед оппонентом, государством и обществом.
При таких обстоятельствах суд полагает, что ответчик о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 113-117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом положений ст. ст. 165.1, 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В преамбуле Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» закреплено, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ (далее ФЗ № 178), государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 статьи 4.1 ФЗ № 178, в случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Тверской области от 29 декабря 2004 г. N 85-ЗО «О государственной социальной помощи в Тверской области» (в ред. от 1 ноября 2021 г.) (далее ФЗ № 85-ЗО), государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Тверской области.
Согласно статье 5 ФЗ № 85-ЗО, источником финансирования государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, являются средства областного бюджета. Расходы, связанные с реализацией настоящего Закона, определяются законом об областном бюджете на очередной финансовый год исходя из социально-экономической ситуации и имеющихся источников финансирования (в ред. Закона Тверской области от 17.07.2013 N 62-ЗО).
В силу статьи 7 ФЗ № 85-ЗО получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, проживающие на территории Тверской области, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Тверской области, граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также граждане, имеющие право на получение государственной социальной помощи в соответствии с настоящим Законом.
Согласно п. 2 статьи 8 ФЗ № 85-ЗО, материальная помощь предоставляется: гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Тверской области. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается Правительством Тверской области с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
Согласно статье 9 ФЗ № 85-ЗО, порядок назначения и оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, устанавливается Правительством Тверской области.
Постановлением Правительства Тверской области от 15 октября 2013 г. № 486-пп «Об утверждении Порядка назначения и оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта в Тверской области» (с изменениями на 12 апреля 2021 года) в целях повышения уровня и качества жизни малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказания содействия в реализации их трудового потенциала Правительство Тверской области постановляет Утвердить Порядок назначения и оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта в Тверской области (далее – Порядок).
Основными принципами назначения и оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта являются:
1) добровольность участия;
2) индивидуальный подход при определении условий социального контракта;
3) обязательность исполнения условий социального контракта;
4) целевой характер оказания социальной помощи.
С целью реализации мероприятий социального контракта государственное казенное учреждение Тверской области - центр социальной поддержки населения по месту жительства либо по месту пребывания заявителя (далее - ГКУ) исходя из условий жизни заявителя (членов семьи заявителя) оказывает содействие в получении иных видов поддержки, в том числе в назначении и получении мер социальной поддержки.
Пунктом 19 Порядка установлено, что решение о назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта, включая ее размер, принимается ГКУ с учетом предложения Комиссии, которая дает оценку документам, представленным заявителем (представителем заявителя).
Уведомление о назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта с приложением социального контракта, подписанного директором ГКУ в двух экземплярах, и утвержденной программы социальной адаптации или уведомление об отказе в назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта с указанием оснований отказа и порядка обжалования принятого ГКУ решения, направляется ГКУ заявителю (представителю заявителя) посредством почтовой связи по адресу, указанному в заявлении, либо при наличии технической возможности посредством Единого портала не позднее чем через 10 дней после подачи заявления (п. 21 Порядка).
Социальный контракт подписывается получателем, после чего один экземпляр социального контракта передается в ГКУ одним из способов, указанных в пункте 6 Порядка (п. 23 Порядка).
Пунктом 24 Порядка установлено, что сроки и размеры денежной выплаты определяются с учетом мероприятий программы социальной адаптации получателя, при реализации мероприятий по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, продолжительность денежной выплаты получателю - не более 6 месяцев.
Пунктом 25 Порядка, установлено, что денежные средства государственной социальной помощи, полученные на основе социального контракта, используются получателем исключительно на мероприятия программы социальной адаптации.
Пунктом 28 Порядкаустановлено, что сопровождение социального контракта и контроль за выполнением программы социальной адаптации получателя на всех этапах выполнения социального контракта, а также проведение оценки выполнения мероприятий программы социальной адаптации получателя осуществляется специалистами ГКУ.
Социальный контракт по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, заключается по форме согласно приложению 10 к Порядку.
Социальный контракт заключается на следующий срок: не более чем на 6 месяцев - по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Размер государственной социальной помощи на основе социального контракта не подлежит изменению в течение всего срока действия социального контракта (п. 34 Порядка).
Заключение социального контракта осуществляется после утверждения директором ГКУ программы социальной адаптации получателя (пункт 35 Порядка).
Социальный контракт определяет права и обязанности сторон, в том числе обязанность получателя выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации, представлять в ГКУ информацию о наступлении обстоятельств, влияющих на реализацию программы социальной адаптации, в течение 5 дней со дня их наступления, взаимодействовать со специалистом ГКУ и (или) уполномоченным протоколом Комиссии членом Комиссии, осуществляющим сопровождение социального контракта, регулярно представлять все сведения о ходе исполнения указанной программы (пункт 36 Порядка).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Моисеева Н.Е. обратилась в Государственное казенное учреждение Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Вышневолоцкого городского округа Тверской области с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта, указав сведения о членах семьи в количестве 8 человек: муж - ФИО18, <дата> года рождения, сын - ФИО3, <дата> года рождения, дочь - ФИО4, <дата> года рождения, дочь - ФИО5, <дата> года рождения, сын - ФИО6, <дата> года рождения, дочь - ФИО7, <дата> года рождения, дочь - ФИО8, <дата> года рождения, дочь - ФИО9, <дата> года рождения.
В соответствии с распоряжением комиссии по оказанию государственной социальной помощи ГКУ ТО «Центр социальной поддержки населения» Вышневолоцкого городского округа Тверской области от 29 июля 2021 г. Моисеевой Н.Е. назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта в соответствии с программой социальной адаптации в размере 12 144,22 руб. ежемесячно на срок 6 месяцев - до 31 января 2022 г. (общая сумма 72865,32 руб.).
Сообщением ГКУ ТО «ЦСПН» Вышневолоцкого городского округа Тверской области Моисеева Н.Е. уведомлена о необходимости обращения в Учреждение для оформления социального контракта.
Данное уведомление получено Моисеевой Н.Е. лично.
Указанное распоряжение принято комиссией на основании листа собеседования, акта материально-бытового обследования условий проживания от 28 июля 2021 г. и в связи с разработанной Программой социальной адаптации (на иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации) от 29 июля 2021 г.
Согласно утвержденной программе социальной адаптации, получателем государственной социальной помощи на основе социального контракта является Моисеева Н.Е.; дата начала действия социального контракта – 1 августа 2021 г., окончание – 28 января 2022 г.; планируемые активные действия получателя – приобретение компьютера; стоимость затрат – 72950 руб.; приобретение компьютера обеспечит успешность социальной адаптации детей, их общего развития и обучения в школе; денежные средства, полученные на условиях социального контракта, будут потрачены на приобретение жизненно необходимых вещей; освободившиеся денежные средства семьи будут направлены на приобретение других необходимых предметов.
В листе собеседования (акт материально-бытового обследования), указаны сведения о гражданине, претендующем на заключение социального контракта: заявитель – Моисеева Наталья Евгеньевна, <дата> года рождения, находится в отпуске по уходу за ребенком; супруг - ФИО18, <дата> года рождения, работает: <данные изъяты> кладовщиком; сын – ФИО3, <дата> года рождения, учащийся ГБПОУ «Вышневолоцкий колледж»; дочь - ФИО4, <дата> года рождения, учащаяся <данные изъяты>; дочь – ФИО5, <дата> года рождения, учащаяся <данные изъяты>; сын – ФИО6, <дата> года рождения, учащийся <данные изъяты>; дочь – ФИО7, воспитанница <данные изъяты>; дочь –ФИО8, <дата> года рождения, домашняя; дочь – ФИО9, <дата> года рождения, домашняя; материальное положение – со слов Моисеевой Н.Е.; семья нуждается в приобретении компьютера для детей, что даст возможность повысить материальный достаток в семье и улучшить уровень образования детей; совокупный доход семьи за 3 месяца составляет 250661,54 руб., среднедушевой доход семьи за 3 месяца – 27851,28 руб.; сведения об имуществе – квартира, расположенная по адресу: <адрес>; жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок по указанному адресу; земельный участок по адресу: <адрес>, находится у ответчика в аренде.
Согласно акту материально-бытового обследования условий проживания от 29 июля 2021 г., Моисеева Наталья Евгеньевна, <дата> года рождения, проживает по адресу: <адрес>, двухкомнатная благоустроенная квартира, в 4-х этажном кирпичном многоквартирном доме, общей площадью 42,7 кв.м., жилой площадью 26,6 кв.м., с частичными удобствами (холодное водоснабжение); категория семьи - полная многодетная семья; состав семьи – замужем, 7 детей, муж - ФИО18, <дата> года рождения, работает в <данные изъяты> кладовщиком; сын - ФИО3, <дата> года рождения; дочь - ФИО4, <дата> года рождения; дочь - ФИО5, <дата> года рождения, сын - ФИО6, <дата> года рождения, дочь - ФИО7, <дата> года рождения, дочь - ФИО8, <дата> года рождения, дочь - ФИО9, <дата> года рождения; сведения о доходах: ежемесячные детские пособия - 1596 руб., ежемесячные пособия ребенку до 1,5 лет - 7082,85 руб., ЕДВ на 3 ребенка - 23787,18 руб., ЕДВ от 3-х до 7 лет: апрель - 5946,80 руб., май - 5946,80 руб., июнь - 3369,85 руб., заработная плата супруга - 46000 руб., среднедушевой доход - 9283,76 руб.; Моисеева Н.Е. обратилась в ГКУ «КЦСОН» Вышневолоцкого городского округа в целях оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта в связи с трудной жизненной ситуацией для приобретения компьютера для детей, в целях учебной деятельности, освоения школьной и профессиональной программы, их общего развития.
29 июля 2021 г. с Моисеевой Н.Е. был заключен социальный контракт по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.
П. 1.1 названного контракта определено, что его предметом является предоставление получателю государственной социальной помощи в целях его социальной адаптации и преодоления им трудной жизненной ситуации (иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации).
С условиями социального контракта Моисеева Н.Е. была ознакомлена и согласна, о чем свидетельствует ее подпись в договоре.
Материалами дела подтверждено, что ГКУ ТО «ЦСПН» Вышневолоцкого городского округа Тверской области исполнило свои обязательства по названному социальному контракту, денежные средства в сумме 72865,32 руб. (ежемесячная выплата составляет 12144,22 руб.) были перечислены ответчику Моисеевой Н.Е. за период с августа 2021 г. по январь 2022 г.
Факт получения денежных средств, выделенных на основании названного социального контракта, ответчиком не оспорен.
Также ответчик Моисеева Н.Е. не оспаривала, что выделенные денежные средства имели целевой назначение и должны были быть потрачены именно на приобретение компьютера, что подтверждается отчетом Моисеевой Н.Е. от 16 сентября 2021 г., содержащимся в материалах дела, из которого следует, что денежная сумма (24288,44 руб.) находится на личном счете Моисеевой Н.Е. и пока не потрачена, находится в процесса накопления на приобретение компьютера.
Согласно адресной справке МО МВД России «Вышневолоцкий», Моисеева Наталья Евгеньевна, <дата> года рождения, зарегистрирована по месту жительства с 28 апреля 2006 г. по адресу: <адрес>.
Ответчик Моисеева (до брака «Болматкова»), Наталья Евгеньевна, <дата> года рождения, состоит в зарегистрированном браке с ФИО18, что подтверждается актовой записью о заключении брака № от <дата>.
Моисеевы Н.Е. и ФИО18. являются родителями: ФИО3, <дата> года рождения; ФИО4, <дата> года рождения; ФИО5, <дата> года рождения; ФИО6, <дата> года рождения; ФИО7, <дата> года рождения; ФИО8, <дата> года рождения; ФИО9, <дата> года рождения.
В силу пунктов 3.2.1, 3.2.3, 3.2.6 Контракта от 29 июля 2021 г., получатель обязан: предпринимать действия по выполнению мероприятий, предусмотренных контрактом; своевременно предоставлять сведения, подтверждающие расходование денежной выплаты на реализацию мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации; ежемесячно, до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в Управление отчет о выполненном мероприятии программы социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих исполнение мероприятий.
Пунктом 47 Порядка установлен порядок возврата ежемесячной денежной выплаты или единовременной денежной выплаты:
1) в случае выявления необоснованной выплаты ГКУ в течение 5 рабочих дней со дня выявления данного факта направляет получателю посредством почтовой связи по адресу, указанному в заявлении, либо при наличии технической возможности посредством Единого портала требование о возврате суммы денежной выплаты;
2) требование о возврате денежной выплаты подлежит исполнению получателем в течение 30 дней со дня получения указанного требования;
3) в случае невыполнения в установленный срок получателем требования о возврате денежной выплаты ГКУ обеспечивает ее взыскание в судебном порядке.
Согласно пункту 56 Порядка в рамках оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта получатель, с которым заключен социальный контракт, обязан:
1) ежемесячно представлять в ГКУ документы, подтверждающие факт выполнения получателем мероприятий программы социальной адаптации;
2) уведомить ГКУ в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и ведения личного подсобного хозяйства в период действия социального контракта;
3) представлять по запросу ГКУ информацию об условиях жизни получателя (членов семьи получателя) по мероприятиям социального контракта в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.
Как следует из материалов дела, обязанность, предусмотренная положениями раздела 3 Контракта от 29 июля 2021 г., а также пунктов 38, 55-56 Порядка по предоставлению ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, а также целевом расходовании денежных средств, Моисеевой Н.Е. не исполнена.
В соответствии с подпунктами 1-3 пункта 41 Порядка, ГКУ в одностороннем порядке прекращает оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта путем расторжения социального контракта по следующим основаниям: невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации; нецелевое использование денежных средств при выполнении обязательств в рамках социального контракта; непредставление получателем в срок, установленный в социальном контракте, отчетов, и (или) представление получателем в отчетах недостоверной информации (сведений) о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
В силу пункта 42 Порядка уведомление о расторжении социального контракта, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 7, 9 пункта 41 Порядка, направляется получателю посредством почтовой связи по адресу, указанному в заявлении, либо при наличии технической возможности посредством Единого портала не позднее 10 дней со дня установления ГКУ оснований для прекращения оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта.
Согласно пункту 46 Порядка, суммы ежемесячной денежной выплаты или единовременной денежной выплаты, необоснованно выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представления документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытия сведений, необходимых для назначения государственной социальной помощи на основе социального контракта), а также в случае расторжения социального контракта по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 4 пункта 41 и пунктом 43 Порядка, подлежат возврату в областной бюджет Тверской области.
10 февраля 2022 г. Государственным казенным учреждением Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Вышневолоцкого городского округа Тверской области ответчику Моисеевой Н.Е. направлено уведомление о необходимости предоставления чеков о приобретенных товарах либо возмещении полученной денежной суммы в размере 72 865,22 руб.
Однако на уведомление Моисеева Н.Е. не отреагировала, необходимые документы истцу не представила, излишне выплаченные ей денежные средства не вернула.
Пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Судом установлено, что выплаченная Моисеевой Н.Е. денежная сумма не является результатом счётной ошибки и произошла вследствие недобросовестности ответчика, которая нарушила требования социального контракта по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации от 29 июля 2021 г., не предоставив отчет о соблюдении программы социальной адаптации.
Доказательств того, что сумма в размере 72865,22 руб. была потрачена именно на цели, предусмотренные программой социальной адаптации (приобретение компьютера), либо возвращена в Государственное казенное учреждение Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Вышневолоцкого городского округа Тверской области, материалы дела не содержат.
Исходя из установленных обстоятельств, суд полагает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить и взыскать с ответчика в пользу истца 72 865,22 руб. в счёт излишне выплаченных денежных средств на преодоление трудной жизненной ситуации по социальному контракту по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации от 29 июля 2021 г.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Ответчик не освобождена от уплаты государственной пошлины.
Истцом заявлено требование имущественного характера (взыскание денежных средств в размере 72865,22 руб.), государственная пошлина по которому составляет 2385,96 рублей.
Поскольку истец Государственное казенное учреждение Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Вышневолоцкого городского округа Тверской области освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче настоящего иска в суд, иск подлежит удовлетворению, с ответчика в доход местного бюджета муниципального образования «Вышневолоцкий городской округ» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2385,96 руб.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск Государственного казенного учреждения Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Вышневолоцкого городского округа Тверской области к Моисеевой Наталье Евгеньевне о взыскании излишне выплаченных денежных средств на преодоление трудной жизненной ситуации по социальному контракту удовлетворить.
Взыскать с Моисеевой Натальи Евгеньевны, <дата> года рождения, уроженки <адрес>, в пользу Государственного казенного учреждения Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Вышневолоцкого городского округа Тверской области излишне выплаченные денежные средства на преодоление трудной жизненной ситуации по социальному контракту по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, от 29 июля 2021 года в сумме 72865 (семьдесят две тысячи восемьсот шестьдесят пять) рублей 22 копейки.
Взыскать с Моисеевой Натальи Евгеньевны, <дата> года рождения, уроженки <адрес>, в доход местного бюджета муниципального образования «Вышневолоцкий городской округ» государственную пошлину в сумме 2385 (две тысячи триста восемьдесят пять) рублей 96 копеек.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Л.М.Емельянова
УИД 69RS0006-01-2022-000900-11
1версия для печатиДело № 2-473/2022 ~ М-373/2022 (Решения)