НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Выксунского городского суда (Нижегородская область) от 14.07.2021 № 2А-907/2021

Дело №2а-907/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Красовской Ю.О., при секретаре Утиной О.Н., с участием представителя административного истца ООО «Стандартъ» Петросян Д.С., представителя второго административного ответчика прокуратуры Нижегородской области и Выксунской городской прокуратуры Митрофановой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюООО «Стандартъ» к Выксунской городской прокуратуре, Выксунскому городскому прокурору Нижегородской области Сайгину Д.А., заместителю Выксунского городского прокурора Нижегородской области Кудрячковой Т.Е. и прокуратуре Нижегородской области о признании незаконными представлений от … №… и от … №…,

у с т а н о в и л:

ООО «Стандартъ» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными представление и.о. Выксунского городского прокурора Нижегородской области Кудрячковой Т.Е. от и представление Выксунского городского прокурора Нижегородской области Сайгина Д.А. от об устранении нарушений трудового законодательства.

Требования мотивированы тем, что в представлении №от прокурор пришел к выводу о том, что расчетные листки работников ООО «Стандартъ» содержат недостоверные сведения, поскольку в них в качестве одной из выплат указывается «компенсация за вредные условия труда» и не указывается «премия». По результатам рассмотрения указанного представления с участием помощника прокурора г. Выкса Митрофановой Е.А. Общество привело форму расчетного листка в соответствие с коллективным договором и положением о премировании и материальном стимулировании работников, указав в расчетных листках работников и компенсации за вредные условия труда, и премии. прокурор внес новое представление об устранении нарушений трудового законодательства №, содержащим ссылку на ранее внесенное представление №, которым обязывал ООО «Стандартъ» в месячный срок произвести перерасчет среднего заработка работникам организации, уволенным по сокращению численности штата в года, и выплате расчета при увольнении с учетом выполненного перерасчета среднего заработка путем включения в расчет суммы компенсации за вредные условия труда. По результатам рассмотрения представления административным истцом был направлен в Выксунскую городскую прокуратуру ответ от , в котором обосновал неправомерность заявленных административным ответчиком требований и указал на отклонение представления. После этого на основании вынесенных в отношении ООО «Стандарт» представлений Выксунская городская прокуратура обратилась в Выксунский городской суд с исковым заявлением о взыскании денежных средств, в котором требует взыскать с ООО «Стандартъ» в пользу уволенных сотрудников денежные средства при увольнении в связи с сокращением численности работников организации, а также соответствующие суммы денежной компенсации, в связи с чем полагает, что оспариваемыми ненормативными правовыми актами на административного истца возлагаются обязанности, которые он считает незаконными и необоснованными, поскольку дополнительные (повышенные) компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не являются компенсационными или стимулирующими в смысле ст. 129 ТК РФ, а представляют собой возмещение работнику физиологических затрат и затрат здоровья, возникающих при работе с вредными условиями труда и, соответственно, с точки зрения Положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» данная разновидность компенсаций является иной выплатой, не относящейся к оплате труда, не учитываемой при расчете среднего заработка работника, при этом полагая, что доводы прокурора о необходимости учета дополнительных компенсационных выплат при расчете среднего заработка, основанные на приравнивании дополнительных компенсаций за вредные условия труда к премии и отнесении к составным частям оплаты труда работника, являются необоснованными.

В судебном заседании представитель административного истца Петросян Д.С. (по доверенности) требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указав, что нарушение прав административного истца оспариваемыми представлениями от и обусловлено их обязательностью в силу п.1 ст.6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и необходимостью исполнения, может являться основанием для привлечения к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ. Кроме того, со ссылкой на результаты ранее проведенной городской прокуратурой проверки по обращению работников ООО «Стандартъ», г. Общество постановлением Государственной инспекции труда в НО привлечено к административной ответственности по ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ. Также истец полагает, что прокурор вышел за пределы заявленных требований, предъявляя требование о выплате расчета при увольнении, поскольку данное требование предполагает разрешение индивидуального трудового спора.

Административные ответчики Выксунский городской прокурор Сайгин Д.А. и заместитель Выксунского городского прокурора Кудрячкова Т.Е. участия в рассмотрении дела не принимали, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, в удовлетворении требований просили отказать.

Представитель второго административного ответчика Прокуратуры Нижегородской области и Выксунской городской прокуратуры – помощник прокурора Митрофанова Е.А. с административным иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в которых указывается на то, что оспариваемыми представлениями права и законные интересы административного истца не нарушены, имелись предусмотренные законом основания для внесения представлений, первое из которых было признано административным истцом обоснованным и удовлетворено; второе представление также было рассмотрено, но отклонено, в связи с чем прокурором предъявлен иск в суд, в настоящее время иск прокурора рассмотрен и удовлетворен судом, решение суда вступило в законную силу. Основания для привлечения к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ отсутствуют, поскольку представления были рассмотрены своевременно и даны ответы в установленный срок.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц (…часть текста отсутствует…), в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствии, в удовлетворении административного иска ООО «Стандартъ» просят отказать, поскольку представления внесены в ООО «Стандартъ» в их интересах, в защиту их трудовых прав.

Заинтересованные лица (…часть текста отсутствует…) в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, оригиналы материалов надзорных производств № … и № …, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд находит следующее.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст.226 КАС РФ, а именно: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст.226 КАС РФ, а именно: 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Согласно статье 10, части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. При осуществлении возложенных функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

В силу ст.21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов судебными приставами. В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 года № 84-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Моторичевой И.И. на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Как следует из положений ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.

По результатам проведенной прокуратурой проверки по обращению (…часть текста отсутствует…) и других прокурор пришел к выводу о том, что расчетные листки работников ООО «Стандартъ» содержат недостоверные сведения, поскольку в них в качестве одной из выплат указывается «компенсация за вредные условия труда» и не указывается «премия». Об устранении нарушений трудового законодательства и.о. Выксунского гор.прокурора Кудрячковой Т.Е. генеральному директору ООО «Стандартъ» было внесено представление за №.. .

По результатам рассмотрения указанного представления … с участием помощника прокурора г. Выкса Митрофановой Е.А. ООО «Стандартъ» привело форму расчетного листка в соответствие с коллективным договором и положением о премировании и материальном стимулировании работников, указав в расчетных листках работников и компенсации за вредные условия труда. О результатах рассмотрения представления было сообщено прокурору … исх.№.. .

В соответствии со ст.139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

В соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (ред. от 10.12.2016): 2. Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся: … л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;… н) премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; о) другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя. 3. Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

По результатам рассмотрения коллективного обращения бывших работников ООО «Стандартъ» (…часть текста отсутствует…) и других прокурор пришел к выводу, что при определении размера средней заработной платы при увольнении ряда работников в … г. полученная ими ежемесячная выплата - компенсация за вредные условия труда не была учтена при расчете, в связи с чем … Выксунский гор.прокурор внес представление об устранении нарушений трудового законодательства №…, в соответствии с которым требовал от ООО «Стандартъ» произвести перерасчет среднего заработка … работникам организации, уволенным по сокращению численности штата в … года, и выплате расчета при увольнении с учетом выполненного перерасчета среднего заработка путем включения в расчет суммы компенсации за вредные условия труда.

Вывод о допущенном нарушении трудового законодательства был сделан прокурором исходя из того, что согласно п.3 раздела 5 Коллективного договора, принятого на общем собрании трудового коллектива ООО «Стандартъ» …, заработная плата состоит из частей: основной части (оклад), стимулирующих выплат (премии, стимулирующие доплаты, надбавки), компенсационной части (доплата за работу с вредными условиями труда в размере …% от часовой тарифной ставки). При этом в течении года, предшествовавшего увольнению, ежемесячными приказами уволенным работникам по результатам специальной оценки условий труда утверждались и выплачивались дополнительные компенсационные выплаты за вредные условия труда. Согласно расчетных листков работников в тот же период им одновременно производились ежемесячные выплаты: доплата за вредные условия труда и компенсация за вредные условия труда, последняя из которых фактически являлась стимулирующей выплатой, но данные выплаты не были учтены при определении размера среднего заработка.

Представление прокурора ООО «Стандартъ» было рассмотрено в установленный срок. По результатам рассмотрения представления административным истцом был направлен в Выксунскую городскую прокуратуру ответ от …, в котором указал на отклонение представления в связи с необоснованностью, поскольку считает, что дополнительная компенсационная выплата работникам, занятым на работах с вредными условиями труда не является компенсационной или стимулирующей по смыслу ст.129 ТК РФ, является иной выплатой, не относящейся к оплате труда и не учитываемой при расчете среднего заработка (возмещение работнику физиологических затрат и затрат здоровья, возникающих при работе с вредными условиями труда).

Обязанностью должностного лица являлось рассмотрение данного представления, разрешение вопроса об удовлетворении содержащихся в нем требований – право лица, которому внесено представление, которое имеет возможность не согласиться с доводами представления и отклонить его.

В соответствии с ч.1 ст.17.7 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Данной нормой обеспечивается выполнение требования прокурора о рассмотрении представления и направлении мотивированного ответа. Как указывалось выше, в случае не согласия должностных лиц с представлением прокурора, содержащееся в нем требование реализуется путем специальных процедур: вынесения прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращения с иском в суд.

В рассматриваемом случае в связи с отклонением генеральным директором ООО «Стандартъ» представления прокурора от … и поступлением в прокуратуру коллективного обращения от … бывших работников ООО «Стандартъ» прокурором согласно ст.45 ГПК РФ в соответствии с предоставленными ему полномочиями было подано исковое заявление в Выксунский городской суд о взыскании денежных средств при увольнении данных работников, невыплаченных им в связи с неправильным определением размера средней заработной платы.

Законность и обоснованность требований прокурора и оценка правильности расчета среднего заработка и как следствие размера выплат при увольнении указанных в иске работников проверены судом в ходе рассмотрения гражданского дела № … по исковому заявлению Выксунского городского прокурора, по результатам рассмотрения которого судом … г. принято решение об удовлетворении исковых требований Выксунского городского прокурора и взыскании с ООО «Стандартъ» в пользу работников общества денежных средств при увольнении в связи с сокращением численности работников организации, а также денежной компенсации в соответствии со ст. 236 ТК РФ.

Решение суда от … г. обжаловано, апелляционным определением Нижегородского областного суда оставлено без изменения и вступило в законную силу … г.

Доводы административного истца о том, что его права оспариваемыми представлениями нарушаются также тем, что прокурор на них ссылался в исковом заявлении, подлежат отклонению, поскольку рассмотрение иска прокурора производится по правилам состязательного процесса в соответствии с ГПК РФ, в перечне письменных доказательств (ст.71 ГПК РФ) представление прокурора не значится, преюдициальным значением (ст.61 ГПК РФ) оно не обладает, заявленные в иске требования и их основания подлежали подтверждению заявившим их лицом по общим правилам доказывания (ст.ст.56, 57 ГПК РФ) с соблюдением требований об относимости и допустимости доказательств (ст.ст.59, 60 ГПК РФ).

Само по себе то обстоятельство, что со ссылкой на результаты ранее проведенной городской прокуратурой проверки по обращению работников ООО «Стандартъ», … г. Общество постановлением Государственной инспекции труда в НО привлечено к административной ответственности по ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ, о чем представлена копия соответствующего постановления, не свидетельствует о нарушении прав административного истца внесенными прокурором представлениями. Данное постановление в установленном порядке ООО «Стандартъ» на момент рассмотрения настоящего дела оспорено не было и незаконным не признано, а как следует из отметки на постановлении, оно вступило в законную силу … г.

Таким образом, объективных доказательств нарушения прав административного истца внесением оспариваемых представлений не представлено, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании незаконными представлений прокурора, поскольку совокупность условий, необходимая для удовлетворения заявленных требований при рассмотрении публично-правового спора, не усматривается, оспариваемое решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий должностного лица и с соблюдением установленной процедуры, сведений о том, что действиями ответчика нарушены права и свободы административного истца, созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, не установлено.

Доводы административного истца о том, что прокурор вышел за пределы предоставленных ему полномочий, вторгшись в отношения, составляющие индивидуальный трудовой спор, подлежат отклонению в силу следующего. В соответствии со ст.26 Закона о прокуратуре прокурор осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, при этом предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Согласно ст.28 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор или его заместитель вправе вносить представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение. Протесты и представления прокурором вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона.

Таким образом, Законом о прокуратуре предусмотрено право прокурора на внесение представления, в том числе об устранении нарушений трудовых прав работника исходя из предмета надзора согласно ст.28 Закона о прокуратуре, при этом данное представление вносится и рассматривается в порядке и сроки, которые установлены ст.24 Закона о прокуратуре. Наличие оснований для проведения проверок (коллективных обращений граждан) и принятия по их результатам актов прокурорского реагирования подтверждено представленными ответчиками материалами надзорных производств по жалобам.

При таких обстоятельствах оснований для признаниянезаконными представлений от … № … и от … №… об устранении нарушений трудового законодательства по доводам административного иска не имеется.

По указанным основаниям в удовлетворении административного искового заявления ООО «Стандартъ» следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Обществу с ограниченной ответственностью «Стандартъ» в удовлетворении административного искового заявления к Выксунской городской прокуроре, Выксунскому городскому прокурору Нижегородской области Сайгину Д.А., заместителю Выксунского городского прокурора Нижегородской области Кудрячковой Т.Е. и прокуратуре Нижегородской области о признании незаконными представлений от … №… и от … №… об устранении нарушений трудового законодательства отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 КАС РФ, в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Выксунский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья - Красовская Ю.О.