Дело № 2а – 73/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2016 года пос.Вожега
Вожегодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Хватовой Ю.Б.,
при секретаре Шоховой Н.С.,
с участием: представителя административного ответчика Юскасовой Т.А. по доверенности Пискунова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирилловском районе Вологодской области к Юскасовой Т.А. о взыскании пеней на обязательное пенсионное страхование,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирилловском районе Вологодской области (далее – ГУ УПФ РФ) обратилось в суд с требованиями к Юскасовой Т.А. о взыскании пеней на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
В обоснование иска указано, что с 10 октября 2000 года Юскасова Т.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, в связи с чем являлась плательщиком страховых взносов. Свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя она прекратила 16 апреля 2007 года, однако не уплатила своевременно и в полном объёме страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, допустив задолженность до 2010 года по уплате страховых взносов на страховую часть пенсии в размере 44 665 рублей, на накопительную часть пенсии – 6 047 рублей. В связи с неуплатой страховых взносов в установленный срок, начислены пени на страховую часть в размере 10 526 рублей 42 копейки, на накопительную часть в размере 1 425 рублей 13 копеек.
Просит взыскать с Юскасовой Т.А. в свою пользу пени на страховую часть трудовой пенсии в размере 10 526 рублей 42 копейки, пени на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1 425 рублей 13 копеек.
Представитель административного истца ГУ УПФ РФ в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддержал.
Административный ответчик Юскасова Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. В представленном отзыве просила в удовлетворении заявленных требований отказать в связи с истечением срокавзыскания.
Представитель административного ответчика Юскасовой Т.А. по доверенности Пискунов А.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать. Пояснил, что уплата пеней является дополнительной обязанностью и не может рассматриваться в отрыве от исполнения от обязанности уплаты страховых взносов. Срок исковой давности по уплате страховых взносов истек. С истечением сроков взыскания основных платежей истекает и срок взыскания пеней. В 2002 году индивидуальные предприниматели платили единый социальный налог, из которого делались отчисления в Пенсионный фонд. Отдельно взносы в Пенсионный фонд предприниматели не уплачивали. Контроль за отчислением страховых взносов осуществляли налоговые органы, а распределение взносов в фонды осуществлялось казначейством. Юскасова Т.А. не имеет задолженности по страховым взносам. В 2007 году для снятия с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя требовалось представление сведений об отсутствии задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, фактически с 2005 года Юскасова Т.А. предпринимательскую деятельность не осуществляла, о чем указано в уведомлении налоговой инспекции. Из представленного административным истом расчета не ясно, за какой период возникла задолженность.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 60 Федерального закона № 212-ФЗ недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Из материалов дела следует, что 16 апреля 2007 года Юскасова Т.А. снята с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
Положения статей 19, 20, 22 Федерального закона № 212-ФЗ регулируют порядок последовательного применения процедур принудительного исполнения плательщиком обязанности по уплате задолженности по страховым взносам.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.
Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания взносов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Обратившись с требованиями о взыскании пеней на обязательное пенсионное страхование ГУ УПФ РФ указало, что у Юскасовой Т.А. возникла задолженность по уплате страховых взносов за период с 2002 по 2009 годы на страховую часть в размере 44 665 рублей, на накопительную часть – 6 047 рублей, пени исчислены с 25 декабря 2012 года по 30 апреля 2015 года.
Из материалов дела следует, что указанная недоимка по страховым взносам пенсионным органом в принудительном порядке не взыскана и является невозможной к взысканию в связи с истечением установленных законом сроков.
Требование об уплате пеней от 23 сентября 2015 года направлено пенсионным органом в адрес Юскасовой Т.А. по истечении трех месяцев со дня выявления недоимки.
Начисление и взыскание пеней на недоимку, взыскание которой невозможно в установленном законом порядке, противоречит компенсационному характеру пеней, вследствие чего после истечения пресекательного срока на бесспорное или судебное взыскание задолженности пени не могут служить способом обеспечения обязанности по уплате страховых взносов.
Кроме того, суд полагает, что административным истцом не приведено мотивированного расчета в подтверждение того, за какой именно период у ответчика образовалась недоимка по уплате страховых взносов, поскольку задолженность рассчитана за период с 2002 по 2009 годы, а деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена Юскасовой Т.А. 16 апреля 2007 года.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Заявленное административным истцом ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины удовлетворению не подлежит, поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, в связи с чем он не относится к государственным органам, которые в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса РФ при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с положениями статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного истца подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,286 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирилловском районе Вологодской области к Юскасовой Т.А. о взыскании пеней на обязательное пенсионное страхование отказать.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирилловском районе Вологодской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 478 (четыреста семьдесят восемь) рублей 06 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Вожегодский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 18 марта 2016 года.
Председательствующий судья Хватова Ю.Б.