НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область) от 17.07.2018 № 2-1562/18

Дело № 2-1562/2018

Решение

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 17 июля 2018 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Рыкова Д.Ю.,

при секретаре судебного заседания Панковой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поддубной Анны Васильевны к Отделению Пенсионного Фонда РФ по Волгоградской области о возложении обязанности пересчитать пенсию.

УСТАНОВИЛ:

Поддубная Анна Васильевна обратилась в суд с иском к Отделению Пенсионного Фонда РФ по Волгоградской области о возложении обязанности пересчитать пенсию.

В обоснование иска указывается, что она с ДД.ММ.ГГГГг. получала пенсию по инвалидности. ДД.ММ.ГГГГг. по достижению 55 летнего возраста истица переоформила пенсию на пенсию по старости. Как указывает истец на ДД.ММ.ГГГГ. ей начислена был страховая пенсия 211 руб 61 коп, а всего истцу начислялась пенсия 661 руб 61 коп. Истица полагает расчет данной пенсии на ДД.ММ.ГГГГ. для начисления ей пенсии неверным и просит суд установить это решением суда, а так же обязать Отделению Пенсионного Фонда РФ по Волгоградской области пересчитать ей данную пенсию.

Истица в судебное заседание не явилась, ходатайствуя о рассмотрении дела в её отсутствии.

В судебном заседании представитель ответчика Отделения Пенсионного Фонда РФ по Волгоградской области, а так же представитель третьего лица УПФР в Быковском районе Волгоградской области в одном лице – Инякина М.В. возражала против заявленных требований. В обоснование своей позиции представитель ответчика представила суду отзыв и сообщила суду, что до ДД.ММ.ГГГГ назначение и перерасчет пенсий в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в РФ», в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» (далее Закон ). Закон предусматривал два самостоятельных порядка расчета пенсии - с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) и без применения ИКП.

С ДД.ММ.ГГГГ размеры трудовых пенсий, установленных до указанной даты, были пересчитаны в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее – Закон № 173-ФЗ). Для определения размера трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц в зависимости от трудового стажа и сведений о заработной плате по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Периоды работы, осуществляемой после ДД.ММ.ГГГГ, не учитываются в составе общего трудового стажа, так как после указанной даты при определении размера трудовой пенсии во внимание принимается сумма страховых взносов, перечисленных работодателем за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ за эти периоды. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГг. работающие пенсионеры приобрели право на установление пенсии в указанном порядке независимо от факта работы.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Закона № 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразовании) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).

Термин «конвертация» означает преобразование. Застрахованные лица, в том числе и пенсионеры, на ДД.ММ.ГГГГ приобрели пенсионные права - трудовой стаж и заработок. Приобретенные ими трудовой стаж и заработок преобразуются (конвертируются) в денежное выражение, называемое величиной расчетного пенсионного капитала на ДД.ММ.ГГГГ

Расчетный пенсионный капитал - это общая сумма страховых взносов в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные ими до вступления в силу Закона (до ДД.ММ.ГГГГ), которые являются основанием для определения размера страховой части трудовой пенсии.

В соответствии с п.1 ст.30 Закона № 173-ФЗ расчетный пенсионный капитал определяется по формуле:

ПК = (РП - 450 рублей) x T, где

ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ;

T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.

Расчетный размер пенсии Поддубной А.В. (РП) высчитывается на основании п.4 ст.30 Закона по формуле РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше <данные изъяты>

Расчетный размер пенсии Поддубной А.В. с ДД.ММ.ГГГГ составил 538 руб. 06 коп ((1671 руб. - среднемесячная заработная плата по стране за ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> - стажевый коэффициент х <данные изъяты> - соотношение заработков)). На основании п. 7 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии не может быть менее 660 руб.

В соответствии с п.2 ст. 15 Закона в случае, если оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится одновременно с назначением им трудовой пенсии по инвалидности, указанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости подлежит умножению на отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (в месяцах) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ к 180 месяцам.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Поддубная А.В. достигла возраста <данные изъяты> лет, для указанного возраста продолжительность страхового стажа составляет ДД.ММ.ГГГГ месяцев, следовательно, отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида к ДД.ММ.ГГГГ месяцам составляет (<данные изъяты> месяцев : ДД.ММ.ГГГГ месяцев).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» размер страховой части (СЧ) трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:

СЧ = ПК/ТхК,где

ПК - величина расчетного пенсионного капитала;

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.

К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа к 180 месяцам.

Соответственно, страховая часть пенсии Поддубной А.В. на ДД.ММ.ГГГГ правомерно составила 210 руб. 00 коп. (26880 руб. 00 коп. / <данные изъяты> месяцев х ).

Общий размер трудовой пенсии по инвалидности на ДД.ММ.ГГГГ составил 1110 руб. 00 коп., (900 руб. - повышенная базовая часть, как <данные изъяты> степени <данные изъяты> + 210 руб. 00 коп. - страховая часть).

Как показала представитель ответчика до ДД.ММ.ГГГГ пенсия рассматривалась как единое целое, и только с ДД.ММ.ГГГГ в составе трудовой пенсии по старости и по инвалидности были выделены базовая, страховая и накопительная части.

По мнению ответчика истец ошибочно сравнивает свою пенсию по инвалидности до ДД.ММ.ГГГГ со страховой частью пенсии после ДД.ММ.ГГГГ, при этом указывая, что она не должна быть меньше пенсии по инвалидности в соответствии с п.5 ст. 14 Закона, и тут допуская ошибку, так как данная норма прописана в п.20 ст.14 Закона.

Однако к данному конкретному случаю как полагает ответчик применять п.20 ст.14 Закона невозможно, так как на ДД.ММ.ГГГГ Поддубная А.В. как получала пенсию по инвалидности, так и продолжила ее получать. С введением изменений в Закон № 173-ФЗ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ был введен порядок назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с которым лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и имеющему не менее пяти лет страхового стажа, назначается трудовая пенсия со дня достижения указанного возраста без истребования от него заявления о назначении трудовой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

С учетом изменений в действующем пенсионном законодательстве, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, величина расчетного пенсионного капитала в соответствии ст. 30 Закона № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона РФ от 24.07.2009г. № 213-ФЗ) подлежит валоризации (повышению).

Валоризация - это повышение на 10 % первоначального пенсионного капитала граждан, сформированного на ДД.ММ.ГГГГ. Пенсионерам, которые имеют стаж работы в советский период, производится дополнительное увеличение на 1 % за каждый полный год стажа до ДД.ММ.ГГГГ.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ трудовой стаж Поддубной А.В. составляет <данные изъяты> года, следовательно, процент валоризации составляет 33% (10% + 23%).

Сумма валоризации на ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> = (страховая часть пенсии на <данные изъяты>.) <данные изъяты><данные изъяты>% (<данные изъяты> год советского стажа + 10 лет за наличие стажа до 2002года) х коэффициент индексации.

В связи с вступлением в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее — Закон № 400-ФЗ), размер трудовой пенсии (с ДД.ММ.ГГГГ - страховой) по старости каждого конкретного пенсионера определяется индивидуально с учетом пенсионных прав (общего трудового стажа (стажа на соответствующих видах работ), сведений о заработной плате (подтвержденных документально), приобретенных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и преобразованных в расчетный пенсионный капитал в соответствии с нормами статьи 30 Закона №173-ФЗ, и суммы страховых взносов, начисленных и уплаченных работодателем в Пенсионный Фонд Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ (при наличии факта работы после ДД.ММ.ГГГГ).

По нормам названного закона размер страховой части пенсии определяется с учетом индивидуального пенсионного коэффициента (параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд РФ страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии).

В соответствии со статьей 34 Закона № 400-ФЗ для лиц, которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена трудовая пенсия по старости, величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до ДД.ММ.ГГГГ рассчитывается исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 64 руб. 10 копеек). Таким образом, Закон № 400-ФЗ прямо предусматривает перерасчет размеров пенсий, назначенных по ранее действующему законодательству. При этом, обращаем внимание, что для будущих пенсионеров расчет суммы баллов за периоды работы до введения в действие Закона № 400-ФЗ подсчитывается в аналогичном порядке (исходя из страховой части трудовой пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, исчисленной по нормам Закона № 173-ФЗ).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер трудовой пенсии по старости, исчисленный с учетом показателей по стажу и заработной плате, а также проведенных индексаций, валоризации и дополнительных увеличений, предусмотренных законодательством, составлял 9423 руб. 84 коп.: 7820 руб. 70 коп,- фиксированный базовый размер + 1603 руб. 14 коп. страховая часть.

С ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии пересмотрен по новым нормам. Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, составила <данные изъяты> (1603 руб. 14 коп. - страховая часть трудовой пенсии без учета фиксированного базового размера : 64 руб. 10 коп. - стоимость одного пенсионного коэффициента).

Соответственно, размер страховой пенсии с указанной даты составил 9423руб. 84 коп.((<данные изъяты> х 64 руб. 10 коп.) = 1603 руб. 14 коп. + 7820 руб. 70 коп. - фиксированная выплата к страховой пенсии, предусмотренная статьей 17 п. 2 Закона № 400-ФЗ как лицам, являющимся инвали<адрес> группы.).

В соответствии с п.3 ст. 34 Закона № 400-ФЗ, если при перерасчете размеров трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца или доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности) в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи размер страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) или размер доли страховой пенсии не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), размера доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), пенсионеру выплачивается страховая пенсия, доля страховой пенсии в прежнем, более высоком размере.

Как сообщает представитель ответчика произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время невозможно, т.к. в соответствии с п.2 ч.2 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете размера пенсии со всеми необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе в сторону увеличения. Заявление о перерасчета размера пенсии от истца не поступало.

Кроме того, в соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ (далее Закон №400-ФЗ) установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Согласно п. 3 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсии, в том числе работодателей, и пенсией по государственному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О Страховых пенсиях», « О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации», утв. Приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн, граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.

Аналогичная норма содержится в п. 9 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению (утв. Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн).

Территориальный орган ПФР дает оценку содержащимся в документах сведениям, проверяет обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, запрашивает документы, необходимые для назначения пенсии и выносит решение об установлении пенсии либо об отказе в её установлении.

В соответствии с нормами статьи 5 Федерального закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ, Положения о территориальных органах ПФ РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением ПФ РФ.

В соответствии с п. 9 Положения об УПФР в <адрес> Управление является самостоятельным юридическим лицом, в функции которого входит назначение и выплата пенсий, в то время как Отделение ПФР по <адрес> является органом, контролирующим данный процесс и финансирующим расходы на выплату пенсий, но не назначающим пенсии и не производящим какие либо выплаты.

Кроме того, аналогичный вывод можно сделать из п. 101 Административного регламента (утв. Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн).

Следовательно, ОПФР по <адрес> в настоящем споре не может выступать ответчиком, так как к полномочиям ОПФР по <адрес> не относятся функции по установлению, назначению и выплате пенсий.

Согласно доводов ответчика истца основывает свои требования на неверном применении норм материального права и вольном толковании пенсионного законодательства. Расчет размера трудовой (страховой) пенсии по старости Поддубной А.В. осуществляется Управлением ПФР в <адрес> в строгом соответствии с пенсионным законодательством. Поскольку истец неоднократно обращалась в судебные инстанции за защитой своих «нарушенных» прав, правильность произведенного Управлением расчета неоднократно проверялась судом первой и апелляционной инстанции, которыми оснований для перерасчета пенсии истца, факта неправильного расчета и недоплаты пенсии не установлено.

По этим основаниям ответчик просит отказать Поддубной А.В. в иске.

Изучив исковые требования и выслушав явившуюся сторону по делу и изучив представленные доказательства

В соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ (далее Закон №400-ФЗ) установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Согласно п. 3 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсии, в том числе работодателей, и пенсией по государственному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О Страховых пенсиях», « О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации», утв. Приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн, граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.

Аналогичная норма содержится в п. 9 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению (утв. Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн).

Территориальный орган ПФР дает оценку содержащимся в документах сведениям, проверяет обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, запрашивает документы, необходимые для назначения пенсии и выносит решение об установлении пенсии либо об отказе в её установлении.

В соответствии с нормами статьи 5 Федерального закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ, Положения о территориальных органах ПФ РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением ПФ РФ.

УПФР в <адрес> является самостоятельным юридическим лицом и в данном качестве внесено в ЕГРЮЛ. Данные сведения имеются в свободном доступе. Именно в функции управления входит назначение и выплата пенсий, в то время как Отделение ПФР по <адрес> является органом, контролирующим данный процесс и финансирующим расходы на выплату пенсий, но не назначающим пенсии и не производящим какие либо выплаты.

Таким образом требование о возложении на Отделение ПФР по Волгоградской области обязанности произвести перерасчет начисленной пенсии является незаконным, а Отделение ПФР по Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком по делу, привлечение же в качестве соответчика по делу УПФР в Быковском районе Волгоградской области являлось бы прямым нарушением ст.134 и 220 ГПК РФ так как из представленных суду доказательств, а именно апелляционного определения Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГг. дело г. следует, что Поддубная А.В. уже обращалась с данным иском к УПФР в <адрес> и имеется вступившее в силу решение Быковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. по тем же самым требованиям к УПФР в <адрес> и которым признано отсутствие оснований для перерасчета Поддубной А.В. пенсии. Повторное рассмотрение в этом случае данных требований Поддубной А.В. с УПФР в <адрес> в качестве соответчика было бы недопустимо в силу ст.134, 220 ГПК РФ.

Так же следует дополнительно отметить произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время невозможно, т.к. в соответствии с п.2 ч.2 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете размера пенсии со всеми необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе в сторону увеличения. Заявление в адрес ответчика о перерасчета размера пенсии от истца не поступало и суду не представлено.

Как следует из возражений ответчика при назначении пенсии истцу учитывалось, что ДД.ММ.ГГГГ назначение и перерасчет пенсий в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в РФ», в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» (далее Закон ). Закон предусматривал два самостоятельных порядка расчета пенсии - с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) и без применения ИКП.

С ДД.ММ.ГГГГ размеры трудовых пенсий, установленных до указанной даты, были пересчитаны в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее – Закон № 173-ФЗ). Для определения размера трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц в зависимости от трудового стажа и сведений о заработной плате по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Периоды работы, осуществляемой после ДД.ММ.ГГГГ, не учитываются в составе общего трудового стажа, так как после указанной даты при определении размера трудовой пенсии во внимание принимается сумма страховых взносов, перечисленных работодателем за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ за эти периоды. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГг. работающие пенсионеры приобрели право на установление пенсии в указанном порядке независимо от факта работы.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Закона № 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразовании) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).

Термин «конвертация» означает преобразование. Застрахованные лица, в том числе и пенсионеры, на ДД.ММ.ГГГГ приобрели пенсионные права - трудовой стаж и заработок. Приобретенные ими трудовой стаж и заработок преобразуются (конвертируются) в денежное выражение, называемое величиной расчетного пенсионного капитала на ДД.ММ.ГГГГ

Расчетный пенсионный капитал - это общая сумма страховых взносов в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные ими до вступления в силу Закона (до ДД.ММ.ГГГГ), которые являются основанием для определения размера страховой части трудовой пенсии.

В соответствии с п.1 ст.30 Закона № 173-ФЗ расчетный пенсионный капитал определяется по формуле:

ПК = (РП - 450 рублей) x T, где

ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ;

T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.

Расчетный размер пенсии Поддубной А.В. (РП) высчитывается на основании п.4 ст.30 Закона по формуле РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше <данные изъяты>

Расчетный размер пенсии Поддубной А.В. с ДД.ММ.ГГГГ составил 538 руб. 06 коп ((1671 руб. - среднемесячная заработная плата по стране за ДД.ММ.ГГГГ г. х <данные изъяты> стажевый коэффициент х <данные изъяты> - соотношение заработков)). На основании п. 7 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии не может быть менее 660 руб.

В соответствии с п.2 ст. 15 Закона в случае, если оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится одновременно с назначением им трудовой пенсии по инвалидности, указанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости подлежит умножению на отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (в месяцах) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ к 180 месяцам.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Поддубная А.В. достигла возраста <данные изъяты> лет, для указанного возраста продолжительность страхового стажа составляет <данные изъяты> месяцев, следовательно, отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида к <данные изъяты> месяцам составляет (<данные изъяты> месяцев).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» размер страховой части (СЧ) трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:

СЧ = ПК/ТхК,где

ПК - величина расчетного пенсионного капитала;

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.

К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа к ДД.ММ.ГГГГ месяцам.

Соответственно, страховая часть пенсии Поддубной А.В. на ДД.ММ.ГГГГ правомерно составила 210 руб. 00 коп. (26880 руб. 00 коп. / ДД.ММ.ГГГГ х ).

Общий размер трудовой пенсии по инвалидности на ДД.ММ.ГГГГ составил 1110 руб. 00 коп., (900 руб. - повышенная базовая часть, как инвалиду 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности + 210 руб. 00 коп. - страховая часть).

Как показала представитель ответчика до ДД.ММ.ГГГГ пенсия рассматривалась как единое целое, и только с ДД.ММ.ГГГГ в составе трудовой пенсии по старости и по инвалидности были выделены базовая, страховая и накопительная части.

Истец ошибочно сравнивает свою пенсию по инвалидности до ДД.ММ.ГГГГ со страховой частью пенсии после ДД.ММ.ГГГГ, при этом указывая, что она не должна быть меньше пенсии по инвалидности.

Однако к данному конкретному случаю применять п.20 ст.14 Закона невозможно, так как на ДД.ММ.ГГГГ Поддубная А.В. как получала пенсию по инвалидности, так и продолжила ее получать. С введением изменений в Закон № 173-ФЗ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ был введен порядок назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с которым лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и имеющему не менее пяти лет страхового стажа, назначается трудовая пенсия со дня достижения указанного возраста без истребования от него заявления о назначении трудовой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

С учетом изменений в действующем пенсионном законодательстве, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, величина расчетного пенсионного капитала в соответствии ст. 30 Закона № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона РФ от 24.07.2009г. № 213-ФЗ) подлежит валоризации (повышению).

Валоризация - это повышение на 10 % первоначального пенсионного капитала граждан, сформированного на ДД.ММ.ГГГГ. Пенсионерам, которые имеют стаж работы в советский период, производится дополнительное увеличение на 1 % за каждый полный год стажа до ДД.ММ.ГГГГ.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ трудовой стаж Поддубной А.В. составляет <данные изъяты> года, следовательно, процент валоризации составляет <данные изъяты> (10% + 23%).

Сумма валоризации на ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> = (страховая часть пенсии на ДД.ММ.ГГГГ.) <данные изъяты> (<данные изъяты> год советского стажа + <данные изъяты> лет за наличие стажа до ДД.ММ.ГГГГ) х коэффициент индексации.

В связи с вступлением в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее — Закон № 400-ФЗ), размер трудовой пенсии (с ДД.ММ.ГГГГ - страховой) по старости каждого конкретного пенсионера определяется индивидуально с учетом пенсионных прав (общего трудового стажа (стажа на соответствующих видах работ), сведений о заработной плате (подтвержденных документально), приобретенных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и преобразованных в расчетный пенсионный капитал в соответствии с нормами статьи 30 Закона №173-ФЗ, и суммы страховых взносов, начисленных и уплаченных работодателем в Пенсионный Фонд Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ (при наличии факта работы после ДД.ММ.ГГГГ).

По нормам названного закона размер страховой части пенсии определяется с учетом индивидуального пенсионного коэффициента (параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд РФ страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии).

В соответствии со статьей 34 Закона № 400-ФЗ для лиц, которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена трудовая пенсия по старости, величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до ДД.ММ.ГГГГ рассчитывается исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 64 руб. 10 копеек). Таким образом, Закон № 400-ФЗ прямо предусматривает перерасчет размеров пенсий, назначенных по ранее действующему законодательству. При этом, обращаем внимание, что для будущих пенсионеров расчет суммы баллов за периоды работы до введения в действие Закона № 400-ФЗ подсчитывается в аналогичном порядке (исходя из страховой части трудовой пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, исчисленной по нормам Закона № 173-ФЗ).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер трудовой пенсии по старости, исчисленный с учетом показателей по стажу и заработной плате, а также проведенных индексаций, валоризации и дополнительных увеличений, предусмотренных законодательством, составлял 9423 руб. 84 коп.: 7820 руб. 70 коп,- фиксированный базовый размер + 1603 руб. 14 коп. страховая часть.

С ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии пересмотрен по новым нормам. Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, составила <данные изъяты> (1603 руб. 14 коп. - страховая часть трудовой пенсии без учета фиксированного базового размера : 64 руб. 10 коп. - стоимость одного пенсионного коэффициента).

Соответственно, размер страховой пенсии с указанной даты составил 9423руб. 84 коп.((<данные изъяты> х 64 руб. 10 коп.) = 1603 руб. 14 коп. + 7820 руб. 70 коп. - фиксированная выплата к страховой пенсии, предусмотренная статьей 17 п. 2 Закона № 400-ФЗ как лицам, являющимся инвали<адрес> группы.).

В соответствии с п.3 ст. 34 Закона № 400-ФЗ, если при перерасчете размеров трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца или доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности) в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи размер страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) или размер доли страховой пенсии не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), размера доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), пенсионеру выплачивается страховая пенсия, доля страховой пенсии в прежнем, более высоком размере.

Анализ данных пояснений ответчика дает суду основание для признания, что у истицы отсутствуют основания считать данный ответ сделанный Отделению Пенсионного Фонда РФ по Волгоградской области обоснованным, а требования истицы о возложении обязанности пересчитать ей данную пенсию незаконным.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Поддубной Анне Васильевне в иске к Отделению Пенсионного Фонда РФ по Волгоградской области о возложении обязанности пересчитать пенсию.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течении 1 месяца через Ворошиловский районный суд Волгограда

Председательствующий: Рыков Д.Ю.

Справка: решение изготовлено 23.07.2018г.

Судья: