НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Воронежского гарнизонного военного суда (Воронежская область) от 14.11.2016 № 2А-151/2016

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Административное дело №2а-151/2016

Воронежский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего Маринкина <данные изъяты>

при секретаре Камининой <данные изъяты>

с участием административного истца Семченко <данные изъяты> представителя командира войсковой части <данные изъяты> и войсковой частит <данные изъяты>., рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Семченко <данные изъяты> об оспаривании действий командира войсковой части <данные изъяты> и войсковой части <данные изъяты>, связанных с предоставлением учебного отпуска,

установил:

Семченко обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что 5 октября 2016 года обратился по команде с рапортом о предоставлении ему учебного отпуска в связи обучением в автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» и наличием справки-вызова для сдачи промежуточной аттестации. Однако командованием части ему было отказано в предоставлении данного отпуска, со ссылкой на то, что он проходит обучение не за счет средств федерального бюджета.

В связи с чем, Семченко полагал свои права нарушенными и просил суд признать противоречащим законодательству РФ решение командира войсковой части от 5 октября 2016 года в части отказа в предоставлении учебного отпуска и создающим препятствие к осуществлению права военнослужащего на предоставление учебного отпуска, и обязать командира войсковой части предоставить учебный отпуск, предусмотренный п. 6 ст.11 федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года №76-ФЗ и постановления Правительства РФ от 3 ноября 2014 года №1155 - в сроки указанные в справке-вызове от 26 сентября 2016 года.

Семченко в судебном заседании свои требования поддержал и пояснил, что справку о праве на обучение в образовательных организациях не получал, а в настоящее время имеет среднее профессиональное образование по специальности техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог и проходит обучение в автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» на договорной основе за плату по программе высшего образования по специальности юриспруденция, а причину указания в справке-вызове на программу среднего профессионального образования пояснить не смог.

Представитель командира войсковой части <данные изъяты> и войсковой части <данные изъяты> в судебном заседании требования Семченко не признал и пояснил, что право Семченко на обучение не подтверждено наличием установленной постановлением Правительства РФ справки, за получением, которой Семченко и не обращался, в связи с чем права на получение специальных условий - учебных отпусков у Семченко не возникло, при этом он уже имеет среднее профессиональное образование, а в представленной им справке-вызове указано, что он получает образование по программе среднего профессионального образования, что тоже является препятствием для предоставления учебного отпуска, а также указал на то, что федеральный закон «О статусе военнослужащих» предусматривает право военнослужащих, проходящими военную службу по контракту (за исключением офицеров) на обучение по программам среднего профессионального образования и высшего образования за счет средств федерального бюджета, а поскольку Семченко учится не на бюджетной основе, то полагал, что оснований для удовлетворения требований административного истца нет.

Заслушав стороны и исследовав доказательства по данному делу, суд пришел к следующим выводам.

Из копии военного билета Семченко следует, что он поступил на военную службу по контракту в 2012 году.

В справке-вызове от 26 сентября 2016 года из автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» указано, что Семченко вызывается для сдачи промежуточной аттестации в период с 7 ноября по 4 декабря 2016 года, при этом указано, что Семченко проходит обучение по программе среднего профессионального образования.

Согласно копии диплома Семченко имеет среднее профессиональное образование.

Из копии рапорта Семченко от 5 октября 2016 года следует, что он просит предоставить ему учебный отпуск с 7 ноября по 4 декабря 2016 года, с приложением справки-вызова, при этом командиром войсковой части <данные изъяты> Семченко было отказано в предоставлении ему данного отпуска

В копии договора об обучении по программе высшего образования от 2014 года указано, что Семченко за плату получает высшее образование.

Согласно абзацу второму п. 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, а в ч. 6 ст. 11 данного Закона указано, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным испытаниям и прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, прохождения промежуточной и итоговой аттестации по указанным образовательным программам в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В п. 1, 2, 3, 5, 6 Правил реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2014 года № 1155, установлено, что настоящие Правила регулируют в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» вопросы, связанные с реализацией военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет (далее - военнослужащие), права на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.

Документом, подтверждающим право военнослужащего на обучение в образовательных организациях, является справка о праве военнослужащего на обучение, оформленная согласно приложению (далее - справка), выдаваемая командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.

Справка не выдается военнослужащим в период их обучения в образовательных организациях.

Документом, подтверждающим право военнослужащего на учебные отпуска и другие социальные гарантии для прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, промежуточной и итоговой аттестации по указанным образовательным программам, прохождения итоговой аттестации на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, является справка-вызов, дающая право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Учебные отпуска и другие социальные гарантии, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, предоставляются военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а также военнослужащим, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Согласно пп. «б» п. 1 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным экзаменам (экзаменам) и сдачи вступительных экзаменов (экзаменов) в профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования с обучением без отрыва от исполнения служебных обязанностей (по заочной и очно-заочной форме обучения) и в период обучения в них.

Анализ изложенных выше правовых актов и приведенных выше доказательств позволяет суду прийти к следующим выводам.

Право на предоставление учебного отпуска для определенной категории военнослужащих - военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), является производным правом от возникновения у них права на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета, то есть если право военнослужащего на обучение не было установлено в предписанном Правилами порядке, то и права на предоставление учебного отпуска не может возникнуть, даже в случае фактического обучения военнослужащего по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета. Такая позиция приведена в обзорной справке Коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ «О судебной практике окружных (флотских) военных судов по гражданским и административным делам в 2015 году».

Исходя из указанного вывода, а также тех обстоятельств, что Семченко не обращался к командиру войсковой части <данные изъяты> за выдачей ему справки о праве военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, и не имеет ее, то соответственно установленное Законом право на обучение не подтверждено соответствующей справкой, а значит у Семченко право на получение специальных условий при прохождении им военной службы в связи с его обучением не возникло, при этом наличие данной справки не является формальностью, а установленным Правилами основанием, для возникновения права военнослужащего на обучение в образовательных организациях с приобретением специальных социальных гарантий, включая и предоставление учебных отпусков.

В судебном заседании было установлено, что Семченко 5 октября 2016 года подал рапорт о предоставлении ему учебного отпуска на основании справки- вызова, в которой указано, что он получает образование по программе среднего профессионального образования, когда к тому времени он уже имел такой уровень образования, что на основании п. 6 Порядка не позволяло командиру части предоставить Семченко учебный отпуск, при этом не имеет значение, что запись об уровне получаемого им образования ошибочна, поскольку на командире воинской части не лежит обязанность проверять достоверность сведений указанных в справке-вызове, он лишь обязан проверить соответствие ее содержания требованиям закона и данным из личного дела военнослужащего, в связи с чем, по мнению суда, такая обязанность должна лежать на самом заявителе, поскольку он именно на основе данной справки-вызова желает получить установленные законом социальные гарантии.

Что же касается указания в Законе и в Правилах на получение военнослужащими образования за счет средств федерального бюджета, то суд не может оставить и это обстоятельство без внимания, поскольку оно фактически является одним из условий поступления военнослужащих на обучение и получения в этой связи, предусмотренных данными нормативными актами, социальных гарантий, включая учебный отпуск.

Основываясь на данном выводе, а также на том обстоятельстве, что Семченко проходит обучение на договорной основе за плату, суд полагает, что и в связи с данным обстоятельством у Семченко не возникло право на заявленный им учебный отпуск.

На основании изложенного выше суд приходит к выводу о том, что права Семченко в связи с отказом в предоставлении ему учебного отпуска в сроки указанные в справке-вызове от 26 сентября 2016 года нарушены не были.

В связи с чем суд считает необходимым отказать в удовлетворении всех заявленных административным истцом требованиях о признании противоречащим законодательству РФ решения командира войсковой части от 5 октября 2016 года в части отказа в предоставлении учебного отпуска и создающим препятствие к осуществлению права военнослужащего на предоставление учебного отпуска, и о возложении на командира войсковой части обязанности предоставить учебный отпуск, предусмотренный п. 6 ст.11 федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года №76-ФЗ и постановления Правительства РФ от 3 ноября 2014 года №1155 - в сроки указанные в справке-вызове от 26 сентября 2016 года.

Согласно квитанций Семченко уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей.

Поскольку решение суда состоялось не в пользу Семченко, то, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, оснований для взыскания в его пользу понесенных им по делу судебных расходов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 176, ч.1 ст.177 - 180, ч.2 ст.177, 227 КАС РФ, военный суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Семченко <данные изъяты> об оспаривании действий командира войсковой части <данные изъяты> и войсковой части <данные изъяты>, связанных с предоставлением учебного отпуска, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

<данные изъяты>

Председательствующий по делу <данные изъяты> Маринкин

Секретарь судебного заседания <данные изъяты>Каминина