НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Воркутинского городского суда (Республика Коми) от 14.11.2018 № 2А-2-383/18

Дело №2а-2-383/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Боричевой У.Н.

при секретаре Стасюк И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте пос. Воргашор

14 ноября 2018 года административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Воркуте Республики Коми к Семенихину И.Ф. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,

установил:

ИФНС России по г.Воркуте обратилась с административным иском, в обоснование которого указала, что Семенихин И.Ф. является плательщиком транспортного налога. Как собственник транспортных средств административный ответчик обязан был уплатить транспортный налог за 2014-2015 гг. в сумме 4542руб., но не исполнил свою обязанность в установленный законом срок. В связи с этим в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ ему начислена пеня в размере 370,90руб. 06.10.2015 и 14.12.2016 в адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налога и пени. 19.03.2018 Инспекция обратилась к мировому судье Воргашорского судебного участка г.Воркуты с заявлением о взыскании недоимки по налогу в порядке приказного производства. Однако, вынесенный в отношении должника судебный приказ, был отменен. В настоящее время налоговый орган в исковом порядке просит взыскать с Семенихина И.Ф. недоимку по транспортному налогу в сумме 4542руб. и пени по нему – 370,90руб.

До рассмотрения административного иска по существу от административного истца поступило заявление об уточнении требований, согласно которому ИФНС России по г.Воркуте сообщила, что пени по транспортному налогу по требованию от 14.12.2016 в размере 9,08руб. начислены за период с 02.12.2016 по 13.12.2016 на недоимку по транспортному налогу за 2015г. Пени по транспортному налогу по требованию от 06.10.2015 в размере 409,89руб. начислены на недоимки по транспортному налогу за 2011-2014 гг., в том числе 406,77руб. за период с 25.11.2014 по 06.10.2015 на недоимки по транспортному налогу за 2011-2013 гг.; 3,12руб. – с 01.10.2015 по 05.10.2015 на недоимку по транспортному налогу за 2014г. Недоимки по транспортному налогу за 2011-2013 гг. списаны в соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ». Таким образом, пени в сумме 406,77руб., начисленные на недоимки по транспортному налогу за 2011-2013 гг., списаны и сумма задолженности, подлежащей взысканию, уменьшилось. На основании этого ИФНС России по г.Воркуте просит взыскать с Семенихина И.Ф. недоимку по транспортному налогу за 2014-2015 гг. в сумме 4542руб., пени за 2014-2016 гг. в сумме 12,20руб., в том числе: 9,08руб. по требованию от 14.12.2016 и 3,12руб. по требованию от 06.10.2015.

Административный истец – ИФНС России по г.Воркуте, административный ответчик – Семенихин И.Ф., надлежащим образом извещенные о слушании дела, в судебном заседании не участвовали. Административный истец просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, административный ответчик о причинах неявки суд не уведомил.

С учетом требований ч.2 ст.289 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, поскольку их явка не признана судом обязательной.

Исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела Воргашорского судебного участка г.Воркуты №2а-952/2018, суд приходит к следующему.

В силу ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Согласно п.п.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Статья 357 НК РФ устанавливает, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

На основании п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, и пр., зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В силу п.1 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Согласно п.2 ст.362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. При этом налоговая база в отношении транспортных средств определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (п.1 ч.1 ст.359 НК РФ).

Статьей 363 (п.1) НК РФ (ред. Федерального закона от 02.04.2014 №52-ФЗ) установлено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

В соответствии с п.3 ст.57 НК РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Федеральным законом от 02.12.2013 №334-ФЗ в часть вторую Налогового кодекса РФ внесены изменения в части установления для физических лиц единого срока уплаты земельного и транспортного налогов - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Из абз.3 п.1 ст.363 НК РФ усматривается, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 334-ФЗ, действующей на 01.01.2015, то есть по истечении налогового периода – 2014г.).

При этом абз.3 п.1 ст.363 НК РФ в редакции Федеральных законов от 02.12.2013 №334-ФЗ, от 23.11.2015 №320-ФЗ, действовавшей на 01.01.2016, то есть по истечении налогового периода 2015г., устанавливает срок оплаты налога налогоплательщиками - физическими лицами не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как следует из справки от ДД.ММ.ГГ., предоставленной Отделом ГИБДД ОМВД России по г.Воркуте, за Семенихиным И.Ф. зарегистрированы следующие транспортные средства: с 27.01.2011 по настоящее время – ******, гос. рег. знак ; с 30.04.2008 по 30.06.2016 – ******, гос. рег. знак .

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Семенихин И.Ф., являясь лицом, на которое в 2014-2015 гг. были зарегистрированы транспортные средства, был обязан уплачивать транспортный налог за указанный период.

С учетом положений п.4 ст.57 НК РФ у налогоплательщика – физического лица обязанность уплачивать налоги возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Судом установлено, что ИФНС России по г.Воркуте через филиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в г.Санкт-Петербурге 29.05.2015 направила Семенихину И.Ф. налоговое уведомление №203979 от 25.04.2015, в котором исчислила для него транспортный налог за 2014г. в сумме 2271,00руб., в том числе: по автомобилю ВАЗ-******, гос. рег. знак , - 802,00руб. (80,20 * 10) из расчета налоговой базы 80,20 и налоговой ставки 10,00руб.; по автомобилю ВАЗ-******, гос. рег. знак , - 1469,00руб. (97,90 * 15) из расчета налоговой базы 97,90 и налоговой ставки 15,00руб. Транспортный налог исчислен исходя из полного года (12 мес.) владения указанными автомобиля в 2014г. Срок уплаты транспортного налога за 2014г. в уведомлении от 25.04.2015 №203979 установлен не позднее 01.10.2015.

23.09.2016 ИФНС России по г.Воркуте через филиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в г.Санкт-Петербурге направила Семенихину И.Ф. налоговое уведомление №89520199 от 12.09.2016, в котором таким же образом исчислила для него транспортный налог за перечисленные автомобили за 2015г. в сумме 2271,00руб. Срок уплаты транспортного налога за 2015г. в уведомлении от 12.09.2016 №89520199 установлен не позднее 01.12.2016.

Положениями ст.62 КАС РФ определено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. Приведенные расчеты транспортного налога Семенихиным И.Ф. в установленном порядке не оспорены.

На основании п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Семенихин И.Ф. своевременно уплату транспортного налога не произвел.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

В силу п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В соответствии с п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Из материалов дела следует, что налоговым органом в адрес административного ответчика 12.10.2015 направлено требование №16980 об уплате в срок до 18.11.2015 транспортного налога за 2014г. в сумме 2271,00руб. и пени по нему – 409,89руб.

Кроме того, налоговый орган в адрес административного ответчика 20.12.2016 направил требование №14414 об уплате в срок до 24.10.2017 транспортного налога за 2015г. в сумме 2271,00руб. и пени по нему – 9,08руб.

Указанные требования налогового органа Семенихин И.Ф. не исполнил, недоимка по транспортному налогу за 2014-2015 гг. и пени по ним остались неоплаченными.

Согласно п.1 ст.48 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 №162-ФЗ, от 23.07.2013 №248-ФЗ) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, …, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000руб., за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 настоящей статьи.

На основании п.2 ст.48 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 №162-ФЗ, от 23.07.2013 №248-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Поскольку после предъявления налогоплательщику требования №14414 (по состоянию на 14.12.2016) сумма задолженности по налогу и пени по неисполненным Семенихиным И.Ф. требованиям превысила 3000,00руб. налоговый орган 04.04.2018 обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Семенихина И.Ф. транспортного налога и пени по нему.

06.04.2018 мировым судьей Тундрового судебного участка г.Воркуты вынесен судебный приказ №2а-952/2018 о взыскании с Семенихина И.Ф. в пользу ИФНС России по г.Воркуте недоимки по транспортному налогу за 2014-2015 гг. в сумме 4542,00руб., пени за 2015-2016 гг.

Определением мирового судьи от 25.04.2018, вынесенный в отношении Семенихина И.Ф. судебный приказ, был отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.

На основании абз.2 п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Следовательно, не истёк срок предъявления настоящего административного иска, поскольку согласно оттиску почтового штемпеля на конверте исковое заявление было направлено в Воркутинский городской суд 20.09.2018.

Из административного искового заявления следует, что Семенихин И.Ф. не исполнил обязанность по уплате задолженности по транспортному налогу за 2014-2015 гг. и пени, исчисленной за 2014-2016 гг. Доказательств исполнения данной обязанности на день судебного разбирательства административным ответчиком не представлено.

Учитывая, что сумма транспортного налога Семенихину И.Ф. исчислена налоговым органом за 2014-2015 гг. правомерно, сведения об оплате задолженности в суд не представлены, принимая во внимание соблюдение административным истцом порядка взыскания указанной задолженности, суд находит требование ИФНС России по г.Воркуте Республики Коми о взыскании с административного ответчика транспортного налога в размере 4542,00руб. основанным на законе и подлежащим удовлетворению.

Административным истцом также заявлено требование о взыскании с административного ответчика пени по неуплаченному транспортному налогу, рассчитанной за 2014-2016 гг. в сумме 12,20руб. (3,12руб. по требованию от 06.10.2015 и 9,08руб. по требованию от 14.12.2016).

Согласно п.1 ст.72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, банковской гарантией.

В силу п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Как уже указано, административным истцом списаны в соответствии с Федеральным законом №436-ФЗ пени за 2011-2013 гг.

В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» признаны безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

С учётом поступивших от Инспекции уточнений недоимка по налогу составляет 4542,00руб., недоимка по пени – 12,20руб. (3,12руб. по требованию №16980 от 06.10.2015 и 9,08руб. по требованию №14414 от 14.12.2016), что подтверждено соответствующими расчётами.

Приведенные расчеты пени на несвоевременно уплаченный транспортный налог произведены в соответствии со ст.75 НК РФ, предусматривающей начисление пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора в размере одной трехсотой действующей на момент предъявления требований ставки рефинансирования ЦБРФ (8,25% годовых с 14.09.2012 по 01.01.2016) – 0,0275%. Расчет судом проверен и признан обоснованным.

На основании изложенного требование ИФНС России по г.Воркуте к Семенихину И.Ф. о взыскании пени законно и подлежит удовлетворению в полном объеме с учётом уточнений.

В соответствии со ст.ст.103, 114 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ, ст.ст.61.1, 61.2 БК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 400,00руб. (4% от общей суммы удовлетворенных требований 4554,20руб. (4542,00руб. + 12,20руб.), но не менее 400,00руб.)

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Воркуте Республики Коми к Семенихину И.Ф. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени удовлетворить.

Взыскать с Семенихина И.Ф., зарегистрированного по адресу: Адрес обезличен, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Воркуте Республики Коми транспортный налог за 2014-2015 гг. в сумме 4542,00 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога, исчисленные за 2014-2016 гг. – 12,20руб., а всего 4554 (четыре тысячи пятьсот пятьдесят четыре) руб. 20 коп.

Взыскать с Семенихина И.Ф. государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 400 (четыреста) руб.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 15.11.2018.

Судья У.Н. Боричева