Дело № 2а-1159/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Гор. Волоколамск 04 сентября 2019 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Капцовой Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания Маровой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Продовольственная безопасность» к государственному лесному инспектору <адрес> Волоколамского филиала ГКУ <адрес> «Мособллес» Колесниченко С.И., Государственному казенному учреждению <адрес> «Мособллес» о признании незаконным предписания об устранении нарушений лесного законодательства,
Установил:
Административный истец ООО «Продовольственная безопасность» обратился в суд с административным иском к государственному лесному инспектору <адрес> Волоколамского филиала ГКУ <адрес> «Мособллес» Колесниченко С.И. об устранении нарушений лесного законодательства.
Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком лесным инспектором в отношении административного истца вынесено предписание об устранении нарушений лесного законодательства №, которым предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером № прилегающему к лесному фонду территорию отделить противопожарной минерализованной полосой не менее 0,5 м. или иным противопожарным барьером.
Считает данное предписание незаконным, поскольку Административным регламентом по осуществлению федерального государственного лесного надзора и Порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в границах <адрес> предусмотрены лишь плановые (рейдовые) осмотры и плановые проверки. В отношении Общества внеплановые проверки не проводились, требуемых законодательством актом проверки не оформлялось и Обществу не направлялось. Кроме того, маршрутное патрулирование, в рамках которого ДД.ММ.ГГГГ был проведен осмотр лесного участка, относится к мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическим лицом. В силу п.1.3 Порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в границах <адрес> основанием для начала организации и проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах является приказ (распоряжение) председателя (заместителя) КЛХ МО, генерального директора (заместителя) ГКУ МО «Мособллес». Таким образом, проведение каких-либо мероприятий по контролю невозможно на основании приказов (распоряжений) должностных лиц Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес». Более того, проведенное маршрутное патрулирование не относится к наблюдению, поскольку систематическое наблюдение производится посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица, то есть без проведения визуального осмотра на местности. Земельный участок с кадастровым номером № находится в аренде у ООО «Серебрянопрудская зерновая компания» (дополнительное соглашение № зарегистрировано в Управлении Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ). Инспектор не запрашивал сведения о лицах, использующих земельный участок на момент осмотра, а истребовал лишь документы о праве собственности на земельный участок- эти сведения были представлены Обществом. ООО «Продовольственная безопасность» не имеет возможности осуществлять какие-либо действия на переданных в пользование земельных участках, поскольку на период аренды не владеет данным земельным участком. Таким образом, предписание о выполнении требований п. 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах должно выноситься в отношении арендатора земельного участка.
Просят суд признать незаконным предписание государственного лесного инспектора <адрес> Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес» Колесниченко С.И. от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений лесного законодательства.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу привлечено в качестве соответчика ГКУ «Мособллес» <адрес>.
Представитель административного истца по доверенности Козырев Д.С. в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме.
Административные ответчики Государственный лесной инспектор филиала ГКУ «Мособллес» <адрес> Колесниченко С.И., ГКУ «Мособллес» <адрес>; заинтересованное лицо ООО «Серебрянопрудская зерновая компания» надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения данного дела, в суд не явились; возражений на иск не представили.
Рассмотрев административный иск, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Данным законом предусмотрена обязательная процедура назначения и проведения проверок, оформление акта с указанием выявленных нарушений, а также принятие соответствующих мер реагирования.
В силу статьи 17 указанного Федерального закона предписание выносится в случае выявления при проведении контролирующим органом в установленном порядке соответствующей проверки нарушений законодательства и в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 КоАП РФ).
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
На необходимость применения положений вышеназванного Федерального закона при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охране) прямо указано в части 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный лесной надзор вправе осуществлять уполномоченные должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 данной статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими. К числу таких учреждений в <адрес> относится и ГКУ МО "Мособллес".
На основании ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
На основании пункта 8 Положения должностные лица органов исполнительной власти государственных учреждений, указанные в абзацах первом и втором пункта 3 настоящего Положения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использование лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок акты и представлять их для ознакомления лицам, осуществляющим использование лесов, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение.
В пункте 10 Положения указано, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной сфере деятельности, обязаны проводить мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на основании и в соответствии с распоряжениями соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, их территориальных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении указанных мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из пункта 12 Положения федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством, в том числе проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) утвержден приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно пункту 10 Административного регламента федеральный государственный лесной надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, а также проведения мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах (далее -мероприятия по контролю в лесах).
В силу части 2.1 статьи 96 Лесного кодекса РФ, пункта 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№) федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 ЛК РФ.
Центральным исполнительным органом государственной власти <адрес> специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений является комитет (пункт 1 Положения о Комитете лесного хозяйства <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№).
Основной целью деятельности учреждения ГКУ МО «Мособллес» является обеспечение реализации полномочий комитета в сфере лесных отношений.
Согласно Уставу в границах земель лесного фонда, расположенного на территории <адрес>. Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: осуществляет федеральный государственный лесной надзор, федеральный государственный пожарный надзор в лесах; участвует в разработке Лесного плана и лесохозяйственных регламентов лесничеств <адрес>; разрабатывает планы тушения лесных пожаров на территории лесного фонда <адрес>; участвует в координации деятельности сил и средств, задействованных в тушении лесных пожаров; осуществляет подготовку первичных материалов, необходимых для формирования лесных участков; организует работу по первичному документированию информации по государственному лесному реестру; организует подготовку материалов для размещения заказов и заключения государственных контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в установленной сфере деятельности; организует и проводит проверку границ смежных землепользователей при осуществлении ими кадастрового учета земель не входящих в земли лесного фонда; осуществляет мониторинг и координирует работы по воспроизводству лесов и лесоразведению, согласно лесохозяйственным регламентам лесничеств; осуществляет лесопатологическое обследование лесных участков; осуществляет приемку лесных участков по окончании срока их пользования; осуществляет проверку соблюдения условий государственных контрактов лицами, выполняющими работы по охране, защите и воспроизводству лесов; осуществляет проверку соблюдения лицами, использующими леса, условий договоров купли-продажи лесных насаждений; осуществляет отвод и таксацию лесосек для заготовки древесины; участвует в подготовке первичной документации, необходимой для осуществления полномочий по администрированию закрепленных источников доходов бюджетов бюджетной системы; осуществляет прием граждан и обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок; осуществляет защиту сведений, составляющих государственную тайну.
Порядок проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда <адрес> утвержден распоряжением Мособлкомлеса от ДД.ММ.ГГГГ№РФ-5.
В силу подпункта 7 пункта 4.1 Порядка в ходе осуществления мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах государственный лесной инспектор <адрес> имеет право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
В судебном заседании установлено, что ООО «Продовольственная безопасность» является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 163036 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, по адресу: <адрес>, территория ЗАО «Теряевское». Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) и федерального пожарного надзора в лесах, было осуществлено патрулирование спорного лесного участка.
Согласно п. 9(1) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
По итогам обследования земельного участка был составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Продовольственная безопасность» об административном правонарушении, предусмотренном ст. ч.1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ лесным инспектором Колесниченко С.И. было вынесено предписание об устранении нарушений лесного законодательства №, согласно которому ООО «Продовольственная безопасность» необходимо провести мероприятия на земельном участке с кадастровым номером № прилегающем к территории лесного фонда квартале 66 выделах 7,12,16,17,20 Теряевского участкового лесничества Волоколамского лесничества вблизи <адрес> сельского поселения <адрес>, в соответствии с пунктом 9 (1) «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, очистить от сухой травянистой растительности и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м. от леса, либо отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м., или иным противопожарным барьером от территории лесного фонда.
В предписании указано, что в случае его неисполнения в отношении ООО «Продовольственная безопасность» будет составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1,4 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно статье 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами и гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями. В преамбуле названного закона подчеркивается, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает названный федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2 Закона о пожарной безопасности).
Правительство Российской Федерации утверждает нормативный правовой акт, устанавливающий противопожарный режим (статья 16 Закона о пожарной безопасности).
Пожароопасный сезон в лесу - это часть календарного года, в течение которой возможно возникновение лесного пожара (ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-83 Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения, утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 6263). С учетом природно-климатических факторов Правительство Российской Федерации определило пожароопасный сезон как период, начинающийся со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова. Начало пожароопасного сезона в соответствии с пунктом 490 Правил противопожарного режима ежегодно устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах.
В соответствии с Приказом Комитета лесного хозяйства <адрес>№п-809 от ДД.ММ.ГГГГ, начало пожароопасного сезона на территории <адрес> установлено с ДД.ММ.ГГГГ.
Протокол об административном правонарушении и предписание об устранении нарушений лесного законодательства в отношении ООО «Продовольственная безопасность» вынесены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, то есть после установления в <адрес> пожароопасного сезона.
В соответствии со ст. 96 Лесного кодекса РФ полномочие «давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений» осуществляется в рамках проведения Федерального государственного лесного надзора при соблюдении требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии со ст. 10 Закона №294-ФЗ проверка выполнения ранее выданного предписания возможна лишь путем проведения внеплановой проверки, по результатам которой оформляется соответствующий акт проверки, который должен быть направлен юридическому лицу.
Об этом указано и в пунктах 74,76 Административного регламента осуществления федерального государственного лесного надзора.
В отношении ООО «Продовольственная безопасность» внеплановая проверка не проводилась, Акт проверки не оформлялся и Обществу не направлялся. Доказательств обратного сторона административных ответчиков суду не представила.
Кроме того, маршрутное патрулирование, в рамках которого ДД.ММ.ГГГГ был проведен осмотр лесного участка, относиться к мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическим лицом.
В силу п. 1.3 Порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в границах <адрес>, основанием для начала организации и проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах является приказ (распоряжение) председателя (заместителя) КЛХ МО, генерального директора (заместителя) ГКУ МО «Мособллес». То есть, проведение мероприятий по контролю невозможно на основании приказов (распоряжений) должностных лиц Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес».
В судебном заседании установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Также из выписки Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним усматривается, что спорный земельный участок передан в аренду с ДД.ММ.ГГГГ (дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельных участков б\н от ДД.ММ.ГГГГ), без указания срока, ООО «Серебрянопрудская зерновая компания», договор аренды зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ за №.
Таким образом, на момент выявления правонарушения, лицом, использующим земельный участок с кадастровым номером №, являлась ООО «Серебрянопрудская зерновая компания». В связи с чем, предписание о выполнении требований п.9 (1) «Правил пожарной безопасности в лесах» должно было выноситься в отношении арендатора спорного земельного участка, то есть, ООО «Продовольственная безопасность» является ненадлежащим субъектом административной ответственности по вменяемому правонарушению.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое предписание об устранении нарушений лесного законодательства является незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ООО «Продовольственная безопасность» - удовлетворить.
Признать незаконным предписание государственного лесного инспектора <адрес> Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес» Колесниченко С.И. от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений лесного законодательства.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Волоколамский городской суд <адрес>.
Председательствующий судья подпись Капцова Т.Ю.