Дело № 2а-8912/2019
УИД 35RS0010-01-2019-011524-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 23 сентября 2019 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе
судьи Цветковой Л.Ю.,
при секретаре Ревякиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Попова А. Н. к Комитету по охране объектов культурного наследия Вологодской области о признании незаконным решения Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области, выраженного в письме № от 20.08.2019,
установил:
административный истец Попов А.Н. обратился в суд с иском, мотивируя требования тем, что он, являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – малоэтажные жилые дома, 08.08.2016 получил градостроительный план земельного участка, в соответствии с которым земельный участок относится к зоне застройки малоэтажными жилыми домами Ж-1, в соответствии с градостроительным регламентом, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 26.06.2009 № 72 и постановлением Правительства Вологодской области № 2087 от 28.12.2009. Приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области (далее - Комитет) от 27.10.2017 №331-О утвержден предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения достопримечательное место «Покровская слобода, XV-XIX вв.», расположенного в районе <адрес>, в связи с чем, Попов А.Н. в апреле 2018 года обратился в Комитет с заявлением о согласовании проектов фасада многоквартирного жилого дома. Письмом Комитета от 11.04.2018 административному истцу отказано в согласовании проектов фасада дома, поскольку земельный участок находится в зоне РДМ-2, в границах которой разрешено только компенсационное строительство. 21.05.2018 Комитет отозвал предыдущее письмо. 20.06.2018 архитектурно-градостроительный облик объекта был согласован Администрацией города Вологды. 08.07.2019 Попов А.Н. обратился в Администрацию города Вологды за получением разрешения на строительство, в чем ему было отказано на основании заключения Комитета от 20.08.2019 №, согласно которому не представлено документов, подтверждающих факт компенсационного строительства на указанном земельном участке, в то время как иное строительство в зоне РДМ-2 не допустимо. С данным заключением административный истец не согласен, считает, что оно противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, поскольку законодательство Российской Федерации не содержит понятия «компенсационное строительство», кроме того, градостроительный план земельного участка получен Поповым А.Н. еще в 2016 году, то есть до введения в действие Приказа Комитета от 27.10.2017 №331-О и Постановления Правительства Вологодской области от 24.12.2018 №1200.
Просит признать незаконным решение Комитета, выраженное в письме от 20.08.2019 №.
В судебном заседании административный истец Попов А.Н. не присутствовал, извещался судом надлежащим образом, о причинах неявки суд не проинформировал.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Чистикова Е.И. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Ранее, в судебном заседании 17.09.2019 суду пояснила, что при получении разрешения на строительство согласование с Комитетом стало необходимо после введения в действие Постановления Правительства Вологодской области от 24.12.2018 №1200, на момент получения Поповым А.Н. градостроительного плана в 2016 году согласование не требовалось. Документов, подтверждающих наличие или отсутствие ранее на арендуемом земельном участке жилого строения, не имеется, между тем, проект административного истца соответствует всем градостроительным правилам и нормам, с момента выдачи градостроительного плана Попов А.Н. собирал документы, необходимые для получения разрешения на строительство. Просила учесть, что срок использования информации, указанной в градостроительном плане земельного участка продлен Постановлением Правительства Вологодской области от 20.03.2017 №252.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Рогозина С.А. в удовлетворении административных исковых требований просила отказать в полном объеме. Суду пояснила, что на арендуемом Поповым А.Н. земельном участке разрешено только компенсационное строительство, поскольку участок находится в зоне РДМ-2, между тем, доказательств, подтверждающих, что ранее на спорном земельном участке был возведен жилой дом, не имеется. Ранее, в судебном заседании 17.09.2019, указала, что градостроительный план, представленный административным истцом при обращении за получением разрешения на строительство, содержал в себе недостоверную информацию, поскольку был выдан 08.08.2016, то есть до введения в действие Приказа Комитета от 27.10.2017 №331-О и Постановления Правительства Вологодской области от 24.12.2018 №1200, кроме того, информацию, отраженную в градостроительном плане можно использовать только в течение трех лет с момента его выдачи, в то время как оспариваемое решение Комитета вынесено 20.08.2019, то есть после истечения срока действия градостроительного плана.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Вологды Пищагина Е.В. в судебном заседании пояснила, что в настоящее время продлен срок использования информации, содержащейся в градостроительном плане. Ранее, в судебном заседании 17.09.2019, указала, что 20.06.2018 года орган местного самоуправления согласовал Попову А.Н. архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительство, поскольку на тот момент еще не вступило в законную силу Постановление Правительства Вологодской области от 24.12.2018 №1200. 08.07.2019 административный истец обратился в Администрацию города Вологды с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома, орган местного самоуправления направил документы в Комитет для получения заключения о соответствии раздела проектной документации требованиям действующего законодательства. В своем заключении Комитет указал, что представленный на рассмотрение проект не соответствует предмету охраны исторического поселения регионального значения город Вологда и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, в связи с чем в в выдаче разрешения на строительство жилого дома Попову А.Н. было отказано.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, суд пришёл к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со статьей 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Градостроительным регламентом, в соответствии с пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Пунктом 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ определено, что правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, градостроительные регламенты.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 30, 31, 32 ГрК РФ.
В настоящее время действуют Правила землепользования и застройки города Вологды, утвержденные решением Вологодской городской Думы от 26.06.2009 № 72. Указанные Правила включают в себя так же градостроительные регламенты.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 60 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 части 3 статьи 60 Федерального закона № 73-ФЗ установлено особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении, которое включает, в том числе, разработку градостроительных регламентов, предусматривающих предельные параметры разрешенного строительства; реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, с учетом требований к сохранению планировочной структуры исторического поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению; запрет или ограничение размещения автостоянок, рекламы и вывесок; другие ограничения, необходимые для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения.
В соответствии с частью 9 указанной статьи региональный орган охраны объектов культурного наследия в течение двадцати пяти дней со дня поступления от застройщика, технического заказчика либо органа или организации, уполномоченных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, рассматривает указанный раздел проектной документации объекта капитального строительства и направляет соответственно застройщику, техническому заказчику, в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, заключение о соответствии или несоответствии указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения.
Перечень исторических поселений регионального значения, предмет охраны исторического поселения регионального значения, границы территории исторического поселения регионального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 59 Федерального закона № 73-ФЗ).
Приказом Комитета от 27.10.2017 № 331-О утверждены предмет охраны и требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения достопримечательное место «Покровская слобода, XV-XIX вв.», расположенного в районе <адрес>.
Во исполнение требований статьи 59 Федерального закона № 73-ФЗ Постановлением Правительства Вологодской области № 1200 от 24.12.2018 утверждены предмет охраны, границы территории исторического поселения и требования к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Вологда.
Судом установлено, что 07.04.2016 между Администрацией города Вологды и Поповым А.Н. заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, сроком на 6 лет до 28.03.2022 включительно для строительства малоэтажного жилого дома.
04.08.2016 Попов А.Н. получил градостроительный план земельного участка, в соответствии с пунктом 2.1 которого земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами Ж-1, а также относится к зоне с особыми условиями использования территории, а именно, зоне регулирования застройки 1-А категории, на которую распространяет действие Градостроительный регламент - И-2, утвержденный Постановлением Правительства Вологодской области № 2087 от 28.12.2009.
В градостроительный план указанного земельного участка включена информация о требованиях к архитектурным решениям проектируемых объектов капитального строительства.
20.06.2018 Администрацией города Вологды было выдано положительное заключение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства «Двухквартирный жилой дом по <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №».
08.07.2019 Попов А.Н. обратился в Администрацию города Вологды с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу <адрес>.
16.08.2019 административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство, поскольку согласно заключению Комитета от 20.08.2019 № представленный на рассмотрение раздел проектной документации «Архитектурные решения» не соответствует предмету охраны исторического поселения регионального значения город Вологда и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленных градостроительными регламентами применительно к территориальной зоне, расположенной в границах исторического поселения регионального значения город Вологда, утвержденными Постановлением Правительства Вологодской области № 1200 от 24.12.2018, в связи с несоответствием требований к градостроительным регламентам зоны Р-ДМ «Территории объектов культурного наследия достопримечательных мест» (объекта культурного наследия регионального значения достопримечательное место «Покровская слобода, XV-XIX вв.»).
Таким образом, изложенные в оспариваемом письме Комитета 20.08.2019 № доводы связаны с последующим принятием Приказа Комитета от 27.10.2017 № 331-О и Постановления Правительства Вологодской области от 24.12.2018 № 1200.
Между тем, анализируя положения Постановления Правительства Вологодской области от 24.12.2018 № 1200 можно прийти к выводу, что указанным Постановлением утверждены только требования к градостроительному регламенту в границах территории исторического поселения регионального значения город Вологда.
Однако, судом установлено и не оспаривалось сторонами, что изменения, связанные с принятием Постановления Правительства Вологодской области от 24.12.2018 № 1200, в Правила землепользования и застройки города Вологды, утвержденные решением Вологодской городской Думы от 26.06.2009 № 72, и, соответственно, в градостроительные регламенты, Администрацией города Вологды, как органом местного самоуправления, не внесены.
Градостроительное зонирование, к документам которого относятся правила землепользования и застройки, направлено на определение правового режима земель соответствующего населенного пункта, которое закрепляется в определении границ территориальных зон и установлении градостроительных регламентов к соответствующим территориальным зонам. Отсутствие надлежащего правового регулирования в сфере градостроительной деятельности, в том числе использование территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, создает правовую неопределенность в правоприменении и не позволяет обеспечить соблюдение принципа равенства всех перед законом и судом, который закреплен в статье 19 Конституции Российской Федерации. Названный принцип, как неоднократно указывал в принимаемых актах Конституционный Суд Российской Федерации, может быть обеспечен при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и к злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению названного принципа.
Кроме того, суд принимает во внимание разъяснения, данные Конституционным судом Российской Федерации в Определении от 18.01.2005 № 7-О о том, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу.
Учитывая, что в Постановлении Правительства Вологодской области от 24.12.2018 № 1200 не оговорена возможность применения требований к правоотношениям, возникшим до вступления в силу данного нормативного правового акта, суд приходит к выводу о наличии совокупности таких условий как несоответствие оспариваемых действий требованиям закона и нарушение этими действиями прав и законных интересов административного истца.
Более того суд учитывает, что Постановление Правительства Вологодской области № 2087 от 28.12.2009, которым утверждена зона регулирования застройки 1-А категории - И-2, отраженная в градостроительном плане, действует и в настоящее время.
Доводы административного ответчика о том, что оспариваемое решение, выраженное в письме № от 20.08.2019, принято после истечения трёхлетнего срока использования информации, изложенной в градостроительном плане земельного участка, судом отклоняются, поскольку Постановлением Правительства Вологодской области от 20.03.2017 №252 указанный срок продлен до 01.01.2020.
Таким образом, заявленные Поповым А.Н. административные исковые требования суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Попова А. Н. удовлетворить.
Признать незаконным решение Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области, выраженное в письме № от 20 августа 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.Ю. Цветкова
Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2019 года.