Дело № 2-8669/2021
35RS0002-01-2020-000413-77
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Вологда |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Вахрушевой Е.В.
при секретаре Некипеловой Л.В.,
ответчика Кузнецова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области к Кузнецову И. В. взыскании неосновательного обогащения
установил:
Администрация Бабаевского муниципального района Вологодской области(далее – Администрация) обратилась в суд с исковым заявлением к Кузнецову И.В.о взыскании неосновательного обогащения. В обоснование требований указано,что Кузнецов И.В. в период с 16 сентября 2013 года по 26 сентября 2017 года замещал муниципальную должность – Глава Бабаевского муниципального района. Размеры должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат Главе Бабаевского муниципального района в период работы истца установлены в Положении о статусе должностных лиц местного самоуправления Бабаевского муниципального района, утвержденном решением Представительного собрания Бабаевского муниципального района от 23 апреля 2010 года № (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Положения о статусе должностных лиц Бабаевского района), а также в Положении о денежном содержании выборного должностного лица местного самоуправления Бабаевского муниципального района, утвержденном решением Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 20 февраля 2009 года № (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Положением о денежном содержании выборного должностного лица местного самоуправления). Изменение данных размеровотносится к компетенции Представительного Собрания Бабаевского муниципального района.
За период с 01 января 2016 года по 26 сентября 2017 года Кузнецову И.В. начислено денежное содержание на общую сумму 4 563 948 рублей 36 копеек (с учетом районного коэффициента в размере 15% на все составляющие денежного содержания), в том числе:
- за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года в сумме 1 735 249 рублей,
- за период с 01 января 2017 года по 26 сентября 2019 года в сумме 2 828 699 рублей 36 копеек, из них единовременное вознаграждение в связи с окончанием срока исполнения полномочий в размере годового денежного содержания в сумме 1 464 676 рублей 80 копеек.
Фактически за период с 01 января 2016 года по 29 сентября 2017 года ответчику выплачено денежное содержание на общую сумму 3 971 675 рублей 36 копеек, в том числе за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года в сумме 1 510 187 рублей, за период с 01 января 2017 года по 29 сентября 2017 года в сумме 2461 488 рублей 36 копеек, из них единовременное вознаграждение в связи с окончанием срока исполнения полномочий в размере годового денежного содержания в сумме 1 274 268 рублей 80 копеек.
В нарушение пункта 3.3 раздела 3 Положения о статусе должностных лиц Бабаевского района, статьи 36 Устава Бабаевского муниципального района, распоряжениями администрации Бабаевского муниципального района неправомерно изменены размеры дополнительных выплат, входящих в состав денежного содержания Кузнецова И.В. как Главы Бабаевского муниципального района, а именно: по распоряжениям первых заместителей Главы администрации Бабаевского муниципального района ФИО2 и ФИО1 от 19 сентября 2013 года № и от 03 февраля 2014 года № надбавка за напряженность в работе увеличена сначала до 120 процентов от должностного оклада, а затем до 205 процентов, в результате чего размер ежемесячного денежного содержания ответчика в период с 01 января 2016 года по 29 сентября 2017 года завышен на 16 019 рублей 90 копеек, с учетом районного коэффициента в сумме 2089 рублей 55 копеек, то есть вместо 122 056 рублей 40 копеек как установлено в штатных расписаниях на 2016 – 2017 годы размер денежного содержания должен был составлять 106 036 рублей 50 копеек.
В связи с завышением размера ежемесячного денежного содержания Кузнецову И.В. необоснованно за период с 01 января 2016 года по 29 сентября 2017 года выплачена ежемесячная надбавка к должностному окладу за напряженность в работе на сумму 232 358 рублей 37 копеек, а также отпускные, единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и компенсация за неиспользованные дни отпуска на общую сумму 75 620 рублей 04 копейки.
С 26 сентября 2017 года Кузнецов И.В. прекратил исполнение полномочий Главы Бабаевского муниципального района. Распоряжением Администрации Бабаевского муниципального района от 20 сентября 2017 года № «О выплате единовременной выплаты Главе района», подписанным первым заместителем Главы администрации района ФИО1, ответчику в связи с предоставлением части отпуска начислена единовременная выплата в размере ежемесячного денежного содержания в сумме 122 056 рублей 40 копеек и отпускные 21 262 рубля 65 копеек. Указанная выплата являлась пятой за 4-летний срок исполнения ответчиком полномочий Главы Бабаевского муниципального района и произведена вместе с отпускными за период работы Кузнецова И.В. с 16 сентября 2017 года по 15 сентября 2018 года, то есть на будущее время, при том с 26 сентября 2017 года ответчик прекратил исполнение полномочий Главы, в связи с чем ему необоснованно выплачена денежная сумма в размере 124 867 рублей 58 копеек, в том числе отпускные в сумме 18 498 рублей 51 копейка.
Также в отсутствие распорядительных документов за период с 01 января 2016 года по 26 сентября 2017 года Кузнецову И.В. неправомерно выплачены премии на общую сумму 21 650 рублей 45 копеек.
В соответствии с пунктом 3.7 Положения о статусе должностных лиц Бабаевского района по окончании срока исполнения полномочий Главы Бабаевского муниципального района Кузнецову И.В. должно было быть начислено единовременное вознаграждение в размере 4 месячных денежных содержаний (за каждый год стажа замещения должности Главы Бабаевского муниципального района) или в сумме 424 146 рублей, исходя из размера месячного денежного содержания с учетом перерасчета в сумме 106 036 рублей 50 копеек. Фактически Кузнецову И.В. по окончании срока исполнения полномочий на основании подписанного им распоряжения Администрации Бабаевского муниципального района от 26 сентября 2017 года № начислено единовременное вознаграждение в размере годового денежного содержания в размере 12 месячных денежных содержаний Главы района на сумму 1 464 676 рублей 80 копеек с учетом районного коэффициента. В результате Кузнецову И.В. неправомерно выплачено вознаграждение по окончании срока исполнения полномочий на сумму 905 261 рубль 80 копеек.
В результате неправомерных выплат общий размер ущерба, нанесенного бюджету Бабаевского муниципального района, составил 1 359 758 рублей 24 копейки.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, указывая, что направленная в адрес Кузнецова И.В. претензия с требованием возвратить в добровольном порядке сумму неосновательного обогащения оставлена без удовлетворения, Администрация Бабаевского муниципального района, представив письменный отказ от исковых требований на сумму 254 873 рубля 62 копейки, выплаченную в период с 01 января 2016 года по 01 апреля 2017 года, в связи с заявлением ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, просит взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в размере 1 104 884 рубля62 копейки, из них:
- премия в сумме 5771 рубль 50 копеек, выплаченная по платежному поручению от 14 апреля 2017 года №;
- ежемесячная надбавка за сложность и напряженность в общей сумме 46 528 рублей 92 копейки, выплаченная по платежным поручениям от 24 апреля 2017 года № на сумму 7090 рублей, от 12 мая 2017 года № на сумму 7712 рублей 93 копейки, от 24 мая 2017 года № на сумму 6300 рублей, от 09 июня 2017 года № на сумму 7736 рублей 91 копейка, от 01 июня 2017 года № на сумму 1327 рублей 70 копеек, от 10 августа 2017 года № на сумму 6586 рублей 91 копейка, от 26 июля 2017 года № на сумму 7350 рублей, от 25 августа 2017 года на сумму 656 рублей 25 копеек, от 13 сентября 2017 года № на сумму 1768 рублей 22 копейки;
- отпускные на общую сумму 41 133 рубля 33 копейки, выплаченные по платежным поручениям от 01 июня 2017 года № на сумму 11 317 рублей 41 копейка, от 04 августа 2017 года № на сумму 11 317 рублей 41 копейка, от 21 сентября 2017 года № на сумму 18 498 рублей 51 копейка;
- единовременное вознаграждение при окончании срока полномочий в размере 905 261 рубль 80 копеек, выплаченное по платежному поручению от 26 сентября 2017 года №;
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 106 189 рублей 07 копеек, выплаченная по платежному поручению от 26 сентября 2017 года №.
Определением Вологодского городского суда Вологодской области от 17 ноября 2021 года принят отказ истца от части иска на сумму 254 873 рубля 62 копейки, производство по делу в указанной части прекращено.
В судебное заседание истец своего представителя не направил, о времени и месте извещен. Ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации. Ранее в судебном заседании представитель истца по доверенности Панкратьева Ю.Е. исковые требования на сумму 1 104 884 рубля 62 копейки поддержала по мотивам, изложенным в иске. Полагает, что истец, занимая должность Главы Бабаевского муниципального района, получая ежемесячное денежное вознаграждение,отпускные, а также единовременное вознаграждение по окончании срока полномочий, в размере большем, чем это определено нормативными актами представительного органа местного самоуправления, а также получая отпускные и единовременную выплату при предоставлении отпуска за будущий период работы, действовал недобросовестно.
Ответчик Кузнецов И.В. в судебном заседании иск не признал, по мотивам, изложенным в возражениях, просил в его удовлетворении отказать. Заявил о пропуске истцом срока исковой давности по суммам, выплаченным в апреле 2017 года. Указал на отсутствие недобросовестности с его стороны. Пояснил, что указаний по увеличению размера выплат не давал, с нормативными актами, которыми установлены данные выплаты не знакомился. О том, что необходимо решение представительного органа для изменения размера выплат не знал, юристы Администрации и бухгалтерия его в известность об этом не поставили. О праве на единовременную выплату при увольнении и размере данной выплаты ему сообщили в бухгалтерии. Самостоятельно данный размер он не определял, указаний сотрудникам относительно данной выплаты не давал. Поскольку с 16 сентября 2017 года начался новый календарный год его работы, считает, что имел право на получение частиежегодного оплачиваемого отпуска и единовременнойвыплаты к ежегодному отпуску. Также полагает, что не имеется оснований для уменьшения размера отпускных и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации за отпуск, рассчитанных исходя из фактически выплаченных ему сумм, которые истец не взыскивает в связи с пропуском срока исковой давности.
Заслушав ответчика, свидетелей ФИО3, ФИО2, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
При этом учитывает, что согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании постановления территориальной избирательной комиссии Бабаевского муниципального района от 13 сентября 2013 года № и распоряжения Администрации Бабаевского муниципального района № с 16 сентября 2013 года Кузнецов И.В. вступил в должность Главы Бабаевского муниципального района в период с 16 сентября 2013 года.
Прекратил исполнение полномочий Главы ответчик 26 сентября 2017 года (распоряжение Администрации Бабаевского муниципального района от 26 сентября 2017 года №).
Таким образом, в период с 16 сентября 2013 года по 26 сентября 2017 года Кузнецов И.В. являлся выборным должностным лицом местного самоуправления, под которым согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) понимается должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 40 Федерального закона № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся.
При этом в силу пункта 12 данной статьи нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.
Кроме того, в соответствии со статьей 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.
В соответствии с Уставом Бабаевского муниципального района Вологодской области, утвержденным решением Бабаевского районного собрания представителей от 18 августа 2005 года № (с последующими изменениями) Глава Бабаевского муниципального района входит в структуру органов местного самоуправления района.
В соответствии со статей 25 Устава к исключительной компетенции Представительного Собрания района относится определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Решением Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 23 апреля 2010 года № (с изменениями от 09 июля 2010 года, от 23 марта 2012 года, от 14 июня 2013 года, от 23 июля 2015 года №) утверждено Положение о статусе должностных лиц местного самоуправления Бабаевского муниципального района (далее – Положение о статусе должностных лиц), согласно которому Глава Бабаевского муниципального района относится к должностным лицам местного самоуправления, замещающим муниципальные должности.
Согласно пункту 3.2 Положения о статусе должностных лиц лицу, замещающему муниципальную должность Бабаевского муниципального района, гарантируется: денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральным, областным законодательством, муниципальными правовыми актами Бабаевского муниципального района; ежегодный оплачиваемый отпуск, возмещение ущерба, причиненного в связи с осуществлением полномочий, возмещение расходов на служебные командировки, обеспечение служебным транспортом и телефонной связью для исполнения служебных обязанностей; переподготовка и повышение квалификации с сохранением на период обучения денежного содержания по занимаемой должности за счет средств бюджета Бабаевского муниципального района; доплата к пенсии должностного лица, замещающего муниципальную должность района; выплата единовременного вознаграждения в связи с выходом на пенсию, иные меры обеспечения деятельности, установленные Уставом района в соответствии с федеральным законодательством, законами Вологодской области.
Оплата труда должностных лиц, замещающих муниципальные должности Бабаевского муниципального района, производится в виде выплаты денежного содержания, состоящего из должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат (надбавка за выслугу лет, надбавка за напряженность, надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение, премия за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, иные выплаты в соответствии с действующим законодательством).
Размер должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат Главе Бабаевского муниципального района устанавливается в соответствии с Положением о денежном содержании выборного должностного лица местного самоуправления Бабаевского муниципального района, утверждаемым решением Представительного Собрания Бабаевского муниципального района (пункт 3.3 Положения о статусе должностных лиц).
В силу пункта 3.4 Положения о статусе должностных лиц должностным лицам местного самоуправления Бабаевского муниципального района предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности и денежного содержания, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством и Положением о денежном содержании выборного должностного лица.
При предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска Главе Бабаевского муниципального района выплачивается единовременная выплата в размере действующего месячного содержания.
Согласно пункту 3.7 Положения о статусе должностных лиц лицам, замещавшим муниципальные должности района, должностным лицам местного самоуправления района при отставке (увольнении) в связи с выходом на пенсию, при окончании срока исполнения полномочий выплачивается единовременное вознаграждение в размере месячного денежного содержания за каждый полный год стажа замещения муниципальной должности, но не более годового денежного содержания. Данная выплата предоставляется один раз. В состав денежного содержания, применяемого для расчета единовременного вознаграждения в связи с выходом на пенсию, включается должностной оклад, иные доплаты, предусмотренные федеральным и областным законодательством, а также районный коэффициент.
Порядок и условия выплаты единовременного поощрения, предусмотренного указанным пунктом, устанавливаются Главой Бабаевского муниципального района.
В соответствии с Положением о денежном содержании выборного должностного лица местного самоуправления Бабаевского муниципального района, утвержденным решением Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 20 февраля 2009 года № (с изменениями от 24 апреля 2009 года, от 23 апреля 2010 года, от 09 июля 2010 года, от 15 июля 2011 года, от 29 мая 2014 года) (далее – Положение), денежное содержание выборного должностного лица местного самоуправления Бабаевского муниципального района состоит из месячного должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячная надбавка к должностному окладу за напряженность, ежемесячные надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячное денежное поощрение единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальная помощь иные дополнительные выплаты в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно разделу 2 Положения размер ежемесячного должностного оклада выборного должностного лица установлен в сумме 13 267 рублей, надбавка за выслугу лет свыше 15 лет – 30 процентов должностного оклада, ежемесячная надбавка за напряженность – 100 процентов должностного оклада, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска – в размере одного месячного денежного содержания.
При этом в силу раздела 5 Положения при формировании фонда оплаты труда выборного должностного лица сверх сумм, направляемых для выплаты должностного оклада, ежемесячная надбавка к должностному окладу за напряженность предусматривается в размере 12 должностных окладов в расчете на год, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере одного месячного денежного содержания.
В соответствии с разделом 6 Положения порядок расчета денежного содержания выборного должностного лица применяется Администрацией района и на период нахождения лица в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Указанные нормативные акты официально опубликованы, находятся в свободном доступе, размещены на сайте Администрации Бабаевского муниципального района, в связи с чем доводы ответчика, который в силу занимаемой должности обязан знать и соблюдать муниципальные нормативные правовые акты, своевременного готовить проекты о внесении в них изменений, о том, что он не знал о наличии таких актов, и не был с ними знаком, суд считает несостоятельными.
При этом суд также учитывает, что в приведенные выше решения Представительного собрания Бабаевского муниципального района неоднократно вносились изменения, в том числе в период, когда истец занимал должность Главы Бабаевского муниципального района, в полномочия которого входит подписание решений Представительного собрания Бабаевского муниципального района, заместителя Главы Администрации района. В частности ответчиком подписано решение от 23 июля 2015 года №, которым внесены изменения в Положение о статусе должностных лиц, утвержденное решением от 23 апреля 2010 года №.
Как указано выше в должность Главы Бабаевского муниципального района ответчик вступил с 16 сентября 2013 года (распоряжение №).
В этот же день распоряжением Администрации Бабаевского муниципального района от 16 сентября 2013 года №, подписанным начальником финансового управления, первым заместителем Главы администрации района ФИО2, Кузнецову И.В. установлен размер должностного оклада и ежемесячных выплат, в том числе ежемесячная денежная надбавка за напряженность в работе в размере 120 процентов должностного оклада
В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля ФИО2 суду пояснила, что при назначении ответчика на должность Главы Бабаевского муниципального района решался вопрос об установлении ему ежемесячного денежного содержания в размере не менее чем у предыдущего главы, в связи с чем принято решения увеличить ответчику размер надбавки за напряженность в работе.
В дальнейшем распоряжением Администрации Бабаевского муниципального района от 03 февраля 2014 года №, подписанным первым заместителем главы Администрации района, ежемесячная надбавка за напряженность установлена ответчику с 01 февраля 2014 года в размере 205 процентов должностного оклада.
При этом соответствующие изменения в решение Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 20 февраля 2009 года № не вносились, первые заместители Главы полномочиями по увеличению размера надбавки, установленного решением представительного органа в размере 100 процентов должностного оклада, не наделялись, в связи с чем суд считает, что распоряжения Администрации Бабаевского муниципального района от 16 сентября 2013 года №, от 03 февраля 2014 года №, подписаны должностными лицами Администрации с превышением полномочий, в силу чего являются незаконными и не подлежащими применению.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для ежемесячной выплаты Кузнецову И.В. в период с апреля 2016 года по сентябрь 2017 года надбавки за напряженность в размере 205 процентов должностного оклада, в связи с чем полагает, что излишне выплаченные ответчику по платежным поручениям от 24 апреля 2017 года №, от 12 мая 2017 года №, от 24 мая 2017 года №, от 09 июня 2017 года №, от 01 июня 2017 года №, от 10 августа 2017 года №, от 26 июля 2017 года №, от 25 августа 2017 года, от 13 сентября 2017 года № денежные средства в общей сумме 46 528 рублей 92 копейки являются неосновательным обогащением, требования о взыскании которого подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом суд отклоняет как несостоятельный довод ответчика об отсутствии недобросовестности с его стороны при получении надбавки за напряженность в повышенном размере, поскольку о том, что в отсутствии соответствующего решения представительного органа местного самоуправления надбавка увеличена до 205 процентов Кузнецов И.В. знал как при получении заработной платы, так и при утверждении штатных расписаний на 2016 и 2017 годы (распоряжения Администрации Бабаевского муниципального района от 11 января 2016 года №, от 11 января 2017 года №, подписанные ответчиком), в которых указаны как размер должностного оклада, так и размеры ежемесячных выплат.
О том, что для увеличения размера надбавки необходимо решение Представительного Собрания Бабаевского муниципального района и, что заместитель Главы Бабаевского муниципального района, равно как и Глава района такие решения принимать не уполномочены, ответчик должен был знать в силу занимаемых должностей заместителя Главы администрации Бабаевского муниципального района (с 10 марта 2006 года по 13 сентября 2013 года) и Главы Бабаевского муниципального района (с 16 сентября 2013 года по 26 сентября 2017 года).
При таких обстоятельствах, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать неосновательное обогащение в размере излишне выплаченных сумм ежемесячной надбавки за напряженность в сумме 46 528 рублей 92 копейки, а также в размере излишне выплаченных отпускных, рассчитанных исходя из размера ежемесячного денежного содержания в сумме 122 056 рублей 40 копеек,на общую сумму 25 013 рублей 19 копеек.
Довод ответчика о том, что в отношении надбавки, выплаченной по платежному поручению от 24 апреля 2017 года № на сумму 7090 рублей, а также отпускных,выплаченных по платежным поручениям от 01 июня 2017 года № на сумму 11 317 рублей 41 копейка, от 04 августа 2017 года № на сумму 11 317 рублей 41 копейка, от 21 сентября 2017 года № на сумму 2378 рублей 37 копеек (18 498,51 (сумма выплаченная истцу исходя из размера ежемесячного денежного содержания 122056 рублей 40 копеек) –16120,14 (сумма рассчитанная исходя из ежемесячного денежного содержания 106036 рублей 50 копеек)=2378,37)истцом пропущен срок исковой давности, в том числе в связи с тем, что отпускные рассчитаны с учетом сумм от взыскания которых истец отказался, пропустив срок, суд считает несостоятельным, посколькус настоящим иском в суд Администрация Бабаевского муниципального района обратилась 24 апреля 2020 года, то есть в пределах 3-летнего срока исковой давности, который надлежит исчислять с даты следующей за датой перечисления денежных средств. Кроме того, размер отпускных рассчитан ответчику в соответствии с пунктом 6 Положения, то есть исходя из размера денежного содержания, а не из расчета фактически выплаченных денежных сумм. Поскольку размер ежемесячного денежного содержания завышен на сумму надбавки, излишне выплаченные в связи с этим суммы являются неосновательным обогащением.
Также неосновательным обогащением суд считает выплаченную ответчику сумму единовременной выплаты при предоставлении Кузнецову И.В. ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 106 189 рублей 07 копеек по платежному поручению от 26 сентября 2017 года №, поскольку указанная сумма выплачены истцу в связи с предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска в период с 23 по 27 сентября 2017 года (5 календарных дней) за период работы с 16 сентября 2017 года по 15 сентября 2018 года, то есть за период по истечении срока полномочий ответчика, за который право на отпуск у него не возникло.
При этом суд учитывает, что единовременная выплата перечислена Кузнецову И.В. в день его увольнения (26 сентября 2017 года), то есть когда он достоверно знал о том, что отпуск ему предоставлен в счет будущего периода, который он не отработает, в связи с чем правовые основания для получения данной выплаты отсутствуют.
В части требований о взыскании выплаченных ответчику отпускных за период отпуска с 23 по 27 сентября 2017 года, предоставленного распоряжением Администрации Бабаевского муниципального района от 20 сентября 2017 года № «Об отпуске Главе района», суд приходит к выводу, что указанная выплата (за исключением сумм излишне начисленных Кузнецову И.В. в связи с завышением ежемесячного денежного поощрения) неосновательным обогащением ответчика не является, поскольку выплачена на основании распоряжения о предоставлении отпуска, а истец своим правом на удержание данной выплаты из денежного содержание ответчика в момент его увольнения истец не воспользовался. Доказательств недобросовестности ответчика при получении данной выплаты суду не представлено.
Отсутствуют такие доказательства и в отношении выплаченного Кузнецову И.В. единовременного вознаграждения при окончании срока полномочий в размере годового денежного содержания.
Судом установлено, что при определении размера данной выплаты должностные лица администрации руководствовались протоколом заседания комиссии по установлению стажа для установления надбавки за выслугу лет работникам органов местного самоуправления Бабаевского муниципального района от 18 августа 2015 года, согласно которому по состоянию на 18 августа 2015 года стаж замещения Кузнецовым И.В. муниципальной должности составил 15 лет.
При этом членами комиссии со ссылкой на Закон области от 02 апреля 1997 года № 144-ОЗ «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной и муниципальной службы в Вологодской области» в стаже замещения Кузнецовым И.В. муниципальной должности учтены как стаж ответчика, определенный по состоянию на 10 марта 2006 года в количестве 5 лет 6 месяцев и 22 дней, так и стаж после 10 марта 2006 года, в который включены периоды работы в должности Председателя комитета по муниципальному хозяйству и архитектуре администрации – заместителем Главы района, первым заместителем Главы района и Главы Бабаевского муниципального района.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля председатель комиссии ФИО2, которая также являлась начальником финансового управления, первым заместителем Главы администрации района, суду пояснила, что стаж, установленный в протоколе от 18 августа 2015 года, является стажем замещения муниципальной должности, который дает ответчику право на получение единовременного вознаграждения при окончании срока полномочий в размере годового денежного содержания.
В обоснование своих выводов свидетель также сослалась на закон Вологодской области от 02 апреля 1997 года № 144-ОЗ, однако указанным законом порядок определения стажа замещения муниципальной должности не устанавливается, согласно преамбуле закон регулирует отношения, возникающие в связи с исчислением стажа замещения государственных должностей области лицам, замещающим государственные должности области, стажа государственной гражданской службы области лицам, замещающим должности государственной гражданской службы области, и стажа муниципальной службы лицам, замещающим должности муниципальной службы.
Таким образом, в протоколе комиссии от 18 августа 2015 года ответчику установлен стаж муниципальной службы, который не равнозначен стажу замещения муниципальной должности.
Согласно разъяснений Представительного Собрания Бабаевского района по применение пункта 3.7 Положения о статусе должностных лиц право на вознаграждения при окончании срока полномочий имеет глава Бабаевского муниципального района. Размер выплаты равен размеру месячного денежного содержания за каждый полный год стажа замещения муниципальной должности, то есть в отношении ответчика 4 года замещения должности Главы Бабаевского муниципального района.
В судебном заседании истец пояснил, что каких-либо указаний для назначения ему выплаты в размере годового денежного содержания не давал, о праве на получении такой выплаты ему разъяснили сотрудники бухгалтерии и отдела кадров. При подписании распоряжения юристы замечания не высказали, в связи с чем он полагал, что имеет право на получение единовременной выплаты в размере годового денежного содержания.
Данные доводы в судебном заседании подтвердили свидетели ФИО2, ФИО3, пояснения которых в совокупности с формулировками, используемыми в протоколе комиссии от 18 августа 2015 года, свидетельствуют о неправильном применении должностными лицами норм касающихся исчисления стажа замещения муниципальной должности подтверждает и отсутствии недобросовестности ответчика при получении единовременного вознаграждения при окончании срока полномочий в размере годового денежного содержания, а не 4-месячного денежного содержания, в связи с чем основания для взыскания излишне выплаченных ответчику 8 ежемесячных денежных содержаний отсутствуют.
Также суд не усматривает оснований для взыскания с ответчика премии в сумме 5771 рубль 50 копеек, выплаченной по платежному поручению от 14 апреля 2017 года №, поскольку истцом пропущен трехлетний срок исковой давности, а также не представлено доказательств недобросовестности ответчика при получении данной премии. В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что не предоставлении приказа о премировании при проведении проверки контрольно-ревизионным органом достоверно не свидетельствует о том, что данного распоряжения не было, возможно он не сохранился.
С учетом изложенного, исковые требования Администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области к Кузнецову И.В. о взыскании неосновательного обогащения подлежат частичному удовлетворению в сумме 193 851 рубль 32 копейки.
В удовлетворении исковых требований в остальной части истцу надлежит отказать.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 5077 рублей 03 копейки.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Администрации Бабаевского муниципального района Вологодской областик Кузнецову И. В. взыскании неосновательного обогащения удовлетворить частично.
Взыскать с Кузнецова И. В. в пользу Администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области неосновательное обогащение в размере 193 851 рубля 32 копейки.
Взыскать с Кузнецова И. В. в доход бюджета городского округа город Вологда госпошлину в размере 5 077 рублей 03 копейки.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья | Е.В. Вахрушева |
Мотивированное решение изготовлено 08 декабря 2021 года.