НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 31.12.9999 № 3-93

                                                                                    ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

г. Волгоград Дело № 3-93/2011

в составе председательствующего судьи: Кубасова И. Г.

при секретаре: Якуниной А. О.

с участием прокурора: Джаналиевой Э. Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании 6 октября 2011 года гражданское дело по заявлению Попова Василия Васильевича о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению пункта 1.5.1 Административного регламента Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверений «Ветеран труда» и «Ветеран труда Волгоградской области», утвержденного Приказом Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской обл. от 22.01.2009

№ 22 (ред. от 18.04.2011) в части слов «и получающие трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,

у с т а н о в и л:

Попов В. В. обратился в Волгоградский областной суд с заявлением о признании недействующим и противоречащим федеральному законодательству пункта 1.5.1 Административного регламента Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверений «Ветеран труда» и «Ветеран труда Волгоградской области», утвержденного Приказом Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской обл. от 22.01.2009

№ 22 (ред. от 18.04.2011) в части слов «и получающие трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В обоснование требований указал, что оспариваемый нормативный правовой акт в оговоренной части противоречит федеральному законодательству, а именно статье 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В судебном заседании Попов В. В. и его представитель Власов Д. В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержали, пояснив, что оспариваемая норма ставит новое, дополнительное условие для получения удостоверения «Ветерана труда» - установление (назначеие) пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, при обращении заявителя в ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому» (Волгоградская область) в присвоении звания «Ветеран труда» ему было отказано, несмотря на то, что он получает пенсию по выслуге лет и награжден медалями МВД России «За отличие в службе» 3-х степеней, имеет требуемый стаж работы. Заявителю было разъяснено, что он вправе получить указанное звание только по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Это, по мнению Попова В. В. и его представителя, противоречит конституционным принципам социальной защиты, подлежащим соблюдению субъектами Российской Федерации при осуществлении правового регулирования мер социальной поддержки лиц, имеющих статус ветеранов труда.

Представитель Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области Хлебнова О. И., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, пояснив, что в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона РФ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Административный регламент, оспариваемый заявителем по настоящему делу, был разработан и принят с учетом требований, установленных в Положении «О порядке присвоения звания «Ветеран труда» на территории Волгоградской области», утвержденном Постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 05.07.2005 № 649. Таким образом, Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области было вправе определять порядок и условия выдачи удостоверения «Ветеран труда» в оспариваемом Административном регламенте. Обжалуемый акт, по мнению представителя Управления, принят в соответствии с компетенцией Управления, уполномоченным на это органом, и не противоречит федеральному законодательству.

Кроме того, указала, что оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт распространяет своё действие на заявителя по настоящему делу, поскольку, действительно, по достижении пенсионного возраста, установленного Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ему (Попову В. В.) может быть присвоено звание «Ветерана труда» и выдано соответствующее удостоверение.

Выслушав заявителя и его представителя, представителя заинтересованного лица - Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Джаналиевой Э. Р., полагавшей заявленные требования обоснованным, Волгоградский областной суд находит требования Попова В. В. подлежащими удовлетворению в полном объёме, исходя из следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Суд приходит к выводу о том, что Попов В. В. вправе оспаривать в судебном порядке нормативный правовой акт, изданный Управлением социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, поскольку он регулирует правовые отношения с участием заявителя.

Как следует из ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение трудовой пенсии по старости производится на условиях достижения возраста 60 лет для мужчин и наличия не менее пяти лет страхового стажа.

Вместе с тем, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) указанных лиц определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета.

При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы (подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.

Отказывая Попову В. В. в присвоении звания «Ветерана труда» (и, соответственно, в выдаче удостоверения «Ветеран труда») ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому» (Волгоградская область) сослался только на то обстоятельство, что заявитель не является получателем трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что до службы в органах внутренних дел Попов В. В. работал в качестве электромонтера в Волжском производственном объединении «Волжский оргсинтез» (с 29.071985 г. по 22.10.1985 г., с 15.06.1989 г. по 26.11.1990 г.).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что объективно существуют правовые основания для включения в страховой стаж заявителю периодов прохождения службы в органах внутренних дел. Следовательно, единственным препятствием для присвоения звания (выдачи удостоверения) «Ветеран труда» с учетом требований оспариваемого нормативного правового акта Попову В. В. является то обстоятельство, что заявитель не является лицом, получающим трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу части 2 статьи 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При рассмотрении дела судом установлено, что 22 января 2009 года Начальником Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области был издан Приказ № 22 «Об утверждении Административного регламента Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверений «Ветеран труда» и «Ветеран труда Волгоградской области». Приказ опубликован 28.01.2009 года в газете «Волгоградская область» (№ 15) и вступил в законную силу с указанного времени. В настоящее время Приказ действует в редакции Приказа начальника Управления от 18.04.2011 № 214.

Статьёй 1 названного Приказа был утверждён Административный регламент Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверений «Ветеран труда» и «Ветеран труда Волгоградской области».

В соответствии с п. 1.5.1 Административного регламента получателями государственной услуги выдачи удостоверения «Ветеран труда» являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Волгоградской области, награжденные орденами или медалями либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде, имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, и получающие трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «о трудовых пенсиях Российской Федерации».

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах». Таким образом, исходя из положений названного Федерального закона признание лица ветераном труда не ставится в зависимость от достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или установления (назначения) такой пенсии.

Между тем, оспариваемое положение Административного регламента Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, предусматривающее в качестве одного из обязательных условий для выдачи удостоверения «Ветеран труда» установление (назначение) лицу трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ограничивает (сужает) по сравнению с Федеральным законом «О ветеранах» круг лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда», и которым, соответственно, может быть вручено соответствующее удостоверение, что фактически противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу.

В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает правовой акт недействующим полностью или в части в том случае, если данный акт или его часть противоречит федеральному закону.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 251 - 253 ГПК РФ, суд

Руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 251 - 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

заявление Попова Василия Васильевича удовлетворить.

Признать не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1.5.1 Административного регламента Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверений «Ветеран труда» и «Ветеран труда Волгоградской области», утвержденного Приказом Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской обл. от 22.01.2009

№ 22 (ред. от 18.04.2011) в части слов «и получающие трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Сведения о принятом судебном акте опубликовать в печатном издании «Волгоградская правда» по вступлении решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации а течение 10 дней через Волгоградский областной суд.

Судья: И. Г. Кубасов