дело № <...>а-35/2020
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волгоград 20 января 2020 года
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего Ждановой С.В.,
при секретаре Булдаковой С.В.,
с участием прокурора Волгоградской областной
прокуратуры ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (ПАО «МРСК Юга») в лице филиала ПАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго» о признании недействующим приказа комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 7 июня 2019 года № 18/1 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями ПАО «МРСК Юга» (филиал «Волгоградэнерго») и ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» на 2019 год»,
установил:
приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области (далее - КТР, Комитет, тарифный орган) от 7 июня 2019 года № 18/1 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями ПАО «МРСК Юга» (филиал «Волгоградэнерго») и ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» на 2019 год» (далее - Приказ № 18/1) установлены с 18 июня 2019 года индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями ПАО «МРСК Юга» (филиал «Волгоградэнерго») и ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» с календарной разбивкой согласно приложению.
Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (ПАО «МРСК Юга») в лице филиала ПАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго» (далее - Общество), являющееся территориальной сетевой организацией, оказывающее услуги по передаче электрической энергии на территории Волгоградской области, обратилось в суд с заявлением о признании недействующим Приказа № 18/1.
Требования мотивированы тем, что Общество оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Волгоградской области с применением тарифов, установленных на 2019 года приказами КТР от 26 декабря 2018 года № 48/23 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год»; от 26 декабря 2018 года № 48/24 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год»; от 28 июня 2019 года № 21/2 «О внесении изменений в отдельные приказы комитета тарифного регулирования Волгоградской области». Исходя из принятой в регионе схемы взаиморасчётов на 2019 год тарифную выручку по единым котловым тарифам за объём полезного отпуска потребителям получают территориальные сетевые организации.
ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» ранее не являлось сетевой организацией и в течение 2019 года обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении тарифа на передачу электрической энергии на 2019 год. Показатели электрической энергии и мощности указанной организации не были включены в Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России на 2019 год, на основании которого устанавливаются единые (котловые) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, необходимая валовая выручка (далее также - НВВ) ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» не участвовала в расчёте. Средства для финансирования расходов ООО «Волгаэнергосеть-СНТ», не участвовавшего в тарифном регулировании на 2019 год, отсутствуют.
По мнению истца, установление КТР тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» на 2019 год в ситуации существующей экономической модели тарифного регулирования влечёт увеличение всего размера НВВ территориальных сетевых организаций региона в целом, а также перераспределение котловой тарифной выручки не в соответствии с уже утверждённым тарифным решением для электросетевого комплекса Волгоградской области, чем нарушается принцип государственного ценового регулирования услуг по передаче электроэнергии.
Как указал истец, оспариваемый приказ не соответствует требованиям пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), пунктам 2, 3, 4, 7, 38, 63, 81 Основ ценообразования, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2011 года № 1178 (далее - Основы ценообразования, пункту 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2011 года № 1178 (Правила регулирования цен), пункту 11 Методических указаний по расчёту тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам 17 февраля 2012 года № 98-э, пунктам 49, 50, 52 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее - Методические указания).
В ходе судебного заседания представители административного истца ФИО2 и ФИО3 заявленные требования поддержали в полном объёме по указанным в заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика - комитета тарифного регулирования Волгоградской области ФИО4 возражала по доводам административного иска, указывая, что нормативный правовой акт принят органом тарифного регулирования в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением установленной процедуры, соответствует законодательству Российской Федерации.
Представители заинтересованного лица - ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» ФИО5 и ФИО6 поддержали изложенные в возражениях правовые позиции и просили отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, материалы тарифного дела ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» на 2019 год, суд приходит к следующему выводу.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Закона об электроэнергетике и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования, Правила регулирования цен и Методические указания.
Деятельность территориальных сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электрической энергии подлежит государственному регулированию, в том числе путём установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании таким организациям (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
К основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которому корреспондирует принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
Согласно пункту 2 Основ ценообразования долгосрочными параметрами регулирования являются параметры расчёта долгосрочных цен (тарифов), устанавливаемые на долгосрочный период регулирования. Под необходимой валовой выручкой в силу указанного пункта понимается экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчётного периода регулирования.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчётный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (пункт 17 Основ ценообразования).
Согласно пунктам 16 - 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учёта.
Тарифы для взаиморасчётов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).
Исходя из материалов дела, суд пришёл к выводу о том, что Приказ № 18/1 принят уполномоченным органом - комитетом тарифного регулирования Волгоградской области в пределах его компетенции, в установленной форме, размещён на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10 июня 2019 года, газете «Волгоградская правда», № 70, 21 июня 2019 года и по этим основаниям не оспаривается.
Как установлено судом, в отношении ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» до 2019 года не осуществлялось тарифное регулирование.
В силу положений пункта 18 Правил регулирования цен, действовавших на период возникновения спорных правоотношений, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 Правил, а цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объёме.
27 февраля 2019 года ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2019 год. На основании этого заявления тарифным органом открыто дело об установлении тарифов. Составом Экспертного совета по ценам и тарифам в топливно-энергетическом комплексе при комитете тарифного регулирования Волгоградской области проведена экспертиза представленных ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» документов, по результатам которой составлено экспертное заключение, а на заседании коллегии КТР 7 июня 2019 года были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями ПАО «МРСК Юга («филиал «Волгоградэнерго») и ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» на 2019 год согласно представленному экспертом проекту приказа Комитета.
Оспариваемым нормативным правовым актом установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями ПАО «МРСК Юга («филиал «Волгоградэнерго») и ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» на 2019 год, с 18 июня 2019 года, в следующем размере: 1 полугодие: двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей - 117973,08 руб./МВт.мес; ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 742,47 руб./МВт.ч; одноставочный тариф - 1,59471; 2 полугодие: двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей - 117973,08 руб./МВт.мес; ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 742,47 руб./МВт.ч; одноставочный тариф - 1,59471.
Расчёт необходимой валовой выручки произведён методом экономически обоснованных затрат. В расчёте индивидуальных тарифов КТР использовал представленные ему ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» материалы.
Пунктом 12 Основ ценообразования установлено, что при регулировании цен (тарифов) применяется метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учётом положений настоящего документа.
В отношении территориальных сетевых организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, осуществление регулирования в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, не допускается.
Таким образом, для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы могут быть установлены только методом экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пункту 15 Методических указаний при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчётного объёма производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчётный период регулирования.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учёта (п. 16 Методических указаний).
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учётом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей её услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Из представленных материалов тарифного дела следует, что на момент принятия Приказа № 18/1 у Комитета имелись все необходимые данные для расчёта индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, вопреки доводам истца о невозможности установления КТР тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «Волгаэнергосеть-СНТ», обратившейся в регулирующий орган в течение 2019 года, на 2019 год, поскольку в отношении этой организации ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, такая возможность прямо предусматривалась пунктом 18 Правил регулирования цен, действовавшим на период возникновения спорных правоотношений.
При таких данных являются несостоятельными доводы истца о противоречии оспариваемой нормы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Также являются несостоятельными доводы истца о нарушении своих прав, в связи с тем, что исходя из принятого в регионе на 2019 год плана по сбору тарифной выручки ПАО «МРСК Юга» (филиал «Волгоградэнерго») не имеет избытка средств для компенсации ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» размера утверждённой НВВ. Возможность учёта экономически обоснованных расходов, фактически понесённых истцом в 2019 году, возникших по причине установления индивидуальных тарифов только в июне 2019 года, предусмотрена пунктом 7 Основ ценообразования и может быть реализована при установлении органом регулирования тарифов на следующий период регулирования.
Согласно пункту 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признаёт этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2019 года № 1892 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен (тарифов)» в пункт 18 Правил регулирования цен внесены изменения, согласно которым абзац первый и второй указанного пункта изложены в следующей редакции: «Для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объёме, за исключением индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлён не более чем на 30 дней.
Индивидуальные цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с начала очередного расчётного периода регулирования».
Указанные изменения вступили в силу с 30 декабря 2019 года.
Таким образом, с указанной даты правовое регулирование пункта 18 Правил регулирования цен изменилось.
Между тем, поскольку срок, с момента которого Приказ № 18/1 об установлении тарифов на 2019 год, вступил в противоречие с указанной выше нормой, настолько незначительный - 2 дня (30 и 31 декабря 2019 года), процедура приведения в соответствие оспариваемого нормативного правового акта путём принятия заменяющего акта может привести к достаточным финансовым и временным затратам как органа государственной власти субъекта - комитета тарифного регулирования Волгоградской области, так и других участников спорных правоотношений, с учётом изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом, как указано выше, суд учитывает, что Общество не лишено возможности заявить к учёту понесённые в 2019 году экономически обоснованные расходы для включения их в необходимую валовую выручку при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующим органом в последующих периодах регулирования (абзац десятый пункта 7 Основ ценообразования).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (ПАО «МРСК Юга») в лице филиала ПАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго» о признании недействующим приказа комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 7 июня 2019 года № 18/1 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями ПАО «МРСК Юга» (филиал «Волгоградэнерго») и ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» на 2019 год» отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/ Жданова С.В.
решение в окончательной
форме принято 24 января 2020 года
Судья /подпись/ Жданова С.В.
Копия верна:
Судья
Волгоградского областного суда Жданова С.В.