НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Волгодонской районного суда (Ростовская область) от 19.02.2019 № 2А-343/19

отметка об исполнении решения дело № 2а-343/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«19» февраля 2019 года г. Волгодонск

Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Донсковой М.А.

при секретаре Тома О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Краснодарскому краю к ФИО о принудительном взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

МИФНС России №1 по Краснодарскому краю обратилась с административным исковым заявлением к ФИО1 о принудительном взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что ФИО1 является плательщиком земельного налога и налога на имущество, так как, в соответствии с законодательством Российской Федерации обладает объектами обложения, поименованными в налоговом уведомлении от 18.04.2015 и от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО были направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога и налога на имущество за 2014-2015г.г.

В связи с неуплатой налога, в адрес ответчика были направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Ввиду того, что налогоплательщик не выполнил свои налоговые обязательства, налоговым органом в соответствии с действующим Законодательством была начислена пеня.

Административный истец МИФНС России №1 по Краснодарскому краю просит суд взыскать со ФИО в доход бюджета задолженность по земельному налогу за 2014-2015г.г. в сумме 944,22рублей и пени по земельному налогу в размере 1700,90 рублей, задолженность по налогу на имущество за 2014-2015г.г. в размере 328,59 рублей и пени по налогу на имущество в размере 148,80 рублей.

Административный истец МИФНС России №1 по Краснодарскому краю надлежащим образом извещен судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание явку представителя не обеспечил.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела было установлено, что административный ответчик ФИО является инвалидом с детства, признана в установленном законом порядке недееспособной.

Допущенный к участию в деле порядке ч.2 ст.54 КАС РФ законный представитель ФИО- ФИО2, назначенная в соответствие с постановлением главы города Волгодонска Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ опекуном ФИО в судебное заседание не явилась. Согласно ранее представленному отзыву, возражает против удовлетворения заявленных административных исковых требований, полагает, что ФИО как инвалид 2 группы и инвалид с детства освобождена от уплаты налогов.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон в порядке ч.2 ст.289 КАС РФ.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса и дав правовую оценку в совокупности представленным по делу доказательствам, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу требований п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ст. 388 НК РФ).

В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит, в том числе единый недвижимый комплекс и иные здания, строение, сооружение, помещение (подпункты 4 и 6 соответственно пункта 1 названной статьи).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 этой же статьи, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Налог на имущество, исходя из положений абз. 3 ч. 1 статьи 363 НК РФ, а также Закона, должен быть оплачен не позднее 01 декабря года следующего за налоговым периодом.

В силу пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно положениям ст. 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (п. 6).

Таким образом, начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет, поскольку п. 1 ст. 72 НК Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17 декабря 1996 года N 20-П, Определение от 08 февраля 2007 года N 381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно части 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Как следует из материалов дела и установлено судом, за ФИО зарегистрировано имущество: жилой дом по адресу: <адрес> (кадастровый ); земельный участок – 1 единица: расположен по адресу: <адрес>, кадастровый .

В соответствии с порядками исчисления сумм налога на имущество и земельного налога физических лиц, предусмотренными статьями 362 и 408 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекция исчислила в отношении указанного выше имущества земельный налог за 2014 год в сумме 479рублей, а так же налог на имущество за 2014г. в размере 154рублей ФИО направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до 01 октября 2015. Кроме того, Инспекция исчислила в отношении указанного выше имущества земельный налог за 2015 год в сумме 479рублей, а так же налог на имущество за 2015г. в размере 176рублей ФИО направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до 01 декабря 2016.

В соответствии с требованиями абзаца третьего пункта 1 статьи 363 и пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество и земельный налог за 2014г. подлежали уплате административным ответчиком в срок не позднее 01 октября 2015г., а налог на имущество и земельный налог за 2015год подлежали уплате административным ответчиком в срок не позднее 01 декабря 2016г., и Инспекция уведомила ответчика о необходимости уплаты налогов в указанный срок, путем направления налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и 76079385 от ДД.ММ.ГГГГ по средством почтовой связи, что подтверждается почтовым реестром.

В установленный срок обязанность по уплате налогов административный ответчик не выполнила. Указанное обстоятельство в силу абзаца второго пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации являлось основанием для направления налоговым органом ответчику требования об уплате налогов, и пени.

Инспекция направила административному ответчику требования: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный факт так же подтверждается почтовым реестром.

Требование об уплате налогов и пени, в установленный срок административным ответчиком не выполнено.

Указанный факт так же не оспаривалось законным представителем административного ответчика- ФИО2, которая полагает, что ее дочь освобождена от уплат налогов как инвалид с детства.

На основании пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция вправе была обратиться в суд с заявлением о взыскании налогов за счет имущества должника (с заявлением о вынесении судебного приказа).

Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, и 04.06.2018г. мировым судьей судебного участка №6 Волгодонского судебного района Ростовской области вынесен судебный приказ.

С учетом изложенного, основания для взыскания недоимки по налогу на имущество и по земельному налогу за 2014г.- 2015г., имеются, обязательный досудебный порядок урегулирования спора, сроки обращения в суд соблюдены.

Рассматривая доводы представителем административного ответчика ФИО2, которая полагает, что ее дочь ФИО освобождена от уплат налогов как инвалид 2 группы с детства, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации право на налоговую льготу имеют инвалиды с детства, дети-инвалиды.

В соответствии с пунктом 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору.

Пунктом 7 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Согласно разъяснениям о льготах по земельному налогу и налогу на имущество физлиц инвалидам с детства, содержащимся в Письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрены налоговые преимущества для граждан, которым установлена инвалидность с детства, вне зависимости от наличия или отсутствия у такого гражданина статуса индивидуального предпринимателя.

Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении лиц, являющихся инвалидами с детства.

Указанный налоговый вычет производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

Кроме того, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 407 Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") инвалиды с детства освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц.

Налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц предоставляется в отношении не используемого в предпринимательской деятельности одного объекта налогообложения каждого вида, а именно: в отношении жилого дома, квартиры (комнаты), гаража (машино -места), а также хозяйственного строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела судом установлено, что ФИО является инвалидом 2 группы с детства. Группа инвалидности ФИО установлена бессрочно, в связи с чем имеет право на налоговую льготу.

В соответствии с частью 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

В силу положений статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, процедура реализации налогоплательщиком своего права на получение налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц включает в себя следующие действия:

- представление в налоговый орган заявления о предоставлении льготы и подтверждающих документов;

- направление уведомления о выбранных объектах налогообложения в срок до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Форма уведомления должна быть утверждена Федеральной налоговой службой Российской Федерации.

Однако, материалы настоящего дела не содержат сведений о том, что ФИО в лице своего законного представителя ФИО2 обращалась в налоговый период (2014-2015 годы) к административному истцу с заявлением о предоставлении налоговой льготы.

Поскольку сторона административного ответчика не представила доказательств обращения с заявлением о предоставлении льготы в налоговый орган, суд находит довод представителя административного ответчика о наличии оснований для освобождения ФИО об обязанности об уплате налогов ошибочным.

Также суд считает необходимым отметить, что административный ответчик не лишен возможности обратиться с заявлением о предоставлении льготы и с заявлением о перерасчете суммы налога, приложив документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления льготы.

Таким образом, со ФИО в лице своего законного представителя ФИО2 подлежит взысканию земельный налог за 2014г.-2015г. в заявленном административным истцом размере 944,22рублей и налог на имущество за 2014г.-2015г. в заявленном административным истцом размере 328,59 рублей.

Из материалов дела так же следует, что административный истец ставит вопрос о взыскании со ФИО пени по налогу на имущество и по земельному налогу на основании требований от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из представленного административным истцом требования от ДД.ММ.ГГГГ истцу начислена пеня на земельный налог за 2014г. от суммы недоимки в размере 479 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (за 35 дн.), размер которой указан 1088,54рублей. Однако, по мнению суда размер пени составляет: 1/300 х 8,25% х 479 руб. х 35 дн. = 4,61рублей. Правовые обоснования для начисления налоговым органом пени в размере 1088,54рублей, не приведены, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что за указанный период с административного ответчика подлежит взысканию пени по земельному налогу в размере 4,61рублей.

Так же, согласно требованию от ДД.ММ.ГГГГ, административному истцу налоговым органом была начислена пеня на налог на имущество за 2014г. от суммы недоимки в размере 154 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, размер которой составил 63,02рублей. Однако, по мнению суда размер пени составляет: 1/300 х 8,25% х 154 руб. х 35 дн. = 1,48рублей. Правовые обоснования для начисления налоговым органом пени в размере 63,02рублей, не приведены, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что за указанный период с административного ответчика подлежит взысканию пени по земельному налогу в размере 1,48рублей.

Так же, согласно представленному налоговым органом расчету пени, административному ответчику произведено начисление пени по земельному налогу за 2014г. от суммы недоимки в размере 479руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 56,96руб. (требование от ДД.ММ.ГГГГ), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 54,60руб. (требование от ДД.ММ.ГГГГ) и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 0,13руб. (требование от ДД.ММ.ГГГГ).

Кроме того, согласно представленному налоговым органом расчету пени, административному ответчику произведено начисление пени по земельному налогу за 2015г. от суммы недоимки в размере 479руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2,55руб. (требование от ДД.ММ.ГГГГ), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 50,31руб. (требование от ДД.ММ.ГГГГ) и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 0,13руб. (требование от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию пеня по земельному налогу за 2014-2015г.г. в сумме: 4,61руб. +56,96руб. + 54,60руб. +0,13руб. + 2,55руб. + 50,31 руб. + 0,13руб. + 0,13 руб. = 169,42рублей.

Допустимые доказательства законности начисления пени в большем размере, административным истцом суду не представлено.

Согласно представленному налоговым органом расчету пени, административному ответчику произведено начисление пени по налогу на имущество за 2014г.за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 18,49руб. (требование от ДД.ММ.ГГГГ), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 17,92руб. (требование от ДД.ММ.ГГГГ), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 0,04руб. (требование от ДД.ММ.ГГГГ) и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 0,05руб. (требование от ДД.ММ.ГГГГ).

Кроме того, согласно представленному налоговым органом расчету пени, административному ответчику произведено начисление пени по налогу на имущество за 2015г. от суммы недоимки в размере 176руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 0,94руб. (требование от ДД.ММ.ГГГГ), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 18,47руб. (требование от ДД.ММ.ГГГГ), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 0,05руб. (требование от ДД.ММ.ГГГГ) и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 0,05руб. (требование от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию пеня по налогу на имущество за 2014-2015г.г. в сумме: 1,48руб. +18,49руб. + 17,92руб. + 0,04руб. + 0,05руб. + 0,94 руб. + 18,47руб. + 0,05 руб. + 0,05 руб. = 57,49рублей.

Допустимые доказательства законности начисления пени в большем размере, административным истцом суду не представлено.

С учетом изложенного, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Краснодарскому краю к ФИО о принудительном взыскании обязательных платежей и санкций, удовлетворить частично.

Взыскать со ФИО в лице законного представителя ФИО2, проживающей по адресу: <адрес> г. <адрес> доход бюджета задолженность по налогу на имущество за 2014г.- 2015г. в размере 328,59 рублей, пени налогу на имущество в размере 57,49рублей, задолженность по земельному налогу за 2014г.- 2015г. в размере 944,22рублей, пени по земельному налогу в размере 169,42рублей.

В остальной части административный иск Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Краснодарскому краю к ФИО, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Волгодонской районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме принято 22 февраля 2019года.