Дело №2а-61/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Верховье 12 апреля 2019 года
Верховский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Глебовой Т.В., с участием представителя административного ответчика Коростяковой Е.С. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Щиголева ЕВ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Орловской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Орловской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орлу о признании незаконными действий (бездействия) налоговых органов и обязании произвести перерасчет транспортного, земельного налогов, и налога на имущество физических лиц за 2017 год,
УСТАНОВИЛ:
Щиголев Е.В. обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Орловской области, в котором просил признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Орловской области, выразившееся в непроведении перерасчета транспортного, земельного налогов, и налога на имущество физических лиц за 2017 год, и обязании административного ответчика произвести перерасчет транспортного, земельного налогов, и налога на имущество физических лиц за 2017 год.
В обоснование административного иска указал, что получил налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ., содержащее недостоверные сведения о размере транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц. При расчете транспортного налога неверно указана налоговая база и количество месяцев владения автомобилем, не правильно рассчитан повышающий коэффициент. В налоговом уведомлении отсутствует один автомобиль. В налоге на имущество физических лиц указано помещение по адресу: <адрес> правом собственности на которое он не владеет. Расчет налога на строение в <адрес> произведен без учета значительного изменения кадастровой стоимости. ДД.ММ.ГГГГ. через электронные каналы связи он обратился в МИ ФНС России №5 по Орловской области с просьбой исправить ошибочные данные и выслать налоговое уведомление для его оплаты в установленный законом срок. ДД.ММ.ГГГГ. МИ ФНС России №5 по Орловской области выставлено требование № об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов. ДД.ММ.ГГГГ. ему дан ответ на обращение, в котором указано, что налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. оставлено без изменения.
Не согласившись с данным требованием, он направил претензию в адрес административного ответчика с требованием в течение 10 рабочих дней предоставить верное, основанное на достоверных сведениях, налоговое уведомление для оплаты транспортного налога, ответа на которую не последовало.
Указывает, что МИ ФНС России по Орловской области обязано предоставить верный расчет налогов в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца, которые выразились в невозможности оплатить налоги в установленный законом срок по причине предоставления неверного расчета.
Определением суда от 14 марта 2019г. к участию в рассмотрении дела административными соответчиками привлечены Межрайонная ИФНС №8 по Орловской области и МИФНС России по г.Орлу.
Административный истец Щиголев Е.В., представитель по доверенности Кабанова М.В. в судебное заседание не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
В письменных объяснениях от 26.02.2019г. Щиголев Е.В. указал, что ни суд, ни гражданин-налогоплательщик не вправе подменять налоговый орган и производить исчисление налога. Довод налоговой инспекции о том, что расчет налога производится на основании сведений, полученных из ГИБДД, не освобождает налоговый орган от обязанности выставлять налогоплательщику налоговые уведомления с правильными суммами налога, подлежащего уплате. Указывает, что сведения для расчета налоговой базы, находятся в свободном доступе. Налогоплательщик не обязан оплачивать неверный размер налога, проверять достоверность переданных ГИБДД сведений и правильность подсчета налога.
В письменных объяснениях от 21.03.2019г. Щиголев Е.В. пояснил, что им был оплачен налог на имущество и земельный налог за 2015 и 2016 годы. В налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ. в расчете земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2017 год указаны суммы, отличные от сумм предыдущих годов, несмотря на то, что налоговая база в указанный период осталась неизменной.
Представитель административного ответчика Коростякова Е.С. исковые требования не признала и пояснила, что налоговым органом неоднократно в электронном виде направлялись запросы в территориальные органы ГИБДД. Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
Письмом от 21 декабря 2017 г. N БС-4-21/26044@ О Применении с 01.01.2018 Порядка Информационного взаимодействия при представлении в налоговые органы сведений об автотранспортных средствах и об их владельцах в электронной форме.
Пунктом 4, 11 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации порядок представления сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах в налоговые органы определяется в Порядке информационного взаимодействия при представлении в налоговые органы сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах в электронной форме
Сведения о наличии у Щиголева Е.В. транспортных средств, характеристик этих транспортных средств были получены налоговым органом в порядке, предусмотренном Письмом от 21 декабря 2017 г. N БС-4-21/26044@ О Применении с 01.01.2018 Порядка Информационного взаимодействия при представлении в налоговые органы сведений об автотранспортных средствах и об их владельцах в электронной форме.
Указывает, что действующим законодательством не предусмотрено право налогового органа проверять достоверность передаваемых ему уполномоченными органами сведений об объектах налогообложения, принадлежащих физическим лицам.
Строение, которое расположено по адресу: <адрес> находится по месту администрирования Межрайонной ИФНС №8 по Орловской области. Также иное строение, которое расположено по адресу: <адрес> находится по месту администрирования ИФНС России по г.Орлу. Просит суд отказать Щиголеву Е.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель административного соответчика Межрайонной ИФНС России №8 по Орловской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В возражениях на административное исковое заявление начальник МИФНС России №8 по Орловской области Васильева И.Н. указала, что расчет на имущество Щиголеву Е.В. произведен исходя из имеющегося у него в собственности в спорный налоговый период недвижимого имущества с учетом периода владения данным имуществом и коэффициента к налоговому периоду и налоговых льгот за 2017 год.
Представитель административного соответчика ИФНС России по г.Орлу в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В отзыве на административное исковое заявление начальник ИФНС России по г.Орлу Азарова Н.В. просила отказать Щиголеву Е.В. в удовлетворении заявленных требований и пояснила, что объект недвижимости с кадастровым номером № по адресу: <адрес> зарегистрирован на праве собственности за Щиголевым Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ. согласно переданным сведениям службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Налог за ДД.ММ.ГГГГ исчислен в сумме 181,00 рублей в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ. по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ., исходя из расчета: (<данные изъяты> Налоговое уведомление было направлено налоговым органом в адрес налогоплательщика в соответствии с Приказом ФНС России от 27.11.2012г. №ММВ-7-1/908@ «О передаче функций централизованной печати и массовой рассылки налоговых уведомлений в «ФКУ «Налог-сервис» ФНС России».
Суд в соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного ответчика Коростякову Е.С., изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации и гл.22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11).
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Согласно статье 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машиноместо; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании ст.357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Щиголев Е.В. является плательщиком транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц, в связи с наличием в собственности в спорный налоговый период – в 2017 году объектов налогообложения.
ДД.ММ.ГГГГг. административным истцом получено налоговое уведомление № об уплате земельного, транспортного налога и налога на имущества физических лиц в срок до ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.11-15).
Не согласившись с расчетом транспортного налога и налога на имущество, ДД.ММ.ГГГГг. Щиголев Е.В. обратился с электронным обращением в МИ ФНС России №5 по Орловской области, указывая, что в уведомлении № неверно указана налоговая база, а также количество месяцев владения автомобилем; рассчитан неверно повышающий коэффициент. В налоговом уведомлении отсутствует как минимум один автомобиль. На помещение, расположенное по адресу: <адрес> него нет свидетельства о праве собственности. Просит дать разъяснение по расчету налога и значительному изменению кадастровой стоимости по строению в <адрес>, исправить налоговое уведомление и направить в его адрес для своевременной уплаты налога (л.д.16).
В связи с выявленной недоимкой по уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. налоговым органом сформировано и направлено в адрес административного ответчика требование № об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГг. недоимки по земельному, транспортному налогу, налогу на имущество в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты> рублей (л.д.18-19).
ДД.ММ.ГГГГг. МИ ФНС России №5 по Орловской области направило в адрес Щиголева Е.В. ответ на электронное обращение от ДД.ММ.ГГГГ., из которого следует, налоговые органы взаимодействуют с регистрирующими органами в формате, установленном Налоговым Кодексом РФ и действующим законодательством. Для установления дат прекращения права собственности на транспортные средства были направлены электронные запросы по межведомственному взаимодействию налоговых органов и ГИБДД, в том числе 05.12.2018г. Для внесения изменений в части корректировки мощности автомобиля Щиголеву Е.В. рекомендовано известить ГИБДД о неверных данных с предоставлением подтверждающих документов, на основании которых регистрирующий орган внесет соответствующие изменения в свою базу данных и сообщит об изменении налоговой базы налоговому органу в электронном виде. Повышающие коэффициенты в расчете транспортного налога за 2017г. не указаны.
Налоговый орган просит Щиголева Е.В. конкретизировать обращение с предоставлением копий правоустанавливающих документов, в том числе на автомобиль, который, по его мнению, не указан в налоговом уведомлении (л.д.21-22).
ДД.ММ.ГГГГг. Щиголевым Е.В. в адрес МИ ФНС России №5 по Орловской области направлена претензия, в которой он требует в течение 10 рабочих дней предоставить ему верное, основанное на достоверных сведениях, налоговое уведомление для оплаты транспортного налога, указав, что размер налога, указанный в требовании № от ДД.ММ.ГГГГ. содержит недостоверные сведения относительно количества месяцев регистрации, лошадиных сил и количества транспортных средств, увеличивающегося коэффициента, в связи с чем он лишен возможности в установленный законом срок оплатить транспортный налог (л.д.23).
По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ., представленной по запросу суда, Щиголев Е.В. в спорный налоговый период имел в собственности земельные участки:
- земельный участок, кадастровый <данные изъяты>
- земельный участок, кадастровый <данные изъяты>
Так, согласно п.1 ст.389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 и пунктами 1, 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база и исчисление суммы земельного налога производятся налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, также исходя из тех данных, которые имеются в Едином государственном реестре недвижимости.
Ставка налога в силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
По общему правилу сумма земельного налога равна произведению налоговой базы и налоговой ставки (п. 1 ст. 396 Налогового кодекса РФ).
При расчете земельного налога на земельный участок с кадастровым номером № налоговым органом произведен расчет земельного налога исходя из налоговой базы – <данные изъяты> (кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом) и налоговой ставки 1,5%, которая установлена для категории прочих земель, принимая во внимание, что по сведениям кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, <данные изъяты> имел вид разрешенного использования: для прочих объектов лесного хозяйства.
Судом установлено, что земельный налог за 2017 год исчислен в полном соответствии с требованиями п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 393, п. 1 ст. 396 Налогового кодекса РФ, налоговым органом в качестве исходных данных правильно приняты кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. в размере <данные изъяты>, налоговая ставка 1,5%.
В соответствии с выпиской из Единого государственного кадастра недвижимости в 2017 году Щиголев Е.В. имел в собственности следующее имущество:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу п. 1 ст. 408 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных указанной статьей.
Согласно п.2 ст. 408 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ.
В силу п. 4 ст.85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с п. 1 ст.403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.
В силу п.8 ст.408 Налогового кодекса РФ понижающий коэффициент равен 0,2 применительно к первому налоговому периоду, 0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 Кодекса.
Налоговые ставки установлены ст. 406 Налогового кодекса РФ.
Применение предусмотренного пунктом 8 статьи 408 Налогового кодекса РФ расчета суммы налога на имущество физических лиц предполагает постепенное увеличение уплаченной за предыдущий налоговый период суммы налога, рассчитанной по инвентаризационной стоимости, на разницу между суммами налога, рассчитанными исходя из кадастровой стоимости и инвентаризационной стоимости.
Согласно данной норме сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, исчисляется с учетом положений пункта 9 указанной статьи по следующей формуле:
Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,
где Н - сумма налога, подлежащая уплате.
В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 - 6 ст. 408 Налогового кодекса РФ;
Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 ст. 408 НК РФ, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со ст. 403 НК РФ, без учета положений пунктов 4 - 6 ст.408 Налогового кодекса РФ;
Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 ст.408 НК РФ) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со ст.404 НК РФ, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 Налогового кодекса РФ начиная с ДД.ММ.ГГГГ;
К - коэффициент, равный:
0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 НК РФ;
0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 НК РФ;
0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 НК РФ;
0,8 - применительно к четвертому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 НК РФ.
Начиная с пятого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 Налогового кодекса РФ, исчисление суммы налога производится в соответствии со ст.408 Налогового кодекса РФ без учета положений данного пункта.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (п. 5 ст. 408 НК РФ).
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ. налог на имущество за помещение, <адрес> исчислен налоговым органом исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости объекта недвижимости) <данные изъяты>., налоговой ставки 0,50%, понижающего коэффициента к налоговому периоду 0,2, количества месяцев владения в году 6/12 и составил <данные изъяты>.
Вопреки доводам административного истца право собственности Щиголева Е.В. на указанное помещение в спорный налоговый период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, предоставленной Управлением Росреестра по Орловской области.
Налог на имущество на здание, <адрес>, исчислен налоговым органом исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости объекта недвижимости) <данные изъяты>., налоговой ставки 0,20%, понижающего коэффициента к налоговому периоду 0,2, количества месяцев владения в году 7/12 и с учетом налоговых льгот в размере <данные изъяты>. составил <данные изъяты>.
Налог на имущество на здание, <адрес> исчислен налоговым органом за 2016 год исходя из налоговой базы (инвентаризационной стоимости объекта недвижимости) <данные изъяты>., налоговой ставки 0,30%, количества месяцев владения в году 12/12 и составил <данные изъяты>. За 2017 год налог исчислен исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости объекта недвижимости) <данные изъяты>., налоговой ставки 0,50%, понижающего коэффициента к налоговому периоду 0,2, количества месяцев владения в году 5/12 и составил <данные изъяты> руб.
Налог на помещение, <адрес> исчислен налоговым органом исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости объекта недвижимости) <данные изъяты>., налоговой ставки 0,20%, понижающего коэффициента к налоговому периоду 0,2, количества месяцев владения в году 12/12 и составил <данные изъяты>
Налог на здание, <адрес> исчислен налоговым органом исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости объекта недвижимости) <данные изъяты>., налоговой ставки 0,10%, понижающего коэффициента к налоговому периоду 0,2, количества месяцев владения в году 12/12 и составил <данные изъяты>.
Ранее налог на имущество физических лиц за 2015 год в отношении здания, <адрес>, был исчислен в сумме <данные изъяты>.
Обнаружив ошибку в расчете, налоговая инспекция произвела перерасчет налога, исходя из налоговой базы (инвентаризационной стоимости объекта недвижимости) <данные изъяты> налоговой ставки 0,30%, количества месяцев владения в году 12/12 и составил <данные изъяты>. С учетом ранее исчисленного налога в сумме <данные изъяты> налоговый орган направил административному истцу налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ
Перерасчет налога за 2015г. и расчет налога за 2016г. в отношении здания, кадастровый №, произведен исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 ст.408 НК РФ) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со ст.404 НК РФ (показатель Н2).
Производя расчет земельного налога и налога на имущество за 2017 год, налоговая инспекция руководствовалась императивными предписаниями п. 1 ст.391, п.1 ст.403 Налогового кодекса РФ, согласно которым налоговый орган обязан производить исчисление земельного налога из кадастровой стоимости по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
По сведениям УМВД России по <адрес>, в период с 01.01.2017г. по 31.12.2017г. на Щиголева Е.В. зарегистрированы следующие транспортные средства следующих марок:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
С учетом п.1 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
На основании абз. 1 п.2 ст.362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 2 Закона Орловской области от 26.11.2002 N 289-ОЗ «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя и категории (вида) транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 15, 00 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 35,00 руб., свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно - 50,00 руб., свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 75,00 руб., свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)- 150,00 руб. Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 25,00 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 40,00 руб., свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно - 50,00 руб., свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 65,00 руб., свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) - 85,00 руб.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12 августа 1994 года "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования транспортного средства, и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (статья 44 НК РФ), в том числе в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Исходя из сведений, предоставленных ГИБДД УМВД России по Орловской области, налоговым органом был исчислен транспортный налог за 2017 год с учетом периода владения и характеристик имеющихся у Щиголева Е.В. в собственности транспортных средств:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи, принудительной реализации транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
Таким образом, в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
МИФНС № 5 по Орловской области не был начислен транспортный налога на транспортные средства <данные изъяты>, зарегистрировано право собственности с 10.09.2009г. по настоящее время, автомобиль грузовой прочие <данные изъяты> зарегистрировано право собственности с 23.08.2017г, которые принадлежат Щиголеву Е.В.
На основании пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 01 января текущего года.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 23 июня 2009 года N 835-О-О, Федеральный законодатель в целях исчисления транспортного налога в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации связывает наличие у налогоплательщика объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такое правовое регулирование само по себе не может рассматриваться как нарушающее права налогоплательщика. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что разрешение вопросов об установлении и изменении состава налогоплательщиков и существенных элементов налогового обязательства не относится к его полномочиям, за исключением случаев, когда новому законодательному акту придается обратная сила и им ухудшается положение налогоплательщиков (Постановление от 30 января 2001 года № 2-П; определения от 21 декабря 1998 года № 190-О, от 7 февраля 2002 года № 37-О и от 10 ноября 2002 года № 321-О).
Отсутствие начисления транспортного налога на 2 автомашины, принадлежащие Щиголеву Е.В., не нарушили его права.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Данных, свидетельствующих о том, что оспариваемые действия налогового органа не соответствуют нормативным правовым актам, создают препятствия к осуществлению Щиголевым Е.В. прав и свобод, нарушают его права и свободы либо возлагают на него какую-либо обязанность, не представлено.
По указанным обстоятельствам исковые требования Щиголева Е.В. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст.175-180, 219, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении Щиголева ЕВ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Орловской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Орловской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орлу о признании незаконными действий (бездействия) налоговых органов и обязании произвести перерасчет транспортного, земельного налогов, и налога на имущество физических лиц за 2017 год.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд Орловской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2019 года.
Председательствующий Т.В. Глебова