НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) от 12.04.2019 № А-129/19

дело а-129/2019

Решение

Именем Российской Федерации

12 апреля 2019 года г. Ижевск УР

Верховный суд У. Республики в составе судьи Соловьева В.А., при секретаре Зеленцовой Н.З., с участием представителя административного истца Данилова К.М., представителя Управления Росреестра по УР Лазаревой М.В., представителя П. У. Республики Тихомировой К.Ю., представителя Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Малых М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Игринского районного потребительского общества об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

установил:

Игринское районное потребительское общество (далее – административный истец, Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости. Требования мотивировало тем, что Общество является собственником объекта недвижимости –здания универмага, назначение: нежилое здание, 3-этажное, инв. , лит.А, с кадастровым номером , расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>, общей площадью 1166,5 кв.м. Кадастровая стоимость данного объекта установлена в размере 11 638 578,78 рублей. В то же время согласно отчету об оценке, выполненного ООО «ПЕРСПЕКТИВА» от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость нежилого помещения составила 6 248 000 рублей. Сумма кадастровой стоимости недвижимого имущества влияет на размер уплачиваемого налога на имущество.

В судебном заседании представитель административного истца требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.

Представители П. У. Республики, Управления Росреестра по УР, ФГБУ «ФКП Росреестра» не возражали против удовлетворения требований истца.

Представитель администрации МО «Игринское» в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что на основании акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 18.01.1967г., административный истец является собственником объекта недвижимости – универмага, назначение: нежилое здание, 3-этажное, инв. , лит.А, с кадастровым номером , расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>, общей площадью 1166,5 кв.м.

Кадастровая стоимость указанного выше объекта недвижимого имущества установлена постановлением П. У. Республики от 24.09.2012г. "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории У. Республики" и составляет 11 638 578,78 рублей.

Согласно отчету об оценке ООО «ПЕРСПЕКТИВА» от 24.12.2018г. рыночная стоимость указанного объекта недвижимости на ДД.ММ.ГГГГ, составила 6 248 000 рублей.

Поскольку кадастровая стоимость спорного объекта превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке, владелец имущества обратился в Верховный Суд У. Республики с административным иском об оспаривании установленной кадастровой стоимости.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Положениями статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия); основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Положениями Налогового кодекса Российской Федерации установлен на территории Российской Федерации среди прочих налог на имущество организаций.

Налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации).

Объектом налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается недвижимое имущество.

Пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей; налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Законом УР от 27.11.2003г. -РЗ "О налоге на имущество организаций в У. Республике" на территории У. Республики введен налог на имущество организаций.

Статья 1.1 указанного выше Закона УР устанавливает налоговую базу как кадастровую стоимость объекта недвижимости.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости здания затрагивают права и обязанности административного истца.

Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости проводится в соответствии с положениями главы III.I. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", устанавливающими специальные правила проведения государственной кадастровой оценки.

Сама кадастровая стоимость представляет собой стоимость, установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ).

Пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО )", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 508, уточнено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.

Массовой оценкой недвижимости именуется процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

Из приведенных выше определений кадастровой стоимости и государственной кадастровой оценки следует, что при определении стоимости объекта недвижимости методом массовой оценки все его индивидуальные характеристики возможно не учитываются; стоимость определяется исходя из построенной на основании полученной информации о рынке объекта оценки и ценообразующих факторах модели оценки, тогда как определение рыночной стоимости объекта оценки, напротив, учитывает все индивидуальные характеристики конкретного объекта.

Следовательно, по своей сути определение рыночной стоимости является уточнением результата, полученного при кадастровой оценке методом массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, и на достоверность его кадастровой стоимости не влияет.

Кроме того, анализ приведенных положений действующего законодательства, регулирующего и подлежащего применению к возникшим правоотношениям, свидетельствует об отсутствии запрета на возможность определения кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

Соответственно у административного истца имеются достаточные основания для реализации как права на проведение оценки рыночной стоимости принадлежащего ему объекта для целей пересмотра утвержденной в отношении него кадастровой стоимости, так и обращения в суд по вопросу установления в отношении такого объекта недвижимости кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости, поскольку иное противоречило бы смыслу закона, нарушало права и законные интересы собственника как плательщика соответствующего налога, тогда как пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

В силу статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч. 5 ст. 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Часть 1 статьи 248 КАС РФ устанавливает, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.

Заявителем представлен отчет об оценке ООО «ПЕРСПЕКТИВА» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – универмага, назначение: нежилое здание, 3-этажное, инв. , лит.А, с кадастровым номером , расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>, общей площадью 1166,5 кв.м, на ДД.ММ.ГГГГ составляет 6 248 000 рублей.

Представленные административным истцом доказательства являются относимыми и допустимыми, поэтому учитывая отсутствие возражений со стороны ответчиков относительно данных, содержащихся в названном отчете, суд считает требование истца подлежащим удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Руководствуясь статьями 247, 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление <адрес> потребительского общества, поданное ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания универмага, назначение: нежилое здание, 3-этажное, инв. , лит.А, с кадастровым номером , расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>, общей площадью 1166,5 кв.м, в размере 6 248 000 рублей, до даты внесения сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд У. Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается в Верховный суд У. Республики.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Соловьев В.А.

копия верна судья Соловьев В.А.