Дело № 3а-49/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кызыл 15 августа 2019 года
Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Баутдинова М.Т.,
при секретаре Маскыре М.А.,
с участием прокурора Чадамба Д.О., административного истца Маады А.Н., представителя административного истца Петровой В.К., представителей административного ответчика - Избирательной комиссии Республики Тыва Шулуу В.Г., Оюна А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Маады А.Н. к Избирательной комиссии Республики Тыва о признании недействующим постановления Избирательной комиссии Республики Тыва от 2 июня 2014 года № 76/387-6 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва»,
УСТАНОВИЛ:
Маады А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Избирательной комиссии Республики Тыва (далее - избирательная комиссия) от 2 июня 2014 года № 76/387-6 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва» (далее по тексту – постановление № 76/387-6).
Административный истец Маады А.Н., его представитель Петрова В.К. в судебном заседании поддержали доводы иска, указав на то, что постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва № от 05 июня 2019 года были назначены выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва на 8 сентября 2019 года. Обжалуемое постановление создаёт неопределенность в понимании того, сколько кандидату в депутаты необходимо собрать подписей в свою поддержку для того, чтобы быть зарегистрированным. Неопределённость вызвана тем, что он предоставил количество подписей, равное 3% от общего числа избирателей, зарегистрированных на 1 января 2019 года, тогда как другим кандидатам отказали в регистрации, когда они предоставили число этих подписей в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на 1 января 2014 года, сведения о которых указаны в обжалуемом постановлении. Число избирателей, указанное в обжалуемом постановлении, не соответствует действительности и должно быть уточнено. Постановление не должно быть применено к выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва 3-го созыва, так как публикация состоялась в отношении постановления об утверждении схемы округов для выборов в парламент 2-го созыва. Максимальное отклонение числа зарегистрированных избирателей для избирательных округов **№, **№ не соответствует нормам федерального закона о выборах, поскольку в настоящее время должна быть применена численность избирателей, зарегистрированных по состоянию на 1 января 2019 года.
Представители административного ответчика – Избирательной комиссии Республики Тыва Шулуу Д.Г., Оюн А.Г. просили отказать в удовлетворении административного иска, указав, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры. Число зарегистрированных избирателей в республике постоянно меняется, вследствие чего этот переменный показатель не может учитываться при решение вопроса о действительности утверждённой на 10 лет схемы одномандатных округов. Избирательная комиссия в настоящее время не уполномочена вносить какие-либо изменения в утверждённую схему.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме. Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В силу п. 1 ст. 244 Кодекса административного судопроизводства РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва № от 5 июня 2019 года на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ.
Согласно пункту 2 названной статьи избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определён перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в неё поправки.
Если новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа муниципального образования, она утверждается избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы, не позднее чем через один месяц по истечении срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая её графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после её утверждения (пункт 7 статьи18 Федерального закона № 67-ФЗ)
Судом установлено, что 14 апреля 2010 года Избирательной комиссией Республики Тыва проведён референдум Республики Тыва, согласно которому в Конституцию Республики Тыва внесены изменения, в соответствии со ст. 96 которой Великий Хурал Республики Тыва был переименован в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва и упразднена Палата представителей Великого Хурала Республики Тыва. Определён состав законодательного органа республики из 32 депутатов, 16 из которых избираются по мажоритарным округам, 16 по пропорциональному списку. Срок полномочий Верховного Хурала (парламента) был определён 4 года. Данное обстоятельство судом признаётся как общеизвестный факт.
В связи с данными изменениями выборы в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва первого созыва в 2010 году проведены в соответствии с Законом Республики Тыва «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва» с учётом постановления Избирательной комиссии Республики Тыва от 12 июля 2010 г. № 121/521-5.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 12 июля 2010 г. № 121/521-5 даны разъяснения порядка применения закона Республики Тыва «О выборах депутатов законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва» при проведении выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва, в соответствии с которыми было определено применять закон Республики Тыва «О выборах депутатов законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва» с учётом новых положений Конституции Республики Тыва в части, не противоречащих Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
В рамках данных изменений и принятых разъяснений 21 апреля 2010 года Избирательной комиссией Республики Тыва за № 117/510-5 принято постановление «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва», которым была утверждена схема 16 одномандатных округов. 22 июля 2010 года указанное постановление было опубликовано в газете «Тувинская правда», № 89 (16934).
2 октября 2012 года принят Федеральный закон № 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно пункту 5 статьи 4 которого избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов и представляет её на утверждение в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не позднее 1 декабря года, предшествующего году назначения соответствующих выборов.
Избирательной комиссией Республики Тыва во исполнение указанного пункта Федерального закона № 157-ФЗ постановлением от 29 ноября 2014 года № 69/353-6 была определена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, после чего направлена в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва для её утверждения.
В ответ на запрос суда Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва сообщил, что 9 декабря 2013 года со вх. № в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва поступила заверенная копия постановления Избирательной комиссии Республики Тыва «Об определении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва для рассмотрения и утверждения. Постановление Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва об утверждении этой схемы за период с 2013 год по 2 июня 2014 года не принималось по причине того, что проект постановления Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва» ответственным за данный вопрос комитетом республиканского парламента на рассмотрение Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва до 13 мая 2014 года, а также до 2 июня 2014 года не вносился.
Пунктом 4 Федерального закона № 157-ФЗ установлено, что схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, представительным органом муниципального образования сроком на десять лет в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее чем за четыре месяца до ближайшего ко дню вступления в силу настоящего Федерального закона дня голосования на соответствующих выборах. Если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не утвердят в указанный срок схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, то такая схема утверждается организующей соответствующие выборы избирательной комиссией не позднее чем за десять дней до истечения срока назначения соответствующих выборов.
Поскольку направленный из Избирательной комиссии Республики Тыва проект постановления об утверждении схемы одномандатных округов Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва не был утверждён в установленный 4-ехмесячный срок (то есть до 14 июня 2014 года), то Избирательная комиссия Республики Тыва утвердила схему одномандатных избирательных округов постановлением от 2 июня 2014 года № 76/387-6, то есть в пределах срока, отведённого на эти действия, до 14 июня 2014 года.
В соответствии с постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ года членами Избирательной комиссии Республики Тыва с правом решающего голоса были назначены С.М., Л., Ч., К., Р., О.
Указом председателя Правительства Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ членами Избирательной комиссии Республики Тыва с правом решающего голоса назначены Д., Ш., Ф., В.О., С., В.
На основании постановления Избирательной комиссии Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ председателем комиссии избран О.
Обязанности секретаря Избирательной комиссии Республики Тыва 29 апреля 2014 года постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва № возложены на Л.
Согласно пункту 11 статьи 28 Федерального закона № 67-ФЗ, заседание избирательной комиссии, кроме Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, является правомочным, если на нём присутствует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Исходя из пункта 14 данной статьи, решения избирательной комиссии по вопросам, не указанным в пункте 13 этой же статьи, принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
2 июня 2014 года Избирательной комиссией Республики Тыва, организующей выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, при кворуме 8 членов комиссии из 12 (О., Д., С., В., Ч., К., Р., Л.) утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, принято постановление № 76/387-6 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва", в приложении № 1 к которому приведено описание границ образуемых избирательных округов, представлено графическое изображение формируемых округов; всего формируется 16 одномандатных округов по числу депутатов.
Данное постановление было опубликовано в газетном издании «Тувинская правда» от 5 июня 2014 года, № 60 (17519), были образованы одномандатные избирательные округа на территории Республики Тыва для проведения выборов сроком на 10 лет, а также утверждена схема одномандатных избирательных округов.
В силу пункта 13 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ нормативные правовые акты избирательных комиссий не подлежат государственной регистрации, вследствие чего оспариваемое постановление вступило в законную силу со дня опубликования, то есть с 5 июня 2014 года.
Следовательно, оспариваемый Маады А.Н. нормативный правовой акт принят Избирательной комиссией Республики Тыва в пределах предоставленных ей полномочий с соблюдением установленной процедуры и при наличии кворума.
В соответствии с ч. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административный истец является избирателем, которому решением Верховного Суда Республики Тыва от 10 августа 2019 года отказано в удовлетворении административного искового заявления к Территориальной избирательной комиссии г. Кызыла о признании незаконным и отмене решения от 2 августа 2019 года № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по ** одномандатному избирательному округу №, следовательно, он является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
В приложении № к оспариваемому постановлению содержится схема образованных избирательных округов с описанием количества образуемых округов, с обозначением наименовании и номеров избирательных округов, определением границ избирательных округов и административно-территориальных единиц, в них входящих, указанием числа избирателей по каждому избирательному округу.
По своей форме и содержанию оспариваемый нормативно правовой акт соответствует требованиям законодательства.
В соответствии с пунктами 10 и 11 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий. Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией либо судом.
В соответствии пунктом 2 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В пункте 10 статьи 16 Федерального закона № 67-ФЗ указано, что регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС «Выборы».
Регистрация (учёт) избирателей, участников референдума, установление численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, формирование и ведение регистра избирателей, участников референдума осуществляются в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учёта) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт 11 статьи 16 Федерального закона № 67-ФЗ) Регистрация и установление численности избирателей регламентировано нормами раздела 4 Положения о Государственной системе регистрации (учёте) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утверждённого Постановлением ЦИК России от 6 ноября 1997 года № 134/973-II (ред. от 02.10.2018). Как указано в названном Положении, регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляется по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года (пункт 4.1 Положения).
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации и председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее 20 января и 20 июля каждого года на основании представленных главами местных администраций сведений устанавливают численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля, подписывают и направляют сведения о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в ЦИК России по форме N 4.1риур ( Приложение № 11 к настоящему Положению). Копия этих сведений направляется системным администратором КСА ИКСРФ на КСА ЦИК России с использованием ГАС "Выборы".
Сведения о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, размещаются на сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет в течение трёх дней после их направления в ЦИК России (пункт 4.6 Положения).
Не позднее 1 февраля и 1 августа каждого года ЦИК России устанавливает численность зарегистрированных в пределах Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля на основании сведений, представленных высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъекта Российской Федерации и председателями избирательных комиссий субъектов Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации, главой администрации города Байконур (пункт 4.10 Положения)
Согласно форме № 4.1 риур, размещённой на официальном сайте Избирательной комиссии Республики Тыва (http://www.tyva.izbirkom.ru/), численность избирателей Республики Тыва по состоянию на 1 января 2019 года составляет 193 375 человек.
Согласно сведениям, содержащемся в приложении, опубликованном совместно с оспариваемым постановлением от 2 июня 2014 года № 76/387-6, численность избирателей Республики Тыва по состоянию на 1 января 2014 года составляет 179 758 человек.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ, статьи 37 Закона Республики Тыва от 28.11.2011 N 1031 ВХ-1 (ред. от 15.03.2019) "О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва" количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей.
Поскольку в схеме одномандатных избирательных округов по одномандатному избирательному округу **№ зафиксировано 12 660 зарегистрированных избирателей, то число подписей для регистрации гражданина в качестве депутата верно избирательной комиссией установлено в размере 380.
Ссылка истца и его представителя на то, что данное число подписей должно было быть установлено из числа зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января 2019 года является несостоятельной, поскольку не соответствует вышеуказанным нормам права.
По этим же основаниям суд находит несостоятельным довод истца о наличии неопределённости в вопросе определения количества подписей, необходимых для регистрации кандидата, поскольку иное толкование истцом требований как федерального, так и регионального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления в этой части.
Из пояснений истца и его представителя однозначно следует, что истцом в территориальную избирательную комиссию г. Кызыла по собственной инициативе было предоставлено количество подписей из расчёта 3% от числа избирателей в одномандатном избирательном округе **№ по состоянию на 1 января 2019 года, тогда как требований о необходимости предоставления подписей в количестве 3% от числа избирателей в указанном округе по состоянию 1 января 2019 года административному истцу, как кандидату не предъявлялось, доказательств этому суду не представлено.
Утверждение истца о том, что Избирательной комиссией было опубликовано постановление от 2 июня 2014 года № 76/387-6, которое распространяло своё действие на выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва, а поэтому не могло быть применено по отношению к предстоящим 8 сентября 2019 года выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва, судом признается несостоятельным, поскольку оно не основано на тексте опубликованного в газете «Тувинская правда» постановления, из содержания которого следует, что в нём нет упоминания о нумерации того или иного созыва депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва.
Суду представителем ответчика был представлено постановление № 29 ноября 2013 года № 65/353-6 об определении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва, которое со схемой было направлено на рассмотрение и утверждение Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва.
Поскольку в окончательном варианте оспариваемое постановление после того, как предложенный вариант схемы одномандатных избирательных округов не был рассмотрен и утверждён Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва, Избирательной комиссией было принято и опубликовано без ссылок на нумерацию очередного созыва депутатов парламента республики, то судом данное обстоятельство принимается как основание для отклонения довода истца о признании нормативного акта недействующим.
Возможное опубликование текста оспариваемого постановления с указанием на иную нумерацию очередного созыва депутатов на выборы в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва, чем фактически предполагается провести 8 сентября 2019 года, не может повлиять на возможность сбора подписей избирателей, на возможность избирателя голосовать за того или иного кандидата, а также на право быть избранным. Кроме того, для уточнения порядка сбора подписей, их количества, наименования предстоящих выборов административный истец имел право обратиться в Избирательную комиссию для получения соответствующих разъяснений, но он этой возможностью не воспользовался. Доказательств того, что указанные сведения каким-либо образом ограничили избирательные права административного истца, суду не представлено.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ закреплено, что одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований: а) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. Если применение положений, содержащихся в первом предложении настоящего подпункта, влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа при проведении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Частями 2,3 статьи 9 Закона Республики Тыва от 28.11.2011 N 1031 ВХ-1 (ред. от 15.03.2019) "О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва" установлено, что одномандатные избирательные округа образуются с соблюдением следующих требований: 1) должно соблюдаться примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом Республики Тыва, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов. Если применение положений, содержащихся в первом предложении настоящего пункта, влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов; 2) не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.
При соблюдении требований к образованию одномандатных избирательных округов, указанных в части 2 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство Республики Тыва, границы территорий муниципальных образований.
Из содержания графической схемы одномандатных избирательных округов, приложенной к оспариваемому постановлению, а также из описания границ избирательных округов следует, что созданные избирательные округа составляют единую территорию, при этом не допущено образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, что соответствует требованиям п. «в» ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ., п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона Республики Тыва от 28.11.2011 N 1031 ВХ-1.
Средняя численность избирателей на территории одномандатного избирательного округа Республики Тыва равна 11 235 человек, исходя из следующего расчёта: 179 758 общее количество зарегистрированных избирателей в соответствии со схемой округов / 16 избирательных округов.
Исходя из того, что погрешность в определении численности зарегистрированных избирателей для нетруднодоступных местностей должна составлять не более 10%, то нижний порог для этих одномандатных избирательных округов составляет 10 111 человек, верхний 12 359 человек, а 30% от среднего числа избирателей составляет 3 371 человек, 20% - 2 247 человек.
Общая численность в одномандатных избирательных округах **№, **№, **№ не выходит за пределы установленного закона норматива.
В соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, Законом Республики Тыва от 27.11.1997 N 916 (принят ВХ РТ 30.10.1997) (ред. от 13.11.2017) был утверждён перечень труднодоступных и отдалённых местностей на территории Республики Тыва для проведения досрочного голосования, в который вошли населённые пункты Бай-Тайгинского, Барун-Хемчикского, Дзун-Хемчикского, Каа-Хемского, Кызылского, Монгун-Тайгинского, Овюрского, Пий-Хемского, Сут-Хольского, Тандинского, Тере-Хольского, Тес-Хемского, Тоджинского, Улуг-Хемского, Чаа-Хольского, Чеди-Хольского, Эрзинского районов.
Поскольку территории одномандатных избирательных округов Эрзинский №, Каа-Хемский №, Пий-Хемский №, Кызылский №, Улуг-Хемский №, Чаа-Холский №, Сут-Хольский №, Дзун-Хемчикский №, Бай-Тайгинский №, Барун-Хемчикский №, Восточный № образованы из частей территорий более чем одного муниципального образования, а также в силу того, что часть населённых пунктов в этих округах отнесена к труднодоступным, допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в этих округах при утверждении схемы округов нарушено не было.
В округе **№ отклонение составляло на 359 человек (12 718 - 12359), в **№ – 301 человек (12 660-12 359).
Федеральный закон № 67-ФЗ, Закон Республики Тыва от 27.11.1997 N 916 ориентирует правоприменителя на создание примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей. Такое равенство определяется на день принятия схемы одномандатных округов, поэтому не может быть поставлено в зависимость от того, что через некоторое время часть граждан сменят регистрацию в указанном избирательном округе.
Избирательный округ - территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ.
В связи с тем, что на территории районов ежемесячно меняется количество жителей, возникает необходимость внесения дополнений (изменений) в описание избирательных округов, в число зарегистрированных граждан.
Фактически изменение численности населения в пределах того или иного избирательного округа, это процесс, влияние на который не имеет и не может иметь ни одна из избирательных комиссий.
Обязанностью территориальных избирательных комиссий, в том числе, является обязанность обеспечения условий реализации избирательных прав граждан, гарантированная статьей 32 Конституции Российской Федерации.
С целью реализации прав граждан, которые прибыли на территории ранее утверждённых избирательных округов, со стороны территориальных избирательных комиссий предпринимается ряд мер, связанных с выявлением таких граждан и учётом их в списках избирателей.
Сама по себе возможность изменения схем избирательных округов только по причине изменения численности населения, привела бы к нестабильности ситуации и, очевидно, затруднила бы реализацию и активных и пассивных избирательных прав граждан.
По этим основаниям ссылка истца на необходимость определять численность подписей для регистрации кандидатов по состоянию на 1 января 2019 года является несостоятельной.
Доводы административного истца о создании и утверждении схемы избирательных округов, которая указывает об отступлении от равных условий проведения выборов в период одной и той же избирательной кампании на разных избирательных одномандатных округах, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку нарушений избирательных прав административного истца это не повлекло.
Из содержания решения Верховного Суда Республики Тыва от 10 августа 2019 года следует, что основанием отказа в регистрации истца Маады А.Н. послужило предоставление в территориальную избирательную комиссию подписных листов с подписями избирателей в его поддержку, часть из которых были признаны недействительными. Число действительных подписей в поддержку Маады А.Н., как кандидата составило 365. Само по себе данное обстоятельство, которое зависит от волеизъявления избирателей и добросовестности лиц, занимающихся сбором подписей в поддержку кандидата, не может являться основанием для признания оспариваемого постановления недействующим, поскольку не находится в прямой причинной связи с утверждённой схемой одномандатных округов.
Административный истец в ходе предвыборной компании не был лишён возможности собирать подписи в предусмотренном законом количестве, иным способом реализовать как свои активные, так пассивные избирательные права. Он реализовал своё избирательное право, путём предоставления документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Доводы административного истца о нарушении оспариваемым постановлением его избирательных прав суд считает необоснованными, поскольку в судебном заседании им не представлено никаких доказательств, подтверждающих нарушение его избирательных прав. При этом суд исходит из того, что оспариваемое постановление может быть оспорено им лишь исходя из возможных нарушений его личных прав и интересов. Ссылка истца на нарушение избирательных прав иных избирателей и выдвигаемых на выборы партий, общественных объединений несостоятельна, так как истец не наделён полномочиями обращения в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга граждан, партий, общественных объединений.
Доводы административного истца о том, что утверждённая схема одномандатных округов создаёт неравное количество избирателей в округах, что может повлиять не выявление действительной воли избирателей, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку действительную волю избирателей возможно выявить при существующей схеме одномандатных избирательных округов, в состав которой включены все населённые пункты и учтены все зарегистрированные на территории республики граждане, которые не ограничены в праве явиться в участковую избирательную комиссию и проголосовать, как и не лишены права кандидаты в депутаты выдвинуть свою кандидатуру в одном из избирательных округов и осуществлять предвыборную компанию. Явка избирателей в день голосования и выражение ими своей воли в период голосования не может быть поставлена в зависимость от принадлежности конкретного избирательного участка к тому или иному одномандатному избирательной округу.
Административный иск, по мнению суда, направлен на изменение утверждённых границ одномандатных избирательных округов, тогда как такое изменение в ходе начавшейся избирательной кампании означает не что иное, как изменение порядка подготовки и проведения выборов, что приводит к неравенству граждан при осуществлении ими избирательных прав в ходе одних и тех же выборов. Как следствие, нарушается принцип равенства граждан (ст. 19 Конституции РФ), который определяет их равный правовой статус при осуществлении ими любых прав, в том числе права избирать и быть избранными в органы государственной власти (ст. 32 Конституции РФ).
При анализе системы норм действующего законодательства в сфере защиты избирательных прав, следует, что законом не предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденную схему избирательных округов, в том числе на основании изменения численности избирателей в конкретном уже утверждённом избирательном округе.
Положения п. 7.1 статьи 18 Федерального закона N 67-ФЗ предусматривают ситуации, когда схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений конституции (устава) субъекта РФ, закона субъекта РФ, устава муниципального образования, устанавливающих соответственно число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования.
В ходе судебного разбирательства не установлены обстоятельства, предусмотренные законом для утверждения новой схемы избирательных округов на территории Республики Тыва.
Кроме того, судом принимается во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт с момента его официального опубликования применялся, на основании этого акта реализовывались права граждан, производилась регистрация кандидатов в депутаты избирательных комиссий Хуралов представителей различных районов Республики Тыва, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании, подтверждается предоставленной Избирательной комиссией таблицей.
Поскольку предусмотренной законом совокупности условий для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в судебном заседании установлено не было, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Маады А.Н. к Избирательной комиссии Республики Тыва о признании недействующим постановления Избирательной комиссии Республики Тыва от 2 июня 2014 года № 76/387-6 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Тыва в течение пяти дней со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2019 года.
Судья М.Т. Баутдинов