НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия) от 18.08.2015 № 3-5/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 августа 2015 г. № 3-5/2015

Верховный Суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Ганченковой Виолетты Анатольевны,

при секретаре судебного заседания Сухойкиной Надежде Васильевне,

с участием в деле:

заявителя Плеханова Игоря Евгеньевича,

заинтересованного лица Правительства Республики Мордовия, его представителя Паньковой Юлии Вячеславовны, начальника юридического отдела Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия,

прокурора Умновой Елены Владимировны, прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 18 августа 2015 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по заявлению Плеханова И.Е. о признании недействующим пункта 3.1 Порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Мордовия или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках без проведения торгов, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 января 2013 г. №2,

установил:

14 января 2013 г. Правительством Республики Мордовия издано постановление № 2 «Об утверждении Порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Мордовия или государственная собственность на которые не разграниченная, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках без проведения торгов».

Пунктом 1 настоящего постановления утвержден Порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Мордовия или государственная собственность на которые не разграниченная, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках без проведения торгов (далее – Порядок).

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 17 июня 2013 г. № 230 в настоящее постановление и в Порядок внесены изменения, данный Порядок дополнен пунктом 3.1, в соответствии с которым граждане, указанные подпунктах 2 и 4 пункта 3 настоящего Порядка, имеют право приобрести земельные участки по цене, рассчитанной на основании коэффициентов, установленных этими подпунктами, при условии, если они являются собственниками объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках, не менее одного года.

Полный текст постановления, которым внесены изменения в настоящее постановление, опубликован официально для всеобщего сведения в газете «Известия Мордовия» от 20 июня 2013 г. №86-32.

Плеханов И.Е. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействующим пункта 3.1 Порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Мордовия или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках без проведения торгов, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 января 2013 г. со дня вступления в силу указанных выше изменений с 20 июня 2013 г.

В обоснование своих требований указал, что он является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: Республика Мордовия, р.п. Николаевка, земельный участок №666 (по генплану), площадью 1 400,0 кв.м., с кадастровым номером 13:23:1216002:180. Пунктом 7.1 договора аренды допускается выкуп земельного участка по истечении одного года с даты заключения договора аренды земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки при условии ввода объекта недвижимости в эксплуатацию. В границах данного земельного участка им возведен объект недвижимости и 18 августа 2014 г. зарегистрировано право собственности на жилой дом общей площадью 125,1 кв.м.

В сентябре 2014 г. он обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о выкупе арендованного земельного участка по льготной цене, поскольку является пенсионером, в чем ему было отказано со ссылкой на постановление Правительства Республики Мордовия от 17 июня 2013 г. № 230 «О внесении изменений в Порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Мордовия или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках», которым Порядок дополнен пунктом 3.1.

Полагает, что пункт 3.1 Порядка противоречит статьям 2, 22, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 76 Конституции Российской Федерации, статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает его права при осуществлении выкупа земельного участка.

Уточнив заявленные требования, просил суд признать недействующим пункт 3.1 Порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Мордовия или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках без проведения торгов, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 января 2013 г. со дня вступления в силу указанных выше изменений с 20 июня 2013 г.

Представитель Правительства Республики Мордовия Панькова Ю.В. подала письменные возражения на заявление, считая, что оспариваемый нормативный правовой акт Республики Мордовия принят Правительством Республики Мордовия в пределах его полномочий, и федеральному закону не противоречит.

Просила в удовлетворении заявления отказать.

В судебном заседании Плеханов И.Е. заявление поддержал по основаниям и доводам, изложенным в заявлении, представитель Правительства Республики Мордовия Панькова Ю.В. возразила против удовлетворения заявленных Плехановым И.Е. требований по основаниям и доводам, изложенным в возражениях.

В судебном заседании прокурор Умнова Е.В. в заключении полагала, что оспариваемый нормативный правовой акт Республики Мордовия принят Правительством Республики Мордовия в пределах его полномочий и федеральному закону не противоречит.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, Верховный Суд Республики Мордовия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что заявитель Плеханов И.Е. является пенсионером органов внутренних дел, что подтверждается пенсионным удостоверением.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).

Согласно части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельное законодательство (статья 3 Земельного кодекса Российской Федерации) регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

В соответствии со статьёй 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

На основании части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, полномочия по утверждению порядка и определения цены и оплаты земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, отнесены к ведению субъектов Российской Федерации, в том числе к ведению Республики Мордовия.

К компетенции Главы Республики Мордовия или Государственного Собрания Республики Мордовия указанные полномочия не относятся. В силу статьи 94 Конституции Республики Мордовия эти полномочия вправе осуществлять Правительство Республики Мордовия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 95 Конституции Республики Мордовия Правительство Республики Мордовия во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Мордовия, законов Республики Мордовия, указов и распоряжений Главы Республики Мордовия издаёт постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона Республики Мордовия от 12 ноября 2001 года №42-З «О Правительстве Республики Мордовия» правовые акты Правительства Республики Мордовия, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Республики Мордовия. Решения по оперативным, организационным, кадровым и другим текущим вопросам, не носящим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Республики Мордовия.

Полные тексты оспариваемого нормативного правового акта Республики Мордовия и изменений к нему опубликованы официально для всеобщего сведения в газете «Известия Мордовии», что отвечает требованиям статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 года №10-З «О правовых актах Республики Мордовия».

В силу положений пункта 2 статьи 70 настоящего Закона Республики Мордовия газета «Известия Мордовии» является одним из источников официального опубликования правовых актов Республики Мордовия.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт Республики Мордовия принят в пределах полномочий Правительства Республики Мордовия с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Проверяя на соответствие оспариваемой нормы федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Пунктом 3 Порядка устанавливается коэффициент кратности при приобретении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, на которых расположены объекты недвижимости, соответствующие виду разрешенного использования земельных участков для инвалидов и семьей, имеющим в своем составе детей-инвалидов, пенсионерам в размере 0,015.

Дополненный постановлением Правительства Республики Мордовия от 17 июня 2013 г. № 230 пункт 3.1 данного Порядка устанавливает, что граждане, указанные в подпунктах 2 - 6 пункта 3 настоящего Порядка, имеют право приобрести земельные участки по ценам, рассчитанным на основании коэффициентов, установленных этими подпунктами, один раз. Вторичное приобретение земельных участков осуществляется с применением коэффициента, установленного подпунктом 1 пункта 3 настоящего Порядка.

Граждане, указанные в подпунктах 2 и 4 пункта 3 настоящего Порядка, имеют право приобрести земельные участки по цене, рассчитанной на основании коэффициентов, установленных этими подпунктами, при условии, если они являются собственниками объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках, не менее одного года.

Мотивом принятия исполнительным органом республики данного условия явилось пресечение возможных злоупотреблений, а также предотвращение дальнейшей торговли выкупленными земельными участками по рыночной стоимости.

Заявитель оспаривает пункт 3.1 вышеназванного Порядка в части установления условия, в соответствии с которым граждане имеют право приобрести земельные участки по льготной цене, если они являются собственниками объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках, не менее одного года.

Плеханов И.Е. полагает, что оспариваемая норма противоречит статьям 2, 22, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 76 Конституции Российской Федерации, статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает его права при осуществлении выкупа земельного участка.

Исходя из этого, предметом судебной проверки является проверка соответствия оспариваемой нормы федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, с точки зрения нарушения его права на приобретение земельного участка.

Абзацем 5 статьи 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области земельного регулирования предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в целях реализации полномочий, предоставленных подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган субъекта Российской Федерации принял постановление Правительства Республики Мордовия от 17 июня 2013 г. № 230 «О внесении изменений в Порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Мордовия или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках», дополнив данный Порядок пунктом 3.1, которым предусмотрел случаи для льготного выкупа земельного участка для граждан за цену меньше основной цены, при вышеназванном условии.

Из приведенных положений закона следует, что устанавливая данные ограничения, исполнительный орган республики не изменяет существа предоставления льготы отдельным категориям граждан и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право выкупа земельного участка. При этом субъекту Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять меры и объем социальной поддержки любым категориям граждан при определении цены земельного участка, находящихся в их ведении.

Действующее законодательство не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок и цену, по которым происходит продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности субъекта или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках и самому определять льготы и привилегии, не предусмотренные федеральным законодательством.

Напротив, федеральное законодательство не содержит нормы, которые бы предусматривали льготный порядок определения цены и оплаты таких земельных участков.

Земельный кодекс Российской Федерации, а в частности положения пункта 3 статьи 39.4 содержат ограничение лишь относительно предела стоимости земельного участка, в соответствии с которыми при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.

Других ограничений, касающихся продажи земельных участков таким способом, Земельный кодекс Российской Федерации, а также иные федеральные законы, имеющие большую юридическую силу, не содержат.

Из анализа оспариваемого пункта Порядка следует, что его положения не находятся в противоречии с вышеназванными положениями Земельного кодекса Российской Федерации, а также с декларирующей статьей 76 Конституции Российской Федерации, на которые ссылается заявитель.

Ссылка заявителя на противоречие оспариваемого пункта Порядка статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, необоснованна, поскольку указанная норма закона не регулирует отношения, которые им оспариваются.

Правило, установленное этой же нормой права, свидетельствующее о том, что если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, также не относится к той ситуации, которая является сейчас предметом проверки.

Положения принятого дополнительно оспариваемого пункта Порядка не содержат иных обязательных для сторон договора аренды правил, нежели которые действовали в момент заключения такого договора, в том числе находящихся в противоречии с нормами закона, имеющего большую силу и ухудшающих права арендатора при осуществлении выкупа земельного участка.

Подлежит отклонению довод заявителя о том, что оспариваемый пункт Порядка ограничивает его права как пенсионера, предусмотренные республиканским законодательством, поскольку, не установив противоречия оспариваемой нормы федеральному закону, суд не усматривает признаков ущемления прав льготных категорий граждан, в том числе пенсионеров.

Установление в принятом Правительством Республики Мордовия постановлении условия, связанного с временным ограничением владения объекта недвижимости на праве собственности для последующего льготного выкупа земельного участка за цену меньше основной цены, не может расцениваться как ограничение конституционных прав этих граждан, а напротив, расширяет их права.

Данное условие не свидетельствует о каких-либо дискриминациях льготных категорий граждан и не теряет смысла установления льготы региональным законодателем.

Является несостоятельной ссылка заявителя на Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2012 г. №297-р, положения которых также не находятся в противоречии с оспариваемым им пунктом 3.1 названного выше Порядка.

Исходя из изложенного, оспариваемый Плехановым И.Е. пункт 3.1 Порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Мордовия или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках без проведения торгов, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 января 2013 г. №2 не противоречит федеральному законодательству и не нарушает его прав.

В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253, 320.1, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

решил:

в удовлетворении заявления Плеханова Игоря Евгеньевича о признании недействующим пункта 3.1 Порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Мордовия или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках без проведения торгов, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 января 2013 г. №2, отказать.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Верховного Суда Республики Мордовия В.А. Ганченкова