НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 03.07.2019 № 21-458/19

Судья Новикова И.В. дело № 21-458/2019

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Колесникова Д.А.,

при секретаре судебного заседания Тырышкиной Н.Н.,

рассмотрев 3 июля 2019 года в г. Сыктывкаре в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, заместителя министра финансов Республики Коми Комлева А.С. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 апреля 2019 года, которым

постановление должностного лица Министерства финансов Республики Коми <Номер обезличен> от 15 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении министра Республики Коми имущественных и земельных отношений Сажин А. В. отменено.

Производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением должностного лица Министерства финансов Республики Коми <Номер обезличен> от 15 марта 2019 года министр Республики Коми имущественных и земельных отношений Сажин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвержен административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, Сажин А.В. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на его незаконность.

По итогам рассмотрения жалобы должностного лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, на постановление по делу об административном правонарушении судьей городского суда вынесено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Находя изложенные в решении выводы судьи городского суда в части допущенных должностным лицом административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении процессуальных нарушений, приведших к нарушению права Сажина А.В. на защиту, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении Комлев А.С. подал в Верховный Суд Республики Коми жалобу, в которой просит отменить решение судьи городского суда.

При рассмотрении дела об административном правонарушении по жалобе на решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, должностное лицо Сажин А.В., в отношении которого производство по делу прекращено, выразил несогласие с доводами жалобы, указывая, что вопреки требованиям части 2 статьи 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административный орган извещения, уведомления о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, равно как определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении по месту жительства должностного лица не направлял.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Комлев А.С., извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения его жалобы, ходатайствовал о проведении судебного заседания в его отсутствие, в связи с чем, нахожу возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица, явку которого обязательной не нахожу.

Заслушав объяснения Сажина А.С., проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, возражения на неё, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 3 статье 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.15.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составляет один год.

Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении должностного лица Сажина А.С. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обнаружены органом прокуратуры в ходе проведенной проверки соблюдения Министерством Республики Коми имущественных и земельных отношений требований законодательства в сфере инвестиционной деятельности, в том числе при осуществлении в 2018 году бюджетных инвестиций в качестве взносов в уставные капиталы юридических лиц, не являющихся государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями.

По итогам названной проверки выявлено несоблюдение Министерством Республики Коми имущественных и земельных отношений положений статьи 80 Бюджетного кодекса РФ, выразившееся в нарушении сроков заключения договоров о предоставлении бюджетных инвестиций в форме взноса в уставный капитал АО «Гарантийный фонд Республики Коми» и АО «Микрокредитная компания Республики Коми», в связи с чем, датой совершенного правонарушения является 3 апреля 2018 года – день следующий за последним днем установленного законодателем срока для совершения рассматриваемых действий, в связи с чем, годичный срок давности привлечения к административной ответственности истекал 3 апреля 2019 года.

На день рассмотрения жалобы срок давности привлечения Сажина А.С. к административном ответственности, истек, судья городского суда, установив допущение должностным лицом административного органа существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении, что влечет в соответствии с положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях безусловную отмену постановления по делу об административном правонарушении, пришел к выводу о его отмене и прекращении производства по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Частью 5 статьи 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностным лицам, вынесшим постановление о привлечении к административной ответственности, предоставлено право обжаловать в вышестоящий суд решение судьи районного суда, принятое по результатам рассмотрения жалобы на это постановление.

Подача в указанных случаях должностными лицами жалоб и их рассмотрение судьями регламентировано статьями 30.2 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а равно осуществляется в порядке, предусмотренном для разрешения жалоб на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях (часть 3 статьи 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Учитывая это, судья вышестоящего суда по результатам рассмотрения таких жалоб на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях вправе вынести решение об отмене решения судьи районного суда, которым производство по делу об административном правонарушении было прекращено, и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях, предусмотренных данной нормой.

При этом следует иметь в виду, что согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в статье 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях сроков давности привлечения к административной ответственности.

Исходя из смысла указанных норм вопрос о возобновлении производства по делу при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может, в том числе и в случае, когда решение судьи городского суда, которым было отменено постановление должностного лица о признании лица виновным в совершении административного правонарушения, не вступило в законную силу.

При пересмотре решения судьи городского суда и сделанных в этом решении выводов не могут не учитываться положения статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности судья вышестоящего суда может не согласиться с доводами судьи городского суда, между тем, в то же время не вправе этого делать в части прекращения судьей городского суда производства по делу, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности к этому моменту истек.

Таким образом, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы должностного лица на решение судьи городского суда, отменившего вынесенное им постановление, является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей городского суда.

Приведенное согласуется с положениями статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции РФ из которых во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) следует, что поворот к худшему при пересмотре постановления (решения) за пределами срока давности привлечения к ответственности как общее правило недопустим.

Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, по истечении указанного срока вопрос об ответственности обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, в отношении которого, производство по делу прекращено.

В связи с указанным, возможность возобновлении производства по делу и оценка доводам жалобы должностного лица административного органа, по которым последний выражает несогласие с решением судьи, принятым по итогам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, утрачена.

Нарушений процессуальных требований, имеющих фундаментальный характер, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судьей первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми

решил:

решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 апреля 2019 года, которым постановление должностного лица Министерства финансов Республики Коми <Номер обезличен> от 15 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении министра Республики Коми имущественных и земельных отношений Сажин А. В. отменено с прекращением производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, оставить без изменения, жалобу должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, заместителя министра финансов Республики Коми Комлева А.С. – без удовлетворения.

Судья Д.А. Колесникова