НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия) от 13.05.2016 № 3А-24/2016

№ 3а-24/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2016 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.

при секретаре Макаршиной А.А.,

с участием прокурора Иовлева Д.С., представителя ЗАО «Карелия-сети» ФИО1, представителя Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам ФИО2, представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» ФИО3

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Карелия-сети» о признании приложений к постановлению Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30 декабря 2015 г. № 310 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2016 год» столбцы 8 и 9 по диапазонам СН-II и НН п.1.1 раздела «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям на 2016 год», п.п. 1.1 и 1.2 п. 1 «Величины, используемые при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия» по диапазонам напряжения СН-II и НН (столбцы 6 и 7), суммы НВВ (без учета оплаты потерь), учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия в строке 12, показатели для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия на 2016 год по строке 1, плановый объем полезного отпуска электрической энергии всех потребителей, оплачивающих услуги по передаче по единым (котловым) тарифам на услуги по передаче электрической энергии по диапазонам напряжения СН-II и НН в 1 и 2 полугодии (столбцы 7, 8, 12, 13) п.1.2 Раздела «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2016 год», п.9 приложения к постановлению Государственного комитета Республике Карелия по ценам и тарифам от 30 декабря 2015 г. № 312 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2016 год», постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 ноября 2015 г. № 191 «О долгосрочных параметрах регулирования для закрытого акционерного общества «Карелия-сети», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» недействующими,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30 декабря 2015 г. № 310 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2016 год» установлены и введены в действие единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии с 01 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. с календарной разбивкой согласно приложению.

Приложением «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям на 2016 год» установлены двуставочные тарифы на первое и второе полугодие 2016 г. по диапазонам, в том числе СН-II и НН. Также в разделе Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2016 год в Величинах, используемых при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия установлены тарифы на 2016 год по полугодиям по диапазонам СН-II и НН, суммы НВВ (без учета потерь) для ЗАО «Карелия-сети». В показателях для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия на 2016 год по строке 1, плановый объем полезного отпуска электрической энергии всех потребителей, оплачивающих услуги по передаче по единым (котловым) тарифам на услуги по передаче электрической энергии по диапазонам напряжения СН-II и НН в 1 и 2 полугодиях.

Пунктом 9 приложения к постановлению Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30 декабря 2015 г. № 312 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2016 год» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2016 год между филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» - ЗАО «Карелия-сети».

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 ноября 2015 г. № 191 «О долгосрочных параметрах регулирования для закрытого акционерного общества «Карелия-сети», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» установлены долгосрочные параметры регулирования ЗАО «Карелия-сети», в отношении которого тарифы на передачу электрической энергии установлены методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, на 2016-2020 годы.

Закрытое акционерное общество «Карелия-сети» (далее - ЗАО «Карелия-сети») обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать эти нормативные правовые акты в части не соответствующими ч.1 ст.6, ч.1 ст.20, ч.ч.2,3 ст.23, ч.ч.1,2 ст.28, ч.ч.1, 2 ст.38 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п.п.15-18, 25-26, 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, п.п. 19, 23, 25, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, п.п.12, 13, 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, п.п. 22.1, 22.3, 23, 29.6, 43, 47, 48 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06 августа 2004 г. № 20-э/2, считая, что при установлении тарифов на 2016 год Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам нарушил вышеуказанные положения федерального законодательства, что повлекло произвольное установление тарифов без соответствующего экономического обоснования, и как, следствие, нарушение прав административного истца в сфере экономической деятельности.

Определением судьи от 30 марта 2016 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ПАО «МРСК «Северо-Запада» «Карелэнерго».

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, с учетом, измененных, в соответствии со ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), требований, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, мотивируя тем, что при принятии постановлений административный ответчик произвольно установил тарифы, необоснованно не включил понесенные юридическим лицом фактические расходы, чем были нарушены права юридического лица на экономическую деятельность.

Представитель Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований, считала, что постановление принято в соответствии с требованиями действующего законодательства и не противоречат ему. При установлении тарифом применялся метод экономического обоснования, учитывались представленные ЗАО «Карелия-сети» документы.

Представитель ПАО «МРСК «Северо-Запада» «Карелэнерго» ФИО3 возражала против административного иска, полагая, что нарушений административным ответчиком при принятии оспариваемых нормативных правовых актов допущено не было.

Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы административного и тарифного дел, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ).

Во исполнение п.1 ст.23 Федерального закона № 35-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов).

В силу абз.7 ч.4 ст. 23.1, ч.3 ст.24 Федерального закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен и тарифов.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 01 ноября 2010 г. № 232-П утверждено Положение о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, в соответствии, с п.1 которого Госкомитет является органом государственной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов, в том числе на электрическую энергию.

Статьями 1, 4 Закона Республики Карелия от 04 июля 2012 г. № 1619-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия» установлены органы, принимающие в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, в том числе, в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Республики Карелия, - иными государственными органами, а также виды этих актов, принимаемых, в том числе иными государственными органами.

Нормативные правовые акты иных государственных органов принимаются в виде постановлений, положений, приказов, правил, инструкций, что предусмотрено Указом Главы Республики Карелия от 29 июля 2014 г. № 64 «О порядке издания нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия и требованиях, предъявляемых к их проектам».

Подготовленные постановления опубликованы в официальном периодическом издании – газете «Карелия» от 28 ноября 2015 г. № 111 (постановление № 191), от 14 января 2016 г. № 1 (постановления № 310 и № 312).

Таким образом, оспариваемые постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам № 310, № 312 и № 191 приняты полномочным органом, в пределах своей компетенции, в форме и виде, предусмотренном законодательством, опубликованы в официальном периодическом издании.

Разрешая вопрос о соответствии оспариваемых административным истцом постановлений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Статьей 23 Федерального закона № 35-ФЗ установлены принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

К принципам регулирования цен (тарифов) в сфере электроснабжения отнесены, в частности: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

Выбор и применение методов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 утверждены Основы ценообразования, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике.

Пунктом 4 Основ предусмотрено, что установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом «Об электроэнергетике» и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке, в том числе единые (котловые) тарифы.

Пункт 3 Основ определяет систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

В силу п.15 Основ при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

Постановлением № 310 установлены единые (котловые) тарифы по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2016 год.

Административный истец не согласен с показателями, установленными:

- в столбцах 8 и 9 по диапазонам СН-II и НН п.1.1 «Двуставочные тарифы» раздела «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям на 2016 год»;

- в столбцах 6 и 7 п.п. 1.1 и 1.2 п. 1 Величины, используемые при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия» раздела «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2016 год» по диапазонам напряжения СН-II и НН, суммы НВВ (без учета оплаты потерь), учтенная при утверждении (расчете), единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия в строке 12 (2408, 76);

- показатели для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия на 2016 год по строке 1, плановый объем полезного отпуска электрической энергии всех потребителей, оплачивающих услуги по передаче по единым (котловым) тарифам на услуги по передаче электрической энергии по диапазонам напряжения СН-II и НН в 1 и 2 полугодии (столбец 7, 8, 12,13).

Единые (котловые) тарифы устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Пунктом 81 Основ установлено, что предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) настоящего документа на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы. В случае если Федеральной антимонопольной службой установлены предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов в виде формулы, то единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются также в виде формулы.

В качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом.

Предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии утверждены приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 декабря 2015 г. № 1342/15. Полномочия по установлению предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии предусмотрены ст.24 Федерального закона № 35-ФЗ.

Установленные Госкомитетом единые (котловые) тарифы: двуставочные и одноставочные на каждое полугодие 2016 года, в том числе на диапазонах напряжения СН-II и НН, приняты на уровне предельных максимальных тарифов.

В рамках утвержденных предельных уровней тарифов определяется необходимая валовая выручка на оказание услуг по передаче электрической энергии по региональным сетям в целом, учитываемая при расчете единых (котловых) тарифов, и соответственно, рассчитаны экономически обоснованные тарифы на передачу электрической энергии по диапазонам напряжения, используемые при расчете единых (котловых) тарифов.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 г. № 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания).

Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым п. 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность) (п.49 Методических указаний).

Порядок установления и расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии определен п.52 Методических указаний, в том числе необходимая валовая выручка (НВВ) любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций. Основой для расчета тарифа на услуги по передаче электрической энергии является объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности.

Расчетный объем производства и продукции определяется исходя из формируемого федеральным регулятором сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) а рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.

Формирование сводного прогнозного баланса в целях расчетов регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность осуществляется в соответствии Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и Порядком определения отношения суммарного за год прогнозного объема потребления электрической энергии населением и приравненных к нему категориями потребителей к объему электрической энергии, соответствующему среднему за год значению прогнозного объема мощности, определенного в отношении указанных категорий потребителей, утвержденных приказом ФСТ России от 12 апреля 2012г. № 53-э/1.

В силу п.4 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации Сводный прогнозный баланс формируется в рамках ЕЭС России по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с п.13 указанного Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяют уровень потребности субъекта Российской Федерации (региона) в электрической и тепловой энергии и мощности на основе прогноза электро- и теплопотребления и анализа динамики его изменения за предыдущие 3 года с учетом заключенных и планируемых к заключению договоров о технологическом присоединении к электрической сети и тепловой сети, нормативов технологических потерь электрической и тепловой энергии, а также утвержденных схем теплоснабжения.

Сводный прогнозный баланс формируется согласно графику прохождения документов (приложение № 1 к Порядку).

В соответствии с ч.4 ст.23 Федерального закона № 35-ФЗ, государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике относятся также уровень надежности и качества указанных товаров (услуг), соответствующий долгосрочным инвестиционным программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров (услуг), размер инвестированного капитала, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры. Для целей такого регулирования могут применяться иные долгосрочные параметры регулирования, полученные с использованием метода сравнения аналогов и других методов. Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) установлен Госкомитетом в соответствии с п.12 Методических указаний.

ЗАО «Карелия-сети» является сетевой организацией, 2016 год стал для нее первым годом очередного периода регулирования. В установленный срок в целях формирования сводного баланса на 2016 год и в рамках заявления об установлении тарифов на 2016 год представлены различные предложения по величине полезного отпуска электроэнергии: от 31 марта 2015 г. -36493,5 тыс.кВтч; от 10 апреля – 33654,7 тыс.кВтч; от 30 апреля 2015 г. – 22271,5 кВтч.

ЗАО «Карелия-сети» не позднее 15 августа 2015 г. при необходимости имела возможность представить предложения по уточнению сводного баланса на 2016 год в Госкомитет и Системному оператору для согласования и формирования консолидированных предложений. Своим правом административный истец не воспользовался.

31 августа 2015 г. Госкомитет направил в Федеральную антимонопольную службу России сводные по Республике Карелия предложения по уточнению баланса до начала периода регулирования. Окончательный вариант сводного баланса был утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы России от 30 ноября 2015 г.

При этом из тарифного дела следует, что при расчете единых (котловых) тарифов на 2016 год полезный отпуск 5289,48 млн.кВтч определен исходя из показателей утвержденного сводного баланса за исключением полезного отпуска электроэнергии потребителям, заключившим договоры на услуги по передаче электрической энергии с ПАО «ФСК ЕЭС», и потребителями дизельных электростанций.

Баланс электроэнергии, в том числе по диапазонам напряжения, оспариваемым административным истцом, принят ФАС России при утверждении им предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по Республике Карелия на 2016 год, в рамках, которых Госкомитет установил единые (котловые) тарифы.

Административным истцом не опровергнуты данные обстоятельства, в связи с чем суд считает, что постановление № 310 в оспариваемой части не противоречит требованиям указанных в административном иске актам, имеющим высшую юридическую силу.

Постановлением № 312 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» - ЗАО «Карелия-сети».

Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций) (п.63 Основ ценообразования).

Согласно п.42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Административный ответчик при формировании схемы перетоков электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Госкомитетом применялись показатели сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) по Республике Карелия на 2016 год.

Установлено, что при осуществлении расчетов за услуги по передаче электрической энергии филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» с ЗАО «Карелия-сети», с 2015 года применяется одноставочный тариф. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались. Следовательно, права административного истца при установлении двуставочных тарифов не нарушены.

При расчете одноставочного тарифа базой определен плановый полезный отпуск электрической энергии потребителям, присоединенным к сетям ЗАО «Карелия-сети».

Административный истец полагает, что при определении необходимой валовой выручки на 2016 год Госкомитетом были допущены нарушения методики определения НВВ, которые привели к занижению необходимой валовой выручки на 2016 год фактически на 61343,1 тыс. руб.

Проверяя законность исчисления необходимой валовой выручки для предприятия, суд исходит из того, что состав расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, оценка их экономической обоснованности производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 16 Основ).

В силу п.17 Основ в валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Судом установлено, что Госкомитет окончательно сформировал сводный прогнозный баланс на 2016 год по Республике Карелия до 01 сентября 2015 г., что предусмотрено приказом ФСТ России № 53-э/1. До указанного срока ЗАО «Карелия-сети» не скорректировало предложения по полезному отпуску потребителям, присоединенным к сетям ЗАО «Карелия-сети». О том, что документы не представлялись в указанные сроки, корректирующие предложения по полезному отпуску административный истец не оспаривал.

Документы, были представлены только в октябре 2015 г., то есть по истечении установленных федеральным законодательством сроков формирования сводного прогнозного баланса. Так, административный истец направил административному ответчику информацию о расторжении договора аренды объектов сетевого хозяйства с ОАО «Петрозаводский хлебозавод «Сампо», ООО «Онего Бизнес», ОАО «Карельский мясокомбинат», ОАО «Славмо», ООО «Торговый дом «Ярмарка» с 01 января 2016 г.

В заключении экспертной группы Госкомитета по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на долгосрочный период регулирования от 18 ноября 2015 г. была отражена схема перетоков электрической энергии по сетям ЗАО «Карелия-сети», замечаний и предложений к схеме со стороны административного истца не было.

Административный истец считает, что при расчете НВВ на базовый (первый) год долгосрочного регулирования Госкомитет необоснованно не были учтены расходы из числа подконтрольных расходов, предусмотренных п.12 Методических указаний.

Между тем, суд соглашается с доводами Госкомитета о том, что суммы, указанные в исковом заявлении (без отражения результатов деятельности за 2014 год) не соответствуют данным, утвержденным в протоколе заседания Правления Госкомитета от 20 ноября 2015 г. № 157. В протоколе необходимая валовая выручка на содержание электрических сетей ЗАО «Карелия-сети» на 2016 год составила 9004,76 тыс. руб., в исковом заявлении – 8819,58 тыс. рублей. Разницу административный истец пояснить не смог.

Расчет необходимой валовой выручки должен производиться в соответствии с п.38 Основ и Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов.

Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Базовый уровень подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций в случае принятия решения о его установлении (пересмотре) в течение долгосрочного периода регулирования на основании решения Правительства Российской Федерации или в иных случаях, предусмотренных настоящим документом, устанавливается как сумма доли утвержденного базового уровня подконтрольных расходов, скорректированного в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Указанные в настоящем пункте доли определяются в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Так, ЗАО «Карелия-сети» оспаривает состав расходов при расчете тарифа, по статьям; сырье и материалы, расходы на оплату труда, ремонт основных средств, работы и услуги производственного характера, прочие подконтрольные расходы, расходы из прибыли на социальное развитие, неподконтрольные расходы (по статьям отчисления на социальные нужды, аренда объектов электросетевого хозяйства, аренда нежилых помещений, налог на прибыль, прочие неподконтрольные расходы).

Из материалов дела следует, что расходы на материалы и сырье на эксплуатацию электросетевого хозяйства утверждены Госкомитетом на уровне фактических расходов за 2014 год. Индексация не производилась, так как в 2016 году произошло снижение условных единиц организации с 1080.94 у.е. до 141,56 у.е. Кроме того, истцом не были представлены документы, подтверждающие выполнение требований п.29 Основ. Таким образом, Госкомитетом был сделан верный вывод о том, что в связи со снижением условных единиц организации ее расходы в 2016 году будут ниже, суд с таким выводом административного ответчика соглашается. ЗАО «Карелия-сети» не представило обоснованных доказательств обратного, позволяющих сделать вывод о том, что при снижении количества обслуживаемых ею организацией ее расходы будут значительно выше в 2016 году.

Рассматривая статью расходы на оплату труда, суд исходит из п.26 Основ и также отмечает, что в результате значительного сокращения объектов электросетевого хозяйства обслуживаемых ЗАО «Карелия-сети» по сравнению с 2014 годом и тем обстоятельством, что ЗАО «Карелия-сети» не включено в перечень работодателей электроэнергетики, действующих на территории Республики Карелия и участвующих в реализации Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации в период 2016-2018 годов, Госкомитет обоснованно пересчитал нормативную численность персонала организации, принятую в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, в соответствии с п.1.13 приказа Госстроя Российской Федерации от 03 апреля 2000 года «Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства» и утвердил расходы на оплату труда исходя из нормативной численности 3,5 единицы и среднемесячной заработной платой в республике Карелия по виду экономической деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» за январь-август 2015 года – 35178 руб. Административный истец не представил доказательств обратного, не обосновал необходимость исчисления расходов из фактической численности работников, при снижении обслуживающих истцом организаций.

Не соглашается суд с расчетом административного истца и по статье ремонт основных средств, поскольку ЗАО «Карелия-сети» для определения цены расчета расходов на ремонт основных средств не представлены документы, предусмотренные ст.29 Основ.

В соответствии с п.29 Основ, при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Так, административный истец полагает необоснованным исключение из указанной статьи расходы ремонтные работы на ТП-1102 (ЗАО «Пряжинское» п.Пряжа), на ТП-143 (ЗАО «Пряжинское», п.Пряжа), замена РЛ-10 на разъединитель РЛНДз-10 на ТП-630/10/4 (ООО «Вест-Экспо» п.Шуя), что отражено в производственной программе Общества на 2016 годы. Вместе с тем, из материалов дела следует, что административным ответчиком учтены при определении расходов на ремонт прокладка двух кабельных линий АСБ-10 по 15 метров каждая и замену трансформатора в ТП-143 в связи с износом. Суд считает данный расчет Госкомтитета правомерным, поскольку административным истцом не представлены договоры подряда, производственная программа не утверждена руководителем предприятия, сметные расчеты не прошли экспертизу, были предложены расходы на ремонт сетей потребителей, с которыми договоры аренды уже были расторгнуты. Все эти обстоятельства обоснованно регулятором не были учтены при определении расходов на ремонт основных средств.

Расходы по статьям работы и услуги производственного характера, прочие подконтрольные расходы, расходы на прибыль и социальное развитие обоснованно не были учтены регулятором, так как являлись лишь запланированными, а не фактически подтвержденными расходами, и подтверждались только планами программ без представления документов, свидетельствующих о намерениях нести в 2016 году эти расходы, в связи с чем суд оценив представленные по этим статьям документы и пояснения административного истца, суд находит доводы административного ответчика в этой части убедительными.

В силу п.11 Методических указаний неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, соответственно для базового и i-го года долгосрочного периода регулирования, включают в себя: расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли (в соответствии с п.32 Основ ценообразования); оплату налогов на прибыль, имущество и иных налогов (в соответствии с п.п.20 и 28 Основ ценообразования); амортизацию основных средств (в соответствии с п.27 Основ ценообразования) (тыс. руб.); расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений в соответствии с п.32 Основ ценообразования; расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных п.87 Основ ценообразования; расходы на оплату продукции (услуг) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, рассчитанные исходя из размера тарифов, установленных в отношении товаров и услуг указанных организаций; прочие расходы, учитываемые при установлении тарифов на i-й год долгосрочного периода регулирования.

Не соглашаясь с доводами ЗАО «Карелия-сети» о необходимости включения при корректировке НВВ включить в расчет в полном объеме затраты по договорам аренды объектов электросетевого хозяйства и помещений, суд исходит из положений п.28 Основ, в соответствии с которым расчет НВВ производится исходя из налога на имущество и амортизацию. Также судом учитывается и тот факт, что регулятором были запрошены соответствующие документы у административного истца, но представленные копии инвентарных карточек учета объема поступили по истечении установленного срока, даже с учетом необходимого и не содержали достоверных сведений о собственнике сетей. К тарифной заявке ЗАО «Карелия-сети» представила документы о том, что сети являются бесхозяйными. Для подтверждения расходов по аренде нежилых помещений в силу п.29 Основ необходимо подтверждение проведения торгов, поскольку все помещения, арендуемые административным истцом, являются муниципальной собственностью. Таким образом, вопреки доводам административного истца одних договоров аренды недостаточно для учета этих расходов при установлении НВВ. Кроме того, договоры с ОАО «ПКС» являются договорами субаренды, следовательно, новые объекты сетевого хозяйства у ЗАО «Карелия-сети» появились в результате перераспределения точек, учтенных в тарифном решении (при том, что котловая выручка не изменилась). Регулятор в 2012 году 16 млн. руб. выделил ОАО «ПКС» на содержание этого имущества, следовательно, оснований дважды учитывать эти суммы оснований не имеется.

Из протокола заседания Правления Госкомитета от 20 ноября 2015 г. № 157 следует, что в НВВ на 2016 год были включены расходы из прибыли на капитальные вложения в размере 395,1 тыс. рублей согласно инвестиционной программе на 2015-2019 годы, утвержденной приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетике Республики Карелия от 05 июля 2014 г. № 75.

Таким образом, для сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг по общему правилу требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении.

По статье прочие неподконтрольные расходы ЗАО «Карелия-сети» планировало оплату штрафов, пени, неустоек и судебных расходов. Вместе с тем, суд считает, что регулятор обоснованно их не включил в необходимую валовую выручку на содержание электросетевого хозяйства, поскольку они относятся к рискам ведения хозяйственной деятельности и не имеют отношения к расходам по формированию резерва по сомнительным долгам. Суд соглашается в этой части с доводами административного ответчика.

Корректировка необходимой валовой выручки осуществляется в соответствии с п.38 Основ в течение долгосрочного периода регулирования ежегодно в соответствии с методическими указаниями. Вопреки доводам административного истца корректировка неподконтрольных расходов регулятором производилась. Убедительных возражений административным истцом не представлено.

Законодательство гарантирует субъектам электроэнергетики соблюдение их экономических интересов в случае осуществления ими деятельности разумно и добросовестно. В то же время действия, совершенные по воле сетевой организации, направленные на изменение без объективных причин заложенных при формировании тарифа параметров, влекущие такие последствия, как дисбаланс тарифного решения, убытки одних сетевых организаций и (или) неосновательные доходы других, что не согласуется ни с интересами субъектов электроэнергетики, ни с общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики, могут быть отнесены к рискам предпринимательской деятельности.

В случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов за 2016 год будет выявлен доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от ЗАО «Карелия-сети» причинам, указанный доход в соответствии с п.7 Основ ценообразования, должен будет быть учтен регулятором при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, то есть на 2018 год.

В силу положений Федерального закона № 35-ФЗ и Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждение тарифов носит заявительный характер, обязанность обосновать размер необходимой валовой выручки возлагается на организацию, осуществляющую регулируемый вид деятельности. Таких доказательств административным истцом не представлено.

Суд находит, что установление органом регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии в постановлении № 312 произведено в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями федерального законодательства регулирующего данные правоотношения, в том числе и норм права, о противоречии которых указывает административный истец.

Изучив доводы, по которым административный истец просит признать постановление № 191 также не соответствующим требованиям федерального законодательства, суд приходит к следующим выводам. Административный истец фактически оспаривает только базовый уровень подконтрольных расходов и индекс эффективности подконтрольных расходов, указанных в приложении № 1 к постановлению, считая, что расчет их произведен неверно. При этом аргументов в подтверждение своих доводов не представил, расчеты, произведенные административным ответчиком, не оспорил. У суда отсутствуют доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что установленные в приложении № 1 коэффициенты, не соответствуют требованиям законодательства, обладающего большей юридической силой.

В соответствии с ч.2 ст.215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного, суд считает, что постановление Государственного комитета Республике Карелия по ценам и тарифам от 30 декабря 2015 г. № 310 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2016 год», постановление Государственного комитета Республике Карелия по ценам и тарифам от 30 декабря 2015 г. № 312 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2016 год» и постановление Государственного комитета Республике Карелия по ценам и тарифам от 20 ноября 2015 г. № 191 «О долгосрочных параметрах регулирования для закрытого акционерного общества «Карелия-сети», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» приняты Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам в пределах своих полномочий с соблюдением установленной процедуры, не противоречат Федеральному закону «Об электроэнергетике», а также постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», постановлению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и свободы административного истца, следовательно, заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления закрытого акционерного общества «Карелия-сети» о признании приложений к постановлению Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30 декабря 2015 г. № 310 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2016 год» столбцы 8 и 9 по диапазонам СН-II и НН п.1.1 раздела «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям на 2016 год», п.п. 1.1 и 1.2 п. 1 «Величины, используемые при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия» по диапазонам напряжения СН-II и НН (столбцы 6 и 7), суммы НВВ (без учета оплаты потерь), учтенная при утверждении (расчете), единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия в строке 12, показатели для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия на 2016 год по строке 1, плановый объем полезного отпуска электрической энергии всех потребителей, оплачивающих услуги по передаче по единым (котловым) тарифам на услуги по передаче электрической энергии по диапазонам напряжения СН-II и НН в 1 и 2 полугодии (столбцы 7, 8, 12, 13) п.1.2 Раздела «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2016 год», п.9 приложения к постановлению Государственного комитета Республике Карелия по ценам и тарифам от 30 декабря 2015 г. № 312 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2016 год», постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 ноября 2015 г. № 191 «О долгосрочных параметрах регулирования для закрытого акционерного общества «Карелия-сети», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» недействующими - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Решение в окончательной форме изготовлено 18 мая 2016 г.