НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия) от 07.10.2020 № 3А-208/20

10OS0000-01-2020-000284-56

№ 3а-208/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 октября 2020 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при секретареСафоновой М.В., с участием прокурора Волковой Е.А., административного истца Рыженковой Т.Н. и ее представителя Белоголовова А.О., представителейадминистративного ответчикаЗаконодательного собрания Республики Карелия Катаевой Е.В., заинтересованных лиц - Главы Республики Карелия, Администрации Главы Республики КарелияКарповой Н.С., Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Карелия Беспалой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рыженковой Т.Н. о признании недействующим в частиЗакона Республики Карелия от 10 января 1997 г. № 167-ЗРК «О государственной службе Республики Карелия»,

УСТАНОВИЛ:

Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия 25 декабря 1996 г. принят 10 января 1997 г. Закон Республики Карелия № 167-ЗРК «О государственной службе Республики Карелия» (далее - Закон РК № 167-ЗРК, Закон). Первоначальный текст опубликован в газете «Карелия», № 3, 17 января 1997 г., «Собрание законодательства Республики Карелия», № 2, 1997.

Административный истец считает, что часть 2 статьи 22 Закона РК № 167-ЗРК, которой установлены периоды работы, обучения, службы, включаемые в стаж государственной службы, дающий право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, и не предусматривающей включение в указанный стаж периодов работы, аналогичных пункту 20 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1141, противоречит пунктам 1, 2 статьи 4 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе».

Требования мотивированы тем, что оспариваемые положения, не предусматривающие включение в стаж государственной службы, дающий право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, периодов работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы государственным служащим Республики Карелия для исполнения обязанностей по замещаемой должности государственной службы, по аналогии с пунктом 20 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, создают неравные условия приобретения права на ежемесячную доплату к пенсии по старости для государственных гражданских служащих Республики Карелия по сравнению с федеральными государственными гражданскими служащими, что влечет нарушение ее права на получение ежемесячной доплаты к пенсии по старости.

Рыженкова Т.Н. просит признать недействующей часть 2 статьи 22 Закона РК № 167-ЗРК в той мере, в которой она не предусматривает включение в стаж государственной службы, дающий право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, периодов работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы государственным служащим Республики Карелия для исполнения обязанностей по замещаемой должности государственной службы.

Административный истец и ее представитель поддержалиадминистративные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административных ответчиков Законодательного Собрания Республики Карелия и Главы Республики Карелия, а также заинтересованного лица УправленияМинистерства юстиции Российской Федерации по Республики Карелиявозражали против удовлетворения административного иска, просили отказать в его удовлетворении, ссылаясь на соблюдение требований федерального законодательства при принятии оспариваемого Закона, а также при внесении в него изменений.

Выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, считавшегозаявленные требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению,исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) правом на обращение с административным иском обладают лица, в отношении которых этот акт применен, а также лица, являющиеся субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы или законные интересы.

Суд признает за административным истцом право на обращение с данным административным иском, так как Рыженкова Т.Н является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым Законом.

Данные обстоятельства следуют из решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 мая 2015 г., оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 июля 2015 г., в соответствии с которым административному истцу было отказано во включении в стаж государственной службы, дающий право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, периода работы в должности заместителя руководителя Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту «г» части первой статьи 58 Конституции (Основного Закона) Республики Карелия, действовавшей на момент принятия оспариваемого Закона, к ведению Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия относится принятие законов Республики Карелия по вопросам, отнесенным к ведению Республики Карелия, за исключением вопросов, находящихся в ведении Палаты Представителей.

В силу пунктов «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации регулирование вопросов государственного пенсионного обеспечения государственных служащих Республики Карелия находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в том числе социальная защита, включая социальное обеспечение, трудовое законодательство.

Закон Республики Карелия от10 января 1997 г.№ 167-ЗРК «О государственной службе в Республике Карелия» принят Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия, опубликован в газете «Карелия», № 3, 17 января 1997 г., «Собрание законодательства Республики Карелия», № 2, 1997.

Таким образом, оспариваемый Закон принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением вида и формы, порядка опубликования.

Осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в силу пункта«б» части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации» стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходившим государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.

Гарантии гражданским служащим, в том числе государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении, граждан Российской Федерации, проходившим государственную службу, и их семей, предусмотрены в пункте 11 части 1 статьи 52 Федерального закона № 79-ФЗ.

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентируются, в том числе условия пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих.

В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2002 г., на основании которого в настоящее время государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации назначаются пенсии, предусматривается, что условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 21 Закона РК № 167-ЗРК предусмотрено, что лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Республики Карелия категории «Б» и «В» и должности государственной гражданской службы Республики Карелия, имеющим стаж государственной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости, получаемой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ЗакономРоссийской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 22 данного Закона встаж государственной службы государственного служащего включается время нахождения на государственной должности, за исключением времени нахождения на государственных должностях Республики Карелия, указанных в пунктах 6-9 статьи 3 Закона Республики Карелия «О некоторых вопросах государственной гражданской службы и правового положения лиц, замещающих государственные должности», замещаемых на непрофессиональной непостоянной основе, и на государственных должностях, указанных в пунктах 3-6 и 13 Перечня типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 г.№ 1381, замещаемых на непрофессиональной непостоянной основе, государственной и муниципальной службе с 1 января 1997 г.

В части 2 статьи 22 Закона РК № 167-ЗРК определено время работыв отдельных органах государственной власти, дающей право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, помимо перечисленных в статье 21 названного Закона.

Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1141 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (далее - Перечень).

В соответствии с пунктом 20 данного Перечня в стаж государственной гражданской службы включаются отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Рыженкова Т.Н. полагает, что часть 2 статьи 22 Закона РК № 167-ЗРК должна быть дополнена положениями пункта 20 указанного выше Перечня, поскольку это противоречит пунктам 1, 2 статьи4 Федерального закона № 79-ФЗ, в соответствии с которыми принципами гражданской службы являются, в том числеприоритет прав и свобод человека и гражданина;единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Проанализировав содержание оспариваемых норм Закона РК № 167-ЗРК на предмет соответствия нормам Федерального закона № 79-ФЗ, а также Указу Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г., на которые ссылался административный истец при обращении в суд, и, учитывая, что ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости является дополнительной социальной гарантией для государственных служащих, временно установленной и предоставленной им за счет средств республиканского бюджета помимо государственной пенсии по старости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые Рыженковой Т.Н. нормы федеральному законодательству не противоречат, поскольку не содержат противоречий в установлении и определении единых правовых и организационных форм гражданской службы.

Судпри разрешении данного спора руководствуется определением Конституционного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2019 г. № 2221-О«Оботказев принятии к рассмотрениюжалобы гражданки Рыженковой Татьяны Николаевны на нарушение ее конституционных прав частью 2 статьи 22 Закона Республики Карелия «О государственной службе в Республике Карелия», определение Конституционного Суда Республики Карелия от 26 июня 2017 г. «Оботказев принятии к рассмотрению обращенияРыженковой Т.Н. о проверке на соответствие Конституции Республики Карелиячасти 2 статьи 22 Закона Республики Карелия от 10 января 1997 года № 167-ЗРК «О государственной службе в Республике Карелия».

Конституционный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Республики Карелия в своих определениях отметили, что оспариваемое РыженковойТ.Н. законоположение является частью правового механизма, направленного на реализацию права на дополнительное пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих Республики Карелия, продолжительное время замещавших должности государственной гражданской службы Республики Карелия, в равной мере распространяется на всех граждан, относящихся к указанной категории, и не может рассматриваться как нарушающее права заявительницы.

Разрешение же вопроса о зачете в стаж государственной гражданской службы Республики Карелия для установления и исчисления ежемесячной доплаты к страховой пенсии периодов работы в Карельском территориальном фонде обязательного медицинского страхования относится к компетенции законодателя субъекта Российской Федерации.

Анализ правовых норм и фактические обстоятельства дела позволяют сделать суду вывод о соблюдении административным ответчиком при принятии Закона РК № 167-ЗРК требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы административного истца не согласуются с нормами федерального законодательства и не могут рассматриваться как нарушающие ее права.

В соответствии с частью 2 статьи 215КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Рыженковой Т.Н. отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено 08 октября 2020 г.