НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия) от 10.11.2023 № А-29/2023

Дело а-29/2023

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

10 ноября 2023 г. <адрес>

Верховный Суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего судьи ФИО11,

при секретарях судебного заседания ФИО2, ФИО3,

с участием прокуроров - ФИО4, ФИО9-С.,

представителей административного истца - Правительства <адрес>, ФИО6, ФИО5,

представителя заинтересованного лица - Министерства финансов <адрес>, ФИО7,

представителя административного ответчика - администрации муниципального образования «<адрес>», ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Правительства <адрес>:

- о признании недействующим Положение об оплате труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» (далее – в том числе, Положение об оплате труда), в редакции решения Городского Совета депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Положение об оплате труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» (далее - решение Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ), в части повышения с ДД.ММ.ГГГГ размеров должностных окладов депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» и размеров окладов муниципальных служащих за классный чин полностью, как несоответствующие положениям части 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления» (далее, в том числе - Постановление );

- о признании недействующим Положение об оплате труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>», в редакции решения Городского Совета депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Положение об оплате труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования "<адрес>» (решение Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ), в части повышения с ДД.ММ.ГГГГ размеров должностных окладов депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» и размеров окладов муниципальных служащих за классный чин полностью, как несоответствующие положениям части 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления»,

у с т а н о в и л:

Правительство Республики Ингушетия обратилось в суд с вышеуказанным административным иском к Городскому совету депутатов муниципального образования «<адрес>» (далее, в том числе - Горсовет) и администрации муниципального образования «<адрес>» (далее, в том числе - администрация МО «<адрес>», административный ответчик II), в котором с учетом уточненных требований просит суд признать недействующим Положение об оплате труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» (утвержденное решением Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ), в редакции решения Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в указанное Положение об оплате труда, в части повышения с ДД.ММ.ГГГГ размеров должностных окладов депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» и размеров окладов муниципальных служащих за классный чин полностью, как несоответствующие положениям части 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановлению , а также признать недействующим названное Положение об оплате труда, в редакции решения Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в указанное Положение об оплате труда, в части повышения с ДД.ММ.ГГГГ размеров должностных окладов депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» и размеров окладов муниципальных служащих за классный чин полностью, как несоответствующие положениям части 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановлению .

В обоснование административного иска указано, что решением Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованным ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Горсовета в сети интернет и в информационно-аналитической газете столицы <адрес>, а также решением Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованным ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Горсовета в сети интернет, внесены изменения в Положение об оплате труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>».

Пунктами 2.1-2.2 решения Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ и пунктами 1.1 и 2.2 решение Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ должностные оклады выборных должностных лиц и муниципальных служащих муниципального образования «<адрес>» существенно увеличены.

Вместе с тем Горсовет и администрация МО при принятии решения Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ и решения Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ, будучи дотационным муниципальном образованием, не учли совокупность фактов с учетом ограничений, устанавливаемых бюджетным законодательством, и при вынесении указанных решений затронули права и интересы Правительства <адрес> ввиду следующего.

Так, согласно статье 134 Трудового кодекса Российской Федерации повышение уровня реального содержания заработной платы включает ее индексацию в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии с частью 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом.

Из указанного следует, что праву органов местного самоуправления на самостоятельное установление размера и условий оплаты труда муниципальных служащих корреспондирует их обязанность в установленном порядке производить индексацию размера денежного содержания указанных лиц.

При этом, органы местного самоуправления должны соблюдать требования Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование вопросов о расходных обязательствах муниципального образования, в пункте 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрел право органов местного самоуправления самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных Бюджетным Кодексом.

В силу части 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

В целях исполнения требований федерального законодательства постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления», установлены предельные размеры должностных окладов муниципальных служащих в органах местного самоуправления.

Под нормативом формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, в соответствии с частью 2 статьи 136 БК РФ понимается максимальный допустимый общий объем средств на оплату труда, всех перечисленных категорий работников и является той предельной величиной, которая устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть превышена дотационными муниципальными образованиями.

Правительством Республики Ингушетия Постановление принято в пределах своей компетенции в целях реализации полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установленных пунктом 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом положениями статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право устанавливать норматив, как в абсолютной, так и относительной величине, характеризующей расходы на оплату труда вышеуказанных категорий работников и (или) содержание органов местного самоуправления.

Порядок расчета, установление и величина указанных нормативов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в рамках реализации их бюджетных полномочий в части установления условий предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам, закрепленных статьей 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Постановление не устанавливает конкретные размеры денежного содержания муниципальных служащих по конкретным муниципальным образованиям, а лишь определяют границы, в рамках которых указанное денежное содержание с учетом конституционного положения о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, принципа финансовой самостоятельности может быть установлено представительными органами местного самоуправления.

Кроме того, пунктом 1.3 Постановления установлено, что предельные размеры должностных окладов выборных должностных лиц, предельные размеры должностных окладов муниципальных служащих, установленные муниципальными правовыми актами в соответствии с настоящим постановлением, увеличиваются (индексируются) в соответствии с решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете в размере, не превышающем увеличения (индексации) должностных окладов государственных гражданских служащих Республики Ингушетия, и не ранее даты, с которой увеличиваются (индексируются) размеры должностных окладов государственных гражданских служащих Республики Ингушетия.

Согласно части 5 статьи 6 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О межбюджетных отношениях в <адрес>» (далее - закон -РЗ) при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Министерство финансов Республики Ингушетия вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном им порядке предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.

В соответствии с частью 4.1 статьи 6 Закона -РЗ Министерство финансов <адрес> заключает с главами местных администраций муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов (городских округов) из республиканского бюджета и (или) доходы по заменяющим указанные дотации дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц, соглашения, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов поселения, муниципального района (городского округа).

Министерством финансов <адрес> и административным ответчиком II заключены Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования» и Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования» (далее - Соглашения).

Одним из условий Соглашений является то, что административный ответчик II обязан соблюдать нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и нормативов формирования расходов на содержание местного самоуправления, утвержденных Правительством <адрес> (пункт 2.1.2 Соглашений).

Постановлением (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления, которые решениями Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ значительно превышены.

В соответствии с Приказами Минфина <адрес> от 11.11.2019 -п, от ДД.ММ.ГГГГ-п, от ДД.ММ.ГГГГ-п, от ДД.ММ.ГГГГ-п муниципальное образование «<адрес>» входит в перечень муниципальных образований, соответствующих условиям, определенным пунктами 2-4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, обязано соблюдать нормативы, установленные Постановлением .

На основании вышеизложенного, так как <адрес> является дотационным муниципальным образованием, получающим межбюджетные трансферты, в том числе и на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, в связи с чем, обязано определять расходные обязательства на указанные цели в пределах значений, установленных Правительством <адрес>.

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 414-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» акты высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, следует вывод о том, что в пределах установленных субъектом Российской Федерации нормативов, актами органов местного самоуправления могут быть установлены размеры должностных окладов муниципальных служащих соответствующих муниципальных образований, что в полной мере согласуется с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и не нарушает прав органов местного самоуправления, поскольку последние самостоятельно устанавливают размеры должностных окладов, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего, но в пределах, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, что соответствует требованиям федерального законодательства.

Статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и <адрес> не определены порядок и сроки индексации денежного содержания муниципальных служащих и в указанной части не препятствуют органам местного самоуправления осуществлять индексацию денежного содержания муниципальных служащих с учетом их обязанности по соблюдению требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, решение Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ и решение Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ приняты в нарушение Бюджетного Кодекса Российской Федерации, постановления Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, противоречат нормам федерального и республиканского законодательства и нарушают права и интересы Правительства <адрес> и Министерства финансов <адрес>.

Представители Правительства <адрес>ФИО5, и ФИО6 поддержали административные исковые требования и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Республики Ингушетия ФИО7 считает решения Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ противоречащими нормам федерального и республиканского законодательства и просит удовлетворить требования административного иска.

Представитель администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО8 в удовлетворении административного искового заявления просит отказать

Городской совет депутатов МО «<адрес>» надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, в связи с чем в соответствии со ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие указанного ответчика.

Прокурор <адрес>, в своем заключении указал, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в нарушение требований ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем подлежат признанию недействующими.

Выслушав пояснения представителей административного истца, заинтересованного лица, административного ответчика - администрации муниципального образования «<адрес>», исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд находит административное исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании главы 21 КАС РФ. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим.

Исходя из предписаний ч. 8 ст. 213 КАС РФ, и применительно к рассматриваемому административному делу, суд должен выяснить соблюдение административным ответчиком следующих элементов законности оспариваемого нормативного правового акта:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.2 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч.2 ст.6 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в <адрес>», Уставом муниципального образования «<адрес>», принято Положение об оплате труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>», утвержденное решением Городского совета «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ в названное Положение внесены изменения.

Согласно п. 1 Положения об оплате с ДД.ММ.ГГГГ увеличены размеры должностных окладов депутатов, членов выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления МО «<адрес>» в соответствии с решением Магасского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. .

Пунктами 2.1-2.2 решения Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ должностные оклады выборных должностных лиц и муниципальных служащих муниципального образования «<адрес>» и размеры окладов за классный чин муниципальных служащих увеличены. Подпункт 1, пункта 3.1, раздела 3 Положения об оплате дополнен таблицей, в которой указаны увеличенные предельные размеры должностных окладов, также в подпункт 8 пункта 3.1 раздела 3, регламентирующий предельные размеры окладов за классный чин муниципальных служащих изложен в новой редакции, с увеличением указанных окладов.

Пунктами 1.1 и 2.2 решения Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ должностные оклады выборных должностных лиц и муниципальных служащих муниципального образования «<адрес>» также увеличены. Подпункт 1, пункта 3.1, раздела 3 Положения об оплате дополнен таблицей, в которой указаны предельные размеры должностных окладов, которые увеличены, а также в подпункт 8 пункта 3.1 раздела 3, регламентирующий предельные размеры окладов за классный чин муниципальных служащих изложен в новой редакции, с увеличением указанных окладов.

Оспариваемые изменения в Положение в соответствии с Регламентом приняты в виде решения.

Решение Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ и решение Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ приняты на заседании Городского совета муниципального образования «<адрес>», решение Горсовета ДД.ММ.ГГГГ опубликовано на официальном сайте в сети интернет и информационно - аналитической газете столицы <адрес>, а решение Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте в сети интернет.

Таким образом, оспариваемые муниципальные нормативные правовые акты приняты Горсоветом МО «<адрес>» в пределах предоставленных полномочий с соблюдением формы и вида, процедуры принятия, опубликованы в установленном порядке и вступили в законную силу.

Проверяя нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заинтересованного лица, а также соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в силу ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не могут противоречить федеральным законам.

Согласно положениям статей 4, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, статей 3, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления, муниципальной службы составляют, в том числе конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.

Таким образом, субъектам Российской Федерации предписывается осуществление правового регулирования вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, в том числе и в вопросе муниципальной службы, в случаях и порядке, установленными федеральными законами.

Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) установлены предельные размеры должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления, окладов за классный чин муниципальных служащих в органах местного самоуправления.

Пунктом 1.3 Положения установлено, что предельные размеры должностных окладов выборных должностных лиц, предельные размеры должностных окладов муниципальных служащих, установленные муниципальными правовыми актами в соответствии с настоящим положением, увеличиваются (индексируются) в соответствии с решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете в размере, не превышающем увеличения (индексации) должностных окладов государственных гражданских служащих <адрес>, и не ранее даты, с которой увеличиваются (индексируются) размеры должностных окладов государственных гражданских служащих <адрес>.

По общему правилу, размер денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы, устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

При этом федеральный законодатель, предоставляя органам местного самоуправления право самостоятельно определять размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, указывает на то, что размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно преамбуле Постановления , последнее принято в соответствии с положениями ч. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на день внесения изменений в Положение) муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.6 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О межбюджетных отношениях в <адрес>» муниципальные образования <адрес>, в бюджетах которых доля дотаций из республиканского бюджета и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающим расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные Правительством <адрес> нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

Судом установлено, что муниципальное образование «<адрес>» входит в перечень муниципальных образований Республики Ингушетия, которые являются дотационными в течение двух из трех последних финансовых лет. Доля дотаций и дополнительных нормативов в бюджете муниципального образования в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышает 5 процентов доходов местного бюджета, что подтверждается приказами Министерства финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, ДД.ММ.ГГГГ-п, ДД.ММ.ГГГГ-п, ДД.ММ.ГГГГ-п.

Данное обстоятельство также подтверждается соглашениями о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования <адрес>, заключенными Министерством финансов <адрес> и администрацией муниципального образования «<адрес>» в соответствии со ст.136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных образований Республики Ингушетия» в 2021 – 2023 годах.

С учетом приведенных положений действующего законодательства МО «<адрес>», как дотационное, получающее межбюджетные трансферты, муниципальное образование, размер и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих обязано определять в пределах значений, установленных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Данное обязательство также закреплено в заключенных Министерством финансов <адрес> и администрацией муниципального образования «<адрес>» соглашениях от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования <адрес>», пунктом 2.1.2. которых предусмотрены меры, направленные на бюджетную консолидацию, предусматривающие в том числе, соблюдение муниципальным образованием нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, утвержденных Правительством <адрес>.

Как усматривается из Положения в редакции решения Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ, установленными в нем с ДД.ММ.ГГГГ предельными размерами должностных окладов и размеров окладов за классный чин в приложениях 2.1, 2.2, а также в редакции решения Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ, установленными в нем с ДД.ММ.ГГГГ предельными размерами должностных окладов и размеров окладов за классный чин в приложениях 1.1, 2.2, которое распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, значительно превышены нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, утвержденные постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч.1 ст.36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» акты высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что оспариваемое Положение об оплате труда в редакции решения Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ затрагивает права и интересы административного истца как участника бюджетных отношений и противоречит положениям ч.2 ст.136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч.2 ст.6 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О межбюджетных отношениях в <адрес>», постановлению Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем подлежит признанию недействующим в части повышения с ДД.ММ.ГГГГ предельных размеров должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих МО «<адрес>» и предельных размеров окладов за классный чин муниципальных служащих в органах местного самоуправления МО «<адрес>».

Также по вышеуказанным основаниям подлежит признанию недействующим Положение об оплате труда в редакции решения Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ, в части повышения с ДД.ММ.ГГГГ предельных размеров должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих МО «<адрес>», а также предельных размеров окладов за классный чин муниципальных служащих в органах местного самоуправления МО «<адрес>».

Суд находит несостоятельными доводы административного ответчика - администрации МО «<адрес>» о том, что оспариваемыми нормативными правовыми актами не затрагиваются права и интересы административного истца, как основанные на неправильном применении и толковании норм материального и процессуального права.

Относительно доводов административного ответчика о том, что принимая решение об увеличении предельных размеров должностных окладов Горсовет и администрация МО «<адрес>» исходили из полномочий, предоставленных представительному органу местного самоуправления действующим законодательством, а также уставом МО «<адрес>», суд приходит к следующему.

В пределах установленных Постановлением нормативов, актами органов местного самоуправления <адрес> могут быть установлены размеры должностных окладов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, что в полной мере согласуется с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и не нарушает прав органов местного самоуправления, самостоятельно устанавливающих размеры должностных окладов, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего.

Вместе с тем такое регулирование должно строго соответствовать нормам установленным законодательством Республики Ингушетия и требованиям федерального законодательства.

Определяя дату, с которой следует признать недействующим Положение об оплате труда в редакции решений Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в абзаце третьем п.38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которым если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Правительства <адрес> удовлетворить.

Признать Положение об оплате труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>», в редакции решения Городского Совета депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Положение об оплате труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>», утвержденное решением Городского Совета муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ» в части повышения с ДД.ММ.ГГГГ размеров должностных окладов депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» и размеров окладов муниципальных служащих за классный чин полностью, противоречащим части 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления» и не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Признать Положение об оплате труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>», в редакции решения Городского Совета депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в Положение об оплате труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>», утвержденное решением Городского Совета муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, в части повышения с ДД.ММ.ГГГГ размеров должностных окладов депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» и размеров окладов муниципальных служащих за классный чин полностью, как несоответствующие положениям части 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления» противоречащим части 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления» и не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном печатном издании городского Совета муниципального образования «<адрес>» - информационно - аналитической газете столицы <адрес> и на официальном сайте муниципального образования «<адрес>» в сети интернет.

Мотивированное решение будет изготовлено в течение десяти дней.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий

С подлинного за надлежащей подписью

верно:

Судья Верховного суда

Республики Ингушетия ФИО12