Дело № 3а-164/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2019 г. г. Махачкала
Судья Верховного суда Республики Дагестан Гомленко Н.К., при секретаре судебного заседания Галимове А.М.,
с участием представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО5, представителя административного истца ФИО1 – ФИО8 (доверенность в деле),
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Махачкале административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 в лице представителя ФИО8 (доверенность л.д.13) обратился в Верховный суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением о восстановлении срока для обращения в суд и об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков:
- с кадастровым номером 05:40:000090:34 площадью 4285 +/-23 кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под производственную базу и офис, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов;
- с кадастровым номером 05:48:000061:1779 площадью 5469 кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, возле территории базы СМУ-5, относящейся к категории земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для содержания и обслуживания производственной базы, для прочих объектов лесного хозяйства.
В обоснование иска ссылался на то, что указанные земельные участки принадлежат ему на праве собственности, они поставлены на государственный кадастровый учет <дата>, кадастровые стоимости земельных участков по состоянию на <дата> установлены:
- с кадастровым номером 05:40:000090:34 в размере 9146332, 5 руб.;
- с кадастровым номером 05:48:000061:1779 в размере 8773260, 42 руб.
Кадастровая стоимость установлена в целях налогообложения, поэтому завышенная кадастровая оценка земельных участков нарушает права и интересы истца. Согласно представленного отчета оценщика ФИО4, рыночная стоимость земельных участков: - с кадастровым номером 05:40:000090:34 составляет 3937 4865 руб.;- с кадастровым номером 05:48:000061:1779 составляет 4656 307 руб.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО8 в судебном заседании заявленные административные исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, установленной оценщиком ФИО6:
- земельного участка с кадастровым номером 05:40:000090:34 в сумме 3937 4865 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 05:48:000061:1779 в размере 4656 307 руб.
От исковых требований в части обязать ответчиков внести новые сведения о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастровый реестр представитель ФИО8 отказался, отказ принят судом.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Дагестан ФИО5 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать.
Административный истец ФИО1, представители Управления Росреестра по РД, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», администрации г. Махачкалы и администрации <адрес>, извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, поэтому административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца и административного ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований представителя административного истца ФИО1
Как следует из материалов дела, административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежат земельные участки:
с кадастровым номером 05:40:000090:34 площадью 4285 +/-23 кв.м., расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>, относящийся к категории земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – под производственную базу и офис, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов;
- с кадастровым номером 05:48:000061:1779 площадью 5469 кв.м., расположенный по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, возле территории базы СМУ-5, относящейся к категории земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для содержания и обслуживания производственной базы, для прочих объектов лесного хозяйства.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснений Пленума Верховного суда Российской Федерации в постановлении от <дата> N 28 « О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости» (п.8), «согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен».
Согласно объяснениям представителя Правительства Республики Дагестан ФИО5, кадастровая оценка спорных земельных участков, установленная на дату - <дата>, вновь не устанавливалась, поэтому срок для обращения в суд административному истцу ФИО1 следует восстановить.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <дата> следует, что в отношении принадлежащих ФИО1 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000090:34 в размере 3937 4865 руб., земельного участка с кадастровым номером 05:48:000061:1779 - в размере 4656 307 руб.
Основанием внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от <дата>№ «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан».
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III. 1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Статья 24.18. указанного Федерального закона предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Представитель ФИО1- ФИО8, ссылаясь на указанные нормы права, обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих истцу земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на <дата>
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата>№ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата>№), при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Согласно материалам административного дела, принадлежащие ФИО1 земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера соответственно <дата> и <дата>, однако датой определения кадастровой стоимости принадлежащих истцу земельных участков является дата формирования перечня объектов недвижимости – <дата>.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В подтверждение заявленных административных исковых требований административным истцом представлены в суд отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков от <дата>, составленные оценщиком ФИО4, согласно которым рыночная стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером 05:40:000090:34 площадью 4285 +/-23 кв.м., составляет 3937 486 (л.д. 54);
- с кадастровым номером 05:48:000061:1779 площадью 5469 кв.м., составляет 4656 307 (л.д. 113).
При исследовании отчетов оценщика ФИО4 возникли сомнения в их объективности, соответствии отчетов требованиям ФСО и закону «Об оценочной деятельности» в части подбора аналогов исследуемому земельному участку, их месторасположению, характеристикам участков, поправочным коэффициентам, в связи с чем отчеты оценщика ФИО4 не могут быть признаны допустимыми доказательствами.
Для выяснения этих вопросов определением суда от <дата> по ходатайству представителя Правительства Республики Дагестан ФИО5 назначена экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО АК «Цестрис-Аудит» (л.д.151-153).
В соответствии с заключением судебного эксперта ООО АК «Цестрис-Аудит» ФИО6№/Э от <дата>, рыночная стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером 05:40:000090:34 площадью 4285 +/-23 кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>, составляет 5051 972 (пять миллионов пятьдесят одна тысяча девятьсот семьдесят два) руб. по состоянию на <дата>
- с кадастровым номером 05:48:000061:1779 площадью 5469 кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, возле территории базы СМУ-5,составляет 5354 698 (пять миллионов триста пятьдесят четыре тысячи шестьсот девяносто восемь) руб. по состоянию на <дата>.
Исследованием указанного заключения эксперта установлено, что для определения рыночной стоимости оцениваемых земельных участков был использован сравнительный подход, при котором по трем подобранным исследуемым земельным участкам аналогов, наиболее соответствующим исследуемым земельным участкам, с применением соответствующих корректировок и по состоянию на дату определения кадастровой стоимости – на <дата>, установлена рыночная стоимость исследуемых земельных участков:
- с кадастровым номером 05:40:000090:34 в размере 5051 972 (пять миллионов пятьдесят одна тысяча девятьсот семьдесят два) руб.
- с кадастровым номером 05:48:000061:1779 в размере 5354 698 (пять миллионов триста пятьдесят четыре тысячи шестьсот девяносто восемь) руб.
Лица, участвующие в деле, ходатайства о допросе эксперта ФИО6 не заявили. Представитель ФИО1 – ФИО8 с выводами эксперта согласен. Доказательств, опровергающих выводы судебного эксперта, стороны не представили.
Оценивая заключение эксперта ФИО6 по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прихожу к выводу, что выводы эксперта ФИО6 являются обоснованными и достоверными, в связи с чем, заключение эксперта является допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость принадлежащих административному истцу ФИО1 земельных участков по состоянию на <дата> в размере:
- с кадастровым номером 05:40:000090:34 в размере 5051 972 (пять миллионов пятьдесят одна тысяча девятьсот семьдесят два) руб.
- с кадастровым номером 05:48:000061:1779 в размере 5354 698 (пять миллионов триста пятьдесят четыре тысячи шестьсот девяносто восемь) руб.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата>№, если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы заключения эксперта ФИО6 от <дата>, административным истцом и административным ответчиком в суд не представлено, ходатайства о назначении по делу дополнительных или повторных экспертиз не заявлены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления ФИО1 об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков в размере, установленном заключением судебного эксперта от <дата>.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата>№, понесенные административным истцом по делу судебные расходы по оплате государственных пошлин в сумме 600 руб., подлежат взысканию с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, т.е. с Правительства Республики Дагестан.
Руководитель ООО «Аудиторская Компания «Цестрис-Аудит» ФИО7-Н. обратился с заявлением об оплате расходов на проведение судебной экспертизы в сумме 46 000 (сорок шесть тысяч) руб., приложив счет на оплату денежных средств.
В соответствии с положениями статьи 109 ГПК РФ указанные расходы подлежат взысканию с Правительства Республики Дагестан в пользу ООО «Аудиторская Компания «Цестрис-Аудит».
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Верховного суда Республики Дагестан
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Восстановить административному истцу ФИО1 срок для обращения в суд как пропущенный по уважительной причине.
Установить кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих на праве собственности ФИО1:
- с кадастровым номером 05:40:000090:34 площадью 4285 +/-23 кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – под производственную базу и офис, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, в размере 5051 972 (пять миллионов пятьдесят одна тысяча девятьсот семьдесят два) руб. по состоянию на <дата>;
- с кадастровым номером 05:48:000061:1779 площадью 5469 кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, возле территории базы СМУ-5, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для содержания и обслуживания производственной базы, для прочих объектов лесного хозяйства, в размере 5354 698 (пять миллионов триста пятьдесят четыре тысячи шестьсот девяносто восемь) руб. по состоянию на <дата>.
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 600 руб.
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу ООО «Аудиторская Компания «Цестрис-Аудит», расположенного в г. Махачкале, <адрес>, расходы на проведение судебной экспертизы в сумме 46 000 (сорок шесть тысяч) руб.
Решение суда в части взыскания судебных расходов на оплату государственной пошлины и на проведение судебной экспертизы подлежит исполнению Министерством финансов Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд апелляционной инстанции через Верховный суд Республики Дагестан.
Решение суда в окончательной форме изготовлено <дата>
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Гомленко Н.К.