НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 02.06.2022 № 3ГА-513/2022

дело №...га-№.../2022

Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

адресдата

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хамидуллиной Э.М.,

при секретаре судебного заседания ФИО1,

с участием прокурора ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Нефтехимическая транспортная компания» к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам о признании недействующим пункта 54.1 Порядка определения (установления) предельных максимальных цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта на территории Республики Башкортостан, утвержденного приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам №... от дата,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Нефтехимическая транспортная компания» (далее - ООО «НХТК») обратилось в суд с административным исковым заявлением в Верховный Суд Республики Башкортостан к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам о признании недействующим пункта 54.1 Порядка определения (установления) предельных максимальных цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта на территории Республики Башкортостан, утвержденного приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам №... от дата.

В обосновании требований указав, что ООО «НХТК» на территории Республики Башкортостан оказывает транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях (далее - услуги ПЖТ). Для целей оказания услуг ООО «НХТК» арендует у Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан железнодорожный путь на основании договора от дата № НХТК 4008 753. Ценааренды определена на основании оценки рыночной стоимости, как это предусмотрено Порядком оформления прав пользования государственным имуществом Республики Башкортостан и об определении годовой арендной платы за пользование государственным имуществом Республики Башкортостан, утвержденного Правительством Республики Башкортостан от дата№....

На территории Республики Башкортостан применяется государственное регулирование цен (тарифов) на услуги ПЖТ. Данное регулирование основано на положениях Указа Президента Российской Федерации от дата№... «О мерах по упорядочению государственного регулирования тарифов», постановления Правительства Российской Федерации от дата№..., постановления Правительства Республики Башкортостан от дата№....

Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам установил ООО «НХТК» тариф на услуги ПЖТ (постановление от дата№...). При этом исключил расходы по аренде железнодорожного пути, указанного в п. 6. Комитет указал, что поскольку по правилам бухгалтерского учёта в отношении государственного имущества амортизация и налоги не начисляются, то затраты по аренде не могут быть учтены в тарифе. В этой связи ООО «НХТК» полагает, что п. 54.1 Порядка №... противоречит п. 1 ст. 1, ст. 2, ст. 124 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2.1.3 Постановления №..., принципам ценообразования в иных регулируемых сферах (по аналогии) в той мере, в которой допускает возможность исключения из расчета необходимой валовой выручки всяких затрат по аренде имущества даже тогда, когда имеютсяобъективные препятствия к выделению амортизационных отчислений иобязательных платежей (налог на имущество); не содержит обязанности самостоятельно определить размер амортизации и обязательных платежей (налога на имущество), относящихся к арендуемому имуществу публично-правового образования. Кроме того, оспариваемый п. 54.1 Порядка №... нарушает права и законные интересы ООО «НХТК», поскольку не позволяет компенсировать через тариф часть экономически обоснованных затрат, возникающих в связи с оказанием потребителям услуги ПЖТ (в том числе право на осуществление предпринимательской деятельности, право на уважение собственности).

В соответствии с конституционным принципом юридического равенства (конкретизацией которого выступает принцип равенства всех участников гражданско-правовых отношений), однородные по своей природе отношения должны регулироваться одинаковым образом. Соблюдение указанного принципа, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

В этой связи не имеет разумного оправдания придание п. 54.1 Порядка №... смысла, при котором допускается дифференциация объема прав регулируемых организаций на учет расходов по аренде в зависимости от выбранного собственником (публично-правовым образованием) способа введения в гражданский оборот имущества, с помощью которого осуществляются регулируемые виды деятельности.

Так, имущество публично-правовых образований может быть введено в оборот путем закрепления за юридическими лицами (распределенное имущество), либо участвовать как нераспределенное, т.е. составляющее казну публично-правового образования.

В первом случае появляется объект налогообложения налога на имущество и подлежит применению общий правовой режим (в том числе, не исключается начисление амортизации на объекты, созданные за счет бюджетных средств), во-втором случае этого не происходит, поскольку публично-правовые образования никогда не могут быть налогоплательщиками (в том числе, по той причине, что в силу свой специальной правоспособности не входят в объем понятия «организации», данного в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Между тем, независимо от того, как публично-правовое образование учитывает имущество, оно в любом случае несет расходы на ремонт и восстановление (обновление) имущества (ст. ст. 210, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В этом смысле экономическое содержание амортизационных отчислений состоит в формировании у собственника денежной массы (фонда) для покрытия расходов на восстановление и (или) ремонт изнашиваемого имущества. Поэтому собственно особенности ведения учета имущества (бухгалтерского и налогового) не могут отменить того факта, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан понесет расходы на восстановление железнодорожного пути, а, значит, не должно лишать ООО «НХТК» возможности учесть эти расходы в составе регулируемого тарифа.

Обоснованный размер тарифа не может зависеть от правил ведения учета (бухгалтерского, налогового), если лежащие под ними экономические отношения по сути остаются неизменными. Отношения не могут быть поставлены под случайное условие, каким образом имущество публично-правового образования введено в оборот.

В соответствии с п. 3 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, если цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

Данная норма императивна и предлагает механизм восполнения цены на тот случай, когда сведения о ней невозможно получить из условий договора. Норма применяется независимо от сферы деятельности и условий функционирования рынка. Она в полной мере распространяется на правоотношения с участием регулируемых организаций (напр., использование регулируемыми организациями в расчетах с потребителями тарифов, установленных для других регулируемых организаций или на другой период регулирования, расценивается в определенных случаях как применение цены, которая при сравнимых обстоятельствах взымается за аналогичные товары, работы, услуги).

Аналогичный механизм восполнения данных о цене лежит в основе государственного регулирования цен методом сравнения аналогов.

Метод сравнения аналогов на основе эталонов используется в иных регулируемых сферах и применяется, например, при расчете сбытовых (регулируемых) надбавок гарантирующих поставщиков. При определении необходимой валовой выручки гарантирующих поставщиков учитываются эталонные затраты на аренду недвижимого имущества, сгруппированные по субъектам Российской Федерации.

Порядок №... предоставляет Комитету полномочия в определенных случаях восполнять данные о расходах регулируемых организаций, в том числе на основе анализа расходов организаций, осуществляющих аналогичную деятельность (п. 44, 55 и 46). Однако нормативный акт не учел про данный подход в вопросе определения экономически обоснованных затрат на аренду.

Оспариваемый п. 54.1 Порядка не обязывает регулирующий орган самостоятельно определить амортизационные отчисления и обязательные платежи (налог на имущество), в тех случаях, когда регулируемый субъект объективно не может выделить их в арендной плате.

На основании изложенного, административный истец просит признать недействующим п. 54.1 Порядка определения (установления) предельных максимальных цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта на территории Республики Башкортостан, утвержденного приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам №... от дата, как не соответствующий п. 1 ст. 1, ст. 2, ст. 124 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2.1.3 постановления Правительства Республики Башкортостан от дата№....

Согласно части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле об оспаривании нормативного правового акта, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также неявка представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной.

Представитель ООО «НХТК» по доверенности ФИО3 в судебном заседании просил административное исковое заявление удовлетворить.

Представители Государственного комитета по тарифам Республики Башкортостан ФИО4 в судебном заседании просили в удовлетворении требований отказать, указав, что оспариваемое постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам принято в пределах компетенции уполномоченного органа и в соответствии с процедурой принятия решений, нарушений действующего законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регламентирующих действия госоргана по принятию нормативного акта Госкомитетом не нарушены и исполнены в пределах компенсации и норм права.

Выслушав стороны, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от дата№... "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительство Российской Федерации определяет с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждает перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от дата№... "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвердило Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в числе которых указаны транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Вместе с тем федеральный законодатель, предоставляя органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право вводить государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях хозяйствующими субъектами, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, не установил каких-либо правил такого регулирования, то есть отнес к компетенции региональных органов власти не только установление цен (тарифов) на такие услуги (фиксированных или предельных), но и определение порядка их установления, разработки методов и методик расчета таких цен (тарифов).

В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от дата № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№... «О мерах по совершенствованию регулирования цен (тарифов) в адрес» установлен порядок регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги в адрес и утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товары народного потребления, работ и услуг, цены ( тарифы) на которые регулируются органами исполнительной власти Республики Башкортостан.

В соответствии с постановлением Правительство Российской Федерации от дата№... "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№... «О мерах по совершенствованию регулирования цен (тарифов) в адрес» и постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№... «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам» Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам приказом №... от дата утвержден Порядок определения (установления) предельно максимальных цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, на территории Республики Башкортостан (далее Порядок) Данный приказ зарегистрирован в Госкомитете по делам юстиции дата№....

При рассмотрении дела установлено, что дата между Акционерным обществом «ПОЛИЭФ» (арендатор) и ООО «НХТК» (субарендатор), по согласованию с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» (арендодатель) заключен договор № НХТК 4008 753 о передаче объектов государственного нежилого фонда в субаренду без права выкупа, согласно которому ООО «НХТК» принимает во временное владение и пользование объект государственного нежилого фонда: сооружение (железнодорожный подъездной путь), расположенный в адрес, для использования в целях: производственная деятельность.

Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от дата№... установлена предельная максимальная цена (тариф) на транспортную услугу по подаче и уборке вагонов, оказываемую на подъездных железнодорожных путях необщего пользования ООО «НХТК» потребителям на территории городского поселения адрес Республики Башкортостан.

Затраты на аренду объектов железнодорожных путей, переданных в субаренду по договору, определены Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам исходя из амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств и обязательных к сумме уплате налогов в расчете на год.

Пунктом 54.1 Порядка определения (установления) предельных максимальных цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта на территории Республики Башкортостан, утвержденного приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам №... от дата установлено, что если основные средства переданы организации на условиях аренды в соответствии с договором, то размер арендной платы не должен превышать суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств и обязательных к уплате налогов в расчете на год (т. 1 л.д. 74).

В соответствии с пунктом 94 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от дата N 157н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, изданного с учётом требований данной Инструкции и законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учёта, утвержденным Приказом Минфина России от дата N 157н, недвижимое и движимое имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, является нефинансовыми активами и к объектам основных средств в целях бюджетного учёта не относится.

Пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесённое в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 данного Кодекса.

Согласно письменного сообщения ГКУ «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» от дата по договору № НХТК.4008 753 о передачи объектов государственного нежилого фонда в субаренду без права выкупа от дата за 2021 год по объекту: сооружение (железнодорожный подъездной путь), протяженностью 20 770 м, кадастровый №..., расположенный по адресу: адрес, стация Благовещенская, ГКУ «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» не начисляет амортизацию на объекты, входящие в состав казны Республики Башкортостан

Поскольку амортизация не начислялась, налог на имущество собственником имущества не начислялся и не уплачивался и, соответственно, не включались расходы в арендную плату, размер тарифов правомерно рассчитан органом регулирования.

В части требований отсутствия в п. 54.1 Порядка обязанности тарифного органа самостоятельно определить размер амортизации и обязательных платежей (налога на имущество), относящихся к арендуемому имуществу публично-правового образования административный истец ссылается на решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от дата № ВАС-6446/13, приводя при этом не полную ссылку решения.

Из решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от дата № ВАС-6446/13, следует, что общество ссылается на то, что в ситуации, когда арендодатель не обязан в силу закона выделять сумму амортизационных отчислений в составе арендной платы и налог на имущество, в отсутствие такого разделения арендатор лишается возможности учесть эти суммы в составе расходов. Между тем применение положений оспариваемой нормы в таких ситуациях не исключается. Более того, отсутствие информации о сумме амортизационных отчислений и налога на имущество не освобождает регулирующий орган от обязанности истребовать ее у органов местного самоуправления, иных лиц, владеющих этой информацией, а также определить их размер, используя предоставленные ему Основами ценообразования полномочия (в частности, пунктом 29). Проверка правомерности решения регулирующего органа выходит за рамки настоящего дела и осуществляется в отдельном порядке.

Публично-правовые образования в силу действующего порядка, описанного выше, не начисляют амортизацию, сумма амортизационных отчислений отсутствует, налог на имущество не начисляют и не уплачивают в бюджет. Поскольку амортизация не начислялась, налоги на имущество собственником имущества не уплачивались и, соответственно, не включались в арендную плату, утверждение, что субъект объективно не может выделить их в арендной плате, не соответствует действительности, так как они отсутствуют.

Нормативный правовой акт, на федеральном уровне устанавливающий порядок и методику расчета цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях хозяйствующими субъектами, в Российской Федерации не принят, но Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата№... (статья 44), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата№... (статья 45), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата№... (статья 28), определено, что расходы на аренду определяются органом регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Согласно части 6 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия прав)

Регулирование Основами ценообразования состава включаемых в необходимую валовую выручку расходов, связанных с арендой имущества, не противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации об аренде и статьям 421 и 424 данного Кодекса, поскольку не ограничивает заключение регулируемыми организациями с собственниками договоров аренды и определение сторонами такого договора размера платы за пользование и владение имуществом. Исполнение арендатором обязательств по оплате арендных платежей, не обеспеченных компенсацией включенных в необходимую валовую выручку на основании оспариваемой нормы расходов в составе тарифа, относится к рискам, связанным с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, определение понятия которой содержится в пункте 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этой связи положения статей 421 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляют сторонам договора аренды возможность определить с учетом положений оспариваемой нормы размер арендной платы, наиболее отвечающей интересам сторон.

На основании изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного искового заявления ООО «НХТК».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований ООО «Нефтехимическая транспортная компания» к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам о признании недействующим пункта 54.1 Порядка определения (установления) предельных максимальных цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта на территории Республики Башкортостан, утвержденного приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам №... от дата - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в адрес.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п Э.М. Хамидуллина

Копия верна:

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Э.М. Хамидуллина